18 марта 2015 года в Главном штабе в рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка одной картины – «Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт».
Одна из картин Эль Греко – Апостолы Петр и Павел. Розы в китайской вазе. Яблоки и цветы. Музей изящных искусств, Руан (Muse des Beaux-Arts de Rouen). Первоначально оба полотна украшали лестницу в особняке.
По-видимому, во второй половине 1880-х годов супругам Шарпантье захотелось «подновить» панно, что, однако, привело к отходу от авторской цветовой гаммы. Частная коллекция. 1876 год. Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар были большими друзьями, часто вместе работали на пленэре. Букет цветов.
Теплый летний колористический регистр подчинил себе все параметры живописи «Бала». Частная коллекция. Ваза с розами, 1919 год. Натюрморт с букетом и веером.
1898 г. Музей Оранжери, Париж. Портрет из коллекции ГМИИ им. 1864 год.
Цветы в вазе, 1901 год. Но это не совсем правильно. Музей Метрополитен. Варжемон (Wargemont) – замок XVIII века во Франции, расположен в муниципалитете Дершини (Derchigny), в 150 км от Парижа и в 60 км от Руана. На картинах Ренуара всегда праздник, всегда солнце и все всегда в цвету.
Отказ от чёрной краски – тоже отличительная черта данного стиля. Букет перед зеркалом. Цветы и кошки (Герань и кошки), 1881 год, Частное собрание. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Его стиль стал более экспрессивным. Частная коллекция. Пионы.
Скорее всего, девушка хорошо знает художника. Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Натюрморт, Розы перед синей занавеской, 1908 год, Коллекция Gangnat, Париж. 1880-1881 гг.
Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты. 1895-1896 гг. Частная коллекция.
Частная коллекция. Композиции с лестницей должны были представить обобщенные образы современных парижан. Частная коллекция. Ренуар писал ее для выставки и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком.
Натюрморт с фуксиями. 1880-1882 гг. Речь идёт о Даме в голубом. Много лет произведение выставлялось как Лютнистка. Букет роз 1883 год. Музей изобразительных искусств, Бостон, США. Было заменено также и платье этой дамы. Они стали делать акцент не на форме, цвете, социальной направленности или морали.
1900 год. На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. В последние годы своей жизни Ренуар полюбил розы и писал их очень часто. Художник приходил в Мулен после трех и уходил, когда спадало дневное веселье, после шести. За всю историю оно покидало музейные стены считаные разы. Ваза с хризантемами.
Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения синий чулок. Хризантемы, 1881-1882 гг., Институт Искусств, Чикаго. Букет цветов. Firmenich), Женева. Сад в Фонтене (Fontenay), 1874 год. Цветы, 1901 год. Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг.
Музей искусств, Индианаполис, США. Санкт-Петербург. 1874-1875 гг. 1890 г., Музей Орсэ, Париж. Частная коллекция. Аронник и растения в теплице.
Импрессионисты вынуждены были искать новые способы изображения. Частная коллекция. 1871 год.
Частная коллекция. Весенние цветы. 1909-1913 гг. 1890 г. Музей Орсэ, Париж. На это ушло 12 лет.
Частная коллекция. Ода цветам (по Анакреонту), 1903-1909 гг., Музей Орсэ, Париж. Девушка на скамейке, 1875 год, Частная коллекция. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Вообще импрессионисты старались изображать жизнь как череду праздников. Среди наследия Ренуара есть несколько десятков натюрмортов с цветами. Во время Второй мировой войны была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счет репараций долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и впервые была показана публике лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства2 с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 408)3. В музейную сокровищницу она попала в 1912 году из коллекции егермейстера Хитрово. 1900 год.
Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Женщин, девушек и детей художник изображал с большой любовью. Частная коллекция. Похоже, художник рассказывает что-то интересное.
Букет роз, 1890-1900 гг. Частная коллекция Андре Фирмениха (Andr. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. Государственный Эрмитаж. Частная коллекция. 1879 год.
1875 год. Ренуар принимал участие в реставрации интерьера первого этажа замка Варжемон. Корзина с цветами. Здесь она – сама женственность и изящество.
Букет, 1900 год. В ранние годы Ренуар писал картины в академическом стиле. Нью-Йорк.
Яблоки в мифологии – плоды с Древа познания. Они совершенны, как и все, что писал Ренуар. На заре импрессионизма к нему относились с пренебрежением. Ренуар писал эту картину под впечатлением живописи Сезанна. Розы.
1869 года. Упавший зонтик (Перевернутый зонтик), ок. Картина Ренуара «Девушки за фортепиано» в нескольких вариантах хранится в разных музеях мира. Ваза с цветами.
Художник поправил линии и сделал их чёткими, с ярко выраженными границами. Гладиолусы, ок. Частная коллекция. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план. В картинах «возродились» не только чистые тона, но и свет, особым образом одухотворяющий краски двух композиций. Частная коллекция.
1878 год. 1910-1917 гг. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. Ренуар постарался сказать об этом, воспроизводя не только главную лестницу особняка, но и такую «опознавательную» деталь, как японский веер. Она даже забыла про свою новую шляпу-шарлотту.
Первая выставка 1874 года провалилась, а молодым художникам присвоили название «импрессионисты» как оскорбление. В мире существует пять или шесть полотен Ренуара с этим сюжетом. Конечно, они не являются главными шедеврами его творчества, но великолепны и изысканны по стилю и цветовой гамме. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария. Для «мужской» картины Ренуару позировал его брат Эдмон. Розы в вазе, 1872 год, Частная коллекция.
1878 год. Частная коллекция. Привязанность к японскому искусству сближала хозяйку дома с импрессионистами. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Летние сеансы продвигались споро, работа его «заводила» и, всматриваясь в детали «Бала в Мулен де ла Галетт», нельзя не почувствовать быстрого, уверенного бега кисти. Розы в вазе, ок.
В рамках серии выставок одной картины в Государственный Эрмитаж из Музея Орсе привезли «Бал в Мулен де ла Галетт» Огюста Ренуара. 1876 год. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете.
Сад, 1875 год. Одну из них из собрания О. Кребса, можно увидеть в Эрмитаже. Однако история шедевра драматична.
Коллекция Дюран-Рюэля (Durand-Ruel), Париж. ниже. Краски потекли.
Галерея Поля Розенберга (Paul Rosenberg), Нью-Йорк США. Частная коллекция. Цветы в вазе.
Обратите внимание, как поменялась манера письма Ренуара. 1875 год. 1890 год. Натюрморт. Данная работа – один из лучших портретов эпохи барокко.
Ваза с хризантемами. Сюжеты часто повторялись. 1884 год.
Частная коллекция. 1858 год. Музей содержит немало картин Клода Моне и Камилля Писарро, Жорж-Пьера Сёра и Альфреда Сислея, Эдгара Дега и Винсента Ван Гога. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Ваза с розами и георгинами.
При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма. Букет Хризантем. В 1945году наряду с другими «перемещенными ценностями» их перевезли в Эрмитаж, где они в течение многих лет находились в спецхране. Букет роз.
Одно бесспорно, образу апостола Павла художник придал собственные черты. Спускающаяся тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes). Натюрморт с хризантемами. Розы в вазе. Творчество доставляло ему и горести. Цветы в фаянсовом горшке, ок.
Лондонская национальная галерея. Букет Хризантем, 1883-1885 гг. Музей Орсэ, Париж. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Одна из них — Портрет актрисы Жанны Самари. Натюрморт, Музей Орсэ, Париж.
Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Букет роз в голубой вазе. Частная коллекция.
Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария. Музей Оранжери, Париж. Частная коллекция. 1892 год. Чувствуется, что сам художник был неравнодушен к изображаемым им пейзажам.
Заметим, что цветы пользовались спросом во все времена. Вид розария в Варжемоне см. За это их и осуждали современники. Шедевр является в числе первых, выполненных в технике направленного освещения.
Буйство красок, свежесть и легкость стиля передают полное ощущение присутствия. 1883-1884 гг. Цветы в вазе, ок.
Частная коллекция. Гладиолусы. Художнику пришлось снова браться за кисти и повторить свое гениальное творение. Пионы. Сбор цветов (Выбор цветов).
Знаменитые «Зонтики» – характерный пример творческих поисков Ренуара. Розы в вазе. Пятилетний мальчик одет так, как принято было одевать детей в 80-е гг.
Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. 1878 год. Женщина в саду. Розы в синей вазе.
1890 год. Картина Ренуара «Девушка в шляпе» имеет размытые очертания, мягкие, плавные линии. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. 1876-1877 гг.
Частная коллекция. 1885 год. 1870-1873 гг. 1880-1881 год. Рентгеновский анализ полотна показал, что художник несколько раз дописывал картину.
1878 год. Частная коллекция. В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо Юноша с лютней. Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала.
Импрессионизм – это, в первую очередь, дух, настроение, впечатление. Интересны и обворожительно красивы пейзажи Ренуара изображающие цветущие сады. Букет роз.
В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Букет цветов. Ваза с пионами. Она стала выражением кризиса импрессионизма, переживаемого всеми художниками этой группы.
В это время Ренуар предпочитал писать свои картины в красных и розовых цветах. Впервые работа была показана на третьей выставке импрессионистов в 1877 году, откуда перешла в коллекцию художника и маршана Гюстава Кайботта, а после его смерти в 1894 году (кстати, душеприказчиком Кайботта выступал Ренуар) поступила во владение государства – сначала была отправлена в Люксембургский музей, затем в Лувр, а с 1986 года хранится в Орсе. Над одной темой он работал по многу раз. В 1907году, после смерти супругов Шарпантье их собрание распродали: обе «картины с лестницей» приобрел немецкий собиратель Отто Герстенберг.
Частная коллекция. Букет в вазе, 1878 год. Розы в вазе.
А. С. Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. 1880 год. 1890 год. Весенний букет, 1866 год, Музей Гарвардского университета (Fogg Art Museum), Кембридж, Массачусетс, США.
В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г. ), в Музее изобразительных искусств им. Но благодаря кропотливому труду реставраторов, ее удалось восстановить. Ваза с цветами. А. С. Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г. ), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г. ). В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.
1873 год. Цветы в вазе, ок. Букет тюльпанов, 1905-1910 гг., Музей Оранжери, Париж. Мускусные розы (Roses mousseuses), ок.
Эта манера получила название "жесткого" или "энгровского" стиля. 1884 год. Букет в обертке (Букет в упаковке), 1878-1880 гг. 1879 год. 1885 г., Музей Орсэ, Париж.
Этьен Гужон изображенный на полотне, – воплощение "ренуаровского" типа ребенка. Частная коллекция. Художнику удалось передать утонченную красоту девушки, ее изысканные черты и грациозность. Парные картины «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» принадлежат к самым необычным созданиям Огюста Ренуара (1841–1919).
Букет роз в вазе, 1900 год. Картина долгое время находилась в собственности Ренуара и нигде не выставлялась, оставаясь практически неизвестной 7 декабря 1901 года была выкуплена Дюран-Рюэлем у художника за 10000 франков, через два года её за 50000 франков купил немецкий коллекционер Отто Герстенберг. Частная коллекция. 1871 год. 1895 год. Импрессионисты, как никто до них, были чувствительны к градациям света и Ренуар хотел завершить «Бал в Мулен де ла Галетт» летом, до того как начнет меняться характер солнечного освещения. Ваза с сиренью и розами. Для женщины с веером позировала, по словам Жоржа Ривьера, друга художника, некая «крупная красивая девушка, которую Ренуар завербовал однажды на площади Пигаль». 1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США.
Получил известность благодаря его владельцам – семье Берар (Berard), которые покровительствовали Пьеру Огюсту Ренуару и были заказчиками его работы. Музей Оранжери, Париж. Ужасная история случилось в прошлом веке с Данаей.
Натюрморт с анемонами, 1900 год. Розы из Варжемона (Wargemont), 1882 год, Частная коллекция. 1870 год.
Едва написанная картина чуть не была потеряна.
Анакреонт – древнегреческий поэт-лирик. В общей сложности исполнение заняло не менее трех месяцев, с конца мая до конца августа. Цветы в вазе.
Розы. Был довольно популярен в Европе в XVII-XIX веках. Частная коллекция.
Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США. Кто она, осталось неизвестным. Полотна вбирали пыль загрязнения и потемнения, попадая под защиту лака, «впечатывались» в общую структуру живописи, а следующие слои желтого лака, наносившиеся без ведома художника, портили ее еще больше. Розы и жасмин в дельфтской вазе.
Гладиолусы в вазе. Это полотно Ренуара можно отнести к околоцветочной теме.
Картину невозможно было восстановить. Частная коллекция. Частная коллекция. Венок из роз. По картинам Ренуара можно изучать историю французского букета конца XIX – начала XX веков.
1881 год. Натюрморт с анемонами, 1898 год. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Это полотно относится к так называемому Красному периоду в творчестве Ренуара (1903-1919 гг. ). 1872 г. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
1880 год. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Частная коллекция. 1864 год.