Рембрандт написал картину по заказу Стрелкового общества – воины решили украсить новые казармы ротными портретами и Рембрандту достался заказ на групповой портрет одной из шести рот. Одной из самых уникальных картин Рембрандта является «Венера и Амур». Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7.
Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой. Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира.
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.
Идя этим медленным, но последовательным путем, Рембрандт приходит к первому крупному произведению, написанному им в Амстердаме – картине "Урок анатомии доктора Тульпа", 1632-ой год, ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней. В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Работы Рембрандта разнообразные и по жанровой принадлежности: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. На картине мы видим Рембрандта в роли распутного блудного сына – при шпаге, в шляпе с пером, поднимающего хрустальный бокал с вином. Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях. На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Берлин.
Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Она отдалась ему и зачала. Амстердам. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Государственный музей Амстердама. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Учился плохо и хотел заниматься живописью. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Санкт-Петербург. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Дрезден. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Утрехт. Москва. Эрмитаж). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В этой картине Рембрандт решает сложную композиционную задачу: размещение большого количества людей вокруг стола. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
Художественная галерея). Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Кассель. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Но это было не так. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. В позднейшее время холст был обрезан со всех сторон, причем пострадала преимущественно левая часть, где картина лишилась нескольких фигур, а также верх, где теперь не видно завершения арки. Рейксмюсеум). Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
Фотограф может применить это к фотографии. Дела Рембрандта шли плохо.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Между тем споры вокруг нее не утихают. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. Лондон. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Рейксмюсеум). Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Базель.
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным.
Самая известная из картин Рембрандта. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Лос Анджелес. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). «Ян Сикс» (1654 год.
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. А что же случилось с Гертье Диркс. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Несколько раз написал «Святое семейство». В этой картине мы впервые вслед за Рембрандтом постигаем знание о том, что люди – при всей своей греховности – достойны изучения и привязанности. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Роттердам. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Их лица озарены внутренним светом. Рембрандт умирает годом позже.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Государственный музей Амстердама. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Берлин. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Санкт-Петербург. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В центре площади находится памятник Рембрандту. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Здесь он удачно женится на Саскии ван Эйленбюрх, которая была младшей дочерью лееверденского бургомистра. Реставрация картины длилась 12 лет. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Павлин на столе – символ богатства. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Беззаботное время художника длилось недолго. Интересен и еще один факт.
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Государственный музей Амстердама. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Пушкина). Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Базель. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Париж.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. «Мартен Лоотен» (1632 год. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. После переезда в Амстердам основные черты искусства Рембрандта сказываются со всей определенностью. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Картина полна нежности и сострадания. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Лос-Анджелес.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Амстердам.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. К этому времени утвержденные Леонардо да Винчи правила светотени, то есть искусства распределения различных по яркости тональных пятен на изобразительной поверхности в соответствии с видимостью реальных изображаемых фигур и предметов, получили дальнейшее развитие в творчестве великого итальянского художника Микеланджело де Караваджо, годы жизни 1573-1610-ый.
Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. сохранилось мало. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Дрезден. Лондон. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Лондон. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку.
Дрезден. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Многие имеют овальную форму. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Рембрандт стал его последним протеже. «Возвращение блудного сына» (1666 год. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Санкт-Петербург. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте.
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
С позиции же зрителя герои картины сгруппированы в форме пирамиды, что также является инновацией жанра. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. По сути картина является пасторалью.
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. По-видимому, это эскизная работа. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. После распродажи в 1657-58 гг.
В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью. Через год начал брать уроки живописи. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. в эрмитажной «Данае»).
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Лондон. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. На картине изображено более двадцати фигур. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Ночным дозором она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы. Объясняется это просто.
Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек).
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Нью-Йорк. Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Ниваа. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Героический стиль имеет применение лишь в больших портретах, украшающих городские ратуши – здания городского самоуправления – и общественные учреждения в память оказанных услуг. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. 1643, Кассель, Картинная галерея). Я обвиняю. » (2008)12. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Контурные линии изображаемых предметов у Ластмана извивались и так же неестественно извивались полосочки света все это придавало его работам какой-то искусственный характер и в то же время делало их четкими и законченными. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В соответствии с законом золотого сечения основные герои картины смещены в сторону относительно центра и сразу приковывают внимание зрителя, поскольку выделяются не только расположением, но и освещением.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Здесь видны особенности обоих стилей. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Презрение к окружающему миру, глубокий аскетизм, культ страданий и умерщвления плоти сливаются в этом человеке с приверженностью к неподкупной правде, с фанатичным стремлением служить людям, чтобы образумить их заблудшие души. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Санкт-Петербург. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. «Ганимед» дрезденского музея). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. дв., 1657 и др. ).
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. «Похищение Ганимеда» (1635 год. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Освободившись, умерла через год.
Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. А. С. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании.
Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Так что это не был брак по расчету. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.
В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. ГМИИ им. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Я – Иисус, которого ты гонишь. Он использовался многими художниками.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Картинная галерея).
«Св. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. А. С. Государственный музей Амстердама.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Его век был эпохой великих драматургов — Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, Мольера и прославленных живописцев — Рубенса, Веласкеса, Пуссена. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
«Похищение Европы» (1632 год. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
А. С. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Встань и иди в город, куда шел". Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Прозвучал боевой сигнал. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Лион. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. В портрете «Флора» (1634 год. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. почти не сохранилось.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Одежда на них нарядная и экзотичная.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Родился в Лейдене в семье мельника. Санкт-Петербург. Государственные музеи, Картинная галерея). Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.
В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Рембрандт поступил в Латинскую школу.
Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Картинная галерея). Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Высоко поднятые руки Андромеды прикованы к скале, склонившееся в безнадежности тело беспомощно свисает над разверзающейся под ногами зрителя пропастью. Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Рембрандт пытается уловить возвышающую поэзию в самой повседневности, найти человеческую красоту в образе некрасивой, беззащитной женщины. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Государственный музей Амстердама. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Дрезден. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год.
Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В них вы видите печаль.
Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Кассель. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Юный Рембрандт обращает свои взоры в сторону славного города Утрехта, где работает группа голландских художников, которые вошли в историю искусства Западной Европы под названием "утрехтских караваджистов". Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Формально мужчина в красной накидке справа приходится старшим братом раскаявшемуся сыну, но многие исследователи живописи предполагают, что на самом деле он сам и сидящий человек в чёрной шляпе – это те же отец и сын, только годами ранее, до впадения сына в распутство.
В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. В моде становятся жизнерадостные, красочные живописные полотна с обилием кропотливо исполненных деталей и узоров. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Бросив деньги перед приходящими в смятение семью первосвященниками на заднем плане, между колоннами, Иуда на коленях просит у них прощения, наполовину погруженный в наступающую справа мглу. Эрмитаж). Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Амстердам. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
Сюжет взят из Нового Завета. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой.
В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. В 1642 Саския умирает.
Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Краска немедленно начала пузыриться.
Государственные музеи. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Эти гравюры стремительно распродавались. Повреждения затронули около 30 шедевра.
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Композиция была нарушена. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя.
Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Популярность автора начинает падать. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Париж. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Новых заказов почти не появляется.
Господня». Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Лондон.
Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. На холсте появились посторонние лица.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Это самая известная картина Рембрандта. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Эдинбург.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Картина, на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах неземного света, писалась Рембрандтом для своего дома – сюжетом был выбран известный древнегреческий миф о красавице Данае, будущей матери победителя Медузы Персея и Зевсе-Громовержце.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Амстердам был самым крупным художественным центром.
В 1635 – 1640 –х гг. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Заказчики отказались принять эту картину. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.