Первый стильВторой стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты. Только здесь, на AliExpress вы сможете найти древний рим картины самых лучших брендов, включая BLINGIRD, AtFipan, Artsailing и множество других, о которых вы, возможно, даже не подозревали.
В композициях больше динамики, широты изображённого пространства. На всех трех уровнях располагались зрительные места для более чем 45 тысяч человек. Каждое здание находит своё продолжение в следующем, образуя единое целое. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла (ок.
Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объёма. Но поскольку полезность определяется от случая к случаю, в зависимости от потребностей текущего момента, а представления о красоте меняются с изменением вкуса, Древний Рим никогда не отличался органичной застройкой. В ткань повествования вплетаются изображения силенов, а также актёрских масок, вызывающих мысль о театральном действии.
Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. К 13 – 9 гг.
Орхестра постепенно утрачивает своё значение, превращаясь в vip-места.
Памятники архитектуры Древнего Рима (Форум, Колизей, Пантеон), Возрождения и барокко (палаццо Канчеллерия, Фарнезе, Барберини, дворцовый комплекс Ватикана, собор святого Петра, ансамбли Капитолия, площадей Пьяцца Навона, Пьяцца дель Пополо, виллы, фонтаны). Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует. Эта архитектурная система найдет свое самое абсолютное выражение в Колизее. Это уже не взгляд со стороны на события и даже не нравоучительное их описание, а полная драматизма попытка истолкования их исторического значения.
Он был построен на южных склонах Палатина и служил театральным фоном для Аппиевой дороги. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается.
Его построили там по моему приказу. Нередки в помпейских живописях и портреты. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде.
Это не значит, что последнее отличалось низким качеством, просто оно избежало воздействия официальной классики и риторического славословия. Стиль II — архитектурно-перспективный (80–30-е гг. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне. От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. Это, разумеется, не история, а способ передачи истории.
Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Следует иметь в виду, что арки нижнего яруса (число их равно 80) служили входами в здание от наружных арок по радиальным направлениям шли сводчатые галлереи, служившие опорами для рядов скамей амфитеатра таким образом, композиционное построение величественного фасада наглядно передавало конструктивные особенности сооружения. Глубок по характеристике портрет основателя династии Флавиев Веспасиана (Лувр), наглядно передающий известные нам по литературным источникам черты личности императора: практический ум, упорство, граничащий с цинизмом юмор.
Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера – так называемый «Квадратный дом» в Ниме (южная Франция). «Провинциальное» искусство позднеантичного времени является как раз искусством «подданных», почитающих и прославляющих символы власти, которые в действительности существуют только в силу самой их символики. Римляне хотели, чтобы их искусство и архитектура приносили людям пользу. Основан, по преданию, в 754 (или 753) до н. э. Ни в каком другом государстве не насчитывалось в зверинцах такого количества диких животных, как в Древнем Риме в пору его наивысшего расцвета.
Станковая живопись Рима не сохранилась, кроме изображений, включенных в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены в виде ритмических украшений стены, то есть приведены в соответствие с её плоскостью. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.
Украшенная портиками ограда, шедшая вдоль храма, образовывала две обширные площадки (экседры). Храм построен из камня, кирпича и бетона.
Нерон, видимо, ориентировался на восточную теократическую традицию, хотел создать «дворец солнца». В позе Ио, сидящей на скале у постамента высокой статуи, выражено покорное ожидание. Помимо этого, элементы ордера повышают пластическую выразительность наружной «стены» Колизея. Так, например, художник наверняка не испытывал недостатка в образцах для бронзовой Марка Аврелия (ныне на площади Капитолия), но все же главное, что он обращает внимание, —это контраст между массивным объемом корпуса и порывистым движением ног коня, между громадой его тела и живописной проработкой волос и бороды всадника и его плаща. Стены были отделаны мрамором и камнями, пол выложен мозаикой.
В сооруженной им близ Тиволи вилле ему хотелось передать впечатления о монументах, вызывавших его восхищение в Греции и Египте (Морской театр, Каноп, долина Темпе, Лицей, Академия и т. д. ). Фигуры намечены обобщённо, свет падает резко. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Войны длились столетиями, не прекращаясь ни на один год. Сеттицоний Септимия Севера (разрушенный в конце XVI в. ) отличался чередованием ярусов (возможно, семи) аркад.
Для каждого из этих пейзажей имеется свое окно. Таковы росписи в доме Саллюстия и в доме Фавна в Помпеях. Одним из замечательных сооружений начала эпохи империи был форум Августа. Как выполняется это назначение, видно на примере большой криволинейной стены театра, в которой повторение одного и того же компонента (арки) создает впечатление правильно расчлененной и архитектурно организованной массы. Это обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, включала храм Марса Ультора3.
Еще одной типично римской постройкой были термы. А его росписи виллы Фарнезины были созданы на основе художественных приемов и технологии античных мастеров. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица.
В пределах города находится Ватикан. Художники используют обобщающую, беглую, эскизную технику. Снаружи прямоугольный пронаос перспективно организует цилиндрический объем здания. Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов.
«Ио, Гермес и Аргус». В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Выразительность лиц и движений участников боя говорят о большом мастерстве автора мозаики. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым. Она создает иллюзорно-живописные эффекты и непосредственно передает эмоции.
Во времена Августа в Риме было три каменных и много деревянных театров. Нет лучшей участи, как умереть в Риме целой верстой здесь человек ближе к Божеству». Термы были излюбленным местом отдыха и развлечений. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Колонны несут раскрепованный (то есть образующий выступы над капителями) антаблемент, над ним – высокий, строгий аттик с посвятительной надписью.
Продуман и цветовой строй росписи. Никаким образом не можете вы ее представить себе. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина.
Главными литературными источниками стали труды крупнейшего римского ученого-естествоиспытателя Плиния Старшего (I в. н. э. ) и известного путешественника II в. н. э. Фавнесса кормит грудью крошечного козленка. Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл. Пейзаж передается деталями— волной или куском стены.
Затем передняя и спальня, до полудня освещаемая солнцем.
С наружной стороны укреплены (или, вернее использованы в качестве облицовки) рельефы изображающие жертвоприношение богине Мира и торжественную процессию, в которой принимают участие император, его семья, жрецы и сенаторы. Этот поэтический настрой ведёт к нарушению классических канонов. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера.
Более поздними эллинистическими образцами навеяны эпизоды росписей, например, «Альдобрандинская свадьба». Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Они позволяли видеть великолепие храма Марса не только с фасада, но и с боков. до н. э. Природа, человеческие деяния исторические события превращаются в простые знаки, символы. Происходит он под открытым небом, вот таким образом перед храмом оставляли большое свободное пространство.
Маленький Купидон с белыми крылышками протягивает наряжающейся женщине зеркало, в котором отражается ее лицо. Огороженная со всех сторон большая площадь имела двухъярусную колоннаду, с двух сторон она ограничивалась форумом Августа и базиликой Улыпя, третья сторона состояла из двух больших дугообразных кирпичных оград, с четвертой стороны находился ряд «таберн» (лавок) с нишами и окнами. Вероятно, это работа копииста. В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика («Золотой дом» Нерона— императорский дворец городской дом патрициев— домус многоквартирные дома-инсулы в Остии). Третий стиль, ориетзирующий, характерен для эпохи империи. Возлежащий мужчина подаёт сидящей рядом с ним женщине какое – то лакомство.
В 1 веке до н. э. римляне первыми стали использовать бетон при строительстве. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Так, И. Винкельман писал в своей «Истории искусств древности»: «В засыпанных Везувием городах найдены были картины, покрытые вязкой и твердой корой, образовавшейся от пепла и сырости, которую не без труда можно было удалить при помощи огня, но даже от этого случая древняя живопись не пострадала.
Художник представил в основной сцене ритуальные пляски. В одной из стен сделано углубление там устроен альков. 200-метровая лента показывает эпизоды 2 кампаний в Дакии. называется периодом принципата (от слова принцепс – то есть первый среди сенаторов и граждан).
Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Таким образом применяется выделение той или иной физиономической особенности. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. (главным образом к кругу Леохара), то портретисты второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства. Все эпохи смешались в этом городе. В качестве покрытия употреблялись также кирпичи (opus latericium). Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия.
Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Рельефы Арки Константина— сугубо провинциальны, почти ремесленны. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Термы и арены являются данью мастерства великих строителей Рима.
Император Август, по Светонию, принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Цирковые состязания, которые там происходили, одновременно были и «триумфальным шествием», постоянно разворачивавшимся на глазах у публики. Пол храма выложен мраморными плитами. в фаюмских портретах появились элементы схематизма.
Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. Провинциальные явления, в свою очередь, отраженно воздействуют на столицу и в IIIв. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображениями, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандинии», возведённые в конце 16 в, в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ).
Провинциальное искусство поздней античности— и есть искусство подданных. Похожие черты носит официальная портретная скульптура эпохи Августа, начиная со статуи этого императора из Прима-Порты исполненной с учетом «государственных соображений». В выразительных движениях персонажей раскрывается содержания мифа. Фигуры выделяются на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные контуры с классической простотой.
После гражданской войны 63- 69 гг. Молодая женщина, сидящая рядом, положила руку на плечо читающего ребенка. Тем не менее, оно сыграло немаловажную роль в развитии древнеримской архитектуры.
до н. э. В IIв.
К прекрасным образцам в технике энкаустики относится портрет «Молодого человека с бородкой в золотом венке». Воздушные, голубоватые тона создают чудесное чувство залитого светом пространства. Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения – арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Важную роль начинает играть задняя стена (скена), которая приобретает подлинно архитектурное строение, позволяющее зачастую создавать иллюзорность глубины пространства. илл.
Мастеру удалось показать осторожность движений похитителя Ио Гермеса, неслышной походкой подкрадывающегося слева из-за скалы. По боковым сторонам возле храма пристраиваются большие полукружия колонн — экседры. Первые термы были построены еще Марком Агриппой. до н. э.
Не случайно форум Августа был построен рядом с форумом Юлия Цезаря. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Еще более слабая, «маньеристаческая» попытка вдохнуть жизнь в придворное течение предпринимается во времена сына Марка Аврелия — императора Коммода. В алькове стоят кровать и два стула.
Термы сооружали Нерон, Тит, Траян. Од ними из самых роскошных были термы Каракаллы. Возвышенность центральной стены оттеняют бытовые детали боковых частей фрески: пробует температуру воды закутанная в одежды, очевидно, мать невесты, в вестибюле изображены девушки с лирой и благовониями у фимиатерия.
Арка выступает в качестве перекрытия и имеет вид полукруга. Вдоль всей площади, примыкая к внутренней стороне стены, шли портики. Эти контакты становятся все более частыми во II в. до н. э. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. дон. э., после покорения Греции, контакты стали интенсивными.
Очевидно обращение к греческому канону и стремление к государственным соображением. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Имея в своей основе криволинейные формы (в плане – экседры, апсиды, ротонды в разрезе – арки, своды, купола), древнеримская архитектура стремится к свободному развитию в пространстве путем чередования масс с незаполненными, но соподчиненными и архитектурно организованными пространствами. Лёгким движением другой, она касается растений и они будто расцветают под её пальцами.
Фреска «Альдобрандинская свадьба», бывшая некогда в собрании Альдобрандинии, а теперь хранящаяся в Ватикане изображает брачную церемонию. Он отличается изысканностью, грациозной причудливостью, богатством убранства, применением перспективно изображенных прихотливых фантастических архитектурных мотивов, что вызвало крайнее раздражение у такого трезвого архитектора, каким был Витрувий, заставший только начало этого стиля: «Вместо колонн, — восклицает он, — ставят тростинки, вместо покатых кровель — маленькие ложчатые завитки со скрюченными листьями и волютами или, например, канделябры, поддерживающие изображения маленьких зданий».
Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюжетами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. Даже если в момент своего наивысшего расцвета древнеримская архитектура широко пользуется достижениями эллинистического зодчества с его глубоко и детально разработанной пространственностью, то все равно она проводит в жизнь собственную концепцию, отличающуюся принципиально новым подходом к пространству и архитектурной форме. Здесь скульптор явно задается целью по-новому решить пространственную задачу. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров.
Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских. Обычные пропорции здесь уже ни к чему.
Гораздо позже стала ощущаться потребность в украшательстве города. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни.
События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные— но не резкие. н. э.
На каждом из них изображен эпизод из странствий Одиссея (Улисса). Показана битва греков и персов при Иссе. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена.
появляются росписи, проникнутые настроениями ужаса изображения кровавых битв, страшные образы гениев смерти. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Ничто не смущает здешний покой: ни голоса рабов, ни рокот моря, ни рев бури, ни зарницы молний даже дневной свет проникает сюда лишь тогда, когда окна широко раскрыты.
Задняя стена (скена) становится архитектурным строением. В отличие от греческого изобразительного искусства, в котором преобладали произведения на мифологические темы, в Риме доминирующее значение приобрел портрет, прежде всего скульптурный. Так, например, в вестибюле дома Трагического поэта на полу было выложено изображение цепного пса, бросающегося на входящих и надпись «Берегись собаки». Так расписаны внутренние стены в огромном доме, названном виллой Мистерий. В театре Марцелла (II в. до н. э. ) три архитектурных ордера сменяют друг друга по восходящей линии: от тосканского, наиболее массивного, до ионического и коринфского, более легких и изящных.
Помощница совершает возлияние над веткой оливы, которую протягивает ей жрица. В эпоху же императора Галлиена (253—268) пластическое искусство приобретает оттенок ностальгии по строгому классицизму времени Августа, по возведенному в образец искусству добрых старых времен. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью.
Воздвигается и освящается форум Августа. Тема экседры, как и близкая к ней тема апсиды храма имеет восточное происхождение.
Примером преобладавшего в те времена стиля служит роспись украшающая один из углов «комнаты Иксиона» в раскопанной в Помпее «доме Веттиев» (илл. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Римские акведуки часто строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. возникает стиль, получивший наименование второго.
Некоторые ученые, например Паскаль Киньяр, склоняются к круговому прочтению сцены. Условны также жесты действующих лиц и фон. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры. Эта особенность многих этрусских росписей 6в.
Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства. По высыхании и затвердении поверхность приобретает шелковистость, чувствительную к малейшим изменениям освещения и имеет вид монохромной живописи. Расположенная несколько выше базилика Ульпия повторяла, в удлиненном виде, план форума.
У стен и в нишах стояли статуи. Все эти объемы, выпуклые снаружи и полые внутри, организуются куполом. Древний Рим обладает уже строительной техникой, позволяющей ему решать чрезвычайно сложные проблемы конструктивного и формального характера.
Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Основу инженерно-технической системы древних римлян составлял не прямоугольный мраморный блок, как в Греции, а такой неброский, податливый и скромный материал, каким является туф в сочетании со строительным раствором, состоявшим из смеси цемента со щебнем различной величины (opus caementichim) и покрывавшимся зачастую слоем камней неправильной (opus incertum) или ромбовидной (opus reticulatum) формы. Эти росписи основаны на подражании эллинистическим образцам. Картины природы нарисованы будто несколько сверху, они развёртываются перед зрителем постепенно, от одной стены к другой.
Другой разновидностью архитектуры времен Августа является триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), которая ведет свое начало от этрусской арки, дополненной классическими элементами: колоннами по сторонам и тимпаном. до н. э. ), он стремится с помощью перспективных эффектов как бы раздвинуть, расширить помещение, открывая вдруг сады, фантастические пейзажи, большие многофигурные композиции. Этому подражают и жители италийских городов. Так, его «Сафо» написана в технике античной энкаустики. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры. Эта женщина, слепок тела которой сохранился в Неаполитанском музее, оживает, так как «ничего не умирает, все пребывает вечно, материальная форма исчезает лишь в глазах обывателей, в то время как призраки, отделяющиеся от нее, заселяют бесконечность».
Использование бетона позволило архитекторам возводить сооружения огромных размеров. Широкие плечи, крупные бёдра танцующих, массивны, как и в статуях архаической Греции. Адриановский классицизм однако— временное явление в развитии римской архитектуры.
Время от конца 1 в. до н. э. Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев или Колизей (75 – 82 гг.
Стены здания украшены изящными гирляндами, орнаментами и небольшими картинами в рамах.
Поверхность таких квадратов обычно закрашена ровным тоном, но иногда бывают воспроизведены сложные прихотливые узоры прожилок, как в плитах мрамора. Арка могла поддерживать гораздо больший вес, чем штанга и перекладина. до н. э.
(Светоний, Жизнеописание двенадцати цезарей (Нерон, 31), 1933. ). После падения Нерона дворец был разрушен, а развалины его впоследствии были засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна. «Этико-политическое» недоверие к искусству со стороны консервативных слоев древнеримского общества могло лишь частично коснуться архитектуры, во многих отношениях связанной с практическими и идеологическими интересами республики. Сами бани были снабжены сложным техническим оборудованием для сохранения и распределения горячей и холодной воды огромные купальни (тепидарий, кальдарий, фригидарий и т. д. ) имели чаще всего сводчатые или купольные перекрытия, поддерживаемые колоннами, облицованными цветным мрамором. Образцом ей служила колонна Траяна: повествование разворачивается на ленте, обвивающей колонну, один эпизод непосредственно переходит в другой, а фигура главного действующего лица—императора—повторяется много раз (но всегда в позе умиротворителя, а не бойца). Поэтичность возвышенных мифологических образов, некогда звучавшая в подлинниках эллинских художников, очевидно, нередко бывала сохранена и в росписях римских копиистов.
В изображении сада на вилле Ливии в Риме— прямо настоящий инвентарь растений. Даже если отбросить риторическое преувеличение, то все равно речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Среди помпейских фресок встречаются картины, связанные с гомеровскими поэмам, в частности в доме Трагического поэта повторено произведение греческого художника Тиманфа «Жертвоприношение Ифигении». Первые два стиля развивались в эпоху Римской республики. Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. Арки чаще всего ставились в честь одержанных побед. Театры, здания для концертов, амфитеатры были обязательны для античного города.
Огромные размеры храма (высота колонн портика – почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. Отказ от идеализации, беспощадный реализм – характерная особенность римского искусства. Римские художники также работали в этом стиле.
н. э. ) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. Все помпейские росписи относятся к четырем разным стилям. Спальня с двойной дверью выходит на колоннаду, еще одно окно находится прямо над морем.
Последние десятилетия 1 в. до. Агамемнон закрыл лицо плащом и рукой. Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н. э.
В пейзаже «Одиссей в стране листригонов» изображены громоздящиеся коричневые скалы фантастических островов, виднеются покрытые зелёной растительностью горы, оживлённо снуют люди, бродят животные. С большим мастерством исполнены фрески в доме Веттиев в Помпеях. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Манера изображения заупокойной трапезы изменилась. Это прямоугольное сооружение (11, 6 X 10, 55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь.
На противоположной стене обнаженная вакханка в экзальтации исполняет танец, сопровождая его ритмом кроталов (кастаньет), которые она держит высоко над головой. Единственные примеры— изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Такая форма правления была данью республиканским традициям. Особенно заметно это в «Письмах» Плиния Младшего известного государственного деятеля эпохи Траяна (I в. н. э. ).
Дворец был разрушен Веспасианом, однако роль в развитии римской архитектуры сыграл. В этом стиле, как сообщает Витрувий, «рисуются порты, мысы, берега, реки источники, проливы, святилища, священные рощи, горы, стада, пастухи в некоторых местах рисуются большие картины с изображением ликов богов или живописных интерпретаций мифических сказаний: троянских богов или скитаний Улисса на фоне ландшафтов и, наконец, всякие прочие предметы, какие только существуют в природе».
Арка приводит к изобретению купола. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Под аре ной размещались коридоры, клетки для зверей и подсобные помещения.
Так, Павсаний дал описание картин величайшего греческого живописца Полигнота (V в. до н. э. ) «Разрушенный Илион» и «Одиссей в Аиде». «Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями». Но самая большая заслуга Полигнота — новое решение многофигурной композиции. Цицерон поддерживает это более верное суждение. до императора Константина).
В росписях 5в. Базилика Ульпия повторяла в плане форум.
В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые были местом собраний и торговли и застраивались табернами (лавками), входившими в архитектурные комплексы этих форумов, форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Произведения различных видов искусства: храм «Фортуна Вирилис», портрет старика из Ватикана, рельефы со сценой жертвоприношения с алтаря Домиция, живописные композиции заметно близки друг другу как памятники одного стиля, одного периода, воплотившие настроения римлян времени республики. Возьмем, например, «Морской порт».
Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Амфитеатр на 45 тыс. Конец этрусской культуры стал началом римского искусства. Метко переданы настороженность лани и готовность её прыжку. Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам.
Бетонный купол весил 46 тонн, был облегчен пятью рядами кессонов имел диаметр 43 м с центральным окном — «глазом Пантеона» в 8, 5 м. Площадь перед Пантеоном связывалась с ним центральной аркой, через которую необходимо было пройти по берегу Тибра через специально наведенный мост. По обе стороны кратера изображены танцующие. В этих изображениях, абсолютно не претендующих на иллюзорность изображения, встречаются вставки, зачастую черного блестящего цвета, на которых художник быстрыми, короткими, энергичными мазками изображает маленькие, словно парящие в воздухе, фигурки. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Рим стал торжественным символом государственной власти. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф, скреплённый строительным раствором и отделка кирпичом. Туф – легкая, сцементированная, пористая горная порода.
Возьмём, например, «Морской порт». Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных частей входят в художественный замысел памятника. Такие росписи относят к первому помпеянскому стилю. римлянами были завоёваны огромные земли. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя).
В пейзажах и особенно портретах образ утрировался для большего правдоподобия. Музеи (Ватиканский, Капитолийские, Национальный и др. ).
Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Все фигуры располагаются на будто покрытой зелёным ковром узкой площадке перед стеной. Это одновременно и земля для изображенных сверху и небеса для изображенных снизу событий. Ограда образовывала площадки— экседры, широкие дуги. Настоящим шедевром живописи этого периода считается картина «Свадьба Альдобрандини».
В декоративной живописи уже во втором десятилетии I в. до н. э. Развивается она рывками от одного драматического всплеска к другому.
В особенности этим отличался император Нерон, построивший так называемый «Золотой дом» – огромный дворцовый комплекс в центре Рима. Причем время от конца 1 в. до н. э. К 1-ому веку до н. э. Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика. В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город. Две реальности-- действительная и мифологическая -- как бы сливаются здесь воедино.
Действительно, в росписях 5в. Обычные пропорции не используются. Почти с филологическим тщанием Витрувий выводит из архитектурного языка Древней Греции его морфологию и синтаксис, но именно в силу того, что греческие строительные формы сводятся к своеобразной языковой лексике» они могут быть поставлены на службу архитектуре, отличающейся главным образом стремлением к повествовательное, разнообразию в применении функционально-репрезентативных элементов в контексте того или иного города. Не только фрески, но и мозаики оживляли интерьеры домов. Идеология обожествляет императора и государство. Например, в один билет входят 3 места: Колизей, Римский Форум и на Палатинский холм.
зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Сюда же относится мозаичная картина «Битва при Арбелах» из Дома Фавна, копия с картины греческого художника Филоксена из Эретреи, жившего в IV в. до н. э. Особое идеологическое значение он приобрел на тысячелетия. Рассматривая изображения на боковых стенах, зритель увидит следующий ряд.
Рим – центр международного туризма. Росписи эти ярки и красочны.
На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. до н. э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях.
Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Но это не исключает ее собственных высоких художественных достоинств.
и начало 1 в. н. э. Поза Августа проста и величава. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Через замкнутый перистильный дворик между двумя библиотечными зданиями (одно для латинских, другое для греческих книг) шел ход к лестнице и в пронаос храма Траяна (воздвигнутого Адрианом), фронтон которого становился монументальным центром всего этого наслоения архитектурных пространств. Мощная по формам однопро-летная арка (ширина пролета 5, 33м) украшена колоннами с композитными капителями (по четыре колонны с каждой стороны).
Форум Августа кладет начало целому ряду императорских форумов. Оно как бы обволакивает и связывает воедино все, что существует в этой теплой, волшебной средиземноморской стране, где фигуры людей кажутся не более чем случайностью. 100). Арена с осями 87 на 54 м опиралась на систему подпорных террас. Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией.
Они восхищают своей неповторимостью и великолепием. Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов (Капитолийский музей) более тонок по характеристике в нем нет резких акцентов, однако и здесь художник сохраняет всю меру реалистической правдивости: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются главные черты ее характера – эгоизм, душевная холодность.
Искусство, другими словами, могло стать орудием управления. Рельефы арки Константина, которые также прославляют военные подвиги и входит в состав официального «монумента», отличаются сугубо провинциальным, близким к ремесленному искусству характером. Сидящая женщина причесывается. Это памятник времен императора Августа, типичный пример «провющиального» искусства. Следует отметить, что римское прикладное искусство достигло очень высокого развития.
Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно, от эллинистических образцов.
Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъём— благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. В театре Марцелла (IIв. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Обычная для росписей 6в.
Но «Битва при Иссе» (см. В 80-30-х гг. Это весьма устойчивая система взаимопогашающих сил, она позволяет перекрывать большие помещения и ясно разграничить внешнее пространство, в котором помещается здание и внутреннее, ограниченное стенами и сводом.
Особенно привлекают обаятельные женские образы. При этом каждый император старался запечатлевать в облике города след своего правления. Тот самый дух, которым навеяны великие творения древнеримских писателей. Менада в лавровом венке держит в руках круглое блюдо, полное пирожных. Римские мастера заимствовали этот стиль у греков.
Искусная имитация различных материалов и отдаленных пейзажей создает иллюзию реального трехмерного пространства, но при первой же попытке проанализировать, как соотносятся элементы этой «трехмерной» картины, мы начинаем понимать, что римский художник не имел отчетливого представления о том, как передать глубину пространства, что выстраиваемая им перспектива бессистемна и внутренне противоречива. до н. э. на смену инкрустационному стилю пришел архитектурно-перспективный.
Рядом стоит служанка, она помогает ей совершить туалет. Тот же самый интерес к истории как к последовательному развитию событий отмечается уже в республиканскую эпоху в барельефах с «непрерывным повествованием», в которых рассказ о каком-либо событии ведется зачастую путем повторения одних и тех же фигур на фоне с иллюзорной глубиной, заимствованном, вероятно, у эллинистической живописи. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладость, шероховатость, неровность и т. д. ), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Тут же давались советы по вопросам законодательства. Скорбно выражение глаз Менелая. В римском виварии их содержали тысячами.
Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. Ордер храма – коринфский.
Древняя функция городских ворот переводится в них на язык чистой декоративности. Цирковые состязания представляли собой, вот таким образом большой парад, своего рода «триумфальное шествие», постоянно разворачивавшееся на глазах правителей в населения Древнего Рима.
При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Центр деловой жизни Древнего Рима в эпоху Траяна со всем его структурным разнообразием также выступал в роли «монумента», призванного увековечить историю побед римского оружия над «варварами». Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков. Амфитеатр на 45 тыс.
В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, – «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Древний Рим станет, таким образом, местом встречи и смешения разных стилей, что приведет к растворению языка классического искусства, с его отчетливо выраженной познавательной тенденцией, в «лингвистическом плюрализме», насыщенном новыми устремлениями поздней античности. Два полукруглых «рынка» служили для хранения заморских товаров.
Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. В Риме к VI в. н. э. Фигуры представлены неподвижными, почти без жестов. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Убранство «Золотого дома» было необычайно пышно: он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями.
Бойко шла торговля на рыночной площади и в многочисленных лавках. насчитывалось 12 больших и сотни частных бань. Существует все же один уникальный для древнеримской живописи памятник, который поражает нас великолепием замысла и единством стиля: это огромный фриз в одном из помещений «Виллы мистерий» поблизости от Помпеи (илл. Типичным элементом городского убранства становятся отдельно стоящие арки, которые часто носят монументальный характер и воздвигаются для прославления того или иного лица (триумфальные арки). Решающим периодом в формировании римского портрета явился I в. до н. э., «золотой век» Августа.
Так в Риме установился художественный плюрализм. Я восторгался также Апеллесом, которого греки зовут однокрасочным. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев.
В отдельных частях города улицы образуют довольно правильную сетку кварталов. Помимо своего прямого назначения и сопутствующих служб (лечебного, развлекательного, спортивного характера), это огромное и сложное сооружение имело назначение более широкое, хотя и менее определенное. в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Роспись первого стиля конструктивна.
Аполлодор из Дамаска, вероятно, планировал форум Траяна. Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади.
Копиями с греческих оригиналов являются картины «Зевс и Гера», «Ахилл и Одиссей» из дома Диоскуров, «Персей и Андромеда», «Марс и Венера», «Тесей после убийства Минотавра», «Геракл и Телеф» — все из Геркуланума. В основе плана «Золотого дома» лежал увеличенный план загородной виллы. В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклонение культу Диониса. В помпейской фреске «Персей и Андромеда», где героиня изображена прекрасной девушкой в лёгких ниспадающих одеждах, особенно нежны краски. Провинциальными художниками, сплавляясь с классикой, создается новый художественный язык, который позже будет известен как позднеантичное искусство (с IIв.
Это просто место, где происходят те или иные события.
По этим эпохам достопримечательности сгруппированы в единые билеты. Реализм, отличающий древнеримский портрет от эллинистической и этрусской портретной скульптуры, объясняется, по крайней мере, отчасти, тем значением, которое приобрели в погребальном обряде республиканского периода восковые маски, снимавшиеся в виде слепка с лиц умерших. Помпеи – небольшой провинциальный город, существовавший несколько столетий. Так возникают крупные общественные постройки (например, табуларий, грандиозное хранилище законов и трактатов), благоустраивается патрицианский квартал на Марсовом поле в центре города.
Живописных портретов сохранилось немного. К концу 1 в. до н. э. В лице персидского царя художник передал его страх за свою жизнь, отчаяние при виде разбитой армии.
Однако эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Любой шум, любые звуки умирают в пустоте меж этих стен. Историко-мифологические и аллегорические сюжеты черпаются из обильного, но ужа утратившего спою актуальность репертуара классических тем, воспроизводимых по памяти с теми или иными отклонениями, вызванными вкусом мастера пли прихотью заказчика. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство получило статус государственного (августовский классицизм). Насквозь проникнутый римским духом, Витрувий не может игнорировать отечественную традицию, благодаря чему он возводит в ранг «ордера» также этрусскую и тосканскую архитектуру, подтверждая, таким образом, свое намерение обогатить греческим эстетическим опытом строительную практику этрусков и римлян.
14 г. до н. э), выстроенный из травертина и вмещавший до четырнадцати тысяч зрителей. Быстрота эта сделалась, однако, благодаря искусству и навыку непреложной, как судьба. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане. Этрусская живопись конца 4 – 3 в. до н. э.
Но свидетельство их римского происхождения— подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа (как бывало и у этрусков).
Теперь стены ничем не напоминают архитектурный ландшафт: внутреннее пространство противопоставлено наружному. Обращает внимание гармоническая уравновешенность отдельных элементов росписи. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Но и в сохранившемся повторении человеческие переживания занимают художника. Цезарь разрабатывает генплан, узаконивая его постановлением de urbe augenda («О процветании города»), который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий.
Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины. Римская империя распадается. В росписях второго стиля встречаются сложные, многофигурные композиции. Использован метод выразительных свойств архитектуры. Следующий сюжет — церемония очищения — открывает сцены священного ритуала.
Саркофаг (170 год)Но искусство начинает возносить власть, делать её божественной и вечной. Грубый реализм сопровождается, однако, новой трактовкой сверхъестественных сил. Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. Мир раскрывался перед нами во всей своей широте и многообразии. Эта система позволяет перекрывать большое пространство.
Этому помогло и то, что кусочки мрамора здесь небольшого размера 2-3мм. Как во всех античных городах, улицы в Помпеях были очень оживленными.
Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Краски применялись минеральные, преобладали тёплые тона. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм. Рельефы пролета арки Тита (конец I в. ) уже далеки от строго классического искусства эпохи Августа.
Высокое мастерство композиции проявляется и в росписи гробницы Ванхнатов. На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз изображающий ритуальную церемонию. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Но тем временем, особенно с распространением христианства, утверждается и одерживает верх другая точка зрения, точка зрения «подданного», который в истории играет роль скорей терпящего, чем действующего лица, скорей страдающего, чем торжествующего героя.
относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Образцы его росписей можно видеть в вилле Мистерий в Помпеях. Так, появилась целая система высокохудожественной древнеримской росписи.
Рельефы Арки Тита уже далеки от классицизма Августа. Юная женщина в свадебном покрывале и греческом пеплуме прислушивается к читающему голосу. Сцены борьбы и побоищ отличаются большей жесткостью. Жилые помещения стали все чаще украшаться разными живописными композициями. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. Не игнорирует она, как подтверждает трактат Витрувия и этрусские традиции, включая их в идеал древнего искусства.
Большими мастерами в изображении предметов были Помпейские художники. Император восседает на троне в позе Юпитера Громовержца.
Таким образом, пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Художник показывает умное лицо и внимательный взгляд помпейского правоведа.
Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Мавзолей Адриана (превращенный в средние века в крепость, ныне замок Святого ангела) продолжает в плане схему построения мавзолея Августа, но реализуется она в более внушительных размерах, с учетом его местоположения на берегу Тибра. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Большим своеобразием, чем живопись, отличается древнеримская скульптура. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают. В нём уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета.
Помпейские росписи дают возможность ознакомиться с главными чертами античных фресок. Купальни были из базальта и гранита. В конце 2-3в. Образ красоты, случайно запечатленный на вулканическом шлаке, остался нетронутым».
Например, на настенной фреске из дома Криптопортика в Помпеях сохранилось два примера мольбертной живописи: один на религиозную тему, а второй — натюрморт (корзина с фруктами и живой петух). Классическое искусство по-прежнему, однако, является основой придворного стиля, который во времена императора Адриана (117—138) переживает новый подъем, главным образом благодаря личной заинтересованности в нем самого императора. Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью.
Ярким примером фантазийного стиля являются росписи в «золотом доме» Нерона в Риме. Поскольку представление полностью шло на «скене», орхестра (предназначавшаяся в греческом театре для перемещений хора) постепенно утрачивает свое значение, превращаясь – в эпоху императорского Рима – в своего рода дожу для почетной публики. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Император Максенций, «conservator urbis suae», возводит Новую базилику, которая получит затем название базилики Константина. Сеттиционий Септимия Севера отличался чередованиями ярусов и имел возможно 7 аркад.
Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Они улучшали бедняцкие кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Эти камни расположены так, чтобы повозки могли проезжать, не касаясь их.
В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью изяществом и чувством меры.
Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески.
Цезарь разрабатывает настоящий «генеральный план», которому придает силу с помощью закона de urbe augenda, частично направленного на решение проблемы, связанной с ростом городского населения и ухудшением санитарных условий бедняцких кварталов. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный художником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста и он с уверенностью ее воспроизводит. На илл. Тонкостью характеристики и мягкостью скульптурной моделировки выделяется портрет юноши из Британского музея (Лондон).
Имя архитектора, который возвел Колизей, неизвестно. Характерными памятниками императорского Рима стали амфитеатры. Он имел 2-х ярусную колоннаду, ограничивался форумом Августа и базиликой Ульпия, 2-мя большими дугообразными кирпичными оградами и рядом «таберн» с нишами и окнами.
Она собирается открыть «мистическое решето» и познать фаллос, чья оплодотворяющая сила способна противостоять враждебным силам природы, представленным в образе крылатого демона, уже поднявшего бич, но при виде фаллоса в бессилии отступающего. Движение к натуре идёт от общего к частному, не заботясь о реальности. Эта церемония происходила под открытым небом, вот таким образом перед храмом всегда должно было оставаться большое свободное пространство. В колонне Марка Аврелия посылающий дождь Юпитер спускается с небес, буквально опрокидывая на жаждущие легионы ушаты воды.
Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Трехвековая эволюция римской живописи (от 2 в. до н. э. Дворец должен был бы стать монументом, увековечивающим божественность императора.
Один из художников называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной «Женщины играющие в кости». Архитектурные элементы часто облегчаются, преобладают ровные, спокойные поверхности.
Роспись основной сцены близка рисункам на греческих архаических вазах. н. э., предшествовавшего катастрофе 79г., она производит сильное впечатление. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики). Об этом говорит следующий отрывок из «Сатирикона»: «Я забрел в Пинакотеку, славную многими разнообразными картинами.
после покорения Греции Римом. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры.
Пол и стены были украшены мозаиками, цветными мраморами, порфирами. Огромный дворец, построенный Нероном на обширной площади между Эсквилином, Целием и Палатином, так называемый «Золотой дом», представлял собой огромный комплекс построек, окруженных садами и сгруппированных вокруг большой восьмиугольной постройки, расположенной в центре. Вдоль улиц шли водосточные каналы, закрытые сверху плитами. Т. н. Эти особенности противоположны как мягкому перетеканию света, характерному для эллинистического искусства, так и мелодической моделировке скульптуры эпохи Адриана. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом: промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря.
На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, чтобы свидетельствовать об их «жизни». По сути, он никогда не приглашает нас «войти» в создаваемое им пространство. Термы представляли собой комплекс залов, стоящих в огромном дворе имели несколько отделений: зал для спорта, раздевалки, горячую, теплую и холодную баню и бассейн, библиотеки. Итак, в основу архитектуры Древнего Рима была положена арка—криволинейная структура, несущая и передающая нагрузку в двух точках распора, где она соединяется с поддерживающими ее опорами. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором.
Но основа его римская. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Другая разновидность августовской архитектуры— триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), ведущая историю от этрусской арки, дополненной классическими элементами. Наиболее реалистичным всё же принято считать скульптурный портрет Веспасиана, римского императора.
Форум, таким образом, представлял собой нечто большее, чем просто биржу или рынок. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Ещё греческие художники состязались в мастерстве изображения. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты.
Примером официального портрета является статуя императора Августа из Прима Порта (близ Рима), относящаяся к 1 в. н. э. Таким образом составлялись целые портретные галереи, которыми гордились римские семьи. В подобных росписях обычно преобладали теплые цвета (темно-красный, желтый), а также белый и черный. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться в эпоху Адриана.
Живописно показана и полочка – карниз. Глаза его широко открыты, крепко стиснуты зубы. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина.
Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Все сооружение (15, 4 м в высоту) было задумано как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Термы Траяна, начатые Домицианом, были воздвигнуты на остатках «Золотого дома» Нерона и представляли собой сложную структуру, в центре которой находилась группа помещений, предназначенных для купания (тепидарий, кальдарий и др. ).
Верхняя часть росписи отмечена полосой меандра с квадратами разноцветного мрамора. 59) является одним из немногих тому свидетельств. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства. Живописные полотна можно увидеть не только в музеях Рима, но в настенных фресках.
Представляет собой большое инженерное достижение античности. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э.
Картина «Ио и Аргус» из Помпей является свободной копией картины известного греческого живописца Никия. На ней красками изображены уходящие в глубину колоннады, портики. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а с I века до н. э. Здесь же было 2 библиотечных здания, храм Траяна и колонна Траяна. За ними стоит молодой сатир, поднимающий кверху театральную маску.
Императоры продолжали украшать римский Форум. Огюст Ренуар провел около года в Помпеях, тщательно изучая древние фрески. И наконец, стиль IV — декоративно-архитектурный (50–79 гг.
Вместе с тем в них усилилось воздействие местной древнеегипетской традиции. План этот был осуществлен не полностью, лишь позднее, во времена Августа и Агриппы. Колонна Траяна (113г. Та ее утешает и ободряет.
Вообще, само понятие монумента, такое важное для всей римской архитектуры, «граничит с желанием установить конкретную связь между историческим прошлым, настоящим и будущим, выразив, в осязаемых и непреходящих формах незыблемость идеологических устоев»2. Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, вот таким образом прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря). Под звуки лиры силена, считавшейся символом космической гармонии, вакханка кружится в стремительном танце и одновременно на втором плане Пан играет на свирели-сиринге, а нимфа кормит грудью молодую лань, что символизирует пронизывающую весь универсум любовь. Кто они, в чем состоит смысл этого цикла. Выставленные на форуме, они считались свидетельством римской доблести, достоянием отечественной истории.
При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. Римская архитектура использовала достижения эллинистического зодчества, но выработала свой подход к архитектурной форме, вот таким образом её можно считать новаторской. Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Выразительны линии контуров животных, безупречен рисунок изображающий гибкое тело, тонкие быстрые ноги, напряжённые уши встревоженной лани и тяжеловесно мягкую поступь хищника. Размеры таких колоссальных статуй, как Колосс из Барлетты или Константин II (от последнего сохранилась голова, ныне в Капитолийских музеях в Риме), во много раз превышают натуральную величину, а их черты и позы достойны скорей богов, чем людей и не возникает сомнения, что император на самом деле вовсе не таков, а лишь предстает таким в глазах или воображении его подданных. до н. э. Но не только этой скульптурой славится Рим, но и не менее знаменитыми скульптурами Ренессанса «Пьета», «Давид» Микеланджело.
Блестящим образцом исторического рельефа является колонна императора Траяна на Римском форуме. В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В конце I в. до н. э. был сооружен памятник (хорошо сохранившийся и ныне восстановленный), в котором ясно проявляются особенности и тенденции скульптуры эпохи Августа.
Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью. Исторический центр Древнего Рима не является плодом единого замысла. Таким образом, у меня в ногах море, позади — виллы, а в головах — лес. В основании колонны Антонина Пия помещено изображение состязания, входившего в погребальный ритуал.
Сатир с остроконечными козьими ушами играет на свирели. С 80-х годов 1в. Амфитеатр Флавиев— Колизей, стал символом города. представлена по-новому.
до н. э. ). Маленький Купидон с белыми крылышками держит лук». Возникают, таким образом, очертания новой эстетики. Они как бы застыли друг возле друга.
Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Уподобляясь реальности история изображенная на колонне, полна света и тени. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н. э.
Там происходили цирковые состязания. Это экран для проецирования различного рода образов. Застраивается Марсово поле издавна служившее местом увеселительных прогулок горожан. Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром. Его предшественников, возможно, надо искать у варваров, в Нарбоннской Галлии— авторы Мавзолея Юлиев (Сен-Реми-де-Прованс), типичного примера провинциального искусства периода Августа.
В них часто используется жёлтый, красный, зелёный цвета. В сцене изображающей переход римских войск через реку, помещен речной бог. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар гладиаторов одновременно.
Со времен Цезаря сохранились храм Весты и так называемый храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме республиканского периода).
Здание имело форму эллипса с осями 190 на 156 м, высота его внешней стены равнялась 48, 6 м. От нее по наклону к арене спускались разделенные проходами зрительные ряды, облицованные мрамором. Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (то есть императором) и сенатом. Художники начали заниматься оформлением интерьера парадных комнат. Он держит перед собой свиток, его жена – дощечки и палочку для письма.
Павсания, который в обширном (10 книг) «Описании Эллады» сохранил многие исчезнувшие достопримечательности. Римское строительство было новаторским. Это и императорский дворец (огромный комплекс с обширными садами, как, например, «Золотой дом» Нерона) и городской дом патрициев и сдаваемые внаем комнаты в многоэтажных домах (многие из них сохранились в Остии). н. э. ), примыкающий к стилю II. Император Диоклетиан строит свой дворец не в Риме, а в Сплите.
Все сияет позолотой и яркими красками, создавая впечатление фантастического и таинственного мира, далекого от суровой реальности. до н. э. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Художники этого времени украшали стены мифологическими сюжетами, обрамляя их орнаментом. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н. э. ) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н. э. ).
Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. В обширном перистиле «Пьяцца дОро» строители стремились к гармоничному сочетанию криволинейных и прямолинейных элементов: в плане сооружение представляет собой восьмиугольник, по сторонам которого чередуются четыре апсиды и четыре прямоугольных помещения, пространственно организуемых куполом. Пластичность первого стиля заменяется иллюзорной объёмностью. Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов)— с архитектурно-перспективным построением 2-го стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные построения, но изображаемые здания носят фантастический характер. Наглядность пластического языка в не меньшей степени, чем тематическое разнообразие и частое использование аллегории и общепринятой символики, объясняет, почему скульптура саркофагов оказалась столь подходящей для передачи, пусть даже через призму мифологических сказаний, первых христианских тем и стала одним из наиболее важных соединительных звеньев между позднеантичным и раннесредневековым искусством. Рим был торжественным символом государственной власти, как и позже, при папах.
И число их около полутора миллионов. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция.
Августовский классицизм впитывал эллинистические влияния и этрусское наследство.
В постройке его принимали участие греческие мастера. Шлем греческого полководца свалился с головы и кудри его развиваются на ветру. Внутренний дворик домуса (Помпеи)В многоквартирных домах-инсулах проживало много семей. Форумы (рынки), возникавшие под открытым небом, должны считаться настоящими архитектурными сооружениями, особым типом постройки: часто главным назначением зданий, входивших в их комплекс, было предоставление места для собраний, связанных с деятельностью, проходившей на форуме, что и предопределяло их архитектурную форму.
Купол был подобен небосводу. В расписном искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Мостовые, выложенные из плит застывшей лавы, покрывают улицы по краям проложены тротуары для пешеходов. Возведенный над ней купол был подобен сияющему небосводу.
При Августе, Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и пришлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом.
Материальность вещей передавались ими с вызывающей восхищение достоверностью. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Показаны танцовщицы с кастаньетами – кроталами в руках. Признается его воспитательная роль. Так работает, например, форум, который определяется и планом и конфигурацией ограничивающих его стен. Свод внутри арки кассетирован и декорирован розетками.
Некоторые росписи воспроизводят картину внутренних помещений дома. Колористическая гамма построена на лёгких, слитных, прозрачных цветах. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера.
Внутри колонны проходит винтовая лестница. Вилла мистерий. Отсюда характерное для августовских портретов впечатление сдержанной строгости. Молоденькое деревце со свежими зелёными листочками отделяет от них воздевающую руки женщину. Такова копия со знаменитой картины Зевксиса «Младенец Геракл, душащий змей» из дома Веттиев в Помпеях. н. э. ).
Большое место занимали в жизни римлян зрелища. Они принадлежат к узкому промежутку времени, продолжительностью менее двух столетий. В «Триумфе Тита» силуэты запряженных в квадригу коней создают впечатление глубины пространства, едва намеченные фасции ликторов разрезают поверхность фона, наводя на мысль о его воздушности и Объёмности.
Хотя мозаика сильно пострадала во время землетрясения 63г. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. На колонне Траян изображен 90 раз, везде — в гуще событий.
На смятённого Дария смотрит молодой Александр. Но в области архитектуры провинция давно уже затмила столичное строительство. Это многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью.
Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. р. ), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека изображенного обнаженным, как греческий герой. Силуэты создают впечатление глубины пространства. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
Здесь нет ритма, а есть только интонации.
Он ввел в картину пейзаж. Еще более остро и резко дана портретная характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда – душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью. Над всем этим берет верх дух истории.
Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура— почти символичны. Этрусские художники, несомненно, были хорошо знакомы с искусством других народов. К эпохе императора Августа восходит трактат Витрувия, состоявший из десяти книг: «De re aedificatoria», который может считаться и действительно считался в эпоху Возрождения и неоклассицизма «corpus iuris» древнеримской архитектуры. Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
Фаюмский портрет был основным видом живописного искусства. Известно, например, с каким уважением относился Рафаэль к античным фрескам. В раннехристианских росписях катакомб символические изображения святых вообще не имеют связи с реальным миром. При создании портрета римские художники обычно отталкивались от определенного «типа», который затем наделялся специфическими чертами. Это, скорей всего, произведение хорошего копииста, который свободными, сочными мазками передает плавные движения фигур, хотя при этом, возможно и не схватывает пространственно-композиционное единство оригинала.
«Афинский художник» оставляет подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Существуют 4 стиля настенных росписей. В ней подчёркивается прежде всего конструктивная основа стены.
В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Страдание исказило черты Одиссея. Они занимали 11 гектаров и представляли комплекс зданий, стоящих в открытом дворе. Как форум, так и базилика были украшены цветным мрамором, бронзовыми позолоченными статуями, военными трофеями.
На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизни». Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Силен перебирает медиатором струны своей лиры.
Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Появляются гигантские статуи, например, «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина. Через него проникает внутрь свет, который, растекаясь вдоль кессонов, равномерно распределяется по всему цилиндрическому помещению, форма которого отчетливо воспринимается благодаря постепенному переходу от света к тени. В нем два окошка — одно с видом на террасу, другое — на море и оба впускают солнце, которое щедро нагревает помещение. Заметна некоторая неточность рисунка в изображениях фигур, в передаче их движений.
Рим (Roma), столица Италии, административный центр Римской провинции в области Лацио. Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности. Почти все дошедшие до нас произведения принадлежат к жанру настенной росписи, причем подавляющее большинство их обнаружено либо при раскопках Помпеи, Геркуланума и других поселений, погибших при извержении Везувия в 79 г. н. э., либо найдены в Риме и его окрестностях. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов.
Например, была продумана система очистных сооружений, водопровод, военные машины, лагеря. Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм. Сюжеты по преимуществу мифологические.
В сцене с легионерами, несущими трофеи из разрушенного иерусалимского храма, пространство определяется ракурсным изображением городских ворот, а иллюзорность его глубины усиливается пустотой над фигурами, образующими группы в движении и разделенными провалами теней. Стены и подиум храма были облицованы белым мрамором. Стена разделена по высоте на два яруса. Демоница с широко распростертыми черными крыльями взмахивает хлыстом.
В подобных сюжетных росписях второго стиля немало подробностей, убеждающих в богатстве жизненных наблюдений художников. Слева от Диониса и Венеры девушка готовится к восприятию таинства. Художник разместил изображенные им фигуры на узком зеленом основании. Впрочем, сами императоры способствовали децентрализации государства и культуры.
Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. Жили они, правда, не в Риме, а в «стране варваров», в Нарбонской Галлии, где находится мавзолей Юлиев (в Сен-Реми). Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница).
Форум Августа становится примером для других императорских форумов. Одним из сооружений императорского Рима явился Пантеон. Напротив, мастера второй половины 1 в. н. э. В одном из лучших памятников римской портретной скульптуры – портрете императора Вителлия (Лувр) – с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством. Это особенно хорошо заметно в знаменитых «пейзажах с Одиссеем» -- длинной ленте пейзажа, поделенной пилястрами на восемь отрезков.
Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества (с его разработанной пространственностью), все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. – время расцвета римской культуры и искусства. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. В римском обществе в гораздо большей степени, чем в греческом, приобретает значение, в том числе и с архитектурной точки зрения, частное жилище, типология которого зависит от общественного положения и материальных возможностей граждан.
Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом с иллюстрации условной схемы. Длина рельефной ленты, опоясывающей колонну – 200 метров.
В основном город сложился в период республики. Лицо Нервы портретно, это лицо старого, пресыщенного и усталого человека. Антиклассицизм колонны Марка Аврелия, воздвигнутой в последней четверти II в. на Марсовом поле (ныне площадь Колонны), носит почти полемический характер. Но образы греческой архаики более спокойны, торжественны. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью.
Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах. 2160, 8 тысяч жителей (1961). О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, все тонущее в сиянии. Здесь встречаются вставки иногда чёрного цвета, с контурными фигурками. Римский форумЭта площадь служила центром общественной жизни. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре.
н. э. У всех древних народов и римляне не составляли исключения, переход из чужого пространства в свое связан с границей между жизнью и смертью. Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»)— также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Его единство проистекает не из композиции, а из поэтического настроения. Оригиналы римских скульпртур можно увидеть в разных музеях Ватикана и Галерее Боргезе.
Сама вилла воспринималась римлянами как некое прибежище души и вот таким образом одухотворялась. И их здания, называемые термы Каракаллы, занимали огромные территории. нет ничего равного по выразительности лицу взволнованной женщины из гробницы Щитов. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.
Характер зрелищ был крайне грубый и развивал в зрителях низкие и кровожадные инстинкты. Страну сотрясали также внутренние распри: плебеи боролись с аристократами, отстаивая свои права италийские города (муниципии) требовали равенства с гражданами Рима. Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 – 96). Недаром знаменитый немецкий ученый XVIII века Иоахим Винкельман писал в своей «Истории искусств древности» по поводу только что обнаруженной римской живописи в Геркулануме: «Некоторые из картин, которые сохранились и показались бы, наверное, посредственными по сравнению со множеством знаменитых шедевров, обнаруживают большую красоту рисунка и красок». В сюжетах изображенных на фресках, нет ничего драматического, они легки и изящны. В первом веке до н. э.
Используя арки, римляне могли строить свои города на больших территориях, в отличие от греков, которые вместо арок использовали штангу и перекладину (балки с опорой на две колонны). – начало 1 в. н. э. ) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Ее левая рука с обручальным кольцом сжимает свиток. В выражении лица чувствуется твердая воля, практицизм и хитрость.
Расцвет фантазийного стиля пришелся на эпоху Флавиев. В самом деле, криволинейность в древнеримской архитектуре, в отличие от греческой, целиком основанной на прямых линиях, является основным формообразующим принципом всех сооружений, включая планировку городов. Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. Обращаясь к восточной теократической традиции, Нерон, видимо, хотел превратить собственную резиденцию в «дворец солнца».
Он не прибегает к тонко рассчитанной игре светотени, этому любимому приему эллинистической культуры для создания иллюзорной глубины пространства, а помещает отдельные фигуры в виде гирлянды, «связывая» их на плоскости с помощью ритмически повторяемого движения поднятых конских ног.
Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. В одной её руке корзинка с цветами. Впервые здание было задумано с учётом его роли в планировке города, в соотношении к окружающей городской среде. н. э.
Фигуры здесь просто раскрашены, лишены светотеневой моделировки. Гигантские статуи— «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина— лицом и позой скорее боги, чем люди. Строительство терм началось в 298 г. В 305 г. они были освящены в честь Диоклетиана. В этрусских гробницах 4 – 3 вв. Но уже во времена Суллы ощущается потребность в том, чтобы упорядочить и украсить город.
Триумфальные арки стали типичны для Рима и возводились еще и республиканский период. Тяжелые и глубокие складки одежды усиливают впечатление объемности благодаря контрасту света и тени.
К VI в. на территории Римской империи было более тысячи терм. Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична». Все сооружение покоится на высоком основании (подиуме), чем подчеркивается архитектурное значение фасада, вырисовывающегося на фоне неба как грандиозная декорация. Речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи.
Так, если верить Петронию, автору знаменитого романа «Сатирикон», сохранившемуся в виде фрагментов, картины великих греческих мастеров можно было видеть в Риме еще в I в. н. э., когда писался роман. Обнаженный мальчик в высоких сапожках читает ритуальный текст, разворачивая свиток. По высохшей краске часто писали темперой. Сооружения вмещали до 3, 2 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Пантеон – храм или место, посвящённое всем богам («храм всех богов»). Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой.
Римляне использовали уроки этрусков в практической форме. Он с ужасом глядит на преследующего его Александра. до конца 3 в. н. э.
Точно переданы индивидуальные черты супругов их сосредоточенность перед портретистом. Это продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной из туфа и травертина (высота ее 36 м), образующей в дальнем конце форума два симметрично расположенных закругления. В Риме (и это одна из последних императорских построек) Диоклетиан воздвиг огромный комплекс терм, превосходивший даже термы Каракаллы.
На Форуме но было храма в честь богов, почитался как бог сам Траян. Влияние востока чувствуется в роскоши отделки, декора, садов избыточности планировки. Термы ДиоклетианаОни находятся рядом с современной площадью Республики в Риме. Утонченные орнаменты, включающие элементы в виде подсвечников и канделябров (отсюда и название стиля), обрамляли композиции мифологического содержания, как, например, в доме Лукреция Фронтина и в доме «столетней годовщины» (доме «юбилея»). Гамма красок пестра.
Август изображен в виде полководца, в панцыре, с жезлом в левой руке подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Доказательством этого является наличие в пределах самих терм Каракаллы «митрейона», то есть святилища, посвященного восточному культу. По всей колонне вился свиток с рас сказом о походах императорской армии в Дакию. Это тем более верно, что в отношении новой скульптуры говорят уже не об «импрессионизме», а об «экспрессионизме»—для того, чтобы подчеркнуть, что она не передает нечто увиденное та то, что можно увидеть, а делает зримым то, что таится в глубине уши.
Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения (длина Колизея по окружности свыше 520 л, высота – 48, 5 м), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. В изысканном портрете «Молодой женщины», за внешней горделивостью и сдержанностью, проступает волевой, яркий, страстный темперамент. Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами. В расписном искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи.
Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. до падения Рима (5 в. н. э. ) носит название периода империи. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий). Во втором стиле уже нет рельефности квадратов, они лишь кажутся выступающими из стены. На небольших досках, которые в I — V вв. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии.
В амфитеатре одновременно могли разместиться 50 тысяч зрителей.