Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн. Картина чешского художника Альфонса Мухи «Танец» является жемчужиной мирового наследия. В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос».
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Для оформления заказа и покупки репродукции картины Альфонса Мухи нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Заказать под изображением.
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Мальчик с детства хорошо рисовал. Весна, 1894 год.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Да и самого художника в Европе порой считают французом. Альфонс Мариа Муха (чеш. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Он согласился. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). «Танец» напоминает иллюстрацию к чудесной сказке или прекрасному стихотворению.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов.
Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Но это не так. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Художественное образование получает в Брно. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Близится Рождество. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Является единственным официальным музеем художника. Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин – «Славянской эпопеей». Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Аметист, 1900 год.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Декоративные панно были выпущены ограниченным тиражом большого размера их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы.
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Хитилова была соотечественницей Мухи. В это время Муха стал очень известен. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Художник моментально становится знаменитым. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса» и «После Грюнвальдского сражения» и «Отмена крепостного права на Руси». Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Заказов было море. У неё две дочери. Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Во Франции художника называли Мюша.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. Туда его устроил отец. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Как бы то ни было, успех был оглушительным: актриса тут же разыскала создателя восхитительной афиши и сразу подписала с ним контракт на 6 лет, в течение которых он работал не только над множеством анонсов спектаклей, но так же и над декорациями. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду. Я предложил мою работу о драпировках.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. С 1904 по 1913 гг.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Славянский Эпос, 1928 год. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В детстве маленький Альфонс проявил певческий талант и даже был принят в хор мальчиков в капелле собора Св. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира.
У неё две дочери. Alfons Maria Mucha) – известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Родился Альфонс Муха в 1860 году.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Но, до того как добиться головокружительного успеха и позволить себе превратить мастерскую в музей антикварных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все трудности и невзгоды жизни неизвестных, непризнанных художников, которых в столице Франции всегда было очень много. В настоящее время она живет в Чехии. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Именно вот таким образом его работы выходили столь яркими и оригинальными. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Интересна история внучки Мухи. Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Вся работа заняла у Мухи три месяца. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Художник иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В своем творчестве он часто прибегал к трафаретам и специальным краскам. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Хитилова была соотечественницей Мухи. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую и фирма обанкротилась. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Предки его занимались выращиванием винограда.
Холст, масло. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Дама с камелиями, 1896 год.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Обучение продолжает в Академии художеств в Мюнхене, а после – академии Р. Жюльена в городе Париже. После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок и даже вариант государственного герба. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Название пришло из Франции. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Семья была большая. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет.
Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Муха выступает дизайнером этих постановок соответственно его эскизам создаются платья и удивительные сценические ювелирные украшения. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. Вот и я не исключение и поддалась соблазну сделать серию шелковых платков с копиями известных картин, таких как «Времена года», «Драгоценные камни», «Цветы» и пр., которыми спешу поделиться с вами, дорогие читатели. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Рубин, 1900 год. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха.
Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Холст, масло. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Изумруд, 1900 год. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Все костюмы, украшения и декорации также выходят из-под пера Альфонса. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Позже у них рождаются две дочери и сын. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В 1906 году мастер женится на Марии.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Центральный персонаж полотна – девушка. Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т. к. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Mucha Museum, Прага. Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Музей Альфонса Мухи, Прага.
Но на этом сказка закончилась. Это была афиша на премьеру спектакля Жисмонда с актрисой Сарой Бернар. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Холст, масло. Интересна история внучки Мухи.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Можно сказать, что этот шедевр относиться к литографии. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Приведем краткое описание картины.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Недаром Альфонс славился своим талантом рисовать и оформлять плакаты. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Например, аметист – это ирисы.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. От заказов не было отбоя. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах игральных картах. Афиша стала революционной. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Но судьба благосклонна к гению. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра Ренессанс в 1894 году. В представлении принимала участие Сара Бернар. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Его мастерская располагалась над кондитерской и в течение некоторого времени Альфонс Муха делил помещение с Ван Гогом.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге. Был 1894 год. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику.
Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Произведения дышат спокойствием и негой. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. На фото слева: Цветок, 1897 год.
Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Топаз, 1900 год. Мадонна лилий, 1905 год. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Огромной удачей для художника стала работа по оформлению замка графа Куэн-Беласси: граф, восхищенный талантом юноши, согласился оплатить его дальнейшее обучение в Мюнхене. 1893 год. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Музей Альфонса Мухи, Прага.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
Холст, масло. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Передний план насыщен множеством деталей, контрастирующих друг с другом. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства».
Техника создания – масло и яичная темпера. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после – графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа – Эммы) в городе Грушовани. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна дАрк». Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха остался без средств к существованию. Занимался он и практической работой.
Слева автопортрет художника. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Частная коллекция.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Безусловно, он неповторим и ни одна копия не сравнится с оригиналом, хотя бы потому, что великий мастер работал с натуры. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество.
Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. В настоящее время она живет в Чехии. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». От его картин невозможно отвести взгляд, настолько они гармоничны. И это не удивительно, так как всем хочется хоть немного прикоснуться к той красоте, которую привнес в этот мир Альфонс Муха.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. От того, что здесь его называют Мюша. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Великая актриса была очарована работой.
В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин – «La Femme Muchas». Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Это позволило ему обучаться в гимназии. Это было довольно прибыльным делом.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. франков. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
По прошествии двух лет чешский художник отправляется продолжать свое художественное образование в Художественное Училище Жюльена в Париже. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.