И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Выдающийся русский художник идейный вождь передвижников Иван Николаевич Крамской называл Рембрандта "великим из великих", а один из величайших сынов России Илья Ефимович Репин писал: "Рембрандт более всего любил гармонию общего и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого".
Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. «Св.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Повреждения затронули около 30 шедевра. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Берлин.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Лондон. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках". Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Лос-Анджелес.
Она отдалась ему и зачала. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. На холсте появились посторонние лица. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. По сути картина является пасторалью. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Популярность автора начинает падать. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Мы не знаем, что выражает его лицо.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Мы называем их вечными спутниками. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Эрмитаж). Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того, что картина была неровно обрезана с двух сторон. «Мартен Лоотен» (1632 год. Освободившись, умерла через год.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Народные массы ответили героическим сопротивлением. Фотограф может применить это к фотографии.
На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Амстердам. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Дрезден.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. ГМИИ им. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Санкт-Петербург. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Это – "Нищий с грелкой" (высота восемь, ширина пять сантиметров) – сидящий на корточках под деревом старик-оборванец с грелкой на коленях, старающийся собрать растопыренными пальцами лишнюю частицу тепла на коротком отдыхе между бесконечными скитаниями по дорогам в поисках корки хлеба.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Штриховая линия может передать самые разные оттенки человеческих эмоций: гнев, боль, радость, нежность и так далее. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, располагавшемся на берегу Рейна. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Так что это не был брак по расчету.
Теперь Рембрандт не успевает писать портреты. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
Краска немедленно начала пузыриться. Государственные музеи, Картинная галерея). Кроме того размер полотна поражает своими масштабами.
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. А что же случилось с Гертье Диркс. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Санкт-Петербург. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Государственный музей Амстердама.
На волне успеха мастер женился на Саскии ван Эйленбюрх (1634), дочери бургомистра города Лаувердена. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Эрмитаж). Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Лос Анджелес. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Сдержанный гнев Моисея передает и движение могучей фигуры и резко смятые складки одежды и выражение красивого властного лица, в котором есть что-то жестокое и бурно извивающиеся пряди огромной бороды.
Беззаботное время художника длилось недолго. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Ниваа. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов – в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Париж. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В нескольких вариантах существует рембрандтовский офорт "Блинщица", 1635-ый и 1640-ой годы (высота одиннадцать, ширина восемь сантиметров). Эти гравюры стремительно распродавались. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Санкт-Петербург. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Заказчики отказались принять эту картину. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Вокруг нее суетятся осчастливленные дети и только спереди двухлетний малыш в беде, так как собачонка хочет отнять у него блин.
Еще бы. Родители его были люди просвещенные. Реставрация картины длилась 12 лет. Кто они — неизвестно. Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Его восхищало и рембрандтовской освещения и блестящая техника офортов, которые он бережно копировал (Офортная копия масляной картины Рембрандта Притчи о работниках на винограднике, зарисовки отдельных личностей с офорта Рембрандта Смерть Марии). жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Рембрандт сделал большой вклад в развитие мирового реалистического искусства. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Родился он в семье зажиточного мельника. Дрезден.
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.
Нью-Йорк. Амстердам. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Один из рембрандтовских нищих в современных художественных каталогов так и называется – «В стиле Калло».
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Амстердам. Рембрандт противится и отказывается сидеть за книгами. По-видимому, он стоит на пороге смерти. 1669 год. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Через три года Рембрандт ван Рейн настолько преуспел в рисунке и живописи, что развитием его таланта занялся сам Питер Ластман, который возглавлял амстердамскую школу живописи. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину Ночной Дозор, которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества.
1643, Кассель, Картинная галерея). Влияние Рембрандта мало и украинское искусство начиная с конца 17 века (портреты Тимоша Хмельницкого и его жены Розандры, Львовский исторический музей казацкого полковника Солонины, не сохранился). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. На картине изображено более двадцати фигур. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Рембрандт стал его последним протеже. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем.
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Здесь видны особенности обоих стилей. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
В 1627 г. Рембрандт оставил Ластмана и вернулся в Лейден. Павлин на столе – символ богатства. Самая известная из картин Рембрандта. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Лондон. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Групповой портрет Урок анатомии доктора Тюльпа (1632) принес художнику успех.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Новых заказов почти не появляется. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. У этих маленьких мастеров были все достоинства и недостатки их сограждан. Пушкина).
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В портрете «Флора» (1634 год. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Рембрандт благодаря удачному браку вошел в круг состоятельных людей. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»).
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Санкт-Петербург. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Проучился он у него недолго и в возрасте 18 лет вернулся в Лейден, где открыл мастерскую с помощью местных общественных деятелей-гуманистов. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Константин Гюйгенс (секретарь принца Оранького) сделал молодому художнику заказ на картины для своего хозяина. Интересен и еще один факт. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Смерть Рембрандта была очень печальной. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Нос большой, утолщающийся книзу и к тому же маленькие сощуренные глаза. Лондон. В 1635 – 1640 –х гг. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Государственные музеи. Стефана забивают камнями 1629, Христос в Эммаусе 1629. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Художественная галерея). К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
По-видимому, это эскизная работа. В грозном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали "Завета", скульптор показал человека вулканической силы страстей. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. «Ян Сикс» (1654 год.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Морской пейзаж 1630, Автопортрет у мольберта 1628). Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. дв., 1657 и др. ).
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Москва. Сикс, Амстердам брата жены, 1654, Музей изобразительных мист. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Многие имеют овальную форму. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Вкус же крыс, кошек, собак, дохлых лошадей вряд ли мог остаться у него в памяти – во время осады мать никогда не признавалась домашним из чего готовит еду, а напротив, усиленно скрывала от них происхождение мяса, которое накладывала в тарелки.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Дрезден.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Одежда на них нарядная и экзотичная. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. В них вы видите печаль.
Они старались разобрать его жизнь год за годом, радость за радостью, несчастье за несчастьем. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Пушкина, Москва) Рембрандт превращал в психологические этюды или жанровые и мифологические картины (Автопортрет с Саскией, около 1634 – 35 лет, Дрезденская картинная галерея, Флора, 1634, Эрмитаж, Ленинград Вирсавия, 1654, Лувр, Париж). Кассель. А. С. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Пушкина, Яков благославляя сыновей Иосифа Кассель Еврейская невеста Амстердам Возвращение блудного сына, около 1668-69, Эрмитаж). Мы ощущаем и его любовь к ней и грусть. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Краски лежат на холсте густыми мазками. Между тем споры вокруг нее не утихают. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. «Возвращение блудного сына» (1666 год. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Картинная галерея).
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Государственный музей Амстердама.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Кассель. Веришь, что много говорить было не в его характере.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
А. С. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Рейксмюсеум). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Берлин.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Перед ним открывалась ужасная действительность и каждый раз он в испуге отшатывался.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Эдинбург. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Сюжет взят из Нового Завета. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Господня». В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены – и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). «Похищение Европы» (1632 год. Объясняется это просто. Тараса Шевченко называли русским Рембрандтом за темные краски. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Лондон. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Дела мельника Гарменца Герритсзоона ван Рейна идут хорошо.
Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно иногда только намеками. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Дела Рембрандта шли плохо. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Лондон. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Они темные. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Дрезден. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса.
Великие национальные художники, они сродни друг другу мятежностью своего гения, поражающей мощью интеллекта и тою великостью сердца, которую Ромен Роллан справедливо считал необходимой приметой настоящего человека, художника, героя. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Появились большие деньги и он покупает дом в Амстердаме. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов.
Рембрандт оживил композицию изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Картинная галерея). Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Рембрандт умирает годом позже. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. сохранилось мало.
Это передает отношение Рембрандта к своей матери. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Она сидит на полном ярком свету, так что видна каждая складка, каждый сдвиг кожи. Там же устраивает мастерскую и начинает собирать произведения искусства (гравюры, картины иностранных мастеров, оружие, музыкальные инструменты, редкий одежду и экзотические заморские вещи). Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
Рембрандт писал портреты родственников, близких и друзей (портрет Я. Сикс, 1654, аб. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Утрехт. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Прежде всего, многим трудно привыкнуть к несколько безобразному, некоторыми названному вульгарным, строению лица художника. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. в эрмитажной «Данае»). А. С. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Рейксмюсеум). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Государственный музей Амстердама. Им. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Сын повёрнут к нам спиной. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Евангельские сюжеты часто трактовал как сцены из жизни народа (Притча о работниках на винограднике, 1637 Святое семейство, 1645, – обе в Эрмитаже). Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Это самая известная картина Рембрандта. Можно почти с уверенностью сказать, что женщина отнюдь не невеста и не иудейка, разве что изображена в воображаемом, псевдобиблейском стиле, характерном для исторических полотен Рембрандта. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. В этот период появилось и несколько его шедевров (Автопортрет с Саскией на коленях 1636). Государственный музей Амстердама.
Встал и пошел к отцу своему. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Государственный музей Амстердама.
Роттердам. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Зато все требования заказчиков были выполнены. Выразительный рот Рембрандта всегда плотно закрыт. Я обвиняю. » (2008)12. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Париж. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя – автопортреты, как известно, нередки в его картинах. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Лион. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. После распродажи в 1657-58 гг. Базель. «Ганимед» дрезденского музея). Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Санкт-Петербург. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Их лица озарены внутренним светом.
Базель. Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Он использовался многими художниками. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). почти не сохранилось.
Мрачные раздумья переполняли сознание художника. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Картина полна нежности и сострадания. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса.
дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.