Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. В его произведениях нарочито удлинённые пропорции фигур, острота ракурсов и оптических эффектов изысканно- грациозный рисунок и блёклый, серебристый колорит служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты (Мадонна с длинной шеей, 1534-40, Уффици). В его ранних работах – росписях церкви Сан Джованни Эванджелиста (1522 г., Парма) и замка (Рокка) графов Сан Витале (около 1523 г., Фонтанеллато) – сказывается влияние Корреджо, в мастерской которого Пармиджанино работал в 1518 г. В то же время в этих работах уже проявляется творческая индивидуальность мастера. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Иеронима (ок. Его настоящее имя – Франческо Маццола.
По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы.
1522—1523). В самом деле идеальности» Антее не занимать. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Умер там же.
Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523–1527). Венская картина считалась вплоть до начала 1969-х гг. Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре.
Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения.
В жизнеописаниях мы можем найти его именно как Франческо Мацуолли. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года. Захарией" в Уффици (Флоренция) и алтарная картина в церкви Сан Петронио (Болонья) с изображением св. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Сын художника Филиппо Маццолы.
Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), так называемая Антея (ок.
Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью».
Родился в Парме 11 января 1503. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». 1. В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Что за колонна видна на заднем плане.
«Антея» была написана в начале 1530х годов Джироламо Франческо Мария Маццола известного как Пармиджанино (1503-1540). Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». Школа маньеристов культивировала «змеевидные» повороты фигур Микеланджело, но вне его гуманистического пафоса эти повороты выглядели только странной вычурностью.
По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения. Сложился под влиянием Корреджо. Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. В положенном возрасте будущего художника отдали учиться чтению и письму.
Это превращение наглядно иллюстрирует его поздний автопортрет, как мало осталось в нем от того юноши, который глядит на нас с «Автопортрета в выпуклом зеркале». Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.
Вазари писал о нем: «. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Первую картину— «Крещение Иисуса»— написал в шестнадцатилетнем возрасте. Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. В его произведениях нарочито удлинённые пропорции фигур, острота ракурсов и оптических эффектов изысканно- грациозный рисунок и блёклый, серебристый колорит служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты (Мадонна с длинной шеей, 1534-40, Уффици). Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника.
Но затем он увлекся алхимией (рассчитывая заморозить ртуть и разбогатеть), что стало причиной его охлаждения к труду живописца. Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»).
Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Роха.
Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. с донатором» для церкви Сан Петронио. «Одной докукой для него тогда лишь то, что один из них оказался большим любителем живописных произведений и пришлось делать ему бесконечное количество рисунков пером и акварелью, которыми он как бы расплачивался».
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505-1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Один из ведущих представителей итальянского маньеризма.
Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Возможно, еще один рисунок, на котором изображен лежащий бородатый мужчина (Четсворт, собрание герцога Девонширского Popham, N 734), стилистически также принадлежащий к болонскому периоду имеет отношение к этой картине, хотя Попхем считает, что он предназначался для фигуры спящего солдата в не дошедшем до нас Воскресении Христа".
Но, как пишет Вазари, «сознавая, что Бог и природа были уже первыми учителями молодого человека, они, дабы он приобрел хорошую манеру, не преминули обучить его рисованию под руководством превосходных мастеров». Особенность этой композиции, построенной на вращательном движении, — устремлённость вверх и намеренно увеличенные фигуры персонажей. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим. Техникой офорта, позволяющей сохранить в гравюре легкость, одухотворенность, гибкость линий, художник увлекся в 1530-е годы в Парме. Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя.
Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Джорджо Вазари, чье жизнеописание Пармиджанино является практически единственным источником из которого можно почерпнуть хоть какие-то подробности о жизни мастера, отмечает, что дядья воспитали его «с величайшей любовью, преподав ему все похвальные обычаи, какие надлежит иметь христианину и человеку приличному». Но Пармиджанино в поисках своего индивидуального стиля во многом переосмыслил опыт старшего коллеги, создав свой собственный стиль— интеллектуальный, напряжённый, зашифрованный и усложнённый— своеобразный вариант маньеризма. О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма».
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Что же это были за «превосходные мастера». Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре.
Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве.
Довольно часто он наезжал в Кремону, где в то время над фресковым циклом собора работал Джованни Антонио Порденоне, повлиявший на Пармиджанино в гораздо большей степени, чем Корреджо, с которым тот познакомился в 1522 году. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. 1526–1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527–1530, Дрезден, Картинная галерея). Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка.
В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531–1540 и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523–1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур использование декоративных эффектов. Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, где он настойчиво стремился добиться идеала. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди».
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. По мнению, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта).
По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Умер там же. В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
Вазари был знаком либо только с рисунками (а не с самой картиной), либо он изложил (что было ему свойственно) сюжет Обращения Савла" так, как, по его мнению, это следовало сделать. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»).
1522—1523). Дата рождения: 1503Дата смерти: 1540Интереснейшего итальянского художника Пармиджанино (собств. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского».
Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Возникший вследствие стремления отойти от канонов совершенства и идеальной гармонии, этот стиль для достижения большего изящества в искусстве — «красивой манеры» — характеризовался свободой в интерпретации исторических или мифологических событий. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, второй вариант 1527-1537 фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523 и др. ), соседствуя, однако же, с стилистическими остроиндивидуальными чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. Пармиджанино окаshyзал больshyшое влияshyние на итальянскую жиshyвоshyпись XVI века, элеshyменshyты его сложshyноshyго и изыshyсканshyноshyго изоshyбраshyзительного языshyка обоshyгаshyтиshyли жиshyвоshyписshyную пракshyтиshyку не тольshyко маньshyеshyриshyстов, но и веshyдуshyщих масshyтеshyров веshyнеshyциshyанshyскоshyго Поздshyнеshyго Возshyроshyжshyдеshyния: П. Веshyроshyнеshyзе, Я. Тинshyтоshyретshyто, Я. Басshyсаshyно и другие.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. (1503–1540 гг. ) – итальянский художник и гравер, один из ведущих представителей маньеризма – художественного направления, сформировавшегося в Средней Италии, характеризующегося началом кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Творчески переосмыслил искусство Микеланджело и Рафаэля. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима».
По словам Ш. Блана: «Одна и та же поза или движение обдумываются и фиксируются исследуются вновь и вновь Чувствуется, что у художника есть модель, но она открыта лишь его внутреннему взору. Антеей звали известную римскую куртизанку 16 века, к этой женщине и отсылает нас Барри.
В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Сын художника Филиппо Маццолы. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди».
1522—1523). Художник копировал Станцы Рафаэля и его картоны для шпалер, выполненные для Сикстинской капеллы. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах— «Меркурием или ртутью». Росshyпиshyси своshyда арshyки и апshyсиshyды в церкви Санshyта-Маshyрия-делshyла-Стекshyкаshyта в Парshyме (1531-1539) отshyлиshyчаshyютshyся боshyлее класshyсическим стиshyлем, в коshyтоshyром преshyтвоshyриshyлись впеshyчатshyлеshyния, поshyлуshyченshyные от деshyкоshyраshyций «Зоshyлоshyтоshyго доshyма» Знаshyчительное меshyсто в творshyчеshyстshyве Пармиджанино заshyниshyмаshyет портshyрет. Примечание.
(1522) и стуshyфетshyты Паоshyлы Гонshyзаshyга в замshyке Рокshyка-Санshyвиshyтаshyле в Фонshyтаshyнелshyлаshyто (около 1523) заshyметshyно стремshyлеshyние, отshyталshyкиshyваshyясь от принshyциshyпов Корshyредshyжо (в масshyтерshyской коshyтоshyроshyго Пармиджанино раshyбоshyтал в 1518 году), обshyресshyти собственную инshyдиshyвиshyдуshyальshyность. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. Сын художника. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).
Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Пармиджанино Франческо (Parmigianino, собственно Маццола, Mazzola) (1503-1540) итальянский художник. Первую картину— «Крещение Иисуса»— написал в шестнадцатилетнем возрасте. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна.
По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма.
Рох" – первое, созданное в Болонье произведение Пармиджанино, – относят ко времени сразу после 1527 г. Как абсолютная, так и относительная хронология произведений Пармиджанино болонского периода получили недавно новую интерпретацию (Oberhuber). Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи.
«Антеей» ее впервые назвал в 1671 году художник Джакомо Барри, который предположил, что она была возлюбленной Пармиджанино. Работал Пармиджанино над фресками поначалу очень бойко, успевая время от времени писать небольшие вещи для своих друзей (в частности, для давнего своего приятеля кавалера Баярдо он написал в 1533 году «Амура, строгающего лук»). В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. Настоящее имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола.
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. О знакомстве с офортами Пармиджанино свидетельствуют работы многих итальянских живописцев XVI века, в том числе венецианцев Скьявоне и Тинторетто. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку». Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения.
Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. Мастер известный ныне всему свету под именем Пармиджанино (буквально — «маленький пармезанец»), при крещении получил имя Джироламо Франческо Мария Маццола (Маццуоли). Первая картина обычно датируется 1530 г., вторую – на основании сообщения Вазари, что Св. Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. 1523).
Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Алхимия не только отвлекла художника от его главного призвания, но и послужила причиной преждевременной гибели.
Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Но в Парме ему уже становилось тесно.
Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Пармиджанино изобразил Антею демонстрирующей свои подарки: она держит в пальцах цепочку и указывает рукой на сердце, тем самым намекая, что она принимает предложение своего возлюбленного. Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). Папа Климент VII, увидев привезенные молодым человеком картины, оказал ему многие милости и буквально на другой день молва о «маленьком пармезанце» разнеслась по всему городу. А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю.
Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534–1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам.
Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Работал в Парме, Риме (1524–1527 гг. ), Болонье (1527–1531 гг. ).
Первую картину — «Крещение Иисуса» — написал в шестнадцатилетнем возрасте. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант — 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа.
Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. Все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве. Светлые волосы её убраны жемчугом и золотом, лицо выражает не растерянность и не тоску по будущим страданиям, а удовольствие. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах.
Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре.
Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах— «Меркурием или ртутью». За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре.
Фридберг идентифицирует это полотно с картиной Обращение Савла", созданной, – по свидетельству Вазари (Vasari – Milanesi, V, p. 227), – Пармиджанино в Болонье для врача и профессора Болонского университета Джованакдреа Бьянки, прозванного Янус Андреас Альбиус. «Среди многих ломбардцев, одаренных изящной способностью к рисунку и некой живостью духа в выдумках, а также особой манерой создавать в живописи прекраснейшие пейзажи, никому не уступает, вернее, всех других превосходит Франческо Мацуолли из Пармы, щедро одаренный небом всеми свойствами, необходимыми для превосходного живописца: ибо, помимо того, что говорилось и о многих других, он придавал своим фигурам некую прелесть, сладость и нежность совсем особенные и только ему свойственные». Дошедшие до нас сравнительно немногочисленные портреты его кисти достаточно разнообразны по композиционному решению — Пармиджанино пишет и небольшие погрудные и поясные портреты и более торжественные поколенные изображения, наряду с нейтральным фоном может изобразить свою модель в конкретной обстановке. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим.
Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. Первую картину- «Крещение Иисуса»- написал в шестнадцатилетнем возрасте. В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре. Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Мария молода и на руках у неё спит её ребенок 8212 то, что не радует её на иконах, здесь является достаточным поводом для радости.
Видевшие его работы говорили, что в него «вселился дух Рафаэля» ибо удивительным казалось даже видавшим виды римлянам такое высокое мастерство в столь юном художнике. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Он родился в Парме 11 января 1503 года.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль». Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. О родителях его нам практически ничего неизвестно — кроме того, что они рано умерли.
В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму. Наshyчав с неshyобычshyноshyго «Авshyтоshyпортshyреshyта в выshyпукshyлом зерshyкаshyле» (около 1523 года, Хуshyдожественно-исshyтоshyрический муshyзей, Веshyна), наshyпиshyсанshyноshyго на деshyревянной поshyлуshyсфеshyре и предshyставshyляюshyщеshyго фиshyгуshyру в наshyмеshyренshyном исshyкаshyжеshyнии (приshyмер анаshyморshyфоshyзы), Пармиджанино созshyдал цеshyлую гаshyлеshyрею портshyреshyтов, отshyлиshyчаюshyщихshyся обиshyлиshyем акshyсесshyсуаshyров, сложshyныshyми комshyпоshyзиshyцияshyми с фоshyном-среshyдой (портshyрет Лоshyренshyцо Чиshyбо, 1525, Государственный хуshyдожественный муshyзей, Коshyпенshyгаshyген портshyрет Гаshyлеshyацshyцо Санshyвиshyтаshyле, 1524 год «Анshyтея», 1535-1537 годы, оба – Муshyзей Каshyпоshyдиshyмонshyте), а такshyже стремshyлеshyниshyем пеshyреshyдать спонshyтанshyность моshyдеshyли («Портshyрет мужshyчиshyны, отоshyрвавshyшеshyгоshyся от чтеshyния», 1523-1524 годы, Хуshyдожественная гаshyлеshyрея, Йорк портshyрет с тем же наshyзваshyниshyем, 1525-1526 годы, Хуshyдожественно-исshyтоshyрический муshyзей, Веshyна Авshyтоshyпортshyрет, около 1540, Национальная гаshyлеshyрея, Парshyма). Творчески переосмыслил искусство Микеланджело и Рафаэля. Умер там же. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением».
Об обращении Савла рассказывается в Деяниях апостолов (9, 1-19). И таким образом зака так и не был завершен. По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев. Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев.
Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением». 1522—1523). Эта атрибуция ныне общепризнана, особенно с тех пор, как Попхемом (Popham, N 769) был опубликован несомненно принадлежащий Пармиджанино подготовительный рисунок из собрания графа Зайлерна (в настоящее время – в Галерее института Курто, Лондон). Лист Пармиджанино с набросками двух композиций Обращения Савла" (Popham, N 768), которые соотвзтствуют этому описанию и стилистически относятся к болонс-кому периоду, также принадлежит собранию графа Зайлерна возможно, это варианты набросков для данного полотна.
Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Однако возрождение для искусства было недолгим. Но традиции Возрождения продолжали не эпигоны и эклектики, а те, кто обращался с этими традициями куда менее почтительно и противопоставлял им нечто новое (например, Рембрандт).
Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея). Специалисты, говоря о «Мадонне с розой» Пармиджанино как типическом произведении маньеризма, всегда обращают внимание зрителей на пустую неприятную изысканность в этих нарочитых позах, нарочитых жестах, в женоподобном тельце Младенца и его выхоленных пальчиках, заостренных как коготки. Сложился под влиянием Корреджо. Он начинает свой рассказ о нём хвалебно. По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью».
«Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. 1522—1523). Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Сын художника Филиппо Маццолы. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах.
Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители. Алхимия не только отвлекла художника от его главного призвания, но и послужила причиной преждевременной гибели. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку».
По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность во фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.