Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей.
1826), Тереза Шварце (р. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение Г. школа живописи, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Гроб и Легенда о костях св. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. 1850) и мн. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Как и другие голландские мастера, он изображает события, происходящие в богатых бюргерских домах. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения. В каждом жанре существовали свои ответвления. В XV-XVI вв.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. 1831).
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник 16 века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к.
В 1640-х гг. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Затем следует заметить, что большинство голл.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. 1857). Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. На самом деле, в других странах, напр.
Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Все элементы композиции объединены светом и колоритом.
Наконец, как на особенность голл. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750).
Но в этом доме не всё так просто. 1850) и мн. др. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Свои течения существовали в каждом жанре.
Позже, художник пишет картины с более спокойными сюжетами изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Так, относительно древнейшего из голл. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. В 1640-1660-х гг. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. «Матфей и ангел» (1661). Пространство, воздух, свет живут в неразрывном единстве с человеком и мы проникаемся интимным уютом скромного бюргерского дома.
К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Показательно, что в этой картине нет сюжета. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. В этих картинах привлекает отображение идеалов молодой республики, товарищества, равноправия и чувства свободы.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
1831). Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
Голландцы его называли «stilleven». Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Так, например, среди пейзажистов были маринисты, художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Эрмитаже). Второе отличительное свойство голл. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. др. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже).
Желание сообщить ей снова тот блеск, каким сияла она в XVII столетии, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров — к строгому наблюдению природы и бесхитростному искреннему отношению к предлежащим задачам. корифеям французской школы. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.
Особенно богата новейшая голл. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Иоанна), написанного им для гарлемского собора. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Прямыми наследниками Я. в. д. Это исчезает в поздних портретах.
В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Лоррену и др. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Он является создателем национального голландского пейзажа. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Он изображал жизнь сельской Голландии. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным.
К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Вот таким образом его офорты вобрали и его сюжетные ходы и рост технического мастерства и художественную раскованность последних драматических лет жизни. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом.
Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной — живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634).
Меняетсяобразныйстрой картин. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские.
Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете.
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668).
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Около половины XVI стол. Это одновременно и справедливо и неправильно. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки».
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Голландская живопись, ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками.
Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. корифеям французской школы. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Так, относительно древнейшего из голландских живописцев, Альберта ван Оуватера, не имеется никаких положительных данных, кроме сведения о том, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин его не существует. Любил писать лесные чащи, болота, водопады, маленькие нидерландские города или деревни и над всем этим – торжествующее небо. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Главное для живописца — не внешнее сходство с моделью, а глубина внутреннего мира, сила душевных движений и переживаний.
1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Такое построение придало изображению живость и естественность. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Однако такие общества, носившие название гильдий св. др. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682).
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Он опустился без сил. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее.
Художник обратился к более спокойным сюжетам изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719).
В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др.
Эта композиция очень отличается от других картин. 1837), Лодевейк Аполь (р. Картина — шедевр де Витте.
народа над угнетавшими его испанцами. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
1857). В этой области между голл.
Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
его изображения наиболее многочисленны. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). живописи, главными представителями которой являются Вильгельм Кельнский и Стефан Лохнер, считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков обе долго идут по одному направлению, одушевляются одними и теми же идеалами, преследуют одинаковые задачи, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий.
Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Вот таким образом голл. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. 1585-1666 гг. ).
В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина – морской пейзаж, городской пейзаж – ведута изображение животных – анималистическая живопись. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. 1832).
Пожилая дама стелит постель. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». С началом XVIII в. наступает ее упадок, не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но так как в голл.
В ней необычно яркий и тревожный свет. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. 1836). Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). В первую очередь, чтобы создать впечатление глубины, далей, простора, мастер не пользуется традиционными приёмами — кулисным построением, отступающими планами.
Особенно богата новейшая голландская живопись пейзажистами, трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, то с тщательною оконченностью, то с широкою техникою импрессионистов, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
Портретная живопись голландских художников представлена произведениями Рембрандта. Прямыми наследниками Я. в. д. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». В дальнейшем Вермер обратился к традиционным для голландской живописи камерным композициям.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Свое главное решение она получила в жанровой картине. Строже и спокойнее становится его палитра.
Гроб» и «Легенда о костях св. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529).
в стране намечаются признаки перелома. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. 1826), Тереза Шварце (р. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Лоррену и др. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. была настоящей плодородной почвой для живописцев.
Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов. Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение.
Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Второе отличительное свойство голл.
Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Между тем, во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, которые, казалось бы, должны были влиять на сообщение их деятельности одного общего направления. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. 1852) и Валли Мус (р. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
1824) и Христоффель Биссхоп (р. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
В других источниках указывается количество 600. Настали переломные моменты в живописи Хальса. Затем следует заметить, что большинство голл. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Описывать и перечислять сюжеты у голландских художников – значило бы рассказывать о самой Голландии, о ее природе и быте, об облачном небе, о море, кораблях и рыбачьих лодках, о ветряных мельницах, оживленных рынках и тихих улочках, об уютных комнатах, о прекрасно изготовленной мебели, посуде, тканях и даже о вкусных кушаньях и напитках, о плодах и цветах, выращенных искусными садоводами.
В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. 1832). Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. 1852) и Валли Мус (р. Естественно они изображены за дружным застольем.
Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Получили распространение посещения анатомических театров. 1836). Девушка, вероятно, собирается на свидание. В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис.