Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. Повесить в своем жилище небольшую картину могли даже голландские крестьяне — настолько дешево стоили эти творения художников.
Она стоит у истоков бытового жанра XIX века. Крупнейший представитель импрессионизма в Голландии Жорж Хендрик Брейтнер (1857–1923) в одной из самых известных своих картин «Дворцовая улица в Амстердаме» (Амстердам, Рейксмузеум) обращается к теме, неоднократно привлекавшей художников, — изображению города зимой. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска.
В ней необычно яркий и тревожный свет. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. 1850) и мн. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. В XV-XVI вв. Он опустился без сил. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). 1857). Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Это самое крупное в мире собрание произведений ван Гога, здесь с замечательной полнотой представлены все периоды его творчества. Он написан в начале XIX века Вейбрандом Хендриксом (1744–1831). Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар источник спекуляции. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. народа над угнетавшими его испанцами. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
Очень выразительно изображено небо. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Строже и спокойнее становится его палитра. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Творческая зрелость ван Гога (1886–1890) проходит во Франции.
Уффици располагает тремя работами великого мастера. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Ван Гог — голландец, но не из породы «умеренных и аккуратных», а из той семьи неудержимых, страстных искателей, к которой некогда принадлежал великий Рембрандт. Это одновременно и справедливо и неправильно. 1585-1666 гг. ). В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Эта композиция очень отличается от других картин. Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. 239). Он является создателем национального голландского пейзажа.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Здесь не было возможности останавливаться на них. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
Голландцы его называли «stilleven». Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. «Едоки картофеля» — крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы.
Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Такое построение придало изображению живость и естественность. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. 1832). Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия). Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род. Не обращая друг на друга внимания, торопливо снуют по ней прохожие. Затем следует заметить, что большинство голл. Конечно, многие шедевры уже давно увезены за ее пределы.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Однако она связана не только с прошлым, но и с будущим.
К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Свои течения существовали в каждом жанре. В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света и тени еще более усиливают впечатление гротескности сцены.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
в стране намечаются признаки перелома. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
Очень одаренный рано умерший Ваутер Йоаннес ван Троствейк (1782–1810) был автором картины «Ворота Рампортье в Амстердаме» (1809, Амстердам, Рейксмузеум). Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген.
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников.
По сравнению с ним мысли и чувства, отраженные в пейзажах XVII века, оказываются значительно более отвлеченными и обобщенными.
Для Рембрандта основными выразительными средствами были именно свет и цвет, а не линии и массы. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». С началом XVIII в. наступает ее упадок, не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но так как в голл. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста.
«Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. В 1640-1660-х гг. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Но в этом доме не всё так просто. Получили распространение посещения анатомических театров.
Прямыми наследниками Я. в. д. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Здесь продолжают писать тихие интерьеры, умело построенные, тщательно исполненные пейзажи и городские виды.
Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная». Картина — шедевр де Витте. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Как уже говорилось, крупные коллекции искусства XX века принадлежат также Городским музеям Амстердама и Гааги. В первую очередь, чтобы создать впечатление глубины, далей, простора, мастер не пользуется традиционными приёмами — кулисным построением, отступающими планами.
Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке». Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии и водопады Норвегии. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Украшая дома и офисы, они подчеркивали благосостояние их хозяев, а для продавцов цветочных саженцев, луковиц тюльпанов они были тем, что теперь называется визуальным рекламным продуктом: постерами и буклетами.
Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. В 1964 году государство приобрело огромное собрание картин и рисунков ван Гога, принадлежавших его племяннику — сыну того самого «брата Тео», к которому обращены его знаменитые письма. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632).
1852) и Валли Мус (р. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Возможно, моделью для ангела являлся Титус.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Свое главное решение она получила в жанровой картине. Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором.
корифеям французской школы. Картинами ван Гога располагают и роттердамский Музей Бойманса — ван Бёнингена и Городской музей в Гааге. др. В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй.
Теперь, в самом конце его, Брейтнер пишет заснеженную улицу в центре большого города. В других источниках указывается количество 600.
«Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии.
Так, относительно древнейшего из голл. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. 1837), Лодевейк Аполь (р. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе.
Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, физиономии простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо — все это, под кистью голл. Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама. Ведь характер собирательства определяется не просто вкусами коллекционеров, а историческими судьбами страны. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Лоррену и др.
Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Девушка, вероятно, собирается на свидание. «Матфей и ангел» (1661).
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. 1877) из Музея Бойманса — ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М. Это исчезает в поздних портретах.
Меняетсяобразныйстрой картин. Его картины – это образы народного сатирического эпоса изображения природы и быта деревни. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). его изображения наиболее многочисленны. Рейксмузеуму принадлежат такие известные вещи, как написанный в 1888 году «Автопортрет за мольбертом» и «Комната ван Гога в Арле».
Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки».
Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Второе отличительное свойство голл.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Среди изображающих пейзажи были художники-маринисты и художники, которые предпочитали равнины или леса, также встречались мастера зимних пейзажей и видов с изображением лунного света. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Голландец Адриан Ханнеман настолько абсолютно подражает образам ван Дейка, что его портреты принимают за произведения самого фламандца.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Вот таким образом голл.
В гарлемском Музее Франса Хальса есть «Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки». Естественно они изображены за дружным застольем. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов.
В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Много безрассудного рвения, напора, неуёмной энергии и в индивидуальных портретах с очертаниями жанровой картины. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды.
Пожилая дама стелит постель. Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога». В основу картины положено восприятие одного из них. Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения.
Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения и художественного замысла. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Наконец, как на особенность голл.
Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки XVII века.
Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Гроб и Легенда о костях св.
Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. В 1640-х гг. Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957)— слышится отзвук старой, но живой национальной культуры.
Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Таким образом, частное собрание В. ван Гога (племянника) в Ларене превратилось в государственный Фонд ван Гога (входящие в него картины обычно бывают выставлены в Городском музее Амстердама).
Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Эрмитаже).
1831). Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. 1826), Тереза Шварце (р. Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. обществе все более и более слабеет национальное самосознание испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV.
Большое место здесь занимают работы голландских художников. 1836). Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. 1921).
Настали переломные моменты в живописи Хальса. Он изображал жизнь сельской Голландии. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Особенно богата новейшая голл. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).
В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти).