Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер.
Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. cartel – карта, свиток бумаги).
слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Женщина стала главным объектом искусства. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. ниже). А. С. Пушкин в Арапе Петра Великого писал, что в период Регентства нравственность гибла, а государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. На полу — ковер мануфактуры Обюссон.
За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся).
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
(см. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо.
Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Приложение 5). Мебель изящна и легка.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Кроме фарфора— в моде серебро.
Он не скрывает театрального приема в композиции. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Эти ассоциации усиливались большим количеством фонтанов и бассейнов, расположенных в парках. Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург.
Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
«Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля. Однако до середины XIXв. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан. Живопись Фрагонара достигает порой предельной изощренности и чувственной красоты, но одновременно в ней начинают звучать новые лирические и мечтательно-романтические ноты.
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. На карманах— огромные клапаны. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. «осколки раковины». В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806 -20 — Рим, 1820 -24 — Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля.
Париж. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Его творчество начала 60-х гг.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. интенсивно и многогранно художник пробует себя в различных жанрах, чтобы сохранить в будущем только органичные своему таланту. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Заправляли французскими салонами женщины именно они создавали среду, в которой формировалась новая аристократическая культура с собственным языком — изящным, галантным и ироничным. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Старая Пинотека, Мюнхен. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг.
В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема.
предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц.
Маркиза щедро отблагодарила художника. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. (до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр.
Так изменились критерии физической красоты. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде.
мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
И все это – галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы – разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня – богиня Флора. Изящностью отделки и тонкостью прорисовки орнаментов он превосходит все известные образцы французского Рококо. Антуан Ватто. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Модным словом становится bagatelle (фр.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». По рисункам Буше изготавливали каминные экраны, канделябры, фарфоровые фигурки на мануфактуре в Севре. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Налицо повальное увлечение т. н. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Лувр. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. В 70-е гг. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Сюжет пьесы сводится к следующему.
bagatelle — безделица, пустяк). Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях.
На рукавах были широкие обшлага. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет).
трансформировалась в Большом стиле в эмблему Короля Солнце, но оставалась классически симметричной. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. В конце 70-х и в 80-е гг. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Волнообразный декор изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. В 1721г. Меняется и формальный строй его работ. по документу из РГИА). Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
По иронии судьбы Кювийе был карликом и в его творчестве, как в кривом зеркале, отразились все причуды стиля рокайля. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Госпожа де Помпадур. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж.
Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. И здесь рококо ждало открытие. Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Назначив его директором Гобеленовой Франсуа Буше.
Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В 1754г. Приложение 1). Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). mise-en-abme — положения в бесконечности). Приложение 6). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
в Петербурге. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета.
– рококо в его французском варианте, т. е. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже).
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества.
Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. Около 1800 года. Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко.
К тому же сама падуга с десюдепортами, весьма неудобного формата для живописца, усложнена множеством рокайлей. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Москва ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780 -1867), французский живопиец и рисовальщик. В 80-е гг. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
За стилем барокко следует стиль рококо. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. chinoiserie – китайщина). В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных. — Нескромные сокровища Д. Дидро.
Иллюзия торжествует.
Стилю Рококо 1730—1740-хгг.
В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта дАржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картины Фрагонара конца 70-х гг. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. В художественном отношении картина написана блестяще. В конце 70-х гг. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В 1726г.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет.
Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Под него надевали камзол.
Видным художником является Пьетро Лонги. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Жиль. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. в Майссене). Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Франсуа Буше. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). Фрагонар. Прерванный сон.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
В конце 60-х гг. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. На рубеже XVIII-XIX вв. В России в начале XIXв.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. художник лишается и заказчиков и славы.
В 1780-е гг. В 90-е гг. китайщиной – шинуазери (от фр. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Европейское искусство рококо переносит нас в мир вымысла изысканности, утонченности, театральности и ярких переживаний.
В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Roc). Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак. Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Приложение 8). Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного извивающегося. Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сценка откровенно театральна. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Ф. Бертен», 1832). пустяк, безделушка).
Многие его листы посвящены портретным образам – автопортреты изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей.
Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами).
Музей имени Пушкина. Чаще всего художник писал знатных лиц. Особую роль стали играть зеркала. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода.
Сторонник Рококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению в Испании. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо – способствовал распространению данного стиля в Испании.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа).
Портрет художника Энгра. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий).
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. 1756 г. мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Луи Давид. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Если другие исторические стили рождались в архитектуре и даже более того — на основе кардинальных изменений архитектурной конструкции, как, например, Готика, Классицизм, Барокко, Неоклассицизм и лишь затем распространялись на другие виды искусства, то стиль Рококо является исключением. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Остров Цитера обретает космические очертания. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Новые веяния проникли в Академию. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ).
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Натье, Ф. Буше, Ж. О. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Существуют сведения о том, что в XVIIIв. Рококо – стиль, основанный на детали. 1721.
Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления.
С 1759г. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Но теперь её форма резко изменилась. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. стиль Людовика XV.
Мейссонье. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Действительно, содержательная основа стиля демонстрирует быстрое измельчание: от искренней чувствительности и тонкой поэзии картин Ватто к наигранной чувственности искусства Буше и, наконец, к невыносимо сладкой сентиментальности невинных девушек в изображении Ж. Б. Грёза.
Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. Стиль французского Рококо имел классическое значение для региональных разновидностей, сложившихся в то же время за пределами Франции. Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. В светских сюжетах намеренно выбирали ситуации, которые могли послужить поводом, как бы невинным, для эротики, например Прекрасные возможности качелей. Фрагонара).
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
.