Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Неординарность и особое видение мира новаторов поразили всех посетителей салона настолько, что за авторами картин закрепилось и необычное название «фовисты». Картины фовистов отличались яркими, смелыми красками, спонтанными мазками, непринужденной композицией и полной независимостью от заветов старой школы.
Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brcke и Der Blaue Reiter. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением.
Отказавшись от образности, фовисты углубили разрыв между живописью и реальностью своим отказом от объемности. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Постепенно объемность исчезает из их полотен. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях.
Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5. Чаще и последовательнее других художественных течений фовисты обращались к античным темам или историческим сюжетам. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Были близки фовисты и к экспрессионизму. Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
Но Матисс не следовал здесь и приемам импрессионистов, применявших лиловый цвет для обозначения частей предметов находящихся в тени. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий. В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии.
Ковёр на этой картине – реальный. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Дополняет образ острота ритма. Я вижу свою форму. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made».
Сезанн оказал влияние на Пикассо и Брака, техника Ван Гога предопределила экспрессионизм, а цветовые эксперименты Гогена и пуантилизм Сера были источником вдохновения для фовистов. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Фовизм как направление в искусстве прекратил свое существование в 1908 г. Художники исчерпали сумму формалистических приемов, составивших основу этого направления.
Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Мондриан трактовал и основные цвета: желтый – энергия солнца, синий – бесконечное пространство, красный – материя. Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Они буквально взрывались от света. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Интенсивный, активный, яркий и выразительный цвет не был особенностью исключительно фовистской живописи— этот прием использовали представители и экспрессионизма и футуризма26. Углы комнаты даёт другим цветом. Родился в бедной многодетной семье. Тема панно – танец. (Donatello parmi les fauves).
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves).
Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. О. Фриеза. Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Малевич отверг любое использование предметных изображений, полагая, что нерепрезентативные формы чистой абстракции имеют большую духовную силу и возможность открывать чистые чувства. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. После чего критики окрестили новое направление такими эпитетами, как «дикое», «варварское». Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Так, систематическое применение техники чистых цветовых контрастов, применяемых по всей поверхности полотна, можно наблюдать уже с 1905 года.
Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ). Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности.
Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. На скале растут редкие деревья. Разных по манере мастеров объединило стремление к сжатым образным формулам интенсивным контрастам колорита, заострённости композиции, декоративно-лаконичной манере письма искание свежих нот в примитивизме, восточном искусстве и искусстве средневековья. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.
«Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк. Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Тем не менее именно этот локальный на первый взгляд, эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
«О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем.
Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивныйцвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи.
Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. После осознания в 1910-е гг. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». движением Новые дикие. Холст, масло.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Художников стали называть фовистами. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Искусство стало отвлеченным.
Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Матисс разрабатывал декоративный стиль.
В этом они видели своего рода подвиг живописца. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр».
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
Но после 1907 года объединение распалось. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных».
Сами художники никогда не признавали этого эпитета. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма». Душой группы был молодой Анри Матисс. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Ж. Брак стал кубистом. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем.
Воздушная линейная перспектива, лепка объёмов, создание пространства отходят у фовистов на второй план, вытесняясь яркими декоративными цветовыми композициями, непосредственной эмоциональной выразительностью насыщенных красочных пятен, которые являются средством выражения достаточно простых, но ярких эмоций живописца. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Краски становились патронами с порохом. Крупноформатные работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения обнажённого человеческого тела, принадлежат к лучшим работам О. Фриза. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов.
Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения. На следующий день название нового течения замелькало в газетах. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Около двух лет группа выступала совместно. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
В настоящее время существует в двух версиях. Его отличают дикая и смела работа с цветом. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Моя форма меня убивает.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Манген, К. ван Донген и другие. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ).
Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности. Такой, какой был у Матисса в его доме. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Я ее слишком вижу. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Дополняет образ – острота ритма. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. 1901 год можно назвать годом становления художника. Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. В 1950—1960-хгг. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1905г. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Но после 1907 года объединение распалось. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Она – в композиции моей картины.
Произведения фовистов не могут быть причислены к искусству модернизма ни по своим художественным качествам, ни по целям и задачам их авторов. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.