Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума.
Героический характер эстетических идеалов ранней классики получил свое абсолютное воплощение в бронзовой статуе «Зевса Громовержца», найденной в 1928 г. на дне моря у берегов острова Эвбеи. Он считал, что «в живописи, как и в музыке, постоянное занятие необходимо». Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге.
Это многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Вообще, само понятие монумента, такое важное для всей римской архитектуры, «граничит с желанием установить конкретную связь между историческим прошлым, настоящим и будущим, выразив, в осязаемых и непреходящих формах незыблемость идеологических устоев»2. В Риме к VI в. н. э.
В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. аттическая школа синтезировала лучшие стороны обоих направлений: к середине 5 в. до н. э. Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами.
Фигуры выделяются на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные контуры с классической простотой. Одним из сооружений императорского Рима явился Пантеон. Фигуры объемны и трехмерны, они даны в естественных и свободных позах. Образ человека раскрывался конкретно, но общественная жизнь — лишь косвенно.
В сюжетах изображенных на фресках, нет ничего драматического, они легки и изящны. Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция.
Правда, вазопись на всем протяжении 5 в. до н. э. Таков рисунок работы Брига (около 480 г. до н. э. ), украшающий дно чаши для вина, хранящейся в Вюрцбургском музее. Уголки губ чуть приподняты, что создает впечатление загадочной улыбки.
до н. э. Цезарь разрабатывает генплан, узаконивая его постановлением de urbe augenda («О процветании города»), который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий. Большое место занимали в жизни римлян зрелища. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Например, была продумана система очистных сооружений, водопровод, военные машины, лагеря. Пальцы легко и быстро скользят по флейте.
Мраморная статуя богини победы представлена на постаменте в форме кормы корабля, тело облагает мокрая одежда, винтообразный поворот тела как бы прорезает воздух, от всей статуи веет мощью и силой. На колонне Траян изображен 90 раз, везде — в гуще событий. Хотя на фронтоне битва показана в полном разгаре, победа людей явно предопределена.
Триумфальные арки стали типичны для Рима и возводились еще и республиканский период. Для искусства времен правления Нерона характерно явное несоответствие архитектуры и фресковой живописи — конструкции и декора.
От храма Зевса в Олимпе сохранилось немного: его назначение (именно здесь раз в четыре года справлялись Олимпийские игры) знание, что внутри храма находились статуя Зевса (второе чудо света) и скульптуры с фронтонов. Амфитеатр отличался от театра тем, что у него был замкнутый опальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно повышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной. Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов)— с архитектурно-перспективным построением 2-го стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Купальни были из базальта и гранита. Так расписаны внутренние стены в огромном доме, названном виллой Мистерий. Памятники архитектуры Древнего Рима (Форум, Колизей, Пантеон), Возрождения и барокко (палаццо Канчеллерия, Фарнезе, Барберини, дворцовый комплекс Ватикана, собор святого Петра, ансамбли Капитолия, площадей Пьяцца Навона, Пьяцца дель Пополо, виллы, фонтаны).
В активном движении раскрывается внутреннее состояние человека. Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н. э. ), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством.
Термы и арены являются данью мастерства великих строителей Рима. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. Военные победы римлян требовали своего воплощения в искусстве и в 3—1 вв. Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей.
Внутри колонны проходит винтовая лестница. Пятно цвета накладывалось без светотеневых элементов. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается.
Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура— почти символичны. Я бы хотела проиллюстрировать этот период храмом Геры в Пестуме. Восточный фронтон храма Зевса изображает героев перед началом состязания.
Но не «зачеркнул» то, что нарисовал Протоген, а практически «растворил» это на полотне. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизни». Одно из величайших завоеваний классического искусства состояло в том, что оно сумело, в отличие от искусства Древнего Востока, показать роль и значение каждого человека в его взаимоотношениях с другими людьми, дать его не как безличную составную частицу, растворяющуюся в общем, нередко орнаментальном строе какой-либо многофигурной композиции, а именно как личность, как сознательного участника общего действия, занимающего в нем ясное и определенное место. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла (ок. Это дало мощный толчок развитию искусства рисунка. Провинциальное искусство поздней античности— и есть искусство подданных.
При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков. до н. э. )характеризуется новым типом. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов.
До нас дошло множество примеров мифологических сцен из Рима и Помпей, например эпизоды из «Одиссеи» Гомера. Но нигде здесь типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Таковы росписи в доме Саллюстия и в доме Фавна в Помпеях. Театры, здания для концертов, амфитеатры были обязательны для античного города. Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. Римский архитектор Витрувий (вторая половина I века) упоминает в своем трактате «Десять книг об архитектуре» такие типичные элементы римских пейзажей: «гавани, мысы, морское побережье, реки, фонтаны, проливы, рощи, горы, крупный рогатый скот и пастухи».
Только волосы, словно не подчиняющиеся силе тяжести, даны несколько условно. Принято считать, что живопись Древней Греции выражена в двух периодах: ранней классике и высокой классике, между которыми очень тонкая «граница», едва заметная людям несведущим.
Наступала эпоха эллинизма (III в. до н. э. Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. В пейзажах и особенно портретах образ утрировался для большего правдоподобия. Внутренний дворик домуса (Помпеи)В многоквартирных домах-инсулах проживало много семей. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. н. э. Одной из самых лучших была арка Тита, поставленная на месте Золотого дома Нерона в 80 г., она увековечила победоносный поход в Иудею и разграбление храма Соломона.
Храм был построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой. Иногда эту статую так и называли – «Канон Поликлета», вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Провинциальные явления, в свою очередь, отраженно воздействуют на столицу и в IIIв. Ее назвали лучшим творением искусства, когда-либо существовавшим в Греции. Появляются гигантские статуи, например, «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина.
Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры. (По другой версии для художника позировала гетера Фрина известная красавица, ночь любви с которой стоила целое состояние). Плиний считает, что этот жанр живописи изобрел Студий (или Лудий), хотя, по мнению современных специалистов, тот, скорее всего, просто усовершенствовал этот жанр. Главный город Аттики — Афины — к середине 5 в. до н. э. Это сказывается, прежде всего, в одинаковой системе обработки камня.
Все греческое искусство в течение первой трети 5 в. до н. э. Арена с осями 87 на 54 м опиралась на систему подпорных террас. Тем не менее уже сейчас можно утверждать то, что архитектура, скульптура и изобразительное искусство древнеримской эпохи напрямую повлияли на культурную составляющую практически всех европейских государств.
Эта бронзовая статуя Зевса, возможно, близка по своему характеру творчеству Агелада, мастера, создавшего ряд известных в древности статуй, в которых он (судя по описаниям древних) сделал важнейший шаг на пути совершенствования реалистической передачи человеческого тела в движении или в покое, полном сдержанного оживления. Сюжеты используются разные— исторические, мифологические, аллегорические они черпатюся из уже утратившего актуальность репертуара классики. Мастер восточного фронтона уже видел несоответствие «архаической улыбки» тому состоянию, в котором находится воин. Основан, по преданию, в 754 (или 753) до н. э. Ни в каком другом государстве не насчитывалось в зверинцах такого количества диких животных, как в Древнем Риме в пору его наивысшего расцвета.
Образ куроса проходит через все архаическое искусство. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим.
Мышцы могучего торса напряжены. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей и они задушили Лаокоона и его сыновей. Саркофаг (170 год)Но искусство начинает возносить власть, делать её божественной и вечной.
Созданные неведомым художником образы Аполлона, невесты Перифоя – Дейдамии или женщины, схваченной кентавром за волосы, принадлежат к числу самых совершенных и самых привлекательных созданий ранней греческой классики. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. Юноша погиб. Под аре ной размещались коридоры, клетки для зверей и подсобные помещения. По всей колонне вился свиток с рас сказом о походах императорской армии в Дакию.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Она находилась в храме, посвященном культу императора. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту.
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Критский правитель, наделенный "божественной" властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Скульптор сознательно стремится показать лицо таким, каким оно было в действительности и каждая деталь представляет для него самодовлеющий интерес.
Рельефы Арки Тита уже далеки от классицизма Августа. Теперь стены ничем не напоминают архитектурный ландшафт: внутреннее пространство противопоставлено наружному. Лаокоон — скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. В изображении сада на вилле Ливии в Риме— прямо настоящий инвентарь растений. Он вероятно, обеспечивал адгезивные свойства такого красителя (связь с поверхностью, липкость, проще говоря).
Римский форумЭта площадь служила центром общественной жизни. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Когда Протоген пришел домой, он сразу догадался, кто побывал в его отсутствие. Они наглядно показывали римлянам историю похода, решающие военные эпизоды и были как бы художественным «отчетом» перед народом в проведенных военных кампаниях.
до н. э. ). Конец этрусской культуры стал началом римского искусства. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм – фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Музей Ватикана. Птиц и животных римские художники изображали очень часто. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Сидящая девушка непринужденно откинулась назад. Статуи Олимпийского храма замечательны подлинным реализмом. стремился решить проблему оживления спокойно стоящей фигуры.
Таких высот европейская живопись смогла достичь только в эпоху Ренессанса. Прежде всего рассмотрим наиболее раннюю и высокоразвитую культуру Древнего Египта. Не удивительно, что бронзовый бюст ассоциировался с образом легендарного римлянина. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро.
Морская галька, на которую опираются ступни нимф, говорит о месте действия. Из малого города в сторону большого направляются корабли.
Ко времени деятельности Мирона и Пэония, вероятно, относится прелестная фигурка Афины, выпускающей из протянутой руки сову (Британский музей). «Афинский художник» оставляет подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». до н. э. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций.
Вот таким образом затягивать сроки обучения было нельзя. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Табуларий Суллы с 2-х ярусными галереями со стороны Капитолийского холма служил для форума театральной декорацией.
Идеология обожествляет императора и государство. В технике стукко создано украшение базилики Порта – Маджоре в Риме. Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. Там происходили цирковые состязания. Пропорции лица свидетельствуют о стремлении к благородному идеалу греческого искусства, но типично римский орлиный профиль и чуть заметная асимметрия черт придают ему неповторимое своеобразие. Портрет стратега (в Мюнхенской глиптотеке) дает нам представление о портрете этого периода: формы лица переданы очень обобщенно и просто, с суровой выразительностью.
Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа прославляет его как полководца и правителя государства. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Используя арки, римляне могли строить свои города на больших территориях, в отличие от греков, которые вместо арок использовали штангу и перекладину (балки с опорой на две колонны). 2160, 8 тысяч жителей (1961). Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса.
К сожалению, этот шедевр сгорел во время пожара в царском дворце. Здесь же было 2 библиотечных здания, храм Траяна и колонна Траяна. и последние десятилетия I в. до н. э. ). «Нереиды» украшали «Памятник нереид» в Малой Азии. Застраивается Марсово поле издавна служившее местом увеселительных прогулок горожан. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Храм был рассчитан на восприятие с разных расстояний. Ее искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора.
В 1 веке до н. э. римляне первыми стали использовать бетон при строительстве. Разница в росте и конфигурации зависела не от пропорций, а от социального положения. Размеры его невелики. Так вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, которые давали наставления столь возвышенному и тонкому искусству». На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла.
Они имели возможность по своему желанию выбирать себе руководителя. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город – Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов – божеству (критская колонна). Обстоятельство востребованности реальной личности со всем ее потенциалом для блага государства создает условия для бурного роста всех уровней деятельности человечества и культуры в том числе и в большей степени.
Отношение колонн — 6 к 12. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Искусство доносит до нас не только факты истории, но и личностные переживания, являясь таким образом отражением того или иного времени.
Например, на настенной фреске из дома Криптопортика в Помпеях сохранилось два примера мольбертной живописи: один на религиозную тему, а второй -- натюрморт (корзина с фруктами и живой петух). Журнал был задуман как личный, но со временем привлёк внимание профессиональной аудитории во всём мире. И их здания, называемые термы Каракаллы, занимали огромные территории. Смесь стукко легко лепилась, а когда высыхала, превращалась в монохромную живопись.
Битва при Исе. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан.
Судя по всему, основой этой фрески послужила мольбертная картина. На Форуме но было храма в честь богов, почитался как бог сам Траян. Сооружения вмещали до 3, 2 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Пантеон – храм или место, посвящённое всем богам («храм всех богов»). И только в период ранней классики (490 – 450 года до н. э. ) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в Iв. Плоскостные изображения создают иллюзию глубины: человек воображает, что он стоит не у ровной плоской стены, а как бы в нише. В театре Марцелла (IIв. Фронтоны были украшены выполненными из мрамора скульптурными группами (ныне находящимися в Мюнхенской глиптотеке).
Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). С наибольшей силой особенности искусства Мирона выражены в «Дискоболе», описанном в следующих выражениях Лукианом: «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом» («Античные поэты об искусстве», М., 1938, стр. Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика.
Единая направленность движения и жестов фигур (в частности, занесенной для удара руки Гармодия) создает необходимое впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности, хотя следует подчеркнуть, что движение это трактовано в общем еще очень схематично. Лишены выражения были и лица героев. Войны длились столетиями, не прекращаясь ни на один год. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
При императоре Августе был сооружен Алтарь Мира, который стал образцом римской стенописи. А теперь мы называем форумом тематическое общение – это понятие, пришедшее к нам из Древнего Рима, эволюционировало. Амфитеатр Флавиев – Колизей – стал символом города. Римские мастера заимствовали этот стиль у греков. Колонны здесь уже близки к классической форме, но все еще выглядят немного тяжеловатыми. В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика («Золотой дом» Нерона— императорский дворец городской дом патрициев— домус многоквартирные дома-инсулы в Остии). Упруго согнувшись и крепко упираясь ногой в землю, юноша отбросил назад руку с диском.
Характерными памятниками императорского Рима стали амфитеатры. Статуя, которую скульптор создавал по заказу города, выражала не только его личный идеал, но и представление о красоте мужественного и энергичного человека, свойственное всем гражданам в условиях суровой и полной борьбы жизни. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, чтобы свидетельствовать об их «жизни». Не случайно открытые в 70-х гг.
На четырёх стенах алтаря нарисованы фигуры и рельефы с растительным орнаментом. Инкрустированные глаза создают ощущение проницательного взгляда. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует. О деятельности Апеллеса как педагога известно, что обучение он начинал с овладения технологическими и техническими процессами.
Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»)— также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Внутренняя сила и сосредоточенность сообщают образу нравственное величие.
В декоративной живописи уже во втором десятилетии I в. до н. э. Позже появился еще один тип – коринфский, девический. Скульпторы Критий и Несиот создали в начале 470-х годов до н. э.
Храм Посейдона в Пестуме, построенный во второй четверти 5 в. до н. э., хорошо сохранился. до н. э. ).
Это обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, включала храм Марса Ультора3. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Общую картину развития греческой скульптуры до середины 5 в. до н. э. Нет лучшей участи, как умереть в Риме целой верстой здесь человек ближе к Божеству».
Таковы изображения стариков и старух, свойственные мастерам Александрии. Все эти скульптуры погибли и тем не менее. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане. м2. Рисунок был главным учебным предметом им занимались ежедневно.
Ближе к началу второй четверти 5 в. до н. э. Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъём— благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. В начале II тысячелетия до н. э.
Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры. до н. э. в Риме получают развитие картины с изображением сражений.
Это определяется выбором момента движения: взято мгновение перехода одного движения в другое, кульминационная точка в развитии движения. до н. э. на смену инкрустационному стилю пришел архитектурно-перспективный. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре.
Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, вот таким образом прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря). Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Для иллюстрации своей теории он создал статую «Дорифор», которая служила и образцом для рисования иллюстрацией канонов мужской фигуры.
Вход на Форум шел через триумфальную арку, квадратный в плане двор был окружен колоннадой с коп ной статуей императора в центре, весь двор был выложен мозаиками из мрамора. Опираясь на подушки, они возлежат на пиршественном ложе. Он был построен на южных склонах Палатина и служил театральным фоном для Аппиевой дороги. О развитии скульптуры ранней классики в направлении ко все большему реализму свидетельствует и статуя «Мальчика, вынимающего занозу», дошедшая до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти 5 в. до н. э. Но наиболее ранним произведением, приближенным к оригиналу и с таким же названием, считают картину Сандро Боттичелли, написанную художником в 1486 году, а также помпейскую фреску «Афродита Анадиомена» — копию великого Апеллеса.
За обучение взималась довольно большая плата — один талант (26, 196 кг золота). отличался своей, только ему свойственной системой средств выражения. Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод.
В 80-30-х гг. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства (в отличие, например, от древнеегипетских "застывших" образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка.
Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. реалистический портрет. Он занимал площадь 16 тыс. Однако «Нереиды» отличаются необычайно живой моделировкой тела, чему способствует изящество тонких, словно струящихся складок их одежд.
От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. Страну сотрясали также внутренние распри: плебеи боролись с аристократами, отстаивая свои права италийские города (муниципии) требовали равенства с гражданами Рима. Произошел решительный перелом в развитии искусства. На белой стене появилась тень юноши. Сходство архаических статуй куросов с творениями мастеров отмечали уже писатели древности. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге.
Впервые здание было задумано с учётом его роли в планировке города, в соотношении к окружающей городской среде. И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Базилика Ульпия повторяла в плане форум. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Никаким образом не можете вы ее представить себе. Впервые в истории мирового искусства они приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной жизни человека. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это»).
Этому подражают и жители италийских городов. Адриановский классицизм однако— временное явление в развитии римской архитектуры. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. В отличие от западного, восточный фронтон исполнен спокойствия, однако это иллюзорное спокойствие, лица напряжены в ожидании игр. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Арки представляли собой каменные монументальные ворота, оформленные скульптурными изображениями трофеев, пленных, гениев победы с ее атрибутами.
до н. э., расцвет римского – на I-II вв. Рельефы Арки Константина— сугубо провинциальны, почти ремесленны. Условными завитками изображены длинные волосы, падающие на спину.
Но этими свойствами греческий юноша, участник олимпийских игр, реально и обладал. Каждое здание находит своё продолжение в следующем, образуя единое целое. Амфитеатр на 45 тыс. Руки ее были утрачены еще в древности.
Римляне, не оставившие в скульптуре, служившей декоративным целям, ничего равного работам греческих мастеров, создали исторический рельеф и реалистический скульптурный портрет — жанры, не получившие развития в Греции. Для греков 5 в. до н. э. Ее фигура полна изящества. У Апеллеса было правило: «ни одного дня без линии». Утонченные орнаменты, включающие элементы в виде подсвечников и канделябров (отсюда и название стиля), обрамляли композиции мифологического содержания, как, например, в доме Лукреция Фронтина и в доме «столетней годовщины» (доме «юбилея»). В эпоху средневековья достижения реалистического искусства оказались не востребованны. Западный фронтон иллюстрирует сцену нападения кентавров на женщин и мальчиков (фигура Апполона в центре предвещает победу людям), на восточном изображена подготовка к состязаниям.
Рим (Roma), столица Италии, административный центр Римской провинции в области Лацио. Одиссей. Арка могла поддерживать гораздо больший вес, чем штанга и перекладина. «Аполлон из Помпеи», представляющий собой римскую реплику греческой (севернопелопоннесской) статуи второй четверти 5 в. до н. э., отличается от архаических «аполлонов» не только несравненно более реалистической моделировкой форм тела, но и совсем иным принципом композиционного решения фигуры. «Дельфийский возничий» — одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих бронзовых статуй. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства.
Уже в 6 в. до н. э. В статуе «Зевса Громовержца» была хорошо решена задача выражения в скульптуре общего душевного состояния героя. можно представить себе с достаточной ясностью. оперировала в основном графическими средствами изображения, не преследуя собственно живописных задач (например, передача светотени).
Речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. собрал и объединил лучшие художественные силы Эллады для создания памятников и архитектурных сооружений, восхвалявших достоинство и красоту афинского, а вместе с ним и всего греческого народа (вернее, свободных граждан греческих полисов). Августовский классицизм впитывал эллинистические влияния и этрусское наследство.
В культуре Древней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII- VI вв. 60. ). Использование бетона позволило архитекторам возводить сооружения огромных размеров.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Арки чаще всего ставились в честь одержанных побед. Рим был торжественным символом государственной власти, как и позже, при папах.
В раннехристианских росписях катакомб символические изображения святых вообще не имеют связи с реальным миром. При создании портрета римские художники обычно отталкивались от определенного «типа», который затем наделялся специфическими чертами. В IIв. Чтимые всеми греками святилища были переполнены посвятительными статуями, щедрыми дарами, принесенными в знак благодарности богам от городов или богатых рабовладельцев.
зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. И окраска античных статуй стала общим местом. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета.
Египтянам принадлежит начало теоретического обоснования правил рисования. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Скульптор достиг удивительной тонкости в обработке материала: по поверхности мрамора легко и трепетно скользят световые блики и прозрачные тени, создавая ощущение живого и прекрасного человеческого тела. образы Гармодия и Аристогитона, убивших в 514 г. до н. э.
Природа, человеческие деяния исторические события превращаются в простые знаки, символы. Ордерная система предполагала использование единой мерки при строительстве (например, локтя или ступни). Купол был подобен небосводу. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Особенно любимы дары моря. II век.
Однако того не оказалось дома и тогда Апеллес велел его служанке показать (в качестве «визитки») всего лишь одну изящную линию, которую он быстро набросал на приготовленном для рисования полотне. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.
Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя из слоновой кости и золота – Афины Парфенос (Девы). Так, в музее Орсе в Париже выставлен холст Адольфа Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (1879 год), в Лувре висит картина Теодора Шессерио «Венера Анадиомена» (1838 год). Искусство Древней Греции привнесло в мировую культуру много интересного и необычного, став своеобразной базой для будущих художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Художники используют обобщающую, беглую, эскизную технику.
Ограда образовывала площадки— экседры, широкие дуги. Греция постепенно пустеет, мастера находят заказы у новых правителей. Они улучшали бедняцкие кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади. Они сформировались под влиянием греко-римской традиции. В подобных росписях обычно преобладали теплые цвета (темно-красный, желтый), а также белый и черный.
Главное здание стояло на обширной искусственной террасе, со тех сторон его окружал тенистый парк с аллеями, в нем был устроен стадион, в термах были площадки дня игр, гимнастические залы, библиотеки. В «Гармодии и Аристогитоне» впервые в истории монументальной скульптуры была поставлена задача построения скульптурной группы, объединенной единым действием, единым сюжетом. Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. В эпоху архаики сложились такие архитектурные понятия, как дорический и ионический ордера, появились основные типы монументальной скульптуры: статуи куроса и коры.
и изображающий рождение Афродиты из пены морской (так называемый «Трон Людовизи») на боковых сторонах этого мраморного «трона» или, скорее, постамента для статуи Афродиты изображены обнаженная девушка играющая на флейте и одетая в длинную одежду женщина перед курильницей. Решающим периодом в формировании римского портрета явился I в. до н. э., «золотой век» Августа. Его предшественников, возможно, надо искать у варваров, в Нарбоннской Галлии— авторы Мавзолея Юлиев (Сен-Реми-де-Прованс), типичного примера провинциального искусства периода Августа. Каменная кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей.
В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям. Ритм клонящегося тела подчеркнут по контрасту вертикально поставленным щитом. Силуэты создают впечатление глубины пространства.
Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. Они изображали богов, фараонов, важнейшие исторические события. Это был своего рода «аттицизм» а пластике, виднейший представитель которого, грек Стефан, работал в Риме во времена диктатуры Цезаря.
– Эсхилом и Софоклом. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме. В нем запечатлен человек с крупной красивой формой головы и правильным овалом лица. Над могилами умерших ставили надгробные памятники и стелы с рельефными изображениями. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория.
несут на себе признаки приближавшегося римского неоклассицизма времен принципата Августа. Вот таким образом эмоциональные переживания Марка Аврелия воспринимаются не только как проявление его индивидуальной натуры, но и как более общие черты мировоззрения, характерные для всей эпохи. Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма) стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира.
Влияние востока чувствуется в роскоши отделки, декора, садов избыточности планировки. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Эти своеобразные «аттицизм» и «азианизм» в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.
Фараон изображался в несколько раз крупнее приближенного или простого раба. Еще одной типично римской постройкой были термы. О том, как прекрасна была его «Афродита Анадиомена» мы можем судить (нет, только попытаться судить) по картинам более поздних авторов, пытавшихся «скопировать» сюжет его полотна.
Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулся подбирать флейту. Эта система позволяет перекрывать большое пространство. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).
Империя Александра Македонского просуществовала недолго и после его смерти монархия быстро распадается на части, с несколькими центрами (Сирия, Египет, Пергамское государство). В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. Вход в Акрополь осуществлялся через парадные ворота (Пропилеи), слева от ворот – картинная галерея, украшенная статуями, а справа – храм Бескрылой Ники, украшенный рельефами. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.
При обучении рисунку египетские художники большое внимание обращали на технические приемы. Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными.
Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим.
опередили скульпторов именно в области передачи действия и движения человека. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом с иллюстрации условной схемы. Орхестра постепенно утрачивает своё значение, превращаясь в vip-места.
Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Анализ помпейских фресок (в основном копий с греческих оригиналов) показывает, что греки пользовались особыми правилами перспективы. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Это свидание оказалось последним.
Музей Ватикана. Птиц и животных римские художники изображали очень часто. Полуобнаженная фигура богини высечена и паросского мрамора. Ярким примером фантазийного стиля являются росписи в «золотом доме» Нерона в Риме. Пигменты были минеральные, носитель органический. Действительно, лицо «Дельфийского возничего» проникнуто ясной серьезностью, взгляд «Зевса Громовержца» суров и грозен, лица сражающихся кентавров на западном фронтоне Олимпийского храма искажены яростью, лицо Аполлона ири всей его строгой обобщенности, выражает властный порыв, гнев, умеряемый волевым напряжением.
Однако существовали и исключения. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а с I века до н. э. Царю Эномаю было предсказано, что он умрет от руки мужа своей дочери Гипподамии. В древнеримской живописи и мозаике в том числе используются практически все жанры.
Термы были излюбленным местом отдыха и развлечений. Художники этого времени украшали стены мифологическими сюжетами, обрамляя их орнаментом. Римские акведуки часто строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга.
У древних римлян был обычай, являвшийся первоначально привилегией патрициев, хранить портреты предков в парадных комнатах дома — атриумах, в особых шкафах или нишах — лариях. Существуют 4 стиля настенных росписей. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами ("места обитания" небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Он имел 2-х ярусную колоннаду, ограничивался форумом Августа и базиликой Ульпия, 2-мя большими дугообразными кирпичными оградами и рядом «таберн» с нишами и окнами.
Римляне использовали уроки этрусков в практической форме. Древнеримские художники стремились к максимальной схожести при изображении людей. Одна удивительная история свидетельствует об исключительных талантах Апеллеса.
С большим мастерством исполнены фрески в доме Веттиев в Помпеях. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле.
У ног Августа скульптор поместил изображение Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа. К VI в. на территории Римской империи было более тысячи терм. Так в Риме установился художественный плюрализм. Особенно любимы дары моря. II век.
Обучение технике рисования шло по двум направлениям. Эта большая статуя (высотой более 2 м) наряду с «Дельфийским возничим» да, ет нам ясное представление о замечательном мастерстве ваятелей ранней классики. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Журнал Pendaldal интересен тем, что в нём удалось связать между собой разные направления искусства последних столетий.
Дворец должен был бы стать монументом, увековечивающим божественность императора. Умение обобщенно передать черты лица и сознательная типизация сближают работу этрусского мастера с портретными скульптурами ораторов и политических деятелей Греции IV-III веков до н. э. Долгое время этот бюст считался изображением прославленного римлянина Юния Брута, одного из инициаторов восстания в конце VI века до н. э., в результате которого был изгнан последний римский царь Тарквиний Гордый и установлена республика. Возможно именно он нарисовал прекрасные пейзажи, найденные в римской вилле Фарнезина.
Все помпейские росписи относятся к четырем разным стилям. В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город. Императоры продолжали украшать римский Форум.
Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона. Два полукруглых «рынка» служили для хранения заморских товаров. Музеи (Ватиканский, Капитолийские, Национальный и др. ). До нас дошло несколько не всегда точных, а иногда и не полностью сохранившихся римских копий знаменитой статуи Мирона. Более поздними эллинистическими образцами навеяны эпизоды росписей, например, «Альдобрандинская свадьба».
У греков существовала особая теория стереоперспективы, которая позволяла создавать иллюзорное пространство и передавать объем. Отзвуки архаической схемы «коленопреклоненного бега» еще заметны в трактовке этих фигур (ноги, данные в профиль, не вполне соответствуют положению верхней части тела). Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями.
Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось, - результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других. Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой). Пейзаж передается деталями— волной или куском стены. Эномай разбился на смерть во время состязания. Особенно ясно рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (вторая четверть 5 в. до н. э. ). Император Август, по Светонию, принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Отношение человека к природе, к ее силам и явлениям передавалось через изображение самого человека, через его реакцию на явление природы. Термы ДиоклетианаОни находятся рядом с современной площадью Республики в Риме.
Продолжателями дела Памфила стали его ученики Мелантий и Апеллес. В северное храме, Эрехтейоне, находился даже бассейн, символизирующий Эрехтеево море. Когда он, прибыв на Родос, решил нанести визит художнику Протогенону. Апеллес вернулся. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» – подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск.
Задача изображения человеческого тела во всей его жизненной естественности была поставлена и в статуях «Нереид из Ксанфа», выполненных ионийским мастером около середины 5 в. до н. э. На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз изображающий ритуальную церемонию. Период греческой архаики (от греческого архайос – древний) – это эпоха формирования монументальных изобразительных и архитектурных тенденций.
Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. После гражданской войны 63- 69 гг. Около 40г. Во время их ночного свидания была полная луна. Первые термы были построены еще Марком Агриппой.
Это придавало ему индивидуальное своеобразие и делало его неповторимым произведением искусства. Этим достигалось и решение задачи соотношения храма с окружающей средой и определялся самый его характер, то мощный и величественный, то легкий и изящный. Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Гармодий же и Аристогитон объединены общим действием — они наносят удар врагу.
Особенно греки предпочитали скульптуру. Пол храма выложен мраморными плитами. Битва при Исе. На юге возведен огромный дорический Парфенон, посвященный Деве-Афине, а напротив него, на севере, – храм, посвященный Афине-Матери (и ее супругу Посейдону Эрехтею).
Внутри храма с середины 5 в. до н. э. Пол и стены были украшены мозаиками, цветными мраморами, порфирами. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. В вазописи, а затем и в скульптуре и монументальной живописи победил реализм. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Фигуры намечены обобщённо, свет падает резко.
зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. 200-метровая лента показывает эпизоды 2 кампаний в Дакии.
По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. «Дискобол», как и многие другие статуи такого типа, поставлен в честь определенного лица. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучать им учащихся.
Писатели древности сообщают, что такие портреты часто отливали из воска и несли в погребальной процессии за гробом умершего знатного римлянина. Это характеры прямо противоположные друг другу. Таким образом составлялись целые портретные галереи, которыми гордились римские семьи. На дверях Сикионской школы рисунка, указывает Плиний, было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии».
Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Переход от архаики к классике (VI-V вв.
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Мотив движения раненого воина воссоздан в строгом соответствии с жизненной правдой. Фронтоны храма, метопы и фриз украшали декоративными скульптурами. Человечеству он более известен под именем Александр Македонский. Колонна Траяна (113г.
Покой этот — кажущийся, он полон внутреннего напряжения. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. В небольших храмах зодчие обходились без внутренних колонн, подпирающих перекрытие наоса. Плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца.
Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах. Афина и Марсий являются как бы антиподами. Большим успехом в изображении реального движения и вместе с тем в создании реалистически правдивого и типического образа было появление таких статуй, как «Победительница в беге». Лицо Гермеса не резкое, взгляд рассеянный, скульптура исполнена неги от жаркого солнца.
Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Решительно расширился круг тем и сюжетов.
Вместо плоскостного силуэта чернофигурной вазописи художники стали строить трехмерные тела, взятые в самых разнообразных и живых поворотах и раккурсах. Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым.
Да и признаки ярко выраженного внешнего сходства вряд ли занимали скульптора. У стен и в нишах стояли статуи. 14 г. до н. э), выстроенный из травертина и вмещавший до четырнадцати тысяч зрителей.
Колонны (отношение 6 к 14см. Римская архитектура использовала достижения эллинистического зодчества, но выработала свой подход к архитектурной форме, вот таким образом её можно считать новаторской. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Правда, уже в восточном фронтоне Эгинского храма (сохранившемся много хуже западного) был сделан несомненный шаг вперед.
насчитывалось 12 больших и сотни частных бань. Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром.
Так же как и в «Афине» Мирона, в этой маленькой фигурке босоногой девушки передано ясное и светлое состояние духа, в спокойном изяществе ее движений – обаяние чистоты и молодости. «Зевс Громовержец» по сравнению с «Возничим» отличается еще большим реализмом в моделировке форм тела, большей свободой в передаче движения. Ученики знакомились с техникой работы, учились растирать краски, овладевали рисунком.
В 432 году до н. э. скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциях человеческого тела. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Древнее предание гласит, как появилась первая картина.
Но свидетельство их римского происхождения— подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа (как бывало и у этрусков). Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
храм Афины Афайи на острове Эгине. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. мы их прекрасно знаем.
При этом каждый император старался запечатлевать в облике города след своего правления. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры. На смену угловатой резкости «Гиацинта» и других ранних классических статуй пришло строгое гармоническое единство, передающее впечатление естественности и свободы. до н. э, породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Центр деловой жизни Древнего Рима одновременно выступал монументом, увековечивающим победу над варварами.
Амфитеатр Флавиев— Колизей, стал символом города. Во времена Августа в Риме было три каменных и много деревянных театров. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства приходится на V – IV вв.
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Дворец был разрушен Веспасианом, однако роль в развитии римской архитектуры сыграл.
Позже, в первой четверти 5 в. до н. э. Она создает иллюзорно-живописные эффекты и непосредственно передает эмоции. Особенно поучительно сравнение статуй раненых воинов на обоих фронтонах. Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром – двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале или на лоджии или в ванной комнате :) Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей.
Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека.
Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. Главная цель древнегреческого искусства – эстетическое наслаждение.
Естественно вот таким образом, что развитие общественно-воспитательной роли искусства, раскрытие в нем нового эстетического идеала сказывались наиболее полно в монументальных скульптурных произведениях, связанных с архитектурой или стоявших на площадях. Части лица переданы округлыми сглаженными объемами. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают.
Действительно, например, архаическая скульптура «Клеобис и Битон» Полимеда Аргосского может рассматриваться лишь условно как единая группа, — по существу это просто две стоявшие рядом статуи куросов, где взаимоотношения героев изображены не были. Рим – центр международного туризма. Представляет собой большое инженерное достижение античности.
Назначение рисунка – жизнеописание фараона и его взаимосвязи с миром богов. Использован метод выразительных свойств архитектуры. Например, в Геркулануме сохранилась фреска изображавшая Геркулеса и его сына Телефоса. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл.
Ранняя классика выражается в строгих образах (вот таким образом второе название этого периода – строгая классика), а философская тема, проходящая через весь период, обозначена как тема искоренения произвола и воцарения здравомыслия. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека.
Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Колонны стройны по пропорциям, но антаблемент еще непомерно тяжел.
Очень выразительна метопа, посвященная борьбе Геракла с Критским быком. Торжественные позы лежащих и условные жесты сообщают им своеобразную значительность. Искусство гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н. э.
Задняя стена (скена) становится архитектурным строением. По сравнению с Евфронием Бриг в своем творчестве сделал большой шаг вперед. Это отражалось и на самих работах -- они были не очень высокого уровня.
Пластические формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Особое идеологическое значение он приобрел на тысячелетия.
В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Естественно, что именно в таком плане он и изображался художником. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство получило статус государственного (августовский классицизм).
Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией. Сеттиционий Септимия Севера отличался чередованиями ярусов и имел возможно 7 аркад. На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. Однако греческая теория перспективы явление уникальное отличное от современной (основателем которой был Филиппо Брунеллески, поставивший во главу перспективного построения три основных элемента изображения: главную точку схода, линию горизонта и расстояние). Его развитие протекало долго, совершенствуясь и процветая. В римском виварии их содержали тысячами.
Единственные примеры— изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики). Но это были теперь только лишь быстро уходящие в прошлое пережитки архаической традиции. Вблизи становятся ясными большие по сравнению с человеком размеры колонн и ощутимыми общие размеры храма детали (в том числе более частые, чем обычно, каннелюры), делаясь хорошо видимыми, оттеняют массивность пропорций и величину здания.
Этот поэтический настрой ведёт к нарушению классических канонов. Высекая обнаженную фигуру, скульптор стремится подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела – широкие плечи и узкую талию юноши. В нем чувствуется ум, жизненный опыт, цельность характера.
Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия. Гордая, величавая поза и выразительный жест руки придают статуе монументальный характер. Одиссей. Видимо, картина очень понравилась царю, если он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес первый — непобедим, второй — неподражаем». дон. э., после покорения Греции, контакты стали интенсивными. Т. н.
Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. В римской мольбертной живописи наиболее распространенным жанром был пейзаж. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины.
Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества (с его разработанной пространственностью), все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. Воздвигается и освящается форум Августа. Здесь встречаются вставки иногда чёрного цвета, с контурными фигурками.
Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь.
Обычные пропорции не используются. Гигантские статуи— «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина— лицом и позой скорее боги, чем люди. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности.
Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Миф, которому посвящен восточный фронтон храма Зевса, сводится к следующему. Полный план местности есть в вики. Острый шип вонзился ему в ногу, но мальчик продолжал бег и первым достиг цели. Стиль становится более строгим, композиции – более стройными.
Они занимали 11 гектаров и представляли комплекс зданий, стоящих в открытом дворе. Римская культура в целом основана на заимствовании. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия).
Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Движение к натуре идёт от общего к частному, не заботясь о реальности. Рука мужчины покоится на плече женщины. События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные— но не резкие.
За нее мастер получил 20 монет золотом (для сравнения: 40 таланов в год стоила конница из 800 всадников). Парфенон, конечно, один из самых прекрасных храмов, поражал своей необычайной гармоничностью (достигнутой особым объединением ионического и дорического ордеров), масштабными фризами изящными скульптурами иллюстрирующими мифы об Афине.
Менее трагическая участь постигла другое абсолютное творение художника — «Афродита Анадиомена». Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого.
н. э. ) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. На всех трех уровнях располагались зрительные места для более чем 45 тысяч человек.
Амфитеатр на 45 тыс. Стены и подиум храма были облицованы белым мрамором. Имя архитектора, который возвел Колизей, неизвестно.
Реализм классики 5 в. до н. э. как некое «идеальное» и «гармоническое» искусство и «шокированных» суровой силой реализма и «грубоватостью» образов этих замечательных памятников, достойно завершающих собой период реалистических исканий ранней классики. На центральной из трех сторон «Трона Людовизи» — две нимфы, склонившись, поддерживают выходящую из волн Афродиту спокойному ритму движений подымающейся Афродиты и распрямляющихся нимф соответствует ритм тонких складок их одежд. Форум Августа становится примером для других императорских форумов.
В некоторых отношениях развитие вазописи опередило развитие скульптуры. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен. Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских. В амфитеатре одновременно могли разместиться 50 тысяч зрителей.
Скульптурами отмечали победы знаменитых атлетов на общественных состязаниях. Мастерски передано ощущение парящего полета, напоминающего планирующий спуск большой птицы. Строительство терм началось в 298 г. В 305 г. они были освящены в честь Диоклетиана. Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична».
Доблестный дух в гармонически развитой теле – это считалось самым ценным в человеке. Другая разновидность августовской архитектуры— триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), ведущая историю от этрусской арки, дополненной классическими элементами. Бетонный купол весил 46 тонн, был облегчен пятью рядами кессонов имел диаметр 43 м с центральным окном — «глазом Пантеона» в 8, 5 м. Площадь перед Пантеоном связывалась с ним центральной аркой, через которую необходимо было пройти по берегу Тибра через специально наведенный мост.
Первые два стиля развивались в эпоху Римской республики. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Подлинным шедевром скульптуры является бронзовый бюст, созданный в первой половине III века до н. э. – «Голова Брута». Картины воодушевляли граждан, звали к новым победам.
Термы сооружали Нерон, Тит, Траян. Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов. О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, все тонущее в сиянии. Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи.
Прекрасно гравированы волосы и борода. Нерон, видимо, ориентировался на восточную теократическую традицию, хотел создать «дворец солнца». Расцвет фантазийного стиля пришелся на эпоху Флавиев. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Примером этого могут послужить знаменитые фаюмские портреты (I-III века).
Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. На этих работах заметно, что древние художники изображали тени от деревьев и людей -- этот прием использовался гораздо чаще, чем обычно считается. Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. В пределах города находится Ватикан. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. Войны с Карфагеном 3 и 2 вв.
Римляне хотели, чтобы их искусство и архитектура приносили людям пользу. Однако это не просто жанровая скульптура.
афинского тирана Гиппарха и при этом погибших, были примером самоотверженной доблести граждан, готовых отдать жизнь для защиты гражданских свобод и законов родного города (В действительности Гармодий и Аристогитон руководствовались интересами не демократической, а аристократической партии Афин 6 в. до н. э., но в данном случае нам важно то, как представляли себе их общественную роль афиняне 5 в. до н. э. ). до императора Константина). Очевидно обращение к греческому канону и стремление к государственным соображением. Цирковые состязания, которые там происходили, одновременно были и «триумфальным шествием», постоянно разворачивавшимся на глазах у публики.
Гораздо позже стала ощущаться потребность в украшательстве города. Эти росписи основаны на подражании эллинистическим образцам. Стены были отделаны мрамором и камнями, пол выложен мозаикой. Стараясь ввести в искусство научные принципы и стремясь к «величайшей точности рисунка», Памфил сформировал новые методы обучения.
Рельефы метоп отличаются лаконической простотой и ясностью образов, яркой выразительностью действия. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное богатство статуи. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Они всегда узнаваемы и очень выразительны. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Возник он как подражание станковой живописи из желания создать впечатление развешанных по стенам картин.
Первоначально наиболее распространенным видом портретной (по своему назначению) скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. В «Дельфийском возничем» было выражено уже в достаточно определившейся форме характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт абсолютного человека, показанного таким, каким должен быть каждый свободнорожденный эллин. Дальнейшее соперничество было бесполезным. Они позволяли видеть великолепие храма Марса не только с фасада, но и с боков.
Римская империя распадается. Эта свободная и убедительная передача движения, далекая от условной игры черных пятен и процарапанных по черному лаку линий, дополнялась еще и большей естественностью красноватого цвета глины, которой пользовались теперь для изображения человеческих фигур, так как он несравненно ближе был представлению о загорелом обнаженном теле, чем блестящий черный цвет лака. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Некоторые из этих статуй отличаются особенно резко подчеркнутой реалистической правдивостью – так, например, тщательно передано одряхлевшее тело сидящего старика или грубоватый жест вытаскивающего занозу мальчика. Вероятно, это работа копииста. Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной.
Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Фигурка мальчика отличается естественностью угловатой позы, реалистической передачей форм тела подростка. Не случайно форум Августа был построен рядом с форумом Юлия Цезаря.
В древнеримской живописи и мозаике в том числе используются практически все жанры. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Но, увидев, как соперник умело сделал прорисовку, «ответил» ему, добавив к тандемному «рисунку» линии исполненные другим цветом. Аполлодор из Дамаска, вероятно, планировал форум Траяна. Таким образом применяется выделение той или иной физиономической особенности.
Широко расставленные, чуть согнутые ноги придают упругость стремительному шагу фигуры. Искусство носило ярко выраженный классовый характер.
Греческие полисы (города-государства) воюют между собой почти беспрестанно, что ослабляет древнегреческую цивилизацию. Ноги напоминают могучие столбы и в них четко обозначены коленные чашечки. Рим стал торжественным символом государственной власти. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф, скреплённый строительным раствором и отделка кирпичом. Туф – легкая, сцементированная, пористая горная порода. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Несомненно великолепен был полный величественной мощи широкий размах рук Зевса (дошедших лишь в обломках), далеко занесшего назад правую руку с зажатой в ней молнией, которую он через мгновение метнет в невидимого нам противника, в чью сторону обращено его одухотворенное лицо. При Августе, Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и пришлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры.
Тогда родосец в сердцах нарисовал поверх абсолютной линии Мастера тонкий штрих. Стена разделена по высоте на два яруса. Римское строительство было новаторским. Стены здания украшены изящными гирляндами, орнаментами и небольшими картинами в рамах.
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, вот таким образом именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Картины писались на досках или на сырой штукатурке.
Од ними из самых роскошных были термы Каракаллы.
Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. По боковым сторонам возле храма пристраиваются большие полукружия колонн — экседры.
Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. 5 в. до н. э. Все мускулы тела показаны в одинаково напряженном состоянии. Арка приводит к изобретению купола.
Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры. В этой статуе слились воедино лучшие достижения греческого искусства.