В. верещагин «Конец Бородинского боя»Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны». В России параллельно с развитием пейзажного и жанрового художества, также, расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Картины в батальном жанре всегда поражают трагизмом происходящего, мужеством бойцов, презрением к смерти и необыкновенным талантом художников- баталистов. В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам изображающим сцены войны.
У нас представлен большой выбор репродукций картин известных художников писавших в Батальном жанре. Цель: РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ.
В Б. ж. — 320с. процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии.
Марченко и Н. С. Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные Отечественной войне 1812, казачьи сцены в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, литографии В. Ф. Тимма. 20в. Батальная живопись так или иначе присутствовала с древнейших времен: известна наскальная живопись, когда люди оставляли потомкам «напоминание» о том, куда и как идти в завоевательных целях. В живописи итал.
Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею.
Острое трагич. Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Менцель в Германии, Дж. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ).
Прянишникова, А. Д. Найти как можно больше сведений о живописи военных времен.
привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок. полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж. Б. ж. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Айвазовский и А. П.
П. П. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ).
Б. ж. образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В.
иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром. Якшича в Сербии и др. Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
— М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж. Архитектура изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков /ред. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ). Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Кившенко.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв. баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Позже формируется тип композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы или батальной картины с эффектным, но равнодушным изображением кавалерийских стычек и эпизодов военного быта. Вне академической традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ.
1940-хгг. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). изображение Отеч. Нужно самому. Заключение Изучив картины батального жанра художников, на протяжение четырех веков, можно сделать вывод: если картины передают правдивое историческое содержание и вызывают чувство сопереживания, гордости, сострадания, ненависти к войне, а это показал опрос моих сверстников, то они являются носителем общечеловеческих ценностей и могут служить источником патриотического воспитания человека.
Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ). Зубов) и мозаики (М. В. Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год обе – в Прадо). Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь.
В 17–18вв. Детская энциклопедия, 11-2006. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Особое значение для развития сов.
Батальный жанр (от франц. В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре иконописи. История России: учеб. картины А. Гро и Ж. Л. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др.
И. Иванов). художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
Б. ж. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее.
до н. э. ). Авилов, А. П. Присекин), Отеч. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники. Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).
в рамках Б. ж. традиции– работы М. Н. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности.
Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. В древнегреческой вазописи, фризах храмов и на рельефах фронтонов воспевается воинская доблесть мифических героев. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.
миниатюре. Менцель в Германии, Дж. графике инд. По словам одного из них – Н. С. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика. Пушкина, М. Ю. — М. : Изд-во МГУ, 2011.
Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К. Формирование батального жанра началось в XVI веке. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня).
Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. В рус. Ромаса, Ф. С. Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером.
Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита. войне 1812 (Н. П. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич.
пособие. Данный термин произошел из французского языка (bataille) и в переводе на русский означает «битва». коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. 3. Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв).
Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. — М. : Просвещение, 2003. В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). сближается с историзмом (Я. Матейко).
музей, Неаполь).
образца 4–3вв. в рус. имеет творчество М. Б. С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США).
Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. «Полтавская баталия». Уэст, Дж. Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19—20 вв. Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56.
Батальный жанр (от франц. 2.
5. Раскрыть современное восприятие художественных картин батального жанра и показать в научно – практической работе смысл полезного воздействия на учащихся, в изучении данного материала. обе– в Риме). зап. -европ. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.
образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. В господствовавшей официальной батальной живописи (О.
Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи. Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Это Никитин И. Н., Верещагин, А. А.
15в. искусство и труд» — М. : Просвещение, 1986. Своеобразное звучание Б. ж. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
Стасов. На голове черный цилиндр. В живописи итальянского Возрождения батальный жанр развивается с середины 15 века в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Сост.
Герои баталистов – солдаты, простые люди. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо). Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса.
В 18в. Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. быта у флам.
Специфич. Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870—71 дали Э. Детай и А. Нёвиль но в больших композициях и панорамах сохранялась ходульность официальной концепции. создал К. П. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. война стала гл. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв. Дейнека Л. И. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56.
В др. -егип. развивается с сер.
Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Реализм и отказ от условных схем присущи также батальному жанру передвижников – И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко, В. И. Сурикова, создавшего монументальную эпопею военных подвигов народа, В. М. Васнецова, вдохновлявшегося древнерусским эпосом.
Д. Вазари так писал об этой картине: «. ПушкаревС. Г. Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Ломоносов).
(А. Библиография БедаГ. В. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь.
(Т. 7. ) Искусство. Историч. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. иск-ве с сер. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33). История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб. темы у В. И.
Дормидонтов, А. Ф. версию историч. Видимое нас ведет в область размышлений. Батальный жанр (от фр.
Почему же картина относится к батальному жанру. Ватто). Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. Рельефы на древнеримских триумфальных арках— завоевательные походы и победы императоров. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Холст, масло, 127 х 197 см. В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ). Бой изображен в ночное время. «Это всё тот же народ, тольконосящий мундир и ружьё» – писал В. В. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе.
мастеров франц. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва». Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы). рельефах и росписях. 1-й пол. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П.
Давида, посвящённые Наполеону романтич. В Ампир добавился романтизм и интимность. Каждому сражению должна соответствовать только одна картина.
террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо). А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634--35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами». Этюды об изобразительном искусстве: Кн. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу).
Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. БАТАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ. Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. Союзные войска разгромили армию Наполеона. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова.
С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. К документальной точности тяготеют А. И. ван де Велде в Голландии). фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). ван де Велде в Голландии).
— М. : Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2008. в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э. 2в. Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII--XVIII вв. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». с эллинистич.
Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Энциклопедия для детей. Исторические художники создают портреты полководцев (Г.
Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). Большую роль в развитии Б. ж. трактуются библейские и мифологич.
В иск-ве России Б. ж. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г. «Бородинская битва», 1911 г. ) к широте и точности показа военных действий. В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. Студия военных художников им. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. С. Копли, Дж.
истории– в творчестве Э. Мане. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. до н. э. ). Вне академич.
Объединяет их одно – смерть человека. персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см. до н. э., Брит. Один из гл. СБ. ж.
В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. АХ Б. ж. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков. искусстве Б. ж. Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. СарабьяновД. Б. Русская академическая батальная живопись от традиционно условных композиций с полководцем в центре шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А.
Якшича в Сербии и др. С. Копли, Дж. Также картина в батальном жанре часто отображает героику войны и раскрывает исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Обзор русской истории. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Лермонтова, Т. Г. Матейко).
Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М. В. Редактор В. Поляков. ван де Велде в Голландии). Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов.
М. И. — Ставрополь: Кавказский край, 2003. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Война – это всегда смерть и опустошение. Развитие реализма во 2-й пол.
Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. музей, Лондон). 1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции).
БутромеевВ. П. до н. э. Возрождения Б. ж. Иванов). Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др. ), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. представлен в европ. — 496с. ил. Живопись: Учеб.
Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными. преподаётся в двух классах– батальном и историческом. духе трактовались историч. ван де Велде в Голландии). То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Бытовой элемент привнёс вБ. ж. Лермонтова на темы кавказской войны.
Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. получил в иск-ве Сев. картина «Последствия войны», ок. Яковлева и др. di – через, сквозь и hrama – вид, зрелище). Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Фаттори в Италии, У. Хомер в США).
связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Менцель в Германии, Дж. период Б. ж. Е. Моисеенко и др. ) и Великой Отечественной войн (А.
— 192с. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. колонна Траяна, нач.
Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Зауервейд тяготел больше к рисунку. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач). В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4—3 вв.
Ч. 2. Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий. Ульянов).
Ф. Зубов) и мозаики (М. Решительно отошел Греков от традиционного построения батальных композиций, в которых вокруг исторического деятеля группировались безликие шеренги солдат, автоматически повинующихся воле полководца. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов.
В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Батальный жанр В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. — 192с., ил. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах).
Самсонов) и другие. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Великая Отеч. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров.
Бидермейер – это некая переработка форм Ампира. появляется в ср. -век. Во Франции в официальной батальной живописи (О. Именно вот таким образом и обратился Б. М.
Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. работали мастерагравюры (А. Ф. В конце 19 – начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович.
Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. живописи иран. Война всегда имела большое значение для человека, вот таким образом батальный стиль живописи крайне востребован и по сей день. Зауервейд, Б. П. Наполеоновские войны питали Б. ж. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов.
Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Тем не менее, они посвящены малоизвестным страницам русской военной истории и представляют особенную ценность. книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н.
В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде. Виллевальде, А. Е. Сцены воен. Романтич. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты.
К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа -- 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503--06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504--06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537--38), а Тинторетто -- неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину. 4. Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв. Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид) Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Мальцев, Г. И. 2109 «Черчение изобраз.
Детский плутарх: История России от Рюрика до 1917 года. Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Диорама (от греч. ЗАДАЧИ: 1. В батальном жанре работали мастера гравюры (А. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии.
(«Битва греков с амазонками», ок. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Уэст, Дж. Батальный сюжет раскрывается как историч. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Толстого. претворился в графике периода Гражд. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839--43) создать народно-героическую эпопею. Бидермейер, от немецкого Biedermeer, Biedermaier. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. — 336с.
Дейнеки, Г. Г.
Дуниковский в Польше, Дж. Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. отображения исп. Грекова серии фронтовых зарисовок и графич. Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв.
Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Сурикова, И. М. 19в. : патетич. Глазунов, С. Н. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. разновидность Б. ж. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. ВВЕДЕНИЕ Кто, хоть однажды видел картину В. В. Верещагина.
описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Чтить память прошлых, пережитых трагедий. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. темой Б. ж.
7в. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). Коцебу аллегорич. Ковалевский, в реалистич. Даже иконы можно отнести к батальному жанру, если на них изображены героические подвиги святых, например «Церковь воинствующая» или «Битва суздальцев с новгородцами». Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски».
Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. Но он старается принять случившееся с достоинством. создают идеальные героич. В. Ломоносов).
— 416с. В сов. В него вошла и батальная живопись. 20вв. В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса.
В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.
В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. Эккерсберга и К. Кёбке, жанровые портреты Г. Ф. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. 2 февраля 1943 года». Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость.
И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. bataille -- битва) -- жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. дон. э., Нац.
Ломоносова «Полтавская битва» и др. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо). – вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств.
Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. П. Ульянов). Героич. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М.
И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. -- картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762--64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
для учащихся / М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. Батальный жанр (от франц. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв.
19– нач. иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград.
для студентов пед. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо.
Так, герои картины «Вот он – Наполеон. Историзм и свободолюбивый пафос романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, вдохновлённых событиями Июльской революции 1830 во Франции. сопротивление испанцев франц. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий. Типичными мастерами бидермейера являлись: М. фон Швинд и Ф. Г. Вальдмюлдер, датчане К. В. Нисского, Я. Д.
Гагарина и М. Ю. Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны. В др. -греч.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение. отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др.
1585, Дворец дожей, Венеция). фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В.
Рубо. Комбинированная атака», «М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. и 2-й пол. Никакие новые веяния никак не влияли на его живописный почерк, что, порой, сталкивало его с некоторыми художниками следующих поколений. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. живописи Б. ж.
Сойфертис. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Якшича в Сербии и др. войны 1812– в рельефах Ф. П. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. Бубнов, И. С.
В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф. А. Уэст, Дж. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности. художники создают портреты полководцев (Г. И. И. Угрюмов) изображают подвиги героев (А.
Национально-освободительными движениями в Европе навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, М. Алеша, Я. Чермака в Чехии и др.
К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). С. Копли, Дж. Вауэрман), морских сражений (В.
Штурм Геок-Тепе». храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». 20в. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С. Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
Батальный жанр (от франц. С основанием петерб. За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале». Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С.
С. Копли, Дж. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена.
В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита. Уэст, Дж. в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. звучание Б. ж. Тот получил заказ на картины, посвященные войне с Наполеоном 1813–1814 годов еще в конце 1830-х годов, однако сил для завершения работы у него уже не было. Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. Батальное искусство – не только область видения.
(На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века.
мозаичная копия 2в. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В.
На них изображены не только эпизоды сражений в различных условиях (морские, воздушные), но и бытовые сцены, солдаты на отдыхе после боя, где выражена обыденность человеческого состояния в стрессовой ситуации и изображения, где воспета мужественность и доблесть героев той поры. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ. книжной миниатюре иконописи. Пахомов, Л. В.
1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов.
П. Т. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон. — М. : ТК Велби, 2010.
Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Это направление в искусстве развивалось в основном в Германии и Австрии. Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра.
до н. э. ). Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. ГеоргиеваН. Г., ГеоргиевВ. А.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Богородского, В. Н. привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).
В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Панорама (от греч. пособие. Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. — в изображениях антифашистских и революционных битв (К.
Орловского, произведения Г. Г. возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585).
Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. В ср. -век. ин-тов по спец. Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер.
Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Боголюбов. Ватто во Франции), а позднее -- картины американских живописцев (Б. Картины батального жанра многообразны, как и сама жизнь. — 656с. : ил. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа.
Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. циклы создали Н. И. Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке.
Дуниковский в Польше, Дж. В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К.
для аллегорич. Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. П. О.
Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853--56. (Д.