Должен оговориться, что в своих очерках я не касаюсь древней русской живописи, в которой известны охотничьи мотивы, например, фресок Софийского собора в Киеве, постройка которого относится к XI веку. Позже работы Рубенса обретают немного другой характер. Стая гончих, доходившая порою до 25 – 30 смычков в напуску, окруженная выжлятниками на серых конях и в ярких костюмах 15 – 30 свор борзых с борзятниками, одетыми в темные казакины, сидящими на конях темной масти обозы с поварами и провизией осенние поля и перелески, «краснеющие мерзлою листвой» перемычки, на которых притаились «на лазу» в ожидании зверя борзятники, наконец, напуск гончих в остров, порсканье доезжачего и, вдруг, как возникающая лавина, заливистый гон стаи, помкнувшей по возбудившемуся зверю.
Она называется «Кузьминки близ Москвы. Можно покататься на лыжах, снегоходе, посетить арбалетный тир, поиграть в бильярд. Тогда этот лес был славен обилием дичи и рыбы. До нас дошло несколько изображений «мертвой природы» в виде убитой дичи, относящихся к XVIII веку, работы иностранных художников, живших в России. Этот этап продолжался включительно до 1620 года.
Кузьминки в те времена были глухим медвежьим углом. Там сдавали комнаты дачникам, коммерсантам или деятелям культуры. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева)— пожилой, опытный охотник, видимо из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
Все участники охоты уезжают домой отдохнувшими, с большими яркими впечатлениями от охоты и, чаще всего, с трофеем.
Картины с изображением охоты на медведя, тетерева, львов, с собаками или с лошадьми прекрасно украсят кабинет какого-нибудь заядлого охотника или небольшой ресторан, сделанный в охотничьем стиле. Оно не исчезает ни после первого наблюдения и анализа, ни после пятнадцатого. Оба они черпали свои сюжеты главным образом в псовой охоте. Вы найдете как копии великих картин про охоту и рыбалку, так и рисунки, фотографии. Это увлечение не осталось без влияния на колорит моих стихов.
В русской живописи, как и в иностранной, охотничий жанр начался с натюрморта. Бывал там и В. Перов. В ту пору.
Охота и рыбалка – хобби для настоящих мужчин. Картины на тему охоты – это отличный подарок для настоящего добытчика, ценителя и любителя такого вида отдыха. Охота на медведя зимой».
Охота в картинах художников занимает достаточно важное место. Ее полное название говорит о близости местечка от Москвы. Так вот, картина под названием «Охота на кабана» имеет два композиционных центра, которые придают полотну наибольшей выразительности. это была страсть к охоте. Чтобы было написано это полотно, художнику далеко и ездить не требовалось.
Но колорит этих полотен, при всей его эффектности, какой-то холодный и за ним не чувствуется душевности и полотно, поражающее вас мастерством, оставляет вас равнодушным, не заставляет вас эмоционально увлечься. Во времена В. Перова там был, видимо, глухой лес. Представленная выше картина входит в цикл первой фазы изображений охоты. Это вполне понятно.
С прекрасным знанием анатомии и движений написаны лошади, собаки и люди. Смотря на портрет, хочется вспомнить примечательные слова самого поэта об его страсти к охоте: «К этой страсти к Италии вскоре присоединилась и другая.
На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. На ночлег охотники останавливались в усадьбе Голицыных.