Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В Галиции во Львове в кафедре св. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Музей изобразительных искусств им.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Шарден начал творческий путь с натюрмортов.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Они могут выполнять и чисто декоративную роль.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
при отделке кафедры св. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки., на Волыни в Борках бы.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. В конце 70-х гг. Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Меняется и формальный строй его работ.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. ниже). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Мебель эпохи рококо очень изящна. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
С 1740-х pp. Стены оформляются деревянными панелями. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. В мист.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Свой творческий путь художник начал с гравирования картин А. Ватто, последователем которого он себя считал. Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. При взгляде на изображение возникает впечатление, что в саркофаге лежит не обычный человек, а слепленная с него скульптура.
по документу из РГИА). На карманах— огромные клапаны. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. 1709).
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ.
1767). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Под него надевали камзол. Все вещи – напольные, настольные вазы, статуэтки, фарфоровые сервизы, подсвечники и канделябры оформлены позолотой, рокайлями, завиточками – они говорят, но не кричат о роскоши. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Чаще всего художник писал знатных лиц. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Общий дизайн мебели выполнен в романтическом стиле: различные завитки всех форм и размеров, орнамент – цветы, ангелы, феи и иные выдуманные существа, трогательные герои басен-пастух и пастушка. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. художник лишается и заказчиков и славы. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", к более динамичной, барочной. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Так изменились критерии физической красоты. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн.
Кроме фарфора— в моде серебро. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. Так родилось название нового стиля. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. по образцам изделий мануфактуры Севр (см. В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ).
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Новые веяния проникли в Академию. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. (см. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. В 1780-е гг. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Художник не скрывает от зрителя некрасивые руки персонажей с толстыми короткими пальцами, а в женском портрете — оплывшую шею, кожа которой нависает над жемчужным ожерельем. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
(иллюстрации см. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В 1736г. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
В революционные годы мастер продолжает усердно работать в портретном жанре, причем его моделями становятся не только патриоты и революционные деятели, но и люди простого звания. Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Этот эффект был достигнут при помощи линий красиво откинутой назад головы и пластично вылепленных форм тела, что присуще принципам классицизма. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. по документу из РГИА). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Даже поздние произведения классической фигуры рококо – художника Жана-Оноре Фрагонара свидетельствуют об отходе от рококо и ориентацию на живопись голладцив 17 века. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Его творчество начала 60-х гг. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille).
Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Его использовали с негативным оттенком.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В 80-е гг. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины.
Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. На рукавах были широкие обшлага.
Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Сценка откровенно театральна. Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
2 270-71). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Приложение 6). Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Краски то сгущаются в тенях почти до черноты, то сияют золотистыми, розовыми и перламутрово-белыми оттенками свет наполняет пространство и мягко обволакивает все формы, сообщая им характерное фрагонаровское туше. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
стр. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В 1750-х гг.
Приложение 1). Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Основной декоративный мотив – раковина. В образах купальщиц есть ключевое для творчества художника соединение материальной красоты бытия с его эфемерностью и театральной зрелищностью.
И здесь рококо ждало открытие.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок. Картелль (франц.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св.
Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку.
Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Картина возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы художник изобразил его возлюбленную на качелях так, чтобы зрителю были видны ее ножки. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж.
Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо— уютные гостиные, праздники, карнавалы. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. В эпоху рококо широко развилось мист. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае.
Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность. Появляются также комфортные бержери – двойные диваны., гл. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». ниже). Кременца и желобков бы. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Шумского. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В 90-е гг. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Приложение 8). В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Приложение 5). Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Юра и Распятие для костела св.
Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762). Он не скрывает театрального приема в композиции.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. А. С.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. В 70-е гг. В конце 70-х и в 80-е гг.
В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Влияние стиля сказался и на иконописи. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). «осколки раковины».
Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. В конце 60-х гг. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Его характерными чертами являются нагрузка интерьера декоративными элементами, а также лепниной. Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Центром развития скульптуры рококо был Львов. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Видным художником является Пьетро Лонги.