Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вся центральная часть написана самим Репиным. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Возвращается в Россию летом 1876 года. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Не доносчик ли. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Сходство черт лица и выражение поразительны. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин встречал их по средам. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. И вот уже перед нами не царь, а отец. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Имя Репина стало широко известным. О чем эта история. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Комната небогатой интеллигентной семьи. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. И это не скрывает Репин. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Третьяков»109. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Она была закончена только в 1891 году. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Так ли это – судить зрителям. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Глаза ясные и добрые. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Л. Н. Толстого». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Работал весь день, не замечая времени. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. художественный музей им. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Публике картина понравилась. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В его взгляде осуждение и тревога. Убийство свершилось. Каждый персонаж переживает что-то своё. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Мне минутами становилось страшно». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пенаты были превращены в мемориальный музей. На что получил насмешливое письмо. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Гоголевский Андрей мягко улыбается. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Евреинов и художник Ю. Анненков. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Америка—Франция—Россия.
Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. За окном летний день. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В его глазах читается печаль, тоска. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Он идет прямо к матери. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Репин никуда не делся. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Вегетарианцем стал и сам Репин.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Родом из семьи военного поселенца. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Все заняты. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Репин запечатлел момент написания письма.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Первый факт. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Казалось, она спит. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Пятый факт. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. О картине появилось много статей в периодической печати. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Умер русский художник в Пенатах.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Над письмом склонился предводитель казаков. Стасов присылает ему все, что он просит.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Зритель становится участником происходящего.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В эту минуту в комнату вошел Христос. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Однако в Советской России он оставался «своим».
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Она ушла из жизни в 1931 году55. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). я работал завороженный. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Восстановлен в 1962 году. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Рассмотрим "ближний круг". И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга.
Внимание художника тяготит их. Репин считал сам эту картину красивой. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В конечном варианте оно одухотворённое.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Берег Волги.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. К обоим Репин относился сочувственно.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Они словно противопоставлены друг другу.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Этюд получился превосходный. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.