Охота в картинах художников занимает достаточно важное место. Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски.
На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. Есть картина даже на конфетных фантиках. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». На первый взгляд картина «Охотники на привале» не дает широких просторов для творчества.
Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием». Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее. На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. У отца была собака и вот таким образом собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»).
Кажется, художник выбрал тему, в которой мало что понимал. На этом история трех охотников на привале не закончилась. Было решено изучить ее более основательно. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца.
А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть. Картина «Охотники на привале», фото которой можно лицезреть в журналах или школьных учебниках, у каждого может вызвать свои ощущения. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника.
Тема охоты также часто увлекала великих художников. Задачей родителей является правильно донести до сына или дочери суть такого задания, чтобы ребенку было просто с ним справиться. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные зарисовки из своего опыта, но и разместил цикл теоретических статей об охоте.
Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Охота и рыбалка – хобби для настоящих мужчин. По неизвестно причине и смотрители.
В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». Здесь тебя всегда поймут и поддержат, здесь есть о чем поговорить, похвастаться новыми приобретениями: снастями, ружьями и прочими атрибутами процесса. А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале».
Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Учеными были выявлены поражающие факты. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим трофеи – заяц и какая-то птица.
И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. Они часто ездили на охоту по птице. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева)— пожилой, опытный охотник, видимо из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
«Что за прелесть. Это очень интересный момент.
Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Вы найдете как копии великих картин про охоту и рыбалку, так и рисунки, фотографии. Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Критик В. Стасов восхищался работой.