Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Произведение написано Рембрандтом в годсмерти. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама».
С натуралистической чёткостью Рембрандт передаёт фактуру оперения, находит идеальные переходы тёплых коричневатых оттенков, рисующих лёгкий пух, к холодным сизовато-серым, которыми написаны большие жёсткие перья крыла. Но наивные искренние работы с мифологическими сакральными сюжетами мне как художнику уже несколько странны», – рассказал автор в одном из интервью. Именно роспись «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи изменила направление развития западной живописи. Роспись Леонардо нельзя в полном смысле слова назвать фреской, так как фреска создаётся на влажной штукатурке, а Леонардо да Винчи писал «Тайную Вечерю» на сухой стене. Христос сказал ей: «И Я не осуждаю тебя. Господь с Тобою благословенна Ты между жёнами. Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме.
Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах. На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию.
Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих.
Верроккьо больше занимался скульптурой, но иногда обращался и к живописи. В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» – потустороннее место упокоения умерших праведников. Он выстраивает диалог между культурами, переосмысливает и перекомпоновывает образы – персонажи оказываются в новых ситуациях и отрываются от привычных исходных данных.
Снова большая человеческая трагедия. Первым, кто увиделбога, был праведный старец Авраам. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Антверпен был символом мира. Он мог добавить какие-то детали, по-своему«прочитать» церковный сюжет, подобрать сочетания красок. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись.
В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах – изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за своинесчастья несет сам. Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин.
Какое значение в этих своих произведениях отвели ему. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к темесвятого семейства. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнеегениальное творение.
Олоферн был полководцем армии царя Навуходоносора, войска которого вторглись в Иудею.
Брейгель писал «Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок. 1563). Гигантское строение было запечатлено дважды. Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. Библия дошла до нас сквозь толщу веков.
Все совершается неторопливо, впочтительном и печальном безмолвии. Свое полотно Воскрешение дочери Иаира Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. «В нем (прим.
Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции». Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, всевидимое и невидимое. Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо.
Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета.
Он изобразил не иллюзию движения, а само движение, живое и непосредственное: падающий из руки Авраама нож. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны – готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны – согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого». Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Над ней работалосвыше 30 авторов. Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко.
Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок. Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам.
И он сдержал слово. В картинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный обликперсонажей. Потрясенуслышанным, горько разочарован Ассур. Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности. Иисус у художника не похож на Бога, а выглядит как странник, мудрец. Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест.
Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. 177х151 см. Третье лицо – бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. Молчаливая толпа людей окружила огромныйкрест, на котором распят Христос. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо». На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла.
Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой. Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском.
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. Картины Караваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так какпоражали своей необычностью.
Вместе с Саррой он покинул родную страну. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии). Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. Доска, масло. Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание.
Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почтитеряется среди множества других впечатлений любого из изображенных накартине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров. Также незауряден был характер этого художника— дерзкий, насмешливый, высокомерный. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности. Она играет важную роль в организации пространства картины. Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал.
С этим обстоятельством связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе»: Вероккьо был настолько потрясён мастерством своего ученика, что после этого забросил кисть. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея).
Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам. Он писал её около 20 лети и закончил в 1857 году незадолго до своей смерти. Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама.
Изветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые даютпредставление, где и как происходило действие, – гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. В 1604 – 1605 г. г. События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии, перед Причастием. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное – «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. Данное изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене.
Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. По пути в Дамаск его внезапно ослепил небесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом Павлом. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания.
Из российских мастеров одними из первых «реалистичные» иконы стали писать Брюллов, Боровицкий, Бруни. Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялась масштабная реставрация. Но, в любой светской живописи, в отличии от собственно религиозной и сквозь библейский сюжет несомненно проступают черты современности и в трактовке отдельных персонажей и в предпочтённых художниками средств выразительности светская живопись ориентируется не на каноны старины, а на требования своего времени. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, – гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб.
Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ. Деревянная панель, масло. Эти детали – символы, раскрывающие сущность гостей Авраама – ангелов в образе людей. Главным его произведением стала картина «Явление Христа народу».
В его сознаниибиблейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческихкачеств. Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение.
Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Никогда ранее не удавалосьхудожникам передать так живо чудовищную величину башни, размахстроительства, превосходящего все ранее известное человеку. Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски».
После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались. Скорбная тишина. Частная коллекция (Нью-Йорк)Авторство этой картины, как и других работ Леонардо да Винчи, долгое время подвергалось сомнению.
Присмотримся к фигуре Иакова.
Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа. Не менее известная его «Тайная вечеря». При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже. Жест стремителен и в то же время полон патетики. Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением».
С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). Вокруг Него изображены сидящие группами апостолы (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн Фома, Иаков Зеведеев и Филипп Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его и реакция каждого из них на эти слова. У Иуды в руке небольшой мешочек, возможно, с серебром, полученным им за предательство Иисуса или просто обозначающим его в качестве казначея. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено на Него. произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали.
Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей. Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как«Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастераВозрождения. Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах – золотисто-оливковых и голубовато-зеленых.
Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. 57х69 см. Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу – рисунок «талита», молитвенного покрывала использующегося евреями во время службы в синагогах. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж. В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим.
«Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Но это вовсе не означает, что художниклишался возможности творить. В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. Нередко первоисточником становится Священное писание.
На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Не только экспрессия жестов его рук, выразительность черт лица, страдание, замешательство и одухотворённость во взгляде передают драматичную напряжённость кульминационного момента библейской легенды. Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю. Иоанн Креститель был аскетом.
Она — сама чуткость, сама настороженность. Наконец Христос и женщина остались одни. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету.
За время работы автор написал более 600 этюдов и эскизов. Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости». В композиционном отношении лицо Авраама является ничем иным, как световым пятном, которому художник придал очертания человеческой головы. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику». В прославленных «Слепых» (1568) евангельскаяпритча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемсяволи к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. уезжает в Германию.
Её запрещали, жгли, но онауцелела. Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца.
Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути. По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Надежды для горожан на спасение не было. Суть зациклена не на героях, а на самом событии утраты девственной природы и уютного тепла, бережно хранимого создателем. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. В ответ на обращение фарисеев Иисус Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень». Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия».
Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. На картине «Распятие святого Петра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина.
Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее. Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них.
Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Крамской дал абсолютно новое толкование библейскому сюжету.
Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. На этом полотне 1615 года запечатлена история ветхозаветных героев Юдифи и Олоферна. Список можно продолжить.
В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи. При всём обилии биографической литературы о художнике, мы мало достоверного знаем о нём как о личности, о его религиозных и эстетических воззрениях. Он нежно склонилсянад сыном, опустив ему на спину слабые старческие руки. Благочестивые Авраам и Сарраподносят крылатым странникам угощение.
Иди и впредь не греши. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Оно состоит в соотношении реального и мистического.
Тора запрещает изображение людей и животных. Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Художник называл такие картины безделушками, детскимии кукольными вещами. В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии.
Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы. О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях».
Схожая тенденция прослеживается и в изображениибиблейских персонажей. Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание. Уффици (Флоренция)Андреа дель Верроккьо (1435-1488) – итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть под пятой коня и момент озарения Савла. Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». Тогда царицаЭсфирь, происходившая из Иудеи, вступилась за свой народ.
Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще». «Обращение Савла» показано безжалостноегонение на христиан их смерть под пятой коня и момент озарения Савла. По этой линии и развивается динамика: от стремительно летящего ангела – к отшатнувшейся фигуре Авраама.
Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. Библия, как книга всех времен, часто становится источником вдохновения для писателей, художников, музыкантов. «Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо. На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века». Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни – такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное».
Художник наделяет здесь статичное по структуре пространство внутренней динамикой, кроящейся в светотени. Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников. Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». По этим деталямможно отличить стиль Андрея Рублева от стиля Феофана Грека или Дионисия. «Явление Христа народу» А. А. Иванов Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество Александра Андреевича Иванова (1806-1858). Рембрандт искал вдохновение в самом тексте книги Бытия, но своей кистью он не иллюстрировал этот текст, а философски осмыслял его, передавая через запечатлённое скоротечное мгновение вечные истины о вере, жертве, добре, справедливости.
Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33). Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака». Подобную смелость в отношении ксвященному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен. Вся сила выразительности заключена в его руках.
Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие скреста», написанной в 1634 году. Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век).
В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения – это главная смысловая часть изобразительного ряда. Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего. Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих».
Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время. Тело ангела написано очень живо, материально. Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных инеоднозначных, как Брейгель. уезжает в Германию. В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта».
Ангелыторжественно восседают за столом, уставленным яствами. На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Стоит обратить внимание на неоднозначную трактовку взгляда патриарха, который словно случайно наталкивается на фигуру ангела, так как Авраам отвёл глаза к небу, что б не видеть ужасных предсмертных мучений своего сына.
Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. Грешница, низко склонив голову, ждала своей участи. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом), воздушную лёгкость голубых одеяний использование сфумато (разработанный Леонардо да Винчи приём смягчения очертаний фигур и предметов), полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и «Мадонны в скалах» Леонардо. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразныйстук плотничьего топора.
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Это служит одним из наглядных примеров, доказывающих правоту утверждения о том, что у Рембрандта свет объединяет цвета, является основой гармонии колористического построения полотна. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире.
Лувр (Париж)Это произведение относится к позднему периоду творчества художника. Внимание зрителя полностью концентрируется на изображённой фигуре благодаря отсутствию какого-либо пейзажа или интерьера. Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». Дождавшись, когда Олоферн заснул, она отрезала ему голову и вернулась в свой родной город.
Третьелицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи наРуси. Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров — его современников.
Можно выделить несколько иконографических трактовок. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама.
Его влекут темы трагические. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Этой же идеей проникнута иТроица Рублева, ставшая как бы нравственным символом новой Руси. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В прославленных Слепых (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
Войска врага, оказавшись без начальника, обратились в бегство. Накартине «Распятие святого Петра» мы видим казнь апостола, который былраспят на кресте вниз головой. Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г. Но. Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Она еще целиком вовласти пережитого.
Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию». Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество».
Она — сама чуткость, сама настороженность. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни – так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делают его сегодня множество других людей. Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры. Дерево, масло. Это трагические события всемирного потопа и гибель города Помпеи из Старого Завета. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Не случайно девизом Москвы на рубеже вековбыло: Троицей живем, движемся и есть мы.
уезжает в Германию. Это обусловлено рядом объективных причин. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Работы этих художников максимально соответствовали новым постройкам церквей 19 века в стиле барокко и классицизма. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения».
Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам». Из-за спины ангела. Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции. А. П. Лосенко с наибольшей силой передал ощущение мгновенности происходящего в фигуре Авраама. Источник прямого света не показан художником, но по характеру теней мы понимаем, что расположен он напротив Авраама, условно говоря – со стороны зрителя, стоящего слева от холста.
Вот таким образом картины так притягивают. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. Такие картины позволяют зрителю остановиться и задуматься о вечных ценностях и скоро мимо проходящего земного бытия, с его греховностью, понукают к поискам возвышенного смысла жизни. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа.
Связующим веществом темперных красок служат эмульсии: натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает среди обычныхлюдей. Сюжетом картины послужил библейский миф известный под названием«Пир у Эсфири». Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Невидимая пропастьотделила его от царя и царицы.
Подобную смелость в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Всё большее отражение вполотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чащетеатральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни. Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов.
В 2013 г. это полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Авраам догадался, что под видом трех странников от принимает три лица Троицы. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
Этот отрывок Пятикнижия – основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» – Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). На его полотнах люди страдают, испытывают жестокие мучения. В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Это привносит новое, навеянное идеалами гуманизма идейное содержание образа персонажа: Исаак – не только прообраз Христа, но прообраз всякого человека, кто мужественен, благороден и честен перед Богом и самим собой.
В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. Он наводит на глубокие размышления о чувстве справедливости у Б-га, о совместимости божественного повеления и человеческой свободной воли, о морали и этических идеалах религии. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Дева Мария изображена с Библией (дань традиции). Реалистичность картины на этом и заканчивается. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла».
В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина«Святое семейство», созданная художником в 1645 году. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообще скрытоза завесой снегопада. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей.
Удивительную параллель между сознанием восточных народов и эстетикой европейского барокко провёл Ш. Перро: «Язык восточных народов полон фигур, уподоблений, метафор, парабол, сравнений, что они почти никогда не изъясняются просто и высказанным они дают понять так же и невысказанное. На такихкартинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись в Вифлееме», «Избиениемладенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Обращение Павла», «Рождество», на гравюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейские сцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельскихпейзажей. На его полотнах люди страдают испытывают жестокие мучения. Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни».
Однако, такое мнение верно лишь частично. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила добродетельная молодая вдова Юдифь. Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликтаявляется непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самихвыносящих приговор, то о гуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта«Возвращение блудного сына». Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака.
Достаточно обратить внимание на выражениелица, горестно наклоненную голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческиеплечи, чтобы это почувствовать «Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы. При первом впечатлении. Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо».
А. Л. Каганович высказывает мнение о возможности знакомства А. П. Лосенко с картиной Рембрандта. Такобразовалось «поликультурное общество», где особенно остро возникалипроблемы общения, прежде всего на религиозной почве. Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама.
В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама. Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад. В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властносжимает скипетр. После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков.
В справедливости этого нетрудно убедиться, рассмотрев, например, цветовое решение волос ангела. Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей.
Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. «Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия – гвозди, терновый венец и т. д. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году.
И всё та же лёгкая блуждающая леонардовская улыбка. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятся подлинной драмой жизни. Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное. Правое крыло смело показано художником целиком.
Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троиченв лицах. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Перестройка» и горящего храма. Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита.
Изнемогает от горя Мария. Аман, первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестокооклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их истребления. Оно напоминает крылья дичи в замечательных натюрмортах мастеров Голландии, например, в работах Франса Снейдерса, Яна Веникса и т. п. Он нежно склонился над сыном, опустив ему на спину слабые старческие руки.
Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици). Но откуда он исходит.
Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань». Ритмы складок словно маскируют диагональ, при пересечении с которой они образуют острые углы, от чего движение персонажей становится лишённым однозначности, прямолинейности, а приобретает сложный, бурный и ритмически неравномерный характер. Великие художники мира отображали в своих картинах библейскиесюжеты. Например, масштабная работа «Deisis. Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея).
Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.
Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю). А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им, перенося исходные данные в актуальные социокультурные координаты. Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой.
В 1561-1562годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихсяисторических катаклизмов, «Триумф смерти» (Мадрид), «Падение мятежныхангелов» (Брюссель), «Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами». Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д». Овен оказывался Христом, принесённым в жертву. Истинный вид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта.
В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман иЭсфирь». «Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Застывшая рукаСпасителя свисает к гробовой плите, над черным пространством могилы. Простой люд приобщался через них к искусству.
Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так. В 1888 году художник писал в одном из писем: Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость иначе оно ничего не стоит. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звукамижизни дома. Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко. Такой приём не будет применяться художниками последующих лет.
Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей». На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».
Мы видим только кисть руки божьего посланника. Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Там он женился на Сарре. Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных бюргеров — его современников. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы».
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан». были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613).
Картина мастерски скомпонована. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроенияпессимистического раздумья. В этой технике писали Рубенс, Рембрант, Рафаэль и другие. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака.
Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»). Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства.
С 1978 по 1999 гг. Его взгляд устремлён к небу. У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. Дерево, масло.
Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали. «Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. Всё в картине пронизано светом. Уффици (Флоренция)Картинка из ВикипедииСюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Гавриил открывает тайное знание Бога.
Безгранична скорбь старика, принимающего мертвогоХриста. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель». Во взгляде его опущенных глазможно прочесть и немой укор и горестную смиренность.
Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. Почему. По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве». Попути в Дамаск его внезапно ослепил небесный луч и, упав с коня, он услышалголос Христа: «Савл, за что ты гонишь меня. » После прозрения Савлстановится одним из самых преданных учеников Христа – апостолом Павлом. В этом городе-«базаре» cкрупнейшим морским портом жило около тысячи иностранцев, к ним относились сподозрением.
В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта. Предстояние» – он создает собственный иконостас. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Как народную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненное тело Христа бережно поддерживают ученики.
Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан.
По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена.
С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Он понимает, что Ассур иЭсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля.
Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога. Поклонение иконе сталонеотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну.
Прерывисто-неравномерный ритм движенияфигур развивают тему неминуемой гибели. У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год.
На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Именно этот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы.
И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». Вдали виднеютсяпалаты Авраама и легендарный Мамврийский дуб. Комната окутана нежным полумраком из разныхисточников мягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещаяколыбель, придавая изображенному оттенок одухотворенности.
Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Развитию исторического жанра в России способствовало основание Академии художеств, чёткая специализация классов которой заложила собою основы деления на жанры.
В центре изображения – Иисус Христос. Он вошел к Агари и она зачала. Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко».
98х217 см. Освещенные тела написаны густо в отличие от теневых частей картины плотной живописи лица Авраама и тела его сына противостоит широкая живопись тёмных одежд, находящейся в тени поленницы и фона в верхней правой части холста. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».
Его большие глаза наполняютсяслезами. На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Услышав такие слова, фарисеи один за другим стали тихо уходить. Снова большая человеческая трагедия.
Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия». Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру. В этом проявилось превосходное владение светотенью. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна.
Таким образом, Русь получила икону как одно из оснований новой религии. Среди наиболее известных – полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци) картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте картина Рембранта (С. -Петербург, Эрмитаж) рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Онаизображается в виде трех ангелов со странническими посохами в руках.
Они пришли на Голгофу отдать последнийдолг своему учителю. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Среди картин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте. Его гнетет даже не страхсмерти, а тяжкое сознание морального одиночества.
Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимая для этого доступный человеку облик. был только отражённым. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца.
У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени. По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося». По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом.
Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств. Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон). Башней, отбрасывающей тень — вопрекивсем законам природы — не на землю, а на небо.
Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». Единственное достоверноепроизведение художника — икона «Троица». Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна). В Евангелии от Матфея он описан так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4). На картине Леонардо да Винчи изображён изнеженный женоподобный молодой человек, образ которого никак не вяжется с аскетом Иоанном, питавшимся саранчой.
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот». /Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».
Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную». В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман. «Аврам послушался слов Сары. Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. Согласно Евангелию от Луки, Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная.
Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Его влекут темы трагические.
Ночь. Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. 66х47 см.
Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне. Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах.
Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. При холодном свете факелов они снимают с креста егомертвое тело. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.
Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров». Истинный вид божества неизвестен человеку – бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Звучные тени выявляют замечательную лепку формы.
Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом.