Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Особенно его интересовали работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, Делакруа.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Мане создал также свежие по цвету натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Мане Эдуард (Manet), французский художник. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Это одно из редких произведений, созданных в помещении в декоративных и коммерческих целях (для продажи).
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Тень фигуры не соответствует её положению.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – "батиньольская". В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Статичность позы модели уравновешивает динамика вееров, прикрепленных к стене и разбросанных по полу. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Особенно хорош на нем тщательно выписанный самурай в голубом кимоно с мечами. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Моне вдохновляло то, что он является свидетелем промышленной революции. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Чтобы написать всю серию, художник устроил себе мастерскую прямо на вокзале.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Мане добивается известности, хотя и скандальной.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В середине 1870-х гг.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве.
Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Тем не менее в 70-е годы художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Это третья картина серии.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Так же как в предыдущем полотне, художник "осовременил" в "Олимпии" традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Она находится в институте искусств Чикаго. Голубовато-зеленоватый колорит подсказывает, что небо затянули облака, а лучи солнца не проглядывают.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. перешёл к пленэрной живописи.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Клод Моне картины писал исключительно на пленэре. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Их тоже пронзает восточная тематика: аисты, портреты японок, рыбы. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская».
В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).