Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Добившись невероятных успехов в творчестве, Рубенс стал и весьма удачливым в дипломатической службе. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
Все это тайна велика есть. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Соответствует вавилонскому Таммузу. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Родился Питер Пауль в Зигене, его отец был юристом. Коллекционирование монет началось с 14 века. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
Что касается внешнего сходства и внутреннего мира их Рубенс, в отличие от других великих мастеров, например Веласкеса, Гойи или Серова, показывал не так глубоко. И с первой женой — Изабеллой Брант (у них было трое детей) и со второй — молодой Еленой Фоурмен (пятеро детей) у Петера Пауля царили любовь и согласие. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Антверпенский период. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Рубенса отвлекала от тяжелой утраты только активная дипломатическая деятельность, предписывающая ему посещать Испанию, Англию и Голландию. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Рубенс и себя не раз писал в ней. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. В них начисто отсутствует мистика. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). В 1625г. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
По окончании учёбы в иезуитской коллегии, Филипп получает степень доктора гражданского и канонического права и становится секретарем муниципалитета Антверпена, а сам Рубенс становится пажом на службе у графини де Лялен. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). КОНТИНЕНТЫ.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Помимо самой живописи, ван Веен был автором философского трактата о живописи иллюстрировал стихи Горация, а также создавал гравюры на книжные сюжеты. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»).
Многие из его учеников стали известными мастерами. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Раннее увлечение рисованием и интерес к искусству приводят четырнадцатилетнего Рубенса в мастерскую художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо). В 1620-е гг. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Парис решил похитить Елену. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. К 1630-м гг.
В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным.
и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.
Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. По поручению герцога он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии.
Неужели она была настолько скромна. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Семья переехала в Антверпен после смерти отца, когда будущему живописцу было 11 лет.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Оттиски также называют гравюрами. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Портреты жен и автопортреты с ними — свидетельства тому. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Вследствие болезни он был практически парализован. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Легко создавал шедевры живописи. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо.
Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. и художником королей. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Среди них и его друзья — Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс и другие.
1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). искусства). Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. В 1622г. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея.
Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Площадь 301 тысяч кв. У художника была большая мастерская. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Любимов). с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ). Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Доброклонский и Н. Н. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Модель облачена в тяжелое платье с жестким корсетом, его раструбы рукавов напоминают металлический рыцарский доспех.
Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).
С наслаждением писал местные пейзажи. («Камеристка», около 1625). Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Поддерживал дружеские связи с такими известными людьми своего времени как Галилео Галилей, Торквато Тассо, Джамбатиста Гварини, Клаудио Монтеверди. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства.
Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. В его дворце находилось богатейшее собрание произведений искусства, пользовавшееся мировой известностью. Знал он семь языков, успешно выполнял дипломатические поручения.
Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Питер Пауль окончил школу иезуитов, после чего обучался художественному делу у известных мастеров Т. Верхахта, А. ван Ноорта и О. ван Вена. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ).
(Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Никулин. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображениюИзображение — предмет, рисунок изображающий кого или что-либо зрительное воспроизведение чего-либо. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. В 1629 году он побывал в Англии.
галерея Медичи в Лувре). Население 2, 1 млн. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие.
Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Луки.
В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. его творчества. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом. 1750). Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ).
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
человек (2004). Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. Возникли в 15-16 веках. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Художник дважды был женат. 1630-1640, Музей истории искусств, Вена). Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником Аннибале Иберти Кьеппио произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Его учителями по живописи были Верхахт, Тобиас, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками и Отто ван Веен (англ. )русск., состоявший художником при дворе.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Художник увлекся новым жанром — портретом. Именно ему в своем творчестве удалось передать невероятную динамичность, яркое стремление к жизни и эмоциональность барочной европейской живописи.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. 1620, Эрмитаж). 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно.
Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. В это время его уже не привлекали крупные декоративные заказы, за которые он брался только изредка. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем.
Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). 1638), одной из трех граций (ок.
В 1621г. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Соперничество кончилось трагедией.
человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник.
1594-1598). Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Нумизматика как наука возникла в 18 веке. Был вхож во многие правящие дома Европы.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Наверное, вдохновляла художника и счастливая семейная жизнь. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. галерея Медичи в Лувре). Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. В 1628г.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». км, население 58, 1 млн человек (2007). Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («АвтопортретАвтопортрет — портрет художника, выполненный им самим. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. В 1629г.
Внешне Питер Пауль Рубенс прожил блестящую жизнь. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
А над ним сияющая богиня славы. с мантуанскими друзьями», ок. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В 1620-е гг. Как выразится в XIX веке Э. Делакруа, «Рубенс сразу стал Рубенсом».