Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. В 1504 году Рафаэль приезжает во Флоренцию, где в то время живут и работают великие художники Италии – да Винчи, Микеланджело.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. fornaro – пекарь). От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Он даже обвинил художника в плагиате.
На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. У ангела слева одно крыло. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 1513-1514 гг.
У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. VI). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день.
«Форнарина» (прибл. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Однако это никак не сказалось на его творчестве. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Рафаэль санти — традиционно один из самых почитаемых в россии западных художников. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Таким образом рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). И Рафаэль учится и работает.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах: на троне, парящей в небесах, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. золотых и снял для неё виллу.
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Работа датируется 1498 годом. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Этот камерный портрет действительно необычен.
Он прожил остаток своей жизни здесь. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Здесь было у кого поучиться. Сикста в Пьяченце. На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Это самый известный портрет Рафаэля. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.
Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Билеты на выставку продаются как в кассах музея, так и онлайн. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Рим не стал исключением.
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Именно такие люди изображены на его полотнах. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Совсем иначе он писал своих мадонн. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
Самым талантливым был Джулио Романо. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Директор гмии им. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения.
В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось.
Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.