Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Самая известная из картин Рембрандта. Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Между тем споры вокруг нее не утихают.
дв., 1657 и др. ). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
«Ганимед» дрезденского музея). В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
(За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина». Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Написана она была в последние годы жизни мастера. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Интересен и еще один факт. Это самая известная картина Рембрандта.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. На холсте появились посторонние лица. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой.
Благодаря ему изобразительное искусство наполнилось реалистичностью, глубиной и жизненностью. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. в эрмитажной «Данае»).
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Новых заказов почти не появляется.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Фотограф может применить это к фотографии. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
Творчество художника передает духовную жизнь человека. 15 июня 1606 года родился Рембрандт Харменс ван Рейн – голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов».
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Картина полна нежности и сострадания. Реставрация картины длилась 12 лет. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы – и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается абсолютно другой оригинальный колорит – об этом красноречиво говорят тени – действие на полотне происходит около 2 часов дня. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. «Св. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Я обвиняю. » (2008)12. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»).
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. В них вы видите печаль. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Объясняется это просто. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Повреждения затронули около 30 шедевра. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Популярность автора начинает падать. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Интересен и еще один факт. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Краска немедленно начала пузыриться.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Заказов становилось все меньше. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). почти не сохранилось.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Реставрация картины длилась 12 лет. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Зато все требования заказчиков были выполнены. Краска немедленно начала пузыриться. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»).
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Дела шли все хуже. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Именно в этот период счастливой семейной жизни появились самые знаменитые полотна – популярность художника росла и казалось, что счастью не будет конца. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Беззаботное время художника длилось недолго. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Он использовался многими художниками.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Но их усилия оказались тщетными. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.