На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней. На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Беззаботное время художника длилось недолго. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Картинная галерея). Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Дрезден. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Я обвиняю. » (2008)12. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Кассель.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Новых заказов почти не появляется. Встал и пошел к отцу своему.
Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Освободившись, умерла через год.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Лион. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. По-видимому, это эскизная работа. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Москва. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Дрезден. После распродажи в 1657-58 гг. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Кассель.
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Государственный музей Амстердама.
Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Эдинбург. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. В 1642 Саския умирает.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Рембрандт умирает годом позже. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Сын повёрнут к нам спиной. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Санкт-Петербург. На холсте появились посторонние лица. Берлин. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний.
Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека. Фотограф может применить это к фотографии. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Рембрандт стал его последним протеже. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.
«Ян Сикс» (1654 год. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. сохранилось мало. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Лос-Анджелес.
1669 год. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом.
Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Санкт-Петербург.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Амстердам.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие.
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Государственный музей Амстердама.
Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Эрмитаж). Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Пушкина).
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения. Ниваа. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света. Родился в Лейдене в семье мельника. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Рембрандт отошел от канонов голландской портретной живописи, предвосхетив тем самым художественные находки реалистической живописи XIX века. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Она отдалась ему и зачала. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Государственные музеи, Картинная галерея). Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Мы не знаем, что выражает его лицо. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
Лондон. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Самая известная из картин Рембрандта. Государственные музеи. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Государственный музей Амстердама. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом.
Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. ГМИИ им.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Санкт-Петербург. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Утрехт. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год.
Их лица озарены внутренним светом. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Композиция была нарушена. Краска немедленно начала пузыриться. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами.
А. С. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Широкое сочное письмо Рембрандта при таинственном скрытом освещении больше не устраивало любителей искусства. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Лондон.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Картина полна нежности и сострадания.
Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Париж. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Повреждения затронули около 30 шедевра. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Эти гравюры стремительно распродавались.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.
В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора.
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства.
Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Лондон. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы – и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается абсолютно другой оригинальный колорит – об этом красноречиво говорят тени – действие на полотне происходит около 2 часов дня. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Санкт-Петербург. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Через год начал брать уроки живописи. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Тем не менее он продолжал выполнять заказы амстердамского магистрата, писал портреты ведущих предпринимателей.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Роттердам. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Смерть Рембрандта была очень печальной.
1643, Кассель, Картинная галерея). Рейксмюсеум). Государственный музей Амстердама. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. На картине изображено более двадцати фигур.
Берлин. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Художественная галерея). «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Париж.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Лондон.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. А что же случилось с Гертье Диркс. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. «Похищение Европы» (1632 год. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Дрезден. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Амстердам. Многие имеют овальную форму. Он использовался многими художниками. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома. Лондон.
Художник с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Популярность автора начинает падать. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
«Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. В портрете «Флора» (1634 год. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Картинная галерея). В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В 1635 – 1640 –х гг.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г).
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.
Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Базель. Реставрация картины длилась 12 лет.
Прозвучал боевой сигнал. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Лос Анджелес. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. А. С. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков.
В них вы видите печаль. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Амстердам. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
По сути картина является пасторалью. Базель. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Сюжет взят из Нового Завета. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. В 14 лет он успешно закончил школу и стал студентом университета Лейдена, который в то время славился на всю Европу.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Еще бы. Интересен и еще один факт. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Одежда на них нарядная и экзотичная. Заказы бюргерства стали редкими, уменьшилось число учеников, а на художнике еще висел не выплаченный до конца долг за покупку дома. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Несколько раз написал «Святое семейство». Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Интересен и еще один факт. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Рейксмюсеум). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Краски лежат на холсте густыми мазками. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Павлин на столе – символ богатства. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
«Мартен Лоотен» (1632 год. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Нью-Йорк. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Написана она была в последние годы жизни мастера.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Краска немедленно начала пузыриться. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Реставрация картины длилась 12 лет. Государственный музей Амстердама. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Между тем споры вокруг нее не утихают. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Эрмитаж).
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Кто они — неизвестно. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Повреждения затронули около 30 шедевра. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Дрезден.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Родители его были люди просвещенные. А. С. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Так что это не был брак по расчету. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Господня». Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. «Возвращение блудного сына» (1666 год.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Здесь видны особенности обоих стилей.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Родился он в семье зажиточного мельника. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Дела Рембрандта шли плохо. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Заказчики отказались принять эту картину. Они темные. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
почти не сохранилось. Санкт-Петербург. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.