В целом картины мастеров голландского пейзажа – это драгоценный пласт в мировой художественной культуре, давший толчок к развитию пейзажного искусства во многих странах, в том числе и в России. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. Мы продолжим разговор об искусстве небольшой страны, давшей миру Рембрандта и Ван Гога и расскажем о картинах Великого Голландца (Рембрандта), которые находятся в экспозиции музея.
В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Только здесь, на AliExpress вы сможете найти голландия картины самых лучших брендов, включая BLINGIRD, AtFipan, BANMU, PENGDA, Artsailing, MYT и множество других, о которых вы, возможно, даже не подозревали. К примеру, как в картинах Рембрандта — художника, ставшего олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Голландцамхотелось видеть на картинах собственную жизнь.
В данной подборке находится 2161 фотография Нидерландов от туристов и фотографов. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П.
Художникам позировал всякий, кто был наделен чувством собственной значимости. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Однако реальность его присутствия достигается более всего благодаря выражению лица. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Но в этом доме не всё так просто.
появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта в Амстердаме, голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, в этих работах почти всегда присутствует гармония белого, серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге. Я. М. Моленар. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике).
Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии. С помощью Гонзаго он рано начал получать заказы и от других мелких князей.
Рембрандта или Вермера). Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. В Италии же герцог Манту-анский Гонзаго, тут же назначил его придворным художником.
Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я.
повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. Его представительская роль указана не только поразительно богатой одеждой, но и тем, что фигуры четы новобрачных изображены в полный рост. Верспронк и Пот в Харлеме). Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы.
Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. В 1602 году была создана Вест-Индская компания. Молодой человек, пришёл домой очень усталый, снял один сапог, а стянуть второй не хватило сил. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка.
Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
И вскоре он приобрел в родном городе обширное поместье, а в начале 1620-х годов переехал в импозантный городской дом (см. Дом он обставил так, что мог принимать в нем высокопоставленных посетителей. В "Автопортрете с Изабеллой Брант" (см. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Инфанта Изабелла, большая поклонница искусств, постоянно поддерживала мастера. Фигура мужчины внушительна и материальна. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»). Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору.
Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному. Кажется, что его улыбка вот-вот сменится веселым смехом и нарушит его элегантную позу. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут).
Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка.
Эта композиция очень отличается от других картин. Очень выразительно изображено небо. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Если в 16 веке насмехались над алхимиками, в 17 веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы— теперь уже без едких намеков на насмешки. В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета.
1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. Это одновременно и справедливо и неправильно.
И тем не менее Хальсу удается лишить своего героя застывшей статичности, обычно сопровождавшей такую позу. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы 17 века. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи. В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Бейтевех.
Но в начале 17 века тенденция переменилась. В ранний период творчества изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью иногда доходящей до карикатуры. Он опустился без сил. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Виртуозно переданная динамика природных стихий позволяет зрителю чувствовать, как на бесконечных водных просторах мягко покачиваются парусники, а свежий ветер надувает паруса и гонит вдаль плывущие над ними облака. В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас.
Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Оуватер и Тенкомпа). И разумеется, Рембрандт, намного превосходящий большинство портретистов своего времени. В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме).
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, отчаянных стремлений, пафос поисков и трагизм судьбы, даже героизм поступков, драму старости и прощание с миром. Через нее он устанавливал дальнейшие контакты с правителями европейских династий.
«Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству. Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах. Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс.
Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Картина — шедевр де Витте.
На все эти события откликнулась и голландская живопись. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Его мать, католичка, вернулась оттуда на берега Шельды после смерти мужа. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Халса. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. Пожилая дама стелит постель. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Его "Смеющийся кавалер" (см. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. а также фовистов во главе с ван Донгеном. Вот таким образом его офорты вобрали и его сюжетные ходы и рост технического мастерства и художественную раскованность последних драматических лет жизни.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»).
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Рост значения Амстердама как нового центра торговли начался после того, как испанцы осадили Антверпен (1585) и блокировали реку Шельду, вследствие чего город оказался в изоляции. а Хонтхорст – приверженцем классицизма. Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Офорт идёт как в услужение аристократии, так и в практическое приспособление, далёкое от цели возвеличивания человеческого духа, главной цели искусства вообще. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге).
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога.
Так, например, среди пейзажистов были маринисты, художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдаленных уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки 17 века. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Скорел, со своей стороны. Эмануэл де Витте«Рынок в порту».
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции.
Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром.
В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. Показательно, что в этой картине нет сюжета.
Все остальное должно подчиняться этому эмоции нужно держать под контролем. На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. В ней необычно яркий и тревожный свет. Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое. В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji».
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Получили распространение посещения анатомических театров. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Ощущение наполненности пейзажа воздухом мастер создаёттонкими градациями цвета: в глубине цвет теряет свою звучность и отчётливость.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
была настоящей плодородной почвой для живописцев. Жену он любил всю жизнь и на картине несомненна их интимная близость. Новая нация начала развивать свою собственную культуру. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия».
Девушка, вероятно, собирается на свидание. Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар источник спекуляции. Здесь же кавалер словно обменивается со зрителем взглядами, почти говорит с ним. Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт.
Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. В XVI веке бурный рост промышленности происходил в Антверпене и Брюсселе. Меняетсяобразныйстрой картин. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Рубенсу повезло, ведь его жизнь могла сложиться и иначе.
В Харлеме, в кругу Ф. Халса. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк.
Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. Художник мастерски прорабатывает круглую форму – круглая булочка, немного удлинённый, овальный лимон, затем он уменьшает круг и выписывает орех. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. слева).
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене. Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581. На все эти события откликнулась и голландская живопись. 1430, Гаага, Маурицхёйс), а в середине века оказалось в русле широкого проникновения фламандских живописных опытов. Благодаря этому образовалась независимая Республика Соединенных провинций. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтиспис), которыми начинали издание. Голландские художники понимали, насколько важно изобразить положение и достоинство своего заказчика. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далеким от опасности.
Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам). Но гораздо больше, чем прежде, от мастера кисти требовалась верность жизненной правде. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом.
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Украшая дома и офисы, они подчеркивали благосостояние их хозяев, а для продавцов цветочных саженцев, луковиц тюльпанов они были тем, что теперь называется визуальным рекламным продуктом: постерами и буклетами. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Художник обнаруживает и блестящее владение композицией: ни одна из важнейших линий не совпадает с направлением, диктующимся границами картины.
В портретах, бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман). XVII столетие считается золотым веком Нидерландов. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Портрет в Голландии XVII века выполнял в основном представительские функции. В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting).
И это ощущение непосредственного контакта придает особое очарование творению Хальса. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса.
Получили распространение посещения анатомических театров. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. Он писал церковные интерьеры и то, что художник обращается к жанру рынка весьма удивительна. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек.
де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога.