Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. На следующем крупном аукционе произведений импрессионистов и модернистов (Sothebys, 25 июня) «немцев» не будет, зато будет австриец Эгон Шиле, а также французские фовисты, чьи полотна пользуются едва ли меньшим спросом, чем картины немецких и австрийских экспрессионистов.
Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. N-Y, собрание Виллиама С. Рабин. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост».
После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством.
И в таком понимании экспрессионизм не ограничивается рамками времени – он существовал всегда. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга.
Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. С началом Первой мировой войны группа прекратила своё существование-два его виднейших представителя, Франц Марк и Август Макке, погибли на фронте, а Кандинский, как и все остальные русские, не желавшие быть интернированными, покинул Германию. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться.
В экспрессионизме было много противоречий. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Экспрессия подразумевает обратное движение, от внутреннего мира – к внешнему. Экспрессионизм – одно из ярких и оригинальных художественных направлений начала XX в. Оно привлекло к себе видных деятелей культуры из многих стран Европы, охватило самые различные области искусства, оказало влияние на их дальнейшее развитие. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Часто они использовали грубые мазки, угловатые линии, яркие цвета и контрастные оттенки. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947).
С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Картон, масло, темпера, пастель.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Значимыми представителями немецкой ячейки экспрессионистов были Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского.
Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Его живопись станет нежней. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Любое полученное впечатление отражает движение от внешней среды к внутреннему миру человека, отражение воспринимаемого объекта в сознании воспринимающего субъекта. Экспрессионизм (от лат.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего.
В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Постановки пьес Бехера, Верфеля, Газенклевера, Кайзера, Толлера, К. Штернхейма режиссёрами Р. Вейхертом, Г. Хартунгом, Л. Йеснером, К. Х. Мартином способствовали выработке специфических приёмов экспрессионистской режиссуры и игры актеров. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Она страшная, эта музыка. Кафка и Г. Майринк). «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Таким образом, авторы старались заставить зрителей сопереживать, вызвать у них реальный страх и негативное отношение к жестокой реальности. Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Мы не французы, мы немцы.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
Кёльнский собор потрясен до основания». Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Картины Экспрессионизм. Возникла в 1905 году. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. справа).
Э. Мунк «Крик» (1893). Германия также не осталась в стороне. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение».
Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Но она страшная. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение.
Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Только спустя время это творчество получило четкое определение.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Холст, масло.
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Поживем — увидим. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других.
В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. Для немецкого изобразительного искусства характерен поиск эстетики уродства: ещё мастера средневековой Германии умели находить красоту в безобразном и оставили потомкам прекрасные произведения искусства-отталкивающие изображения чертей и нечистой силы. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики.
Богатейшие традиции Франции довели до того, что там зародился кубизм, а вот мирный островок спокойствия в Швейцарии оказался родиной дадаизма. Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. Мы внутри, а не снаружи». В творчестве Шёнберга и др.
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Собственно, об абстрактном экспрессионизме. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Часто творцы не грунтовали полотна, что вызывало недоумение у зрителей.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма».
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. В результате объединение официально прекратило существование. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух».
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Банальность, уродливость и противоречия послевоенной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. – Гюбнер). Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Мне такое ограничение не нравится».
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Художник любил крупный формат. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина.
Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен».
Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Эволюция отд. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912).
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы). е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии.
Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года.
Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
При достаточно безобидном названии этот стиль содержит в себе такие эмоции как боль, разочарование и страх. На немецком языке писали также авторы т. н. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества.
В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Август Маке, Альберто Джакометти, Амедео Модильяни, Бальтюс, Василий Кандинский, Димитрис Митарас, Зинаида Серебрякова, Иоганнес Иттен, Карлос Саенс де Техада, Кэте Кольвиц, Линд Уорд, Люсьен Фрейд, Макс Бекман, Мстислав Добужинский, Николаос Литрас, Осип Цадкин, Оскар Кокошка, Панаиотис Тетсис, Пауль Клее, Рамон Овьедо, Рафаэль Забалета, Рихард Герстль, Спирос Папалукас, Теофрастос Триантафиллидис, Франк Ауэрбах, Франц Марк, Хаим Сутин, Эгон Шиле, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Ян Слёйтерс, Янис Царухис, Яннис Моралис. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее.
Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». – Только это может быть экспрессионизмом»). Холст, масло. Франс Клайн Фигура Восемь, 1952.
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Во многом, ту точку зрения на искусство, которая оказалась ключевой для эстетики экспрессионизма, определил Фридрих Ницше. Наибольшее развитие получил в начале XX века. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт.
91 х 73, 5 см.
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Частное собрание. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Принцип выражения преобладает над изображением12. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени.
В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами.
Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Картины художников и само творчество экспрессионистов можно легко отличить по силе энергии, невероятной яркости красочной палитры, резкому контрасту цветов искажениям формы предметов и людей, пропорций. Экспрессионизм (от фр. Но с приходом к власти нацистов все изменилось.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи.
Цены на австрийских экспрессионистов — участников венского Сецессиона тоже подскочили: 100 евро, условно инвестированные в 1997 году в работы Эгона Шиле, к апрелю этого года превратились бы аж в 370 евро. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Умер Поллок 11 августа 1956. Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. И уже ничто не имеет значения.
Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Очень распространены мотивы боли и крика. В архитектуре (Р. В 1912г. Среди её членов были такие великие художники ХХ века, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк. Простые сюжеты повседневной жизни передавались через призму видения художников и просто зашкаливали эмоциями.
Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Вайоминг). Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей.
В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Bracke). В этом была их схожесть с фовистами. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм).
Такие картины выглядели нарочито грубыми и небрежными. Позже возникла группа «Синий всадник». В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. В 1910г.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.
На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие.
В экспрессионизме ландшафт потрясенной души предстает как потрясения самой действительности. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956.
Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета.
Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
Экспрессионизм (от лат. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Не осталась в стороне и Германия. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.