XVIII— нач. Однако довольно скоро миниатюры утратили «исключительно документальный характер» и в период правления Джагат Сингха II (1734-51) погрузились в атмосферу эскапистского веселья (вероятно, не без влияния со стороны художников из мастерской могольского императора Мухаммад Шаха). Композиции многих картин состоят из сложных ландшафтов. Эти книги копировались не в придворных мастерских, а монахами в храмовых библиотеках (Шастра бхандарас).
В основном он писал картины для Джагат Сингха I, который пригласил его в свою мастерскую, но несколько лет продолжал работать и для его преемника Радж Сингха I (1652—1680). Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951). Рисунок четкий и точный. — V в. н. э., когда-то были обителью буддистских монахов. Имена авторов большинства ранних произведений остались неизвестными. Созданный под его опекой иллюстрированный экземпляр «Уттарадхьяны Сутры» (Барода, Музей), несмотря на всю условность и примитивность изображений, представляет собой выдающееся произведение ранней марварской художественной традиции.
Художники, посвятившие своё творчество религии, создавали многочисленные миниатюры на тему подвигов Кришны имевшие успех у посещавших святое место паломников и расписывали храмовые завесы «пичхаваи», которые использовались в храме Шри Натхджи и других кришнаитских храмах (они вывешиваются позади статуи Шри Натхджи). По общему мнению пик развития джайпурской живописи пришёлся на время правления Махараджи Саваи Пратап Сингха (1778—1803). – читаем в путевых очерках. Государство Марвар создали представители раджпутского клана Ратхор, которые пришли в эти места из Бадауна, после того, как были вытеснены мусульманским завоевателем Кутб-уд-Дином (предполагают, что ратхоры являются потомками династии раштракутов). Местной особенностью можно считать иллюстрации к поэме «Бихари Сатсаи» («Семьсот стихов Бихари»), которую написал для Раджи Джай Сингха I (1622-67) поэт Бихари, когда жил при его дворе в Амбере.
Шер-Гил тонко чувствует и передает женские образы. Её образ в Кишангархе стал эталоном для изображения возлюбленной Кришны— Радхи. Современные же художники применяют обычные краски и фанеру, на которую натягивается холст. Существует ещё одна запись того времени о наградах в сумме 1000 рупий, паре золотых браслетов и комплекте почётной одежды «сиропаc» (он состоял из головного убора, кушака, ткани для туники и штанов), которые были вручены «мусаввиру» Чорпалу за изображение охоты на тигра.
В то время княжеская охота была весьма важным государственным ритуалом. Свадьба состоялась в 1562 году каччавы, таким образом, стали родственниками моголов и перед ними открылись широкие перспективы. Здесь при двух правителях— Рао Раджа Пратап Сингхе (1756-90) и его сыне Рао Раджа Бакхтавар Сингхе (1790—1814) возникла небольшая местная школа (или суб-стиль), которая, судя по всему, была следствием приезда в Алвар двух художников из Джайпура, которых звали Шив Кумар и Дхалу Рам.
Правление этого князя было крайне трагичным и сложным. Следующая фаза связана с правлением Джай Сингха I (1622—1667), она была отмечена появлением композиционных приёмов, архитектурных деталей, манеры изображения людских фигур и всяких второстепенных элементов, которые были характерны для конца правления императора Джахангира (1605-27) и периода правления Шах Джахана (1627-58). Находясь при дворе делийского султана Алауддина Хильджи (1296—1316) он сочинил несколько новых раг и изобрёл ситар. Эта стилистика в общих чертах продолжилась и во время правления Саваи Джай Сингха II (1700—1743)— строителя новой столицы, большого любителя и покровителя живописи.
Миниатюристы следовали наработанным прежде прототипам, добавляя лишь небольшие вариации. В правление Ман Сингха (1803-43) джодхпурский стиль достиг своей вершины. Бразды правления княжеством и опекунство над наследником взял на себя его дядя Бхим Сингх.
Рага— составное понятие из классического индийского музыкального искусства. Первая часть Десятой книги «Бхагавата пурана» посвящена его детским проделкам и любовным историям. Мауританская школа искусств также во многом схожа в этом виде реализма. История производства книг в Раджастане прослеживается с XI века (более древние артефакты не сохранились).
Самые ранние сцены охоты были созданы во время правления Рао Рам Сингха (1697—1707). Он сочинил серию новых раг, которые стали широко известны как «Рагамала Тансена». На обороте одной из таких работ, датированной 1781 годом, сохранилась надпись, сообщающая о сумме в 4000 рупий, коне и пяти золотых браслетах, которые были вручены князем Умед Сингхом I (1770—1819) художнику Ахейраму в качестве признания его высокого мастерства. Чувствуя полную неудовлетворенность, Дж.
Он получил Рупнагар, а Кишангарх и Какреди достались его братьям. В итоге Савант Сингх согласился разделить княжество на три части (1756г). Художникам необходимо было выразить эти абстракции с помощью визуальных средств. Сохраняя и поощряя, по словам К. Маркса, антагонизм различных рас, племен, каст, различных верований и княжеств— словом, все худшие особенности средневековья и феодализма в Индии, колонизаторы следовали правилу «разделяй и властвуй», «с помощью которого Великобритания ухитрялась в течение примерно ста пятидесяти лет сохранять в своем владении индийскую империю» (К. Его старший сын Кавала, вероятно уехал в Деогарх в то же время. В целом, XVII век был временем расцвета школы Бунди.
В некоторых миниатюрах Кришна и Радха изображались на водном просторе: озеро Гундалао очень напоминало и потому символизировало, реку Ямуну. В своих ранних миниатюрах из серии «Рагамала» (1628г), созданных в Удайпуре, мастер применяет композиционные элементы, сильно напоминающие «Рагамалу» созданную в Чаванде в 1605 году, но больше внимания уделяет деталям. В работе «Когда начинаются дожди» (Дели, Национальная галлерея современного искусства) тонко переданное состояние природы во время сезона дождей, наступающего вслед за периодом палящего зноя, показано лаконичными, почти скупыми живописными средствами. Правивший в 1620-28 годах Махарана Карна Сингх широко открыл двери могольскому культурному влиянию, а его сын Махарана Джагат Сингх I (1628—1652) покровительствовал живописи при нём развитие книжной миниатюры значительно оживилось. В картине «Приготовление невесты» с большой чуткостью уловлена скрытая торжественность и в то же время какая-то внутренняя застенчивость взаимоотношений женщин между собой. Живопись Бунди в этот период находилась под влиянием стиля, выработанного в Чунаре в конце XVI века (то есть стиля «Рагамалы» из Чунара).
Позднее жилища стали украшаться яркими картинами на вольные и традиционные сюжеты. Всё это придало форму тому, что сегодня называется современным индийским искусством.
Таким образом работа этих художников напоминала работу ювелиров. Далеко не последнюю роль играет и зависимость от спроса на рынке, от моды. Индийское путешествие длилось два года. Он одним из первых занялся созданием дешевых картин для народа, выполненных в стиле «Калигхатпат»— бенгальских народных картинок. Классический традиционный рисунок наносился природными красителями на деревянные дощечки известные как Palagai Padam (Palagai означает деревянная дощечка, Padam – рисунок), для которых использовали древесину джекфрута (Artocarpus heterophyllus) или тика (Tectona grandis).
Правители Джайпура и Алвара основали у себя фотохане (фотостудии), для портретов и увековечения важных событий, а раджпутские художники стали прибегать к копированию фотографий и образцов живописи маслом в поисках новых сюжетов и художественных решений. Анонимный художник, работавший при дворе в 1631—1660 годах, названный американским экспертом Мило Бичем «Мастер Хада», создавал портреты Рао Джагат Сингха и сцены с битвами слонов. «Девушка из племени Санталов» (1924) отмечена выразительной простотой своего энергичного решения, смелостью композиционного построения.
Принц Хуррам (будущий император Шах Джахан) вручил Карна Сингху дары, среди которых были кони, украшенные драгоценными камнями кинжалы, хилат (дорогое почётное одеяние) и жемчужные чётки. В том же году в Калькутте было создано Индийское общество восточного искусства, устраивавшее первые регулярные выставки «нового искусства». Предполагают, что мачеха привезла её из Дели в Кишангарх не позднее 1739 года (в этот год Надир Шах разорил Дели).
Могольское влияние продолжилось в правление Ратана Сингха (1607-31), который служил императору Джахангиру и получал из его рук награды— он был командиром могольской армии во время военной кампании в Декане. Художники использовали натуральные краски, которые делятся на две категории— не требующие дополнительной обработки, такие как мел (белый), сурик красный, охра (оттенки жёлтого), окислы и сульфаты меди (зелёный), ультрамарин и ляпис-лазурит (синий)— достаточны было их хорошо растереть и промыть в воде— пигмент был готов. Расположенный по обе стороны главной магистрали Раджпатх (бывшая Кингсуэй-авеню) имеющей ширину около 350 м, он объединяет в своей регулярной планировке ряд крупных площадей, радиальных улиц со стоящими на них особняками и административными зданиями.
Ответом на беспощадную колониальную политику были постоянные волнения среди широчайших масс, приводившие к восстаниям, крупнейшим из которых явилось Индийское национальное восстание 1857—1859 гг. Вслед за своими предшественниками Савант Сингх поступил на службу к моголам и в молодости часто бывал при дворе императора Мухаммад Шаха (1719—1748), где царило веселье и разгул.
Эти мастера создавали миниатюры на самые разные темы, среди которых доминировали события, связанные с жизнью правителей Деогарха: сцены охоты, дарбары (княжеские приёмы), праздники Холи, портреты ит. д. Тем не менее, стиль Гандхар последовал только в части Индийского субконтинента. В XVIII веке под патронажем Саваи Ишвари Сингха (1743-51) и Саваи Мадхо Сингха (1751-68) возник новый стиль, в котором влияние современной им могольской стилистики стало более прямым и непосредственным.
В книге содержатся легенды, прославляющие Вишну в виде его инкарнации— бога Кришны. В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. В 16 веке все еще сохранялась эта заинтересованность.
Данный стиль возник в небольшом княжестве Гюлер (Guler), расположенном на территории современного округа Кангра в Химачал Прадеше. Его сыновья Ситарам и Сураджмал какое-то время работали в мастерской Раджи Сардар Сингха (1757—1766). Яркие оттенки жёлтого, оранжевого и красного продолжают колористическую традицию «Чаурапанчасики» и джайнской живописи.
V века н. э. Не все раджпутские князья были вовлечены в военное противостояние с моголами. При необходимости краски смешивали, добиваясь нужного оттенка. Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н. э. Раджи заказывали своим художникам картины на охотничьи темы, которые были чем-то вроде фотохроники придворной жизни, однако придворные художники создавали глубоко поэтичные произведения изображая таинственные джунгли и диких зверей так, что будничные события становились похожими на сказку.
Автором многих произведений, посвящённых Кришне и Радхе, был художник Нихаль Чанд, выдающийся мастер, возглавлявший придворное ателье Савант Сингха. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. Основатель правящей в Кота ветви династии Хада— Рао Мадх Сингх (1631-48) и особенно его внук Рао Джагат Сингх (1658-83) были большими поклонниками живописи. Портреты подчас исполнялись в натуральную величину иногда на хлопковой ткани. При Махарао Рам Сингхе II (1827-65), по мнению историков искусства, живопись Кота достигла пика своего развития она перешла в фазу, отмеченную объединением всех ранее наработанных формальных элементов и созданием стиля с заметной драматической нотой.
Современную тангку более правильно относить к буддийской живописи. В раджпутских княжествах в большом почёте была книжная культура. Наиболее острой и важной проблемой дальнейшего поступательного развития современного искусства является борьба между прогрессивными и реакционными тенденциями, результат которой определит ближайшие судьбы изобразительного искусства Индии. В течение этого времени также появилось миниатюрное искусство.
В центре находятся правительственные здания, в том числе круглое в плане здание парламента (архитектор Г. Бейкер). По поручению высоко ценившего его Махатмы Ганди Н. Бос в 20—30-х гг. Оба правителя приняли участие в налаживании и систематизации работы «суратхане» (художественной мастерской), а также провели ревизию огромной коллекции живописи, собранной их предшественниками. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом. Картины танджорской школы могут быть как довольно огромными, так и очень миниатюрными.
После удачной охоты князь устраивал праздник с вручением наград особо отличившимся, в качестве которых фигурировали «дошалас» (шали), «сиропас» (почётная одежда) и просто деньги. «гирлянда раг (мелодий)») эмоционально-музыкальное настроение переданное языком рисунка – классический пример слияния живописи, поэзии и музыки, воплощенный в прекрасных миниатюрах. После того, как Могольская империя набрала силу, правитель Бунди Сурджан Сингх (1554-85) в 1569 году пошёл на службу к могольским императорам, служил им верой и правдой, за что ему был пожалован титул Рао Раджа и передан во владение округ Чунар под Бенаресом.
Да и мода на индийские мотивы в интерьере еще не скоро перестанет быть актуальной. Фигуры в танджорской живописи обладают округлыми формами и довольно массивны. Князь Мевара Удай Сингх бежал из города и впоследствии основал новую столицу— Удайпур.
В 1623 году, при следующем правителе княжества Гадж Сингхе (1620-38) была создана серия иллюстраций к «Рагамале» (Собрание Санграма Сингха). По мере высыхания всё это даёт эффект свечения. Старший брат Абхаи Сингх (1725-51) отослал его в город Нагаур, где тот правил в 1725-51 годах. Бакхат Сингх, бравый генерал испортил свою репутацию убийством собственного отца Аджит Сингха (в политических целях). Создавалось множество портретов, сцен слоновьих боёв, случаев на охоте, рисунков-портретов всадников, было создано множество серийных миниатюр на темы «Рагамала», «Барахмаса», «Бхагавата Пурана» и «Расикаприя».
Мачеха Савант Сингха— Банкаватаджи приобрела её себе в гарем в 1731 году на роль «гаяна», то есть певицы. Ему принадлежит несколько портретов, выполненных в кооперации с другими коллегами— Рамджи Дасом и Говиндом (среди них замечательный портрет Ишвари Сингха, выполненный совместно с художником Чандрасом). В ранних работах, написанных преимущественно на мифологические темы, налицо явная тенденция стилизации под миниатюру, господствуют эклектически усвоенные приемы. В правление Махарао Дурджан Сингха (1723-56) наряду с кришнаитскими сюжетами была продолжена охотничья тематика, которая при этом князе обрела необычайную популярность.
Значительные изменения претерпевает в 20 в. архитектура Индии. Марвар— это искажённое «Марувар», что означает «Страна Мары», то есть «страна смерти». 1899), выдающегося современного живописца и скульптора Индии. Самым ранним примером меварского стиля являются миниатюры из серии «Рагамала», созданные в 1605 году в Чаванде, крепости, которая была временной столицей, художником Насируддином.
Вслед за этим в Натхадвару потянулись и художники. Появилось множество портретов одного из основателей секты натхов— йога Джаландхарнатха. Расцвет джайпурской живописи падает на XVIII век. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. Впоследствии так стали называть всё княжество.
Во дворце Деогарха сохранились остатки фресок, созданных местными мастерами. Художники увековечили эти ритуалы-представления изображая Пратап Сингха в образе Кришны, как во время танца, так и при исполнении других ролей Кришны, взятых из сюжетов «Кришна лилы». В VIII веке была создана Рага-Сагара (приписывается двум авторам— Нараде и Даттиле), а между IX и XIII веками «Сангита-Ратна-Мала», которую сочинил Маммата. Блестящую карьеру при могольском дворе сделал Раджа Джай Сингх I (1622—1667), высокообразованный, знавший четыре языка аристократ, служивший с 16-и лет у Джахангира, Шах Джахана и особенно у Аурангзеба, которому он помог победить брата-соперника— Дару Шукоха и расправиться с Шиваджи.
Это мелодия, которой соответствует особое время суток и обстоятельства и которая создаёт особое настроение («расу»). XVII веков. Принято считать, что Нихаль Чанд большинство своих шедевров создал 1735—1757 годах.
В правление этого князя наряду с миниатюрами на тему «Кришна лила» (эпизоды из жизни Кришны) создавались весьма выразительные картины на сюжеты из эпоса «Рамаяна». В 1549 году пятнадцатый правитель клана ратхоров Рао Джодха основал город Джодхпур, в который была перенесена столица (впоследствии так стали называть всё княжество). Природа, по их мнению, богата глубокими символическими значениями. дон. э. — IIв. Большим любителем искусства был Раджа Шур Сингх (1595—1620). В конце века Раджа Удай Сингх (больше известный как Мота Раджа, то есть «толстый раджа», правил в 1583-95гг) выдал свою дочь Джодха Баи за могольского императора Акбара.
Подобная организация производства миниатюр облегчила современным исследователям задачу по определению характерных черт каждой «творческой династии». В своих работах Бос нередко обращался к древним традициям росписей Аджанты, развивая их в несколько графическом плане («Музыкантша», 1922, частное собрание).
Не отказывайте себе в этом удовольствии. Поля оформлены арабесками и картушами также сменился формат листа (он стал более вытянутым по вертикали). В жанровой картине «Нищая», несмотря на ее общую сентиментальность, нельзя не отметить попытки художника правдиво решить социальную тему. Махараджа построил обширную мастерскую, в которой трудились такие мастера, как Гопал, Удай, Хукма, Дживан, Рамасевак, Лакшман и др., в общей сложности более пятидесяти художников из её стен выходили сотни произведений, среди них иллюстрации к «Бхагавата пуране», «Рамаяне», «Дэви Махатме» и «Рагамале».
Этого поэта считают в Индии отцом-основателем литературы шринагара (любовной лирики). Сохранились остатки фресок, созданных в начале XVII века во дворце и мавзолеях при Радже Ман Сингхе (1592—1614). Поскольку многие раджпутские княжества были небольшими, эти мастерские по числу персонала не могли сравниться с китабхане персидских шахов и могольских императоров (хотя, у некоторых князей число художников достигало нескольких десятков).
Брат Мариам Замани— Раджа Бхагвандас (1575-92) стал одним из самых могущественных вельмож Акбара. В отличие от обычных манускриптов, которые удобно брать в руки, большие фолианты Виджаи Сингха, вероятно, выставлялись напоказ (их держали так, чтобы во время богослужения все видели сюжет картины, в то время как связанные с нею стихи распевались или читались вслух). На этом фоне единственным художником-индийцем, сумевшим занять определенное место в искусстве Индии второй половины 19 в., был Рави Варма (1848— 1906). Взяв литературный псевдоним Нагаридас («Нагара»— одно из имён бога Кришны, «дас»— раб, то есть «раб Кришны»), он написал множество стихов, прославляющих Кришну и Радху.
Технология её производства практически полностью была перенесена из персидской живописи. 50см х 120см). Впоследствии и другие раджпутские князья последовали его примеру. В свою очередь, сын Чокхи— художник Байджнатх, работал в Деогархе у Раваты Нахар Сингха I (1821-47) и его наследника Гокул Даса III.
Тематикой миниатюр служили сюжеты из мифологии и «Рагамалы» иллюстрировалась астрология, а также разные забавные случаи, романтические сюжеты и эротика. В его мастерской трудился художник Ладли Дас, а одним из последних крупных княжеских заказов было создание иллюстрированной копии книги «Гита Говинда» Джаядевы. Они создавали крупноформатные миниатюры-картины на которых изображался охотничий заповедник (румнас) и запечатлевались особо яркие события, случившиеся на охоте. Рагамала (букв.
Большую известность обрела история любви Савант Сингха к своей «Радхе»— Расик Бихари, больше известной в Индии как Бани Тхани (то есть «изысканно одетая»). Искусство Индии очень самобытно. – III в н. э., можно обнаружить определенный акцент на социальной среде. Раджпуты принадлежат касте воинов и возводят своё происхождение к Раме— герою древнего эпоса «Рамаяна».
В его правление стали иллюстрироваться эпизоды из жизни Кришны (Кришна-Чаритра) заложенная им религиозная и художественная традиция поддерживалась при его преемниках. Для отделки миниатюр также широко использовалось золото и серебро. Первые джайнские книги (XI—XIIвв. ) делались из пальмовых листьев и в этом отношении очень похожи на ранние буддийские книги из восточной Индии. Не дождавшись окончания переговоров о покупке Туркестанской серии, художник в апреле 1874 года покинул Россию и отправился в Индию. Этот князь обладал редким интеллектом и благородным сердцем. Эти художники считаются основателями кишангархской школы.
Никто не знает её настоящего имени. Прежде чем стать «Бессмертной Бани Тхани» Расик Бихари была рабыней при дворе могольского императора Мухаммад Шаха. В качестве основных тонов для миниатюр применялись ультрамарин (ляпис-лазурит), тёмно-красный пигмент, серебро и золото.
Только во время правления императора Джахангира князь Махарана Амар Сингх I (1597—1620) покорился моголам, а его сын Карна Сингх (1620-28) был тепло принят императором и его сыном принцем Хуррамом в могольской столице. Произведения индийских художников-миниатюристов отличаются богатством оттенков, четкостью рисунка, утонченностью художественного вкуса. Большую роль играло искусство портрета. Он был назначен губернатором всех восточно-индийских провинций и получил от Акбара титул «Мирза Раджа» (то есть был приравнен к могольскому принцу крови).
Сюжеты из «Кришна-лилы» были излюбленными темами для раджпутских художников начиная с XVI века. После этих событий государство Бунди так никогда больше и не смогло оправиться. Основной формой могольской живописи стала являться миниатюра. Художники, работавшие у Чхаттарсала, создавали многочисленные произведения на тему «Рагамала» и «Кришна лила».
По большей части они похожи на увеличенные раджпутские миниатюры. Наставником князя в поэтическом творчестве был прославленный поэт Бринд. Настоящий расцвет государства каччавов начался при радже Бихар Мале (1548-73), который отдал свою дочь Мариам Замани в жёны могольскому императору Акбару (она стала матерью следующего императора— Джахангира).
Делается это с целью передачи эмоции и настроения вызываемых рагами. Если в своих ранних работах он пишет реалистически с натуры («У храма в Карли», 1939), то позднее он старается использовать традиции раджпутской миниатюры, стремясь, впрочем, передавать и пространственные отношения («Праздничный танец», 1949). Им управляли две разные ветви клана Хада (в связи с чем Бунди, Кота и некоторые из близлежащих районов объединяют под общим названием «земли Хадоти», а живопись называют «Школа Хадоти»). 1525г., Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Бенарес, Варанаси). Историки считают, что такое название закрепилось в связи с тем, что княжество располагалось в местности, большую часть которой занимает пустыня Тар (хотя современные историки утверждают, что в XIII—XVI веках условия жизни там были значительно мягче). Поступив на службу к моголам, он участвовал в военных кампаниях в Декане и дослужился до весьма высокого положения (мансаб 3000).
Посвящают картины разным событиям: от простых жизненных циклов, таких как бракосочетания, до сезонных фестивалей. В 19 столетии Индия переживает самый трагический период своего существования. Этим городом стал названный в его честь Джайпур. Он отправил законного наследника в крепость Джалор, якобы, для его же безопасности, в то время как сам не хотел выпускать власть их своих рук и лелеял надежду устранить Ман Сингха.
В XVII веке среди раджпутов распространился вишнуизм в форме почитания его восьмой аватары— Кришны и художниками Амбера было создано множество произведений на темы, которые считают «традиционно» раджпутскими— «Рагамала» и «Кришна лила» (жизнь Кришны), создавались миниатюры к книге «Расикаприя». Первым раджпутским правителем, создавшим прецедент матримониального альянса с моголами был Раджа Бхарама, глава клана Каччава из Амбера (Джайпур), который в 1562 году предложил свою дочь императору Акбару в жёны. Правивший в 1815-57 годах Раджа Банни Сингх был особенно претенциозен в своих политико-культурных амбициях. Сближение с моголами повлекло оживление в культурной жизни Мевара. Отношения раджпутов с моголами были сложными и подчас противоречивыми. Рой находится на грани схематизации человеческого образа. Он посвятил город и свой дворец Кришне, построил новый храм и даже сменил своё имя на «Кришна дас» (то есть «раб Кришны»).
Живопись Кота была «отделена» от школы Бунди в 1952 году, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта прошла выставка коллекции Андерсона, в ходе анализа которой учёные смогли выделить особые черты, присущие школе Кота. По всей вероятности, отправным пунктом этого типа была сама Бани Тхани. Савант Сингх был большим ценителем искусства и талантливым поэтом. Расцвет школы Деогарха приходится на вторую пол. Чоудхури учился у А. Тагора. Другое сочинение, «Расапанча дхьяя», придаёт мифу о Кришне абсолютно иное звучание, описывая танцы и любовные игры Кришны— «владыки осенних лун». Творческие устремления отца воспитали в нём любовь к искусству, музыке и литературе (его перу принадлежат книги «Бахувилас» и «Распаянаяк»). 1840 года пригласил к себе ведущего делийского художника Гулам Али Хана, который в кооперации с местным мастером Балдевом проиллюстрировал «Гулистан» Саади (1840-53гг, Правительственный музей, Алвар).
Нихаль Чанду приписывают изобретение типа лица с удлинёнными очертаниями, тяжёлыми веками, дугообразными бровями и тонкой шеей. Живопись басоли легко распознать по энергичным, смелым линиям и ярким цветам (красным, горчичным и синим). Джайпур, Биканер, Джодхпур и Джайсалмер стали вассалами моголов.
Особенностью стиля кангра является широкое использование оттенков зеленого. Миниатюры к этой книге, созданные приблизительно в 1450-75гг (Бхарат Кала Бхаван, Индуистский университет, Варанаси), опираясь на предшествующую джайнскую традицию, развивали её далее, усложняя сцены более подробными архитектурными кулисами. Стиль живописи претерпел очередные изменения в начале XVIII века. Мастерская Виджаи Сингха создавала монументального формата рукописи, которые иллюстрировались темами «лилы» (спонтанной любовной игры) Рама или Кришна в них размещались в пышно цветущих ландшафтах. Какой-то особенной прелестью и музыкальностью отличается творчество Б. Н. Джиджи, в картине которого «Малабарская красавица» (Москва, Музей искусства народов Востока) по-новому возрождаются традиции раджпутской миниатюры. На некоторых крупноформатных картинах, созданных для Санграма Сингха II (1710-34) дворцовая архитектура использована как театральные кулисы, на фоне которых разворачивается происходящее.
Различают мужские (рага) и женские (рагини) мелодические типы, отличающиеся по строю и ладу, а также ожидаемому воздействию на слушателя. Неизвестно, где были созданы эти портреты, в Дели или Джодхпуре. С XIV века для изготовления книг стала использоваться бумага самая ранняя джайнская бумажная иллюстрированная книга— шветамбарская «Калакачарьякатха», создана в 1366 году в Йогинипуре (Дели).
Таковы изображения трудовых сцен Сатиендры Натха Банерджи («Золотой урожай», «Пересадка риса»), удачно развивающего национальные традиции миниатюрной живописи — не путем поверхностной их реставрации, а смелой разработкой живых характеристик отдельных фигур работающих крестьянок, органично вписывающихся в тонко проработанный пейзаж. Вычурные работы с обилием цвета и деталей нередко затрагивают темы секса и насилия. С началом эпохи Гупта начали появляться новые элементы. 1887).
Одним из лучших его произведений является картина «Конец пути», хотя и исполненная в технике миниатюры, но решенная вполне самобытно. К другой категории принадлежат краски, требовавшие химической обработки— свинцовые белила (путём вымачивания свинца в уксусной кислоте), угольный чёрный (добывался путём выжигания дерева), киноварь, которую готовили из ртути и серы, синий пигмент добывался из растения индиго, кармин, красный органический краситель, добывался из кошенили (особых насекомых) ит. д. Позднее, в XIII—XV веках в этом районе Индии существовало развитое производство джайнских манускриптов. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той выработанностью во всем, которую он находит и в архитектуре храмов и в древней настенной живописи и в ритуальном танце и пантомиме и в современном костюме и бытовой утвари. Исследователи предполагают, что Нихаль Чанд продолжал работать до 1780 года. При его дворе работали художник Гирдхардас, а также Бхаванидас, который приехал в Кишангарх приблизительно в 1719 году, покинув столичную мастерскую могольского императора Фаррухсийяра (1713-19).
В Биканере, например, было два таких художественных клана. Набор работ в них был стандартным: как повседневная рутинная процедура упоминается правка и ремонт миниатюр по сохранившимся сведениям, под руководством главного мастера (устад) в раджпутских мастерских делались также копии оригинальных произведений. Важными поэтическими сочинениями, посвящёнными Кришне, являются «Гитаговинда» Джаядевы, «Сурсагар» слепого поэта Сурдаса, «Сатсаи» поэта Бихари, «Матирама» Расараджи и «Расикаприя» Кешавдаса.
Описание любви Радхи и Кришны в «Расикаприи» фундаментально отличается от того, как эти взаимоотношения представлены в более поздних поэмах, написанных Тулсидасом, Сурдасом, Мирабаи и Чайтаньей. К индийской живописи также можно отнести танку особенно раннюю. XIX века и связан с художниками, покинувшими столицу Мевара— Удайпур в период неудачного правления князя Ари Сингха (1761-73). Самая ранняя классификация женских типов известна из трактата «Натья-шастра» (IIв.
Работавший в то время придворный художник Сахибдин (известен в 1628-1655гг), так же как и Насируддин, в совершенстве владел могольским стилем. Одновременно с этим выполненным в простонародном стиле искусством создавались великолепные портреты Гадж Сингха (1620-38), написанные в лучших традициях могольского реализма— его изображали в окошке «джарокха» или сидящим на тронном возвышении с могольским принцем Шахом Шуджа (последний портрет был написан могольским художником Бичитром). Фрески в пещерах изображают джатаки. Искусство Индии стало наполняться новыми смыслами. Никто точно не знает, каково их происхождение (учёные считают, что они появились в результате смешения парфянских, сакских, гуннских и кушанских племён). В лучших ее произведениях, как «Мать Индии» (1935), «Люди с гор» (1935), «Женщина с гор» (1935), «Приготовление невесты» (1937), «Брамачарьи» (1937) (все картины в Национальной галлерее современного искусства в Дели), обычно изображена небольшая группа людей, занятых каким-нибудь обыденным делом или погруженных в свои мысли.
От этого периода сохранились также остатки фресок во дворце Чаукхела. Когда в XVI веке в северную Индию вторглись войска могольского императора Бабура, глава самого сильного раджпутского княжества Мевар— Рана Санграм Сингх попытался организовать сопротивление, но в битве при Кхануа возле Агры в 1527 году потерпел поражение и вскоре скончался от ран. Период его правления иногда называют «золотым веком джайпурской живописи».
240. ). Примером могут служить два варианта картины «Строители дорог», где выразительно показан момент напряженного труда. В древнем искусстве, в период II в. до н. э. Несомненным фаворитом оставалась тема большой княжеской охоты.
Эти иллюстрации приобрели довольно крупные размеры (ок. Его сын Умед Сингх смог восстановить княжество только в 1743 году с помощью маратхов. Дхалу Рам был мастером фрески (ему приписывают руководство росписью «стеклянного дворца» Шиш Махал впоследствии он был назначен главой придворного музея). Однако для картин с Индией здесь места предостаточно.
Самая ранняя рагамала называется Нарадья-Сикса, её сочинил Нарада ок. Восточная традиция развивалась во времена правления династии Пала (800—1200) и была связана с иллюстрированием буддийских текстов.
Картины Мадхубани (или Джанаки) – это искусство коренных жителей северо-индийской деревушки Бихар. Эту тенденцию продолжают миниатюры книги «Мригавата»— повести о любви, магии, фантазии и сверхъестественном, которую написал в 1503 году Шейх Кутбан для правителя династии Шарки (ок. Более декоративна, но также проникновенна живопись Бхабеш Саньяла (р.
С постепенным исчезновением стиля басоли в середине XVIII в. на арене Индийского изобразительного искусства появился cтиль кангра или гюлер-кангра, названный так в честь области Кангра, где он возник. Среди книг, проиллюстрированных под его покровительством, выделяется историческое сочинение «Дхола Мару». Бос развил и обогатил эстетические взгляды А. Тагора. В связи с этими особенностями число раг очень велико. Ратхоры окончательно изгнали моголов из своих земель только через 20 лет после смерти Аурангзеба, случившейся в 1706 году. Ярким примером может служить творчество Харена Даса (р. Они наполнены фантастическими образами и отражают глубокий личный самоанализ.
Похожие фрески также можно увидеть в пещеры Эллоры. С одной стороны, в ней очевидна сильная зависимость от могольского стиля, что легко объяснить родственными связями с моголами (исследователи отмечают, что по скорости усвоения могольских художественных приёмов местные художники шли в Раджастане впереди остальных), с другой стороны, в живописи Амбера ощущается глубокая связь с народным искусством. В одной из лучших картин, «Брамачарьи», даны удивительно выразительные и жизненные образы людей. В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Для прочного закрепления краски на бумаге в неё добавляли разные растительные смолы (камеди) и млечные соки растений.
В 1803 году Бхим Сингх приступил к осаде крепости Джалор и когда Ман Сингх хотел уже сдаться, к нему явился духовник, аскет-йог из до того бедной и полузабытой секты Натха с «посланием» от жившего в XII веке одного из основателей секты Джаландхарнатха, в котором тот советовал собраться с духом и не спешить, поскольку вскоре князь будет править не только крепостью Джалор, но всем Марваром. 19 веков демонстрируют абсолютно оригинальные достижения местных художников. Постепенный упадок школы Мевара начался приблизительно с середины XVIII века. Настоящий расцвет кишангархской живописи связывают с именем Раджи Савант Сингха (1748—1765). Сын Ман Сингха— Радж Сингх (1706—1748) также сыграл важную роль в становлении и расцвете культуры княжества.
Другим центром был Деогарх (Девгарх), город, заложенный в 1670 году Раватом (то есть вассалом меварского махараны— великого князя) Дваркадасом (до него это было небольшое поселение). Но не все искусство древней Индии было посвящено аспектам повседневной жизни. Похожую архитектуру можно видеть в миниатюрах «Чаурапанчасики» («Пятьдесят строф об украденной любви», ок. Раджа Руп Сингх (1643—1658), пятый правитель династии, построил город Рупнагар и сделал его своей столицей.
Изображение природы стало носить более стереотипный характер. Двумя другими тесно связанными темами миниатюр были «Рагамала» и «Барахмаса». Свои картины Шоу описывает как «путешествие из Ада в Рай и обратно».
Вот таким образом окружающая действительность играет второстепенную роль в стране Индия. Кроме столицы Мевара— Удайпура, в княжестве существовали два другие относительно самостоятельные художественные центры, живопись которых определяют как «меварские суб-стили». Особенно лиричными были миниатюры, созданные во второй половине этого века.
Несоизмерима благодарность в адрес живописцев, перенесших образы Индии на холсты. Могольский император Аурангзеб (1658—1707) исповедовавший ортодоксальную форму ислама, проводил иконоборческую политику и в этих обстоятельствах меварский князь Радж Сингх I (1652-80), стремившийся сберечь свою древнюю религию, стал символом индийского культурного сопротивления.
У натхов были свои суды и вооружённые силы. Наследовавший ему Махарао Бхим Сингх (1707—1720) был истовым кришнаитом и уделял большое внимание культовым практикам бхакти. Ананда Кумарасвами, с книг которого изданных в начале XX века, началосьисточник не указан 813 дней академическое изучение раджпутской живописи, отмечал: «Если китайцы лучше всех научили нас пониманию сути природы, выразив это в пейзажах горы-воды, то индийское искусство, по меньшей мере, может научить нас, как избежать неправильного понимания природы желания того, что суть наслаждения не может быть грязной». Спустя некоторое время он передал бразды правления своему сыну Сардар Сингху (1757—1766) и, сохранив все титулы и почести, со своей супругой удалился от мирской суеты в священный город Вриндаван, где и скончался 21 августа 1765 года.
В скульптуре Чоудхури значительно менее разностилен и обычно стремится передать свое непосредственное впечатление от реального явления. Вместо этого за основу были взяты, с одной стороны, удлинённая стилизация фигур, характерная для живописной манеры, бытовавшей в конце правления императора Аурангзеба, с другой стороны использовались лирические аранжировки, принятые у художников, работавших в ателье императора Мухаммад Шаха— всё это было модифицировано и приспособлено к тематике религиозных поэм Нагаридаса (то есть Раджи Савант Сингха). В качестве фундамента своей поэмы автор «Расикаприи» использует любовные переживания Кришны, Радхи и пастушек-гопи, причём делает особый акцент на изображении Кришны как «божественного любовника». Иногда интерес к жизни простых людей, социальная тематика привлекают к себе внимание Хеббара и тогда он создает свои лучшие работы: «Продажа скота» (1942), «Трапеза» (1959), «Круг за кругом» (Эрмитаж).
«Пичхаваи» изготавливаются из хлопка имеют довольно крупные размеры и расписываются, как правило, несколькими художниками. Крупнейшим проектом мастерской под руководством Сахибдина было создание в 1650-х годах иллюстраций для семитомной версии эпоса «Рамаяна» (Британская библиотека, Лондон). Исследователи отмечают несколько таких этапов. Уже в раннем средневековье, вскоре после падения империи Гуптов и царства Харши (647г) они правили большей частью северной Индии, создав множество небольших княжеств, во главе которых стояли вожди 36 основных кланов. Несмотря на все попытки, его войска не смогли захватить столицу— Рупнагар.
Подобным же образом и его возлюбленная Радха из «покорной служанки» была превращена в полноправную принцессу. Местная живопись в Исарде, Малпуре, Самоде и Караули испытывала влияние столичных стилей. Такие особенности можно встретить вплоть до VI века в росписях Аджанты и Баг.
Подобно своим венценосным предшественникам Савант Сингх был членом вишнуитской секты «Пуштимарга» и вместе со своей возлюбленной истово служил аватаре Вишну— богу Кришне. Сегодня наскальная живопись Аджанты признана историческим наследием и культурным достоянием Индии. В средневековой Индии большую роль сыграла книга «Бхагавата-пурана», которая послужила основой для становления мощного культа бога Вишну— вишнуизма.
С 1818 года княжество Джайпур стало британским протекторатом и даже во время восстания сипаев (1857г) пользовалось большими привилегиями, сохраняя верность Великобритании.
Крупным государственным деятелем был Саваи Джай Сингх II (1700—1743), служивший у Аурангзеба (от которого получил прозвище «саваи»— «один с четвертью», так как император Аурангзеб предрекал, что он на четверть превзойдет своих предшественников после этого все его наследники стали прибавлять почётный титул «саваи» к своему имени, желая превзойти своего предшественника на четверть хотя бы в титуле). В многофигурной рельефной композиции «У входа в Траванкорский храм» главный интерес представляет не религиозная тема «благословения нищих» и не композиционное решение, понятое скорее «живописно», чем скульптурно. Известную активность проявляли «крайние» представители национальной буржуазии, а также мелкобуржуазные круги. В архитектуре оригинально используются элементы традиционного зодчества в сочетании с современными формами. В правление Раджи Кальян Сингха (1798—1838) наступил последний яркий всплеск кишангархской школы. Создание циклов миниатюр требовало участия многих художников.
Его наследник, Раджа Ман Сингх (1658—1706) был талантливым поэтом и покровителем искусства. Джасвант Синг (1638-78) был большим поклонником искусства и обладал высоким интеллектом. Череду этих божественных любовных игр, флирт и связанные с этим затеи Кришны обозначают словом «лила».
В своё время все меварские княжеские архивы и коллекции погибли в огне при разрушении Читтора могольским императором Акбаром (1567г). Важную роль в обновлении играл анонимный художник, окрещённый учёными «Мастером штриха», который в течение приблизительно 30-и лет работал при дворе и создавал миниатюры в технике «ним-калам» (гризайль) с лёгкой подкраской, явно навеянные могольским стилем. Даже дети, словно зачарованные, смотрят на происходящие приготовления.
Портреты в Кишангархе были довольно обычными, например, портреты Радж Сингха (1706-48) созданные художником Бхаванидасом выдержаны в манере, принятой в то время в ателье могольских императоров. Это живые типы и характеры, взятые из окружающей художницу действительности и показанные без всякой идеализации, но также и без ненужных бытовых подробностей, кроме самых необходимых. Подобные описания раг приводят Рана Кумбха Карна Махимедра в 1450 году («Сангита-мимамса», «Сангитасара») и Мешкарна в 1509 году («Рагамала Мешкарны»). А они действительно заслуживают особенного внимания. Так появились иллюстрации к Шива-пуране, в которых художники смогли на свой манер визуализировать понятие абсолюта и появление первоэлементов (причём, визуальное выражение понятия «абсолюта»— пустое пространство картины, закрашенное золотой краской подобное прочтение мало чем отличается от картин Малевича или Джозефа Алберса). Их героизм на полях сражений увековечен в поэмах, а массовые самоубийства их женщин (джаухар) с целью избежать поругания врагом, были возведены в ранг священных. Среди первых мастеров, уехавших в Деогарх, был Багта, который создавал миниатюры для Равата Джасванта Сингха (1737-76), Равата Рагхо Даса (1776-86) и Равата Гокул Даса II (1786—1821).
Охотничьи сцены Кишангарха отражают абсолютно иную сторону придворной жизни. Предметы индийского искусства также были разнообразны: религиозные притчи, народные рассказы, мифология, эротика, а также жизнь простых людей все они пришли в различных формах. Княжество основано в XIII веке (традиционная дата— 1226год). Пара Наяк-Наика в «Расикаприе» имеет и символический смысл: Радха и Кришна рассматриваются как идеальная пара влюблённых, а их любовная связь символизирует связь души и Бога. Игнорируя окружающее, художники концентрировались исключительно на буддистских богах, богинях и Мандалах. Тем не менее до сих пор ряд специалистов считает живопись Кота неким «суб-стилем» живописи Бунди, то есть её ответвлением, сохраняющим в своей основе некую общую исходную матрицу, несмотря на то, что лучшие живописные работы 18— нач. Это был потомственный художник: его отец Бхик Чанд, был сыном «мусаввира» (то есть мастера) Даргамала, а прадед Сурдхадж Мурадж прибыл из Дели и служил у Ман Сингха (1658—1706).
Общей темой рагамал является любовь между мужчиной и женщиной. Фигура Кришны стала доминирующей не только в литературе, но и в иных видах искусства. Прекрасные иллюстрации к «Шива-пуране» были написаны художником Шивдасом. Колорит почти монохромный и нюансирован едва уловимыми тональными отношениями.
Савант Сингх был не только ценителем искусства. К этой же инспирированной могольской манерой, группе принадлежат неоконченные портреты Джасвант Сингха (1638-78), заседающего в дарбаре в окружении придворных— в них ясно различимы реалистические элементы, присущие живописи эпохи императора Шах Джахана (1628—1658). Одним из его указов было неукоснительное требование подчёркнуто почтительно обращаться к сельским пастухам именуя их «Владыка полей» («джагирдарс»), так как Кришна когда-то был пастухом. Лучшие ее картины, сохраняя монументальность и декоративность, жизненно конкретны по изображенным в них событиям.
Большая роль в становлении марварской школы принадлежит князю Рао Малдео (1532-68), который был большим любителем и покровителем искусства. Этот образ воспроизводится в Индии до сих пор, а имя Бани Тхани стало культовым.
Позднее в 1440 году Нарада сочинил стихи, описывающие шесть основных раг и 30 рагини, которые вошли в его книгу «Панчама-Сара-Самхита». Их не волновали ни природа, ни социальные условия того периода. В таком виде она существует до сих пор. Чрезвычайно оживляет пейзаж человеческая фигура идущая по легкому мостику. Несколько иная картина наблюдается в прикладном искусстве.
см картины используя свою «фирменную» смесь из масляной краски и защитной краски по металлу Hammerite, которая, высыхая, приобретает особый блеск. Он же был и основателем первой придворной художественной мастерской в Джодхпуре. Эти события сильно деморализовали правителей других, более мелких раджпутских княжеств.
В правление этого князя значительно оживилось производство миниатюр. Миниатюры имеющие дату и возможность атрибуции, свидетельствуют о том, что князь Бхао Сингх (1658-82), долгие годы проживший в Аурангабаде (Декан), куда могольский император Аурангзеб назначил его губернатором, был большим покровителем живописи. Его наследники Рам Натх и Джоши Свами писали картины для Раджи Бирад Сингха (1782-88), восторгавшегося их талантом.
Между 1723 и 1754 годами были составлены три основных сборника его поэзии— «Маноратха Манджари», «Расика Ратнавали» и «Бихар Чандрика». Гулэм Рэзул Сэнтош (Gulam Rasool Santosh)—современный индийский художник, ключевая фигура в движении известном как неотантризм. н. э. ) Самые известные и наиболее часто иллюстрированные книги на эту тему: «Раса Манджари» («Букет радости»)— написанная на санскрите Бхану Даттой в XV веке и «Расикаприя» («Руководство для ценителей»)— написанная в 1591 году на хинди Кешавдасом, придворным поэтом раджи Вир Сингх Дева, правителя раджпутского княжества в Орчхе, который в знак признания таланта пожаловал ему в дар двадцать одну деревню.
Особенности восемнадцати миниатюр этого манускрипта стали неким камертоном для определения целого ряда стилистически близких произведений, которые для удобства обозначают «группа Чаурапанчасики». Срезая с трех сторон краем картины фигуру, художник как бы приближает к зрителю изображение, делая его почти «участником» стремительного движения контуров, обрисовывающих фигуру девушки. Рагамала переводится как «Гирлянда раг».
Сын Ратана Сингха, Рао Чхаттарсал (1631-58), увлекался живописью и приглашал ко двору художников. Следующий джайпурский правитель Раджа Ман Сингх (1592—1614), возглавлял могольскую армию и одержал множество побед (в том числе и над самими раджпутами). Абстракция форм всегда была частью индийского искусства. В дальнейшем город прославился своими расписными храмовыми занавесами «пичхаваи».
Особенно механичными выглядят те, что были созданы для Махараны Джаван Сингха (1828-38).
В более поздних произведениях А. Тагор постепенно освобождается от сковывавших его элементов прямого подражания («Ума», начало 1900-х гг. ). В его картинах, как, например, «Туалет» и особенно «Музыкант», где выразительно передано напряжение игры, привлекательна обобщенная экспрессивность рисунка и яркая звучность цветовых отношений. Это живопись, в основу которой легли различные индийские музыкальные мотивы из раг. Он имел привычку, нарядившись Кришной исполнять божественный танец сотворения мира— «Расамандала», в хороводе которого принимали участие его наложницы исполнявшие роль гопи— пастушек, влюблённых в своего господина. Музыкально-теоретическая концепция раги впервые появляется в «Брхаддеши»— сочинении санскритского автора Матанги, которое было написано между V и VII веками н. э.
Создание раги мифы приписывают Махадеве (Шиве) и его супруге Парвати, а изобретение рагини богу Брахме. Некоторые из них как бы объединены тематическим единством, например цикл «Сельская девушка», «Туман», «Мать». Традиция их производства существует до сих пор.
Когда умер его отец Махараджа Виджаи Сингх (1752-93), юному князю было всего 10 лет. Художники не были раджпутами, так как они были ремесленниками, а не воинами. Не менее важным было творчество Тансена— придворного музыканта могольского императора Акбара (1556—1605).
Для фонов использована пышная растительность и украшенная изразцами архитектура. Живописная традиция этих мест уходит в глубокие века. Искусство Индии берет свое начало с доисторических наскальных рисунков. Большинство картин Мадхубани основаны на характерных особенностях жизни, а именно религии. 1921), в графике которого поэтично воспевается жизнь простых крестьян и рыболовов.
Типичным стало изображение лица в профиль с подчёркнуто полными щеками. Это был старший сын Радж Сингха и его супруги Махаранджи Чхаттур Кунвари Сахиба. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. Шив Кумар, как предполагают, через некоторое время вернулся в Джайпур. Махарао Рам Сингх II (1827-65) тоже одаривал наградами своих живописцев, сохранилось несколько документов сообщающих о поводах для этих подарков и их составе.
Интересно, что существуют миниатюры, на которых этот «физиономический маньеризм» применён только в отношении Кришны и Радхи, в то время как остальные персонажи имеют обычные лица. Портретом занимались также Хира Нанд и Трилока. Подобные описания можно найти в сочинении Сарангадевы «Сангита-Ратнакара» (1210-47гг). История индийского искусства стара, как сама цивилизация и каждый крупный период в истории дал Индии новые способы выражения и новые формы искусства. За день он пишет примерно 25 кв.
Творчество Харена Даса полно какой-то внутренней теплоты, мягкой лирической взволнованности и человечности («Пара голубей», цветная гравюра на дереве, начало 1950-х гг. ). Именно в его правление в 1671 году был спасён знаменитый образ Шринатхджи (статуя Кришны из чёрного гранита)— он был переправлен из Матхуры в Натхадвару и превратил этот город в религиозный центр особой секты вишнуизма, основанной Валлабхачарьей.
В правление Рао Будх Сингха (1696—1735) была создана серия миниатюр на тему «Расикаприя» (1700-1725гг, Нац. В правление Амар Сингха II (1698—1710) и Санграма Сингха II (1710-34) меварская живопись обрела новое дыхание. Особый джодхпурский стиль возник во время правления Махараджи Виджаи Сингха (1752-93).
В первую очередь это были эпосы «Рамаяна» и «Бхагавадгита», но также и «Лаур Чанда» (Чандаяна)— поэма о любви, написанная Муллой Даудом для шеф-министра Фироз Шах Туглука в Дели в 1377 или 1378 году, в которой прекрасная служанка Чанда влюбляется в Лаурика. С другой стороны, развивается гражданское строительство. После того, как Аджит Сингх в 1688 году прошёл обряд «тика Даур», он официально стал правителем Джодхпура.
1912). Правление Бакхат Сингха ознаменовалось заметным оживлением в искусстве и литературе. Он получил княжеский трон в 14 лет (злые языки утверждали, что он пришёл к власти благодаря тому, что его сводный брат погиб в дорожном происшествии, а весь инцидент был подстроен его властолюбивой матерью, которая в результате стала регентшей при малолетнем правителе и руководила делами до 1787 года). На эту вечную тему создано множество литературных произведений. Ряд картин Чоудхури посвящен жизни индийских крестьян. Остается лишь выбрать, который из образов, перенесенный на полотна, более близок сердцу.
Выходец из Западной Бенгалии, он учился в Художественном училище в Калькутте. При Бхао Сингхе стали создаваться портреты и сцены «исторических встреч» правителей. Произведениям Шер-Гил присуща правдивость образов при полном отсутствии какой-либо «экзотики» и символизма содержания.
Архитектурные элементы утратили свою прежнюю пространственную глубину. Ранний стиль раджпутской живописи связан с княжеством Мальва и представлен старейшей (сер.
Самым ранним свидетельством существования живописной школы в Бунди являются миниатюры серии «Рагамала», созданные в Чунаре в 1591 году. Махараджа Аджит Сингх (1679—1725) пришёл к власти в результате долгого противостояния с моголами. Благодаря этому некоторые из них вошли в императорскую элиту в качестве генералов и высокопоставленных чиновников, служа верой и правдой во время военных кампаний моголов в Бенгалии, Бихаре, Декане и Афганистане. Особенно популярными были изображения княжеской охоты, которая в те времена была смесью спорта и государственного ритуала, а также ласкающие глаз сцены с участием красавиц из княжеских гаремов— «занана». Подобно своим предшественникам, он был приверженцем вишнуитского культа Кришны, секты «Пуштимарга», основанной Валлабхачарьей и придерживался жизненных правил этого вероучения. Ретроспективные тенденции вели к идеализации древнего и средневекового искусства и не случайно один из главных представителей идеологов нового художественного направления, названного Бенгальским Возрождением, английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства—«идеалистического, мистического, символического и трансцендентального». Эти большие, панорамного охвата композиции обычно густо заселены персонажами.
Её тематика перестала ограничиваться мифологией и поэзией. Зародившись в Басоли (Basohli/Basholi) этот одноименный стиль широко распространился, постепенно преобразовавшись в другие известные стили живописи пахари, а именно чамба, гюлер, кулу и манди. Женщины в этой деревне сохранили матриархальное господство над ремеслом. До начала 20-х гг.
Миниатюры «Рагамалы» демонстрируют прекрасную смесь домогольского стиля «Чаурапанчасики» и упрощённого варианта популярных могольских образцов. Иногда по дичи стреляли со специальной баржи на реке Чамбал.
Вот почему символы здесь играют решающую роль. Было это чудом или совпадением (или аскеты-натхи смогли организовать убийство), но через несколько дней Бхим Сингх неожиданно скончался и власть перешла к Ман Сингху. Избегая каких-либо деталей, Дж. Он также использует старинную технику наложения эмали, оформляя крошечные участки панели (некоторые не больше булавочной головки) осколками стекла, между которыми затем наносит каплю краски. Центральный персонаж картин всегда детально прорисовывается.