Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Последняя крупная работа Мане и просто величайшее произведение искусства. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Из-за этого его современники не увидели объемности изображенной фигуры, посчитали ее плоской и грубой. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. В последний период Дега много работал над изображением обнаженной женской фигуры.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. В настоящее время картина хранится в Музее искусств им.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Хюттингер).
В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Тема заинтересовала Дега и он продолжал ее разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла.
Однако, получается, что у меня пока в жизни не было по настоящему «хороших книг». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Впрочем, это тоже лишь предположение. Поначалу критиков шокировала атмосфера деградации и упадничества, царящая на полотне.
Свою карьеру он начал как мастер реалистического портрета. Эдгар Дега (1834-1917), так же как и Мане, целиком посвятил себя изображению человека.
Но с пейзажами у него не сложилось. Для Дега, как и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно «случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность ибо изображение мгновения у художника являлось результатом внимательности наблюдения, глубокого анализа и затем – максимального обобщения. И так и должно быть. В свое время интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портреты являлись для Дега только предлогом изображать определенные ситуации, а изображаемые лица превращались в простых персонажей бытовых сцен. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Художника обвинили в аморальности, вульгарности. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. А некоторые усмотрели в этом предупреждение от чрезмерного употребления алкоголя, пишет ELLE.
Уменьшения версия картины входит в десятку самых дорогих проданных произведений искусства. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. К тому же это и самая амбициозная работа Ренуара: никогда прежде художник не изображал аспекты повседневной жизни на холсте такого масштаба — 131х175 см.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Импрессионизм появился во Франции в середине 19 века. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор.
Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло Дега свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Он также был известен как способный мимический актёр. В действительности, роли «униженных и оскорбленных» героев исполнили художник Марселен Дебутен и актриса Эллен Андре. Тема танцовщиц была близка Дега. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. Что считалось актуальным в то время.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Об этом великом и замечательном художнике я узнала впервые уже порядочно давно. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Они называли себя «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Для него это была идеальная обстановка для творчества. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Под открытым небом Ренуар изобразил танцпол и кафе рядом со своим домом — художнику нравилось наблюдать за счастливыми грациозными парами.
Дега, пожалуй, самый глубокий из всех импрессионистов. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Считается одним из самых прославленных произведений о городской жизни в 19 веке. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Дега, в отличие от предыдущих ему художников, показал балет не только с его праздничной стороны – балерин на сцене главное внимание он сосредоточил на обыденной закулисной жизни балета: он рисует балерин на репетициях, отдых измученных однообразными упражнениями, усталых танцовщиц и т. д.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром. Чего-то им не хватало. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Импрессионисты шли к своей цели, фиксируя изменения цвета, а Дега – наблюдая движение.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Картина изображает типичный воскресный день в Мулен де ла Галетт на Монмартре. Поначалу критиков шокировала атмосфера деградации и упадничества, царящая на полотне. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. «Голубые танцовщицы». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Со временем стиль художника становится все более монументальным.
Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи.
Он был старшим из пятерых детей. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В последние годы жизни Дега показал себя незаурядным скульптором. Книга называлась толи «Беседы о смысле жизни», толи «Время поисков и решений. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Рядом с ней сидит человек, который выглядит как алкоголик. В 1873году художник вернулся в Париж. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Художник без лишних сомнений размещает даму с краю, причем часть ее туловища оказывается срезанной. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Блестящий художник, он одновременно и замечательный мастер пастели и рисовальщик. Столб фонаря и линия горизонта как бы делят картину на четыре квадранта.
На полотне изображено знаменитое кабаре Парижа, которое часто посещал сам художник. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. В семидесятых годах Дега становится на пути импрессионизма. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Знаменитый шедевр импрессионизма историки живописи нередко характеризуют как «самое красивое художественное полотно 19 века». В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением».
Остальные выполнены пастелью. Он изображал себе иного учителя – Энгра, ревностного приверженца классической доктрины, блестящего рисовальщика, провозглашавшего, что «рисунок заключает в себе три четверти с половиной того, что составляет живопись». Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Его произведения ничего не воспевают. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов.
Спонтанность не была присуща художнику и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Впрочем, отец ему пророчил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании.
Старшеклассникам о них самих». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему.
Мои первые искания цели жизни, которые осуществлялись с помощью книг. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Она неоднократно повторялась в его творчестве. А. С. Пушкина в Москве. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Все здесь полно осмысленного движения. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Хюттингер). В 1874 году группа художников совершила прорыв: организовала свою собственную выставку.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. С направлением его роднят черты сходства менее наглядные, но более глубокие. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
С возрастом Дега все чаще начинает обращаться к пастели, как правило, соединяя ее с гуашью, литографией либо монотипией.
Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
В этом их сила и слабость. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль.
В 1873г. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
Например, одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Живописцу очень повезло. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафе и ресторанов.
Дега является одним из классиков импрессионизма. Он жил один. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.
К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. Правда, «хорошая книга стоит того, чтобы ее прочитали дважды».
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. В действительности, роли «униженных и оскорбленных» героев исполнили художник Марселен Дебутен и актриса Эллен Андре.
Лишь малая толика характеристик одного из самых популярных художественных направлений. Дата и подпись самого Мане отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. Эдгар Дега – выдающийся художник-импрессионист. Он жил один.
Рядом с ней сидит человек, который выглядит как алкоголик. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало.
Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. «В искусстве ничего не должно быть похожим на случайность, даже движение», – заявлял Дега.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. А некоторые усмотрели в этом предупреждение от чрезмерного употребления алкоголя.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Основой процветания города была торговля хлопком. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы».
Дега изображал только то, что видел, но это «что» было у него иным. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
В этом и заключается парадокс.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. «Семейство Беллели». Живипиная традиция большинства импрессионистов шла от колористических завоеваний Делакруа.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Получая многократные отказы импрессионисты не могли больше ждать одобрения Салона.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ).
К тому же Кайботт мастерски передает ощущение дождя с помощью освещения и отсутствия сильных теней на улице. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Он жил один.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.
В его ранних портретах та же острота восприятия, что и в портретах Мане, та же живопись и непосредственность, но у Дега больше настроения, внутренней теплоты, сосредоточенности, наблюдательности. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. художник вернулся в Париж. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. «Бал в Мулен де ла Галетт» — искусный групповой портрет, натюрморт и пейзаж одновременно. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира— прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Мне нравится эта суровость».
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Основой процветания города была торговля хлопком. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.