Однако, сопоставление художественных средств выразительности у Рембрандта и у А. П. Лосенко невозможно было бы проводить с целью условного определения «в каком стиле» каждый из них работал. Единым эмоциональным порывом пронизаны движения персонажей. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Другая работа Глазунова – «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Оказывается, существовала легенда о зеленом петухе, приносящем неурожай и голод.
Но композиционной основой этого произведения на библейский сюжет служит здесь античная скульптурная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» (50 г. до н. э., Рим, Ватиканский музей), о чём говорит тот факт, что Андреа дель Сарто «изучал группу Лаокоона во время подготовительных работ к своей картине». А кто-то вообще осуждал за оформление (иллюстрации были большого альбомного формата с широкими полями), претендующее на картинное истолкование сюжетов. Писатель второй четверти XIX века Н. В. Кукольник в статье своей «Художественной газеты» особенно отмечал то, что А. П. Лосенко «искал своего идеала во всей истории художества, он сравнивал, вникал, соображал все памятники искусства добивался художественной анатомии, правды, пропорции».
В статье С. Эрнста интересна, но весьма полемична мысль о большем соответствии манеры живописца в «Жертвоприношении Авраама» стилю барокко, чем классицизму. Спустя три месяца, в последних числах 1847 года, юный Доре поступил сотрудником в «Le journal pour rire» с окладом в 5000 франков в год. Как Лосенко, так и Рембрандт развивают динамику жестов главного героя по диагонали. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ".
Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни. Нередко первоисточником становится Священное писание. Она— сама чуткость, сама настороженность.
По-иному взглянуть на произведения мастера заставляют две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов Академии Художеств «Вопросы теории и истории искусства» за 1997 год. Ветхозаветное предание о принесении в жертву Богу патриархом Авраамом своего сына Исаака привлекало живописцев напряженным драматизмом ситуации, а так же яркостью характеров персонажей.
Рембрандт и Лосенко в своих полотнах наделяют крылья ангела разными значениями. Плавная обтекаемая форма древневосточной сабли особенно выразительна в полёте. В России книга впервые вышла в 1876 году в издательстве Вольфа.
Уже одной только этой деталью художник в полной мере реализовал своё стремление. Действо разворачивается на фоне грязного быта – обеденного стола с недопитыми бокалами вина, двух больших свиней на переднем фоне, склонившегося молодого мужчины, от которого тянется колючая проволока. Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»). Вот место, где Он был положен. произведении) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали.
Рассмотрим роль агнца в истории иконографии сюжета. Если у Рембрандта, влюблённого в вещественность и материальность мира, мнимое пространство обличено в почти осязаемую форму пейзажа, то А. П. Лосенко лишает фон даже определённой геометрической характеристики: мы не можем с совершенной уверенностью решить, является он плоскостью тёмного театрального занавеса или бесконечно далёким небом. «Картина «Жертвоприношение Авраама» подводит итог целому периоду творчества художника, она свидетельствует о степени его возросшего мастерства, о композиционном мышлении и, наконец, является отражением взгляда на стиль в искусстве». Сопоставление изобразительных средств, применённых художниками, рассмотрение особенностей колористического и композиционного решений полотен, попытка проанализировать характеристики отдельных персонажей – всё это составляет основное содержание данной работы. Вот таким образом картины так притягивают. В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Но оба художника могут с равной силой воплотить в своих картинах познание жизни».
Вот таким образом мне было интересно цитировать Караваджо. Одна из самых лаконичных формулировок понятия времени принадлежит Иммануилу Канту: «время является формальным априорным условием всех явлений вообще». Суть зациклена не на героях, а на самом событии утраты девственной природы и уютного тепла, бережно хранимого создателем. Было рано, на улице стояла темень.
Некоторые исследователи творчества Рембрандта полагают, что картина «Жертвоприношение Авраама» всецело принадлежит стилю барокко. «Доре сочетал в себе немецкий порядок и организованность и французский романтизм и впечатлительность», — напишут о нем позже критики. Иначе говоря, художник пользуется не прямым светом, а отражённым. Так Доре стал самым молодым и самым высокооплачиваемым иллюстратором Парижа.
Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Вот таким образом-то свет на полотне Рембрандта и похож то на «свет лампы в подвале», то на «зрелище, напоминающее вулкан».
Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака.
Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Наиболее последовательно и лаконично эта мысль высказана в книге Н. Лившиц и Л. Каганэ, посвященной искусству XVII века вообще: «Жертвоприношение Авраама» отличает столь сложная композиция, настолько контрастное построение, что искусство Рембрандта на этом этапе как бы вливаясь в общий поток развития стиля барокко, составляет его своеобразную грань». После создания этой Василий Поленов картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. На рассматриваемых полотнах очевидна связь построения пространства с драматизмом образов.
Почему. Здесь опять невольно приходится вернуться к рассмотрению эффекта театральности. Он сотнями делал эскизы, десятками — рисунки и мучительно искал образы. Проследим мысленно траекторию жестов героев «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко: изящную линию исходящую из нижней части холста, образует фигура Исаака, а в верхней части холста в одну плавную кривую сливаются силуэт ангела и плечо Авраама.
Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. По меткому наблюдению И. А. Доронченкова, Рембрандт «со-творит библейское предание в своих картинах, воплощая не только события, но и передавая их глубинный смысл, отходя порой от повествования, но следуя общему смыслу Писания, направляя свой «вымысел» по его стопам». В Новом завете (78 рисунков) художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона.
Серьёзный анализ значения этого приёма проведён Эмилем Верхарном он называет свет «идеальным, созданным мыслью или воображением». А. П. Лосенко первым в русской живописи проявил интерес к раскрытию психологии персонажей в драматических, сложных ситуациях. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин.
Однако, есть среди драпировок замечательные исключения в цветовом отношении – это, например изображенная в нижней части картины под аккуратно выложенной поленницей огненно- рыжая ткань, возможно – туника Исаака (жаль, что краски ныне из-за пожухания утратили частично былую выразительность и яркость, ведь именно эта деталь настраивает весь колорит на драматически напряженный лад, вступая в резкий контраст с основной бледно-зеленоватой гаммой полотна). были созданы два произведения на этот сюжет – художниками Караваджо (1571 – 1610) и Лудовико Карди (Чиголи) (1559 – 1613). «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой. «Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан их смерть подпятой коня и момент озарения Савла.
Иван Крамской Свое полотно «Христос в пустыне» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Например, автор верно определяет декоративность «важнейшим выразительным средством, раскрывающим идею единства мироздания на визуально чувственном уровне и приводящим к цельности изобразительную плоскость картины». Исходя из этого утверждения, мы можем опровергнуть мнение В. Розенвассера о том, что «если одежды получились обезличенные, слабо связанные с трагической основой образа, то полные горестной экспрессии жесты рук и, особенно, выражение лица Авраама – решительное и скорбное одновременно, оказались внутренне правдивыми». В моделировке складок одежд героев картины проявилась именно та декоративность, о которой писала Л. В. Гиндина. Стоит обратить внимание на то, что на равеннской мозаике в системе обратной перспективы все три персонажа (Авраам, Исаак и агнец) представлены одинаково близко к зрителю. Мы видим только кисть руки божьего посланника.
И он сдержал слово. Илья Репин Считается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. В одном из своих писем в тридцатые годы Рембрандт писал, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность». Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали.
Этим он выражает чувство скоротечности жизни, ощущение тревоги и драматичности. Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. В этом проявилось превосходное владение светотенью.
Ощущение времени на холсте и Рембрандта и А. П. Лосенко созвучно мысли философа. Оба художника разделяют пространство на реально осязаемое (первый план) и на иллюзорное (фон). Рембрандт действительно «вторгается» в сюжет, выделяя из него наиболее яркую, значительную грань для творческого осмысления. Но не меньше времени он проводил в залах Лувра и Национальной библиотеки. Картина мастерски скомпонована. Она играет важную роль в организации пространства картины.
Его Дон Кихот потряс публику не меньше дантевского «Ада», ведь он был непохож на все те образы, которые в течение трехсот лет создавались художниками. Он изобразил не иллюзию движения, а само движение, живое и непосредственное: падающий из руки Авраама нож. Бог явился к нему в облике трех ангелов.
В силу параболической структуры, лежащей в основе композиции «Жертвоприношения Авраама», практически отсутствуют вертикальные линии. В шестидесятые годы он создает рисунки к сказкам Шарля Перро, «Дон Кихоту» Сервантеса, Басням Лафонтена, произведениям Виктора Гюго, Джона Мильтона, Шатобриана. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров— егосовременников.
Мысленно проведём линию от плеча ангела к левой руке Авраама. Автор обширной статьи, знакомый с биографическими материалами о художнике, видел в произведении «эклектизм, придающий некий исторический интерес – интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII века». Тени позволяют нам подробно проследить направление световых лучей. Всё в картине пронизано светом. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Для А. П. Лосенко, так же, как Рембрандта, «Жертвоприношение Авраама» – одно из тех произведений, которые характеризуют собою определённый творческий этап в жизни художников и в полной мере отражают их духовный мир через особенности художественно-пластического языка.
Черту, о которой идёт речь, отмечает автор замечательного каталога «Уффици и Питти» М. Грегори: «Эту прекрасную картину отличает пейзаж в правой части – редкая вставка в полотнах Караваджо». Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. Не менее известная его «Тайная вечеря». Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад).
Именно так воспринимается лицо патриарха не только из дали, но и вблизи. Внимательный наблюдатель с невероятным чувством юмора и буйной фантазией, он сплошь изрисовывал школьные тетрадки карикатурами и жанровыми сценками, над которыми гоготали однокашники. На отсутствие у предметов собственного цвета обратил внимание ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи: «Никакое тело никогда всецело не обнаруживает свой природный цвет». был только отражённым.
Так, даже черты лица Авраама, ритмичные по рисунку, подчинены общей динамике композиции. Именно вот таким образом она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Караваджо (Флоренция, Уффици) как бы противопоставляет своё художественное видение этого сюжета всяческим канонам вообще. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама.
А. П. Лосенко наделяет рассматриваемую деталь и декоративным и философским смыслом. Вместе с Саррой он покинул родную страну. На это указывает в своей статье А. Виннер: «Благодаря умелому использованию оптическо-живописных свойств тонированного грунта Рембрандт смог достичь исключительной глубины и звучности красочных тонов и добиться изумительной сгармонированности колористического построения своих произведений». Предстояние» – он создает собственный иконостас.
В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко немаловажно отметить соотношения общего цветового фона и тонов тел персонажей. Неубедительно выглядит утверждение, будто Рембрандт «вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет». В «Жертвоприношении Авраама» А. П. Лосенко организующим началом композиции является рисунок силуэтов фигур, а модулем пространства, его исходной мерой, служит трактовка объёмов человеческого тела. В конструктивном отношении линия изгиба фигуры подчёркивает S-образную структуру. Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Черты сакрального, таинственного, мистического действительно присутствуют в «закрученной» композиции, но это не роднит картину с иконой.
Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие, –гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Однако, такое мнение верно лишь частично. В 1854 году вышел альбом литографий «Парижский зверинец», где Доре представил публике галерею парижских типажей.
Фотографическая точность изображения усиливает магический эффект – мрачные тона и точно выраженное настроение образов. Заснув от трудов праведных, мальчик был разбужен криками голосящих крестьянок. В данной работе внимание будет уделено картинам Рембрандта и А. П. Лосенко. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Рембрандт вообще отказался от изображения агнца. Суровую характеристику дал «Жертвоприношению Авраама» А. П. Лосенко в 1914 году Сергей Эрнст в журнале «Старые годы»: «Холодный, парадный ковёр в слабых бессильных тонах, написанный с большим мастерством и знанием анатомии». Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что это не так. Для них, наверное, прообразом Христа мыслился не столько Исаак, сколько агнец.
Он вообще ничего не делал с натуры, рассчитывая исключительно на собственную память. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. В ходе анализа предстоит убедиться и в том, что творение и А. П. Лосенко – это не просто типичное произведение для того по сути переходного периода русской живописи, но замечательное по своему художественно-эстетическому содержанию полотно, на котором перед зрителем предстаёт драматическая развязка древнего и мудрого библейского предания. Юноша попытался успокоить всех, объяснив причину преображения птицы, но в ответ от старухи-крестьянки услышал: «Когда-нибудь твою мазню будут очень ругать». Художник мгновенно стал знаменит.
Выразительность колористического решения во многом обусловлена знанием свойств грунтов. Н. А. Яковлева в своей статье «Антон Лосенко и жанровые процессы в русской живописи XVIII века» указывает на те грани таланта живописца, которым ранее искусствоведы и критики не уделяли должного внимания.
«Судя по названию классов, в живописном искусстве произошло размежевание по жанрам в зависимости от тематики произведения». Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы – Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы – Мурильо, Рибера, Веласкес итальянец Караваджо. Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен. Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе – «Обретение Моисея», Поль Пил – «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн – «Пейзаж с обретенным Моисеем»). Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году.
Левой рукой ангел только успел схватить руку Авраама. Она претерпела более тысячи переизданий. Единственной обширной монографией, содержащей ценные биографические данные и развернутый анализ произведений мастера, а так же включающей в себя богатый документальный материал, является поистине монументальный труд А. Л. Кагановича «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». Огромная заслуга автора в том, что он рассматривает творчество А. П. Лосенко в тесной связи с эпохой зарождающегося классицизма, но вместе с тем уделяет внимание влиянию стиля барокко на художника, которое проявилось в рассматриваемом нами полотне.
Ощущение рельефности изображённого усиливает и сама фактура крупнозернистого холста. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее. На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Несмотря на то, что «единой, устоявшейся точки зрения на Рембрандта и на его искусство нет», его гений всё же был практически всегда неоспорим. Надуманным кажется следующее утверждение, касающееся непосредственно «Жертвоприношения Авраама»: «Закрученная барочная композиция словно несёт в себе воспоминание об иконе действие развивается параллельно плоскости холста, практически не маскируемое даже той псевдопространственностью, которая была в «Чудесном улове рыбы». Возразить этому утверждению можно словами А. Л. Кагановича: «В конце концов и сам жанр этот – картина изображающая событие из священной истории, был новым и совсем непохожим на сцены из церковных росписей или иконы Лосенко воспринимал окружающее как вполне осязаемую материальность и стремился возможно полнее и ярче воплотить её в своих работах, что сказалось отчасти и в картине «Жертвоприношение Авраама». Более значительной и серьезной работой стали иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Особое негодование вызывали человеческие жертвоприношения.
Овен оказывался Христом, принесённым в жертву. Это, возможно, граничит с тем, что голландцу XVII века вертикаль напоминала аскетичность готического искусства, ассоциировавшегося в те времена лишь с варварством «средневекового мрака». Переехав в 1847 году в Париж и осиротев (его отец неожиданного скончался), Доре много времени проводил за школьной скамьей, в лицее Шарлемань. А еще, он умел многое доводить до абсолюта. В 1604 – 1605 г. г.
По справедливому мнению Е. И. Ротенберг важную роль в структуре барочного образа играет именно «специфическая обращённость к зрителю Безусловно, колористическое решение и освещение в картине «Жертвоприношение Авраама» – новый шаг в истории русской живописи и недооценивать его значение (как значение творчества А. П, Лосенко в целом) невозможно. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Свет сглаживает в рассматриваемом нами фрагменте тот резкий контраст, который мог бы возникнуть между золотистыми и медными оттенками волос и сероватыми и коричневатыми оттенками крыла ангела. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу.
Над Библией, а это 230 иллюстраций, Доре работал два года (1864-1866). Можем ли мы говорить в данном случае о бунте художника-творца против догматического понимания религии или о том, что «картина носит атеистический характер». Это была едкая и гротескная карикатура.
Кроме того, здесь удачно соседствуют тёплый тон золота и холодный – серебра, выражая принцип теплохолодности (термин А. Л. Кагановича), который был присущ и творческому методу А. П. Лосенко. Этим же требованиям стиля следует и А. П. Лосенко изображая поленницу дров.
А зрительная память у него была феноменальная. Сходство пространственного решения «Жертвоприношения Авраама» Лосенко с картиной Рембрандта стоит в том, что все персонажи размещены в пределах переднего плана, а соответственно развитие сюжета происходит в намеренно ограниченном пространстве. Мерцание световых рефлексов изменение цвета одного и того же предмета в тени, полутени и на свету привлекает художника возможностью показать материальный мир во всём его многообразии. По его мнению, Рембрандт достиг «предельного стирания грани между мистическим и реальным Лосенко же делит предложенный ему материал на пласты земной и небесный». О том, что Рембрандт «осуществил перенос мифа в сферу человеческого духа, в область психологии, то есть высших душевных движений», пишет Е. Ротенберг в своей статье в журнале «Творчество».
Это обусловлено рядом объективных причин. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». Вся сила выразительности заключена в его руках. Из-за спины ангела. Это трагические события всемирного потопа и гибель города Помпеи из Старого Завета. Из российских мастеров одними из первых «реалистичные» иконы стали писать Брюллов, Боровицкий, Бруни.
С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Сама траектория полёта сабли параллельна линии движения правой руки ангела, удерживающей руку Авраама. Художники воспевают красоту мгновенного, составляющего вечное. В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей. Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя. » После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.
Вообще, в творчестве каждого из художников «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало собою новый важный этап. Протянутая с неба рука здесь играет роль своеобразного знака-символа (термин Ч. Пирса) всевластной и справедливой воли Бога. Каждый из них раскрыл особый философско-этический пласт библейской легенды. С помощью цвета Рембрандт достигает необыкновенной материальности изображаемого. Дешевое издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» расхватали, как горячие пирожки.
Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Интересные замечания на этот счёт мы встречаем в статье журнала «Памятники культуры» за 1975 год: «Бросается в глаза неравномерность красочного слоя, очень тонкого в тёмных частях картины (фон и т. п) и возвышающегося отчётливым рельефом в освещённых местах как известно, рельефные мазки содержат значительное количество свинцовых белил, тогда как тёмные пятна проложены тонким слоем жидкой лессирующей краски». По словам Ю. И. Кузнецова «художник использует язык и стилистику барокко в мифологических и библейских сюжетах – там, где остаётся верен традиционной трактовке мифа или легенды и там, где традиции рвутся смело, решительно и окончательно». Но стоит вглядеться – и мы начинаем сомневаться в реальности этого пейзажа, «вылепленного» исключительно светом и тенью и от того напоминающего мираж.
Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением. Однажды, как рассказывал Доре друзьям, он получил в подарок от родителей масляные краски. Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала. О том, насколько значимым для А. П. Лосенко было пространство в картине, в своём исследовании Л. В. Гиндина: «Осознанный интерес к пространству как к активному фактору композиционной выразительности в русской живописи эпохи Просвещения стал важнейшим завоеванием А. П. Лосенко». Например, масштабная работа «Deisis. При первом впечатлении.
Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций – литографий к Ветхому Завету. Так, одним из первых светских живописцев, обратившихся к сюжету жертвоприношения Авраама был яркий представитель искусства Высокого Возрождения во Флоренции Андреа дель Сарто (1486 – 1530), полотно которого датируется 1529 годом (Дрезден, Картинная галерея). Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. В отличие от многих, Доре увидел в Дон Кихоте не «рыцаря печального образа, созданного ради осмеяния старинных рыцарских романов», а благородного гуманиста, живущего ради других и во имя спасения человечества от зла.
Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. «Лосенко придавал натюрморту большое значение в своих картинах» – писал А. Л. Каганович, доказывая правоту своего утверждения на примере изображения рыб в «Чудесном улове» и поленницы в «Жертвоприношении Авраама». Второй план обеих картин, решённый, однако, художниками по-разному, одинаково служит фоном, напоминающим декорации, что дополняют идейную сущность спектакля, но напрямую не участвуют в нём. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом.
Такой приём придаёт изображённой сцене уже неоднократно нами отмеченное свойство высокохудожественной драматичности-театральности, которое заставляет зрителя почувствовать себя среди библейских персонажей и с ещё большей силой сопереживать им. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей.
Но тех, кто увидел в Доре художника-проповедника, все-таки было большинство. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих.
Оно состоит в соотношении реального и мистического. Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Как пишет С. С. Аверинцев, «толкователи сообщают об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить Исаака к возмущению против своей жертвенной участи однако Исаак остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам». сон), возможно из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови».
Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор и горестную смиренность. Интересно, что именно с «театральностью» мы сталкиваемся и в произведении Рембрандта. Третье лицо — бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.
С помощью этого чётко продуманного приёма художник вызывает в душе зрителей сильное эмоциональное напряжение, приближенное к экзальтированному состоянию самих персонажей. На фоне поленницы выразительно выглядят ноги Исаака. Он вошел к Агари и она зачала. Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. Современники Рембрандта не смогли по достоинству оценить его живописную манеру.
Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо».
Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Дальше такой сентенции иудейская теология и не пошла, а для христиан последующих веков сюжет приобрёл более глубинный смысл в связи с отысканием религиозными мыслителями параллелей между Ветхим и Новым Заветом.
Рембрандт в этой ситуации на первый взгляд больше реалист, нежели мистик. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. Для А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» – итоговая работа первой в истории Академии Художеств вообще пенсионерской поездки в Париж, где он учился в мастерской известного педагога Кейлюса Вьена. Развитие действия в пределах первого плана соответствует той театральности, что позволяет живописцам со-творить (термин Вл. Вайдле) библейское предание. Одно из лучшихрешений этой темы— эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в1645 году. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания.
В композиционном решении «Жертвоприношения Авраама» и А. П. Лосенко и Рембрандта «настроение не разрешается, а переходит в состояние страстного напряжения». Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло – «Изгнание из рая» – 1445г., Дюрер – «Изгнание из Рая» – 1510г., Уильям Блейк – «Адам перед судом бога» – 1795г. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель».
Смотря на них, хочется разгадать тайну. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались. Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. А ведь впереди еще был «Дон Кихот». Рембрандт в картине словно предвосхищает слова своего современника философа Спинозы: «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило самой себя и лжи». На его полотнах люди страдают испытывают жестокиемучения.
Грубая ткань одеяния патриарха логически дополняет образ многое пережившего человека. У А. П. Лосенко жесты ангела строго обусловлены повествованием сюжета. О том, что композиции обеих картин обладают некоторыми характерными чертами барокко, мы догадываемся уже при первом взгляде на полотно. уезжает в Германию.
Снова большаячеловеческая трагедия. Правое крыло смело показано художником целиком.
В начале 1860 года он делает первый набросок и только в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворил. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. А. П. Лосенко высоко ценил творчество Рубенса, Тициана, Рембрандта. Следуя определению В. А. Фаворского, необходимо обратить внимание на то, как художники запечатлели на холстах время, ведь «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное». С. С. Аверинцев объясняет это так: «в обращенном к Аврааму стихе сказано: «благословятся в семени твоём все народы земли», а под «семенем» христианские толкователи разумели Христа».
Псалтырь, Послания апостолов, Притчи Соломоновы Доре обошел своим вниманием. Сравнение этих двух творений позволяет наглядно убедиться в преемственности традиций, которые во многом определили развитие русской академической школы живописи. Тело ангела написано очень живо, материально. Ветхий завет (152 рисунка) он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки.
На обеих картинах время как бы сливается с движением в неразделимую стихию. Его взгляд устремлён к небу. Публику потрясли мастерски сделанные иллюстрации. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни.
Кажущееся пестрым из-за богатства оттенков крыло написано натюрмортно и явно с натуры. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. По верному наблюдению Эмиля Верхарна, «для Рембрандта обнажённое тело священно Г. Вёльфлин в качестве характернейшего свойства стиля барокко отмечал «упрощение композиции и подчинение её единству замысла». «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. / Он отвечал: вот я, сын мой. / Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет.
Немаловажный факт о том, что многие восточные мотивы Рембрандт почерпнул из персидских миниатюр своей коллекции, узнаём мы из книги Тадзартеса Маурция. Юный Луи Август Гюстав с любопытством изучал множество книг с иллюстрациями. уезжает в Германию. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Флорентийский художник, обращавшийся в своём творчестве к художественному наследию и Л. Чиголи и Караваджо, Якопо да Эмполи (1551-1640) придал пейзажу большое выразительное значение в своей картине на медной основе (Флоренция, Уффици).
Еговлекут темы трагические. Плавный изгиб тела Исаака у А. П. Лосенко динамичен: кажется, он медленно отклоняется назад. Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим.
Доре работал над ними с 1855 года. А может быть жаждал личного признания, как художника. Черты барокко исследователь ищет не в композиционном и колористическом решениях, а в отдельных деталях. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Тень ног Исаака – на поленнице, чего никак не могло быть, если бы они освещались облаком (тогда бы тень падала параллельно поленнице на землю). Другой мастер, находившийся под влиянием караваджистов, Иоганн Лисс (1595-1631), создавший своё полотно (Флоренция, Уффици) на десятилетие раньше Рембрандта, превратил пейзаж в нераздельную, стремительную стихию, как бы сливающуюся в одно целое с персонажами. Лицо Авраама написано густым масляным «тестом», широкими мазками черты моделированы лишь светотенью, отчего они кажутся только частицей окружающего пространства.
«Аврам послушался слов Сары. При этом, стоит учитывать, что преемство – это не подражание или копирование, а «передача, переход от предшественника к преемнику». Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как будто бы «живыми» портретами. Силуэт его фигуры совпадает с диагональю исходящей из нижнего левого угла холста. Шипы в лесной чаще – терновый венец и т. д». Агнец в светской живописи будет изображаться на втором плане (например, у Якопо да Эмполи) или запутавшимся в кустах, как у Андреа дель Сарто, Караваджо и А. П. Лосенко.
В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение», «Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Действие разворачивается на фоне «скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зелёные, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом». «В нем (прим.
В творчестве Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» ознаменовало период творческой зрелости и в то же время открыло простор для поиска новых средств выразительности в 30-е годы он доводит до совершенства свои технические приемы. На холсте Рембрандта свет порождался самими телами, всей пространственной средой, т. е. Там он женился на Сарре.
Именно в них сюжет приобрёл наиболее выразительную интерпретацию. В. Лебедев объясняет предпочтение Рембрандтом тем из Ветхого Завета их «близостью сознанию голландца-протестанта». В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи.
Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Выдающийся исследователь христианского искусства и архитектуры Н. В. Покровский писал: «так как протестантские храмы не допускали настенных изображений, то ни Рембрандт, ни другие голландские художники не занимались ею, да и вообще религиозная живопись не могла здесь процветать». В одном из своих писем 30-х годов XVII века Рембрандт пишет о том, что стремится «придать явлениям величайшую и предельно естественную подвижность».
Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Правая рука указывает на голову запутывающегося в зелени плюща жертвенного агнца. В этой технике писали Рубенс, Рембрант, Рафаэль и другие. Первая его работа — «Подвиги Геракла» — была опубликована с предисловием. Повествовательное начало в картине «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко ощутимо и тогда, когда все составляющие образа Авраама – от общего силуэта до мимики – направлены на то, чтобы передать мгновенность происходящего.
Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Силуэт и жесты ангела, графично резкие, но едва заметные на втором плане очертания его крыл, передают быстроту полёта, а невозмутимое выражение лица с правильными «античными» чертами контрастирует с экспрессией мимики патриарха. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже.
Такие картины позволяют зрителю остановиться и задуматься о вечных ценностях и скоро мимо проходящего земного бытия, с его греховностью, понукают к поискам возвышенного смысла жизни. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Рембрандт лишь вводит в свой творческий метод немногие художественные средства барокко, но в целом сила его талант и в «Жертвоприношении Авраама» не может быть ограничена рамками того или иного стиля вообще. А. П. Лосенко пользуется и отражённым и прямым светом. «Задерживают внимание: ангел в пышной драпировке, удерживающий театральным жестом руку Авраама, напоминающий гениев и муз, что жеманной толпой наполняют плафоны эрмитажей и монплезиров». В евангелической традиции Иисус Христос именуется сыном Авраама.
Условная по цвету, она наделена насыщенным звучанием в общем композиционном аккорде. Отдельные черты барокко, хоть и весьма незначительные, выделим мы и в произведении «Жертвориношение Авраама» Рембрандта, так как «середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости». И реально-мистический мир Рембрандта и противопоставление божественного земному у А. П. Лосенко увлекают зрителя «со всею силою страсти, непосредственно и непобедимо». Известный исследователь творчества Рембрандта В. Лебедев считает картину одним из тех немногочисленных примеров в мировой живописи, когда художник, отводя важное место декоративной стороне в своей работе, выражает в полной мере и психологию действующих лиц сцены и сложную религиозно-философскую идею: «Стремясь превратить мифологическую картину в зрелище яркое и захватывающее, художник уделяет особое внимание фантастической, праздной костюмировке персонажей».
Любовь к архитектуре и средневековой стилистике Доре пронес через всю свою жизнь. Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс. Но откуда он исходит.
Однако, вряд ли можно считать справедливым его мнение о том, что в картине «Жертвоприношение Авраама» «свет более не исходит от тел как струящаяся духовная сила, делающая предметы нематериальными». Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. По верному наблюдению И. А. Доронченкова «Исаак может быть зарезан, но никак не заколот».
Сейчас уместно было бы обратиться к ещё неотмеченным нами, но немаловажным нюансам. Второй альбом г-на Доре должен быть выполнен карандашом и появится в феврале». Он видел в этом противопоставление «язычеству» Итальянского Ренессанса и Античности. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой.
Теперь же стоит обратиться к недавним исследованиям творчества А. П. Лосенко. В статье В. Розенвассера отмечается важное отличие полотен Рембрандта и Лосенко. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. На антиготичность (термин Владимира Вайдле) Рембрандта в данном полотне указывает нам в первую очередь стремительный полёт сабли. Значит, те черты сходства, которые позволяют нам сравнивать «Жертвоприношение Авраама» А. П. Лосенко с шедевром Рембрандта, обусловлены не прямым заимствованием, копированием, а использование художником тех приёмов выразительности, которые он почерпнул из творческого наследия Рембрандта. Так как же понимали время Рембрандт и А. П. Лосенко. У Рембрандта её образует мысленно проведённая линия, соединяющая кисти его рук.
Рембрандт придаёт крыльям выразительное декоративное звучание на полотне. Здесь Доре изучал старинные гравюры. Эта мысль неоднократно пригодится нам в ходе анализа и в заключительной части работы. Лицо Исаака помещено художником в самый центр холста, то есть там, где пересекаются диагонали, что заставляет взгляд зрителя задержать на нём внимание. Истинныйвид божества неизвестен человеку — бога же не виде никто (Иоанн, 1, 18). Однако иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Говорят, что Доре никогда не учился. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой.
Если А. П. Лосенко достигает гармоничной теплохолодности (термин А. Л. Кагановича) изображая Исаака, при помощи тщательности рисунка и лессировок, то Рембрандт использует здесь и выразительные свойства грунта.
Ангел спешит исполнить повеление Бога, предотвратить жертвоприношение. Какое значение в этих своих произведениях отвели ему.
Поражает то, что и в многофигурной композиции А. П. Лосенко остаётся истинным портретистом. Картина «Жертвоприношение Авраама» показательна в отношении рассмотрения одной из граней творчества Рембрандта, то есть его талант как мастера исторического жанра. Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание.
Облако густого желтоватого света из которого возникает посланник небесный, олицетворяет сверхъестественную силу и в то же время – есть такой же объект изображённый художником, как тела персонажей, поленница. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя.
После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. О заслугах Рембрандта в этом жанре верно сказал Ю. И. Кузнецов: «Как исторический художник, он претворил далёкие античные и библейские легенды в согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях».
А. Л. Каганович пишет: «Барочные влияния ещё в полной мере присущи этому полотну. Ссылаясь на слова Е. Ротенберга, такое построение композиции можно соотнести с эстетикой стиля барокко, согласно которой «мир воспринимается как находящаяся в поток бесконечного движения единая космическая стихия». «Подражательными и неудачными» считал исторические композиции А. П. Лосенко глава «Мира Искусства» А. Н. Бенуа. Как и иллюстрации к «Божественной комедии», «Дон Кихот» вошел в анналы изобразительного искусства и до сих пор считается непревзойденным. Исаак, несущий хворост, – прообраз Христа, несущего свой крест.
Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте и «Положение во гроб» с изображением народной драмы. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. /Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.
Важную роль играют здесь ещё и драпировка фигуры Авраама. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Композиция Чиголи (Флоренция, Питти, Галерея Палатина) более канонична изображение ангела в верхнем левом углу картины уравновешивается тщательно исполненной головой овна в нижнем правом углу, центром композиции является фигура Авраама. Это был его триумф. И для Доре это было как проклятие, услышанное когда-то в детстве.
Звучные тени выявляют замечательную лепку формы. Кстати, за впечатлениями Доре ездил в Испанию дважды: в 1855 и в 1862 году (тогда он собирал материал и делал зарисовки). Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему.
Такой приём не будет применяться художниками последующих лет. Сами христиане, как и иудеи, придерживаясь монотеистических воззрений, считали язычество религией ложной, а культы языческие – противоречащими истине исходящей от Единого и Всевышнего. Присмотримся к фигуре Иакова.
К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох.
Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры. Художнику важна была не «документальная» правдивость, а религиозная идея, вот таким образом он отказался от изображения фигуры ангела, которая только бы загромождала композицию и отвлекала бы верующих зрителей от сути. Но у него не было холстов, а рисовать так хотелось. (Отказ от индивидуализации внешнего облика станет одним из важнейших средств выразительности в творческом методе Рембрандта в знаменитом шедевре мировой живописи «Возвращение блудного сына»). Его тело полностью преобразилось.
Жест стремителен и в то же время полон патетики. На обоих полотнах мы не увидим глаз Исаака. Автор статьи пишет, в частности, о том, что «Лосенко в высшей степени одарён способностью отождествлять себя со своими героями, великолепно чувствует и умеет воплощать душевное состояние человека». Но на божественность его природы указывает не только пара крыльев, а «небесный» синевато-зеленоватый цвет легкой накидки с сиреневыми и изумрудно-зелёными переливами. По справедливому мнению М. В. Доброклонского «театрализация внешнего облика, составляющая очень существенную черту в творчестве Рембрандта, равно как и влечение его ко всему необычайному, является проявлением фантастического в его творчестве». Во-первых, он разрушает основной стереотип восприятия этой сцены – вертикализм композиции.
Замечательный иконографический образец сюжета в религиозной живописи раннего средневековья предстаёт перед нами в мозаике пресбитерия базилики Сан Витале в Равенне (VI век). Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия».
Инженер и строитель мостов имел прекрасную библиотеку. Дать точный ответ на этот вопрос невозможно. Согласно Е. И. Шпинарской, для барокко «вне движения не существует ни живописность, ни единство, ни основанное на чувстве бесконечности понимание пространства». Ослепительно бледны лицо и грудь юного Исаака, чья фигура ярко освещена. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Нет иначе тень его руки упала бы на грудь Исаака.
Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Для Рембрандта красиво то, что декоративно, сложно изящно и натурально. Приглушённые коричневатые тона нижней части поленницы усиливают насыщенность рыжего цвета упавших одежд Исаака, способствуя обострению зрительной ассоциации этой ткани с пламенем жертвенного огня. Облако несёт отражённый от другого источника свет, а не прямой.
На полотне Рембрандта фигура Авраама практически не видна, так как погружена в тень. В связи с этой цитатой вспоминаются слова Т. А. Седовой об особенности творческого метода Рембрандта в «Жертвоприношении Авраама»: «Он изучает стилистику барокко, усиливает декоративное начало в своей живописной манере». Она почти совпадает с диагональю, которую можно построить из верхнего левого угла.
При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. «Библейские сюжеты – это главное в творчестве Караваджо. У Рембрандта в пейзаже продолжается тема контраста света и тени.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Время изначально присуще происходящему на полотнах именно оно и есть то содержимое, которое наполняет динамику художественного образа «Жертвоприношения Авраама» кисти двух великих художников. Можно выделить несколько иконографических трактовок.
Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Художник наделил лицо библейского персонажа портретными индивидуализированными чертами. Здесь, как и у Рембрандта, свет выполняет функцию объединяющего элемента колорита.
Этот приём служит важнейшим фактором целостности художественно7го образа. Усталость, которую нетрудно прочесть в плавном изгибе густых бровей, во взгляде, – это печать постоянных и напряжённых духовных усилий мученика веры и проповедника веры. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора.
С. С. Аверинцев определяет изначальный смысл сюжета как «одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений и фиксация момента их принципиальной отмены и требование готовности принести в жертву свою собственную волю». У А. П. Лосенко фон оттеняет экспрессию. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.
Такое решение, безусловно, граничит с сакральным смыслом. Вопрос о том, кто из художников лучше справился с задачей, в данной работе не ставится. Александр Иванов «Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. По словам А. Г. Верещагиной «подобно тому как в петровское время не было ещё исторической науки, но зато все исторические знания служили современности, так и совсем ещё молодая историческая живопись прославляла величие свершавшегося».
Её тона самые тёмные на переднем плане, отчего она кажется ближе всего к зрителю. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». Соседство такой изумительной градации оттенков волос ангела с лазурной полоской неба вносит в колорит декоративное звучание и, одновременно, придаёт лицу божьего посланника необычайную одухотворённость, подчёркивает выразительность его взгляда, который в свою очередь тоже излучает частицы света. Перестройка» и горящего храма. Так, один из виднейших идеологов передвижнического движения В. В. Стасов считал, что все произведения на исторические и библейские темы «от Лосенко до Брюллова представляют собою жалкие, смешные или нелепые пародии на историю и психологию».
Какую же роль играет фигура этого персонажа в композиционном построении обеих картин. Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам.
Одновременно, в задачу работы входит оценка самобытности таланта А. П. Лосенко, сумевшего добиться гармоничного сочетания приемов двух противоречащих, по сути, друг другу стилей (барокко и классицизма) и выразить со всей полнотой и целостностью художественный образ.