Картина Джона Ллойда Стревенса Весенние грезы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
Пусть погибнет сам спектакль, раз он отравлен абсолютно лишними пояснениями. А главное — какая, в сущности, пустота и нищенство под этими литературными припевами и какая ложь под этой «позой на добродетель»1. Вышел лицедей на подмостки и «давай корчить физиономии», а публика радуется тому, как это он ловко делает. В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
Что может быть более тоскливого огромного большинства знаменитых грёзовских «Tetes dexpression» — гордости всех коллекционеров, умеющих хвастаться именами, но не желающих выработать личное отношение к собранным предметам. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида.
Обстановкой и костюмами персона жей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из «Рагс aux cerfs» или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. Отсюда та прелесть «почти религиозной тишины», которой полны его произведения. И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотонная манера письма и маловыразительный колорит с преобладанием коричневых, оливковых и серых тонов. 1 Все, что мы знаем о личности Грёза, рисует его нам скорее в непривлекательном свете. Однако в 1755-1761 гг. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Критики он не выносил абсолютно и неизменно превозносил собственные свои произведения. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Картина Паралитик, в котором ухаживают за больным дети имеет другое название – Плоды хорошего воспитания, а Балованное дитя – Плоды дурного воспитания.
Художник был очень моден и популярен в своё время. Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Он обладает божественными тонкими и нежными средствами для передачи волос, едва придерживаемых лентой, взбитых и слегка пудренных или для передачи золотистого излучения, получающегося вверху лба, для сплетения голубых жилок, разветвляющихся на висках. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке.
Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом». Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». Тем не менее уважение, которое внушало подлинное горение Грёза к искусству и его необычайное трудолюбие извиняли его смешные стороны и, в общем, до самой революционной бури он пользовался огромной популярностью да и в революционную эпоху ему удалось избежать тех преследований, которым подверглись Фрагонар и Юбер Робер, несмотря на то, что ведь и Грёз был «любимцем аристократов». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества).
Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы.
Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. Академии», 1755, Париж, Лувр). Красота и глубокое значение Шардена в том, что он наводит лучи своего угадания красоты на ту самую «серую обыденность», которая для всякого иного кажется простой мещанской тиной.
Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). Из простой комнаты с тремя стульями из своего скромного «завтрака» Шарден создает «спектакли» более драгоценные, нежели самые пышные придворные оперы.
Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. Лувр). Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом. Совсем иное у Грёза. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей).
Пьера была приобретена Людовиком XVI. И вот неожиданно под этими лучами художника оказывается, что и самого скромного «мещанина» окружает целый мир красоты, дивная ткань живописной поэзии, чарующая музыка красок. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции.
Это скорее встречи очаровавших его форм, встречи, подмеченные им в своем обиходе. Например, волы по отношению к всему действу. — Позы полны какой-то распущенности и податливости.
Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. В конце XVIII – начале XIX вв. гал. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду.
А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Но на картине волы не могут никуда пойти. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера.
И у Шардена встречаются «анекдоты», но, в сущности, мастер им не придает никакого значения. Грёз, напротив, по натуре — художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея. После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации.
Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Таким художником стал Жак Луи Давид.
Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. его жена. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае.
Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Мариетт сообщает, что в нем продолжала жить «грубость сапожника», проявившаяся даже во время его писания портрета дофина. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. музей).
Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом. хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. «Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Этого звания ему не давали.
Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность.
Для этого мастера период творчества в стиле рококо оказался более продолжительным, чем для его современников. Одна из самых крупных коллекций произведений художника хранится в музеях России и это закономерно. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
В этом утонченность Грёза, что он вводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). «Особенно искусен Грёз в изображении той женской красоты, которая только еще намечается, но еще не установилась в чертах девушки. 1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). И смотреть не хочется — до такой степени надоедает автор-комментатор.
Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их.