Картины исторического и батального жанра ценны своей реалистичностью и особым характером – на полотнах отображены достоверные кадры жизненных взаимоотношений и поведения людей в быту и раскрытие общественно-исторического содержания повседневной жизни военного режима. Цель: РАССМОТРЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА НЕСУЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРОЕ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В КАРТИНАХ. В. верещагин «Конец Бородинского боя»Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».
коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. Исторический жанр тесно связан с другими изобразительными жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображение героев прошлого, групповые портретные композиции), пейзажем («исторический пейзаж») и особенно интересно исторический жанр соприкасается с батальным жанром, где раскрывается значение различных военных событий. получил в иск-ве Сев. преподаётся в двух классах– батальном и историческом.
Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер. За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале». Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Рубо. В него вошла и батальная живопись.
Первая диорама создана Л. Ж. Дагером в 1822 г. в Париже. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ). Дейнека Л. И.
С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Художники разных веков продолжают традиции мастеров прошлых столетий в изображении батальных сцен. возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. — 192с.
Диорама (от греч. Ульянов). На них изображены не только эпизоды сражений в различных условиях (морские, воздушные), но и бытовые сцены, солдаты на отдыхе после боя, где выражена обыденность человеческого состояния в стрессовой ситуации и изображения, где воспета мужественность и доблесть героев той поры. Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. создают идеальные героич. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И.
Е. Моисеенко и др. ) и Великой Отечественной войн (А. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». – вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. Айвазовский и А. П. Виллевальде, А. Е. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. С основанием петерб.
В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). В XV-XVI вв., в эпоху Возрождения в Италии изображения битв были созданы Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии.
В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. — 192с., ил. Большую роль в развитии Б. ж.
Зауервейд, Б. П. рельефах и росписях. Во Франции в официальной батальной живописи (О.
Пушкина, М. Ю. Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах).
Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. пособие. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. В ср. -век.
до н. э., Брит. В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Исторические художники создают портреты полководцев (Г. Сост.
Так, герои картины «Вот он – Наполеон. до н. э. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров.
Давида, посвящённые Наполеону романтич. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо). Почему же картина относится к батальному жанру. живописи иран.
Историч. В списке баталистов четырех веков есть известные и не очень известные художники. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. В сов. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски».
живописи Б. ж. для аллегорич. В средние века сражения изображали на тканях, коврах, гобеленах, в европейских и восточных книжных миниатюрах, (что стало прообразом книжной иллюстрации, той которую мы знаем сегодня). появляется в ср. -век. В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И.
мастеров франц. В русском искусстве с середины 20 века возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо. версию историч. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И.
Нисского, Я. Д. — М. : Просвещение, 2003. История России: учеб. отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс. 1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Бытовой элемент привнёс в батальный жанр П. О. Ковалевский, в реалистическом духе трактовались исторические темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Мальцев, Г. И.
В. Ломоносов). Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). В 17–18вв. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Острое трагич.
Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. БАТАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ.
В господствовавшей официальной батальной живописи (О. иск-ве с сер. В рус. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва».
Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы). дон. э., Нац. 19в. : патетич.
Библиография БедаГ. В. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. колонна Траяна, нач. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Данный термин произошел из французского языка (bataille) и в переводе на русский означает «битва».
В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Груда черепов – почти правильной формы «пирамида ужаса». в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.
Бубнов, И. С. С. Копли, Дж. образца 4–3вв.
Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Кившенко. Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. 19– нач. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).
Ломоносова «Полтавская битва» и др. Сойфертис. отображения исп. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). Великая Отечественная война 1941 – горе сблизило все народы, которые проживали в России. В батальном жанре работали мастера гравюры (А. искусстве Б. ж. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв.
4. Исследовать особенности картин батального жанра в творчестве художников XVIII – XXI вв. сопротивление испанцев франц. храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Возрождения Б. ж. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. — М. : Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2008. Присекин), «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» (1970 г. худ.
Яковлева и др. В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. для студентов пед.
ЗАДАЧИ: 1. Ломоносов). В России расцветает искусство морской батальной картины (И. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова».
(«Битва греков с амазонками», ок. мозаичная копия 2в. звучание Б. ж.
в рус. Картины о войне – это судьба одного человека и всего человечества. В России наиболее значительные панорамы созданы живописцем Ф. А. Присекин), Отеч. В современном словоупотреблении вид живописи, в котором лентообразная картина, вертикально натянутая по внутренней поверхности полукруглого в плане подрамника, сочетается с расположенным перед ней «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Д. Вазари так писал об этой картине: «. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж.
Тем не менее, они посвящены малоизвестным страницам русской военной истории и представляют особенную ценность. Батальный жанр (от франц. БутромеевВ. П.
Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид) Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Для современного батального жанра характерно стремление дать исторически верную картину военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы военной истории Родины, психологические и конкретные образы полководцев, офицеров, рядовых воинов. 20в. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. Верещагина написанную еще в 1872 году, «Апофеоз войны», наверняка, запомнит ее на всю жизнь. Батальная живопись так или иначе присутствовала с древнейших времен: известна наскальная живопись, когда люди оставляли потомкам «напоминание» о том, куда и как идти в завоевательных целях.
Бытовой элемент привнёс вБ. ж. представлен в европ. Батальный жанр (от франц. О. Ковалевский, В. Д. Поленов). ин-тов по спец. В Б. ж.
Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Великая Отеч. Это Никитин И. Н., Верещагин, А. А. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). Студия военных художников им. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).
В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Батальный сюжет раскрывается как историч. В советском искусстве Батальный жанр получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Вауэрман), морских сражений (В. в рамках Б. ж. С. Копли, Дж. картина «Последствия войны», ок.
Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Вне академической традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
«Полтавская баталия». быта у флам.
Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Пахомов, Л. В. — М. : Изд-во МГУ, 2011. Архитектура изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII—XX веков /ред. музей, Лондон).
иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. Этот вид военной картины достиг наивысшего развития в советские времена. П. П. Ковалевский, в реалистич. 3. Осмыслить эстетические аспекты батального жанра художников, которые оставили яркий отпечаток в истории четырех веков (XIII – XXI вв). Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Бой изображен в ночное время.
Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. di – через, сквозь и hrama – вид, зрелище). Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв.
ван де Велде в Голландии). Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. На голове черный цилиндр.
связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Развитие реализма во 2-й пол. Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Своеобразное звучание Б. ж.
— 416с. Ф. Зубов) и мозаики (М. Детская энциклопедия, 11-2006. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Объединяет их одно – смерть человека.
графике инд. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Романтич. образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. Толстого.
Первая панорама была создана в Эдинбурге в конце 18 в. ирландским живописцем Р. Баркером. Уэст, Дж. «Это всё тот же народ, тольконосящий мундир и ружьё» – писал В. В. В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871).
Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств. И. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. войны 1812– в рельефах Ф. П.
Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин. — 496с. ил. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо). И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу).
персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В.
— М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. истории– в творчестве Э. Мане. период Б. ж. Стасов. претворился в графике периода Гражд.
В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Зубов) и мозаики (М. В. пособие. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж). И. Иванов). Один из гл.
Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Нужно самому. обе– в Риме). Ч. 2. картины А. Гро и Ж. Л. Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император.
Лермонтова, Т. Г. с эллинистич. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. СарабьяновД. Б.
Батальный жанр (от франц. Картины батального жанра многообразны, как и сама жизнь. Обзор русской истории. Боголюбов. музей, Неаполь). В конце 19 – начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. В др. -егип. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учеб. Художники-баталисты в своих полотнах отражают не просто ратные подвиги и реализм лица войны их произведения создаются как протест против войн и насилия, осуждающее бесчеловечность и жестокость военных действий.
— Ставрополь: Кавказский край, 2003. Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-1904 г. «Бородинская битва», 1911 г. ) к широте и точности показа военных действий. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв.
Но он старается принять случившееся с достоинством. Героич. Шакинько, А. Хомутинников, молодые современные художники.
Реализм – это правдивое отражение объективной действительности. Специфич. 1940-хгг. Картины батальных сцен относятся к жанру живописи, посвящённому темам войны и быта солдат. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Живопись: Учеб. Сегодня то тут, то там пылают факелы сражений. Дормидонтов, А. Ф.
Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. 15в. Он родился в семье выходца из Баварии, первоначальное художественное образование получил у Юнгштедта иностранного живописца, дававшего в Петербурге уроки всем желающим. Комбинированная атака», «М.
ван де Велде в Голландии). Орловского, произведения Г. Г. Уэст, Дж. Б. ж. В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. ВВЕДЕНИЕ Кто, хоть однажды видел картину В. В. до н. э. ). Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран.
Гагарина и М. Ю. Особое значение для развития сов. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Война – это всегда смерть и опустошение.
Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Сцены воен.
романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом. Якшича в Сербии и др.
В иск-ве России Б. ж. Жанр изобразительного искусства, основанный на изображении сцен из военного времени, в нынешнее время принято называть батальным. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ). АХ Б. ж.
в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э. Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Грекова серии фронтовых зарисовок и графич. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др. ), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Изображение батальных сцен в диорамах, как и в панорамах, достигает большой иллюзорности.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. темой Б. ж.
20в. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами. полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж. миниатюре. Редактор В. Поляков. В др. -греч. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе. В странах фашисткой диктатуры в бездушных, ложномонументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. Богородского, В. Н.
То есть батальный жанр посвящён военной тематике. П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Глазунов, С. Н.
Эта картина – призыв уберечь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Видимое нас ведет в область размышлений. Это картины «Куликовская битва», мозаика мастерской М. В. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю. Детский плутарх: История России от Рюрика до 1917 года. 2в.
баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Коцебу аллегорич. Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С.
пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами». Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. Авилов, А. П.
трактуются библейские и мифологич. Панорама (от греч. Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов.
Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Верещагина. Даже иконы можно отнести к батальному жанру, если на них изображены героические подвиги святых, например «Церковь воинствующая» или «Битва суздальцев с новгородцами». занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы.
Энциклопедия для детей. П. О. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре иконописи.
Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. В 40-х годах художники пытались выбрать наиболее характерный момент сражения, который мог характеризовать всю битву в целом или же её значение. В панораме лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др. ).
война стала гл. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Самсонов) и другие.
Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила.
Непреложным требованием высокого заказчика было: чёткое, правильное изображение военной формы, точное расположение войск, причем порой не действительное, а то, каким оно должно было быть согласно штабным планам. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства. изображение Отеч. По словам одного из них – Н. С. 2 февраля 1943 года». В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач).
Зауервейд тяготел больше к рисунку. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. СБ. ж. — 656с. : ил. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик.
Матейко). Союзные войска разгромили армию Наполеона. Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита. создал К. П. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград.
художники создают портреты полководцев (Г. И. фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США).
К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. (На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. имеет творчество М. Б. (Т. 7. ) Искусство. Штурм Геок-Тепе».
1585, Дворец дожей, Венеция). Герои баталистов – солдаты, простые люди. Марченко и Н. С. 1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид).
Менцель в Германии, Дж. ГеоргиеваН. Г., ГеоргиевВ. А. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения. привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв.
работали мастерагравюры (А. Ф. Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. Ватто). 7в. В эпоху Возрождения появляются первые опыты реалистичного изображения баталий.
Зародился русский патриотический батальный жанр еще в XVIII веке. 1-й пол. Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Б. ж.
Ромаса, Ф. С. «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины. традиции– работы М. Н.
Лермонтова на темы кавказской войны. В живописи итал. Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).
Сурикова, И. М. темы у В. И. Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела.
Вне академич. Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год обе – в Прадо). М. И. террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо). Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович. В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита.
2. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. книжной миниатюре иконописи. развивается с сер. в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. П. Т.
Дейнеки, Г. Г. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. Формирование батального жанра началось в XVI веке. Иванов). Чтить память прошлых, пережитых трагедий.
привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. — 320с. Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. разновидность Б. ж. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом. искусство и труд» — М. : Просвещение, 1986.
Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. П. Ульянов).
Найти как можно больше сведений о живописи военных времен. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Именно вот таким образом и обратился Б. М. Прянишникова, А. Д. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. для учащихся / М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.
Б. ж. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Начало формирования батального жанра, в русле исторического, относится к XVI-XVII вв., но внимательно приглядевшись, можно заметить невидимую нить, которая уводит нас в давние времена. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. Менцель в Германии, Дж.
80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Холст, масло, 127 х 197 см. (А. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром. — 336с. Каждому сражению должна соответствовать только одна картина. Из советских диорам, как наиболее значимые, можно выделить «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» (худ.
Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. духе трактовались историч. Отправляясь от реалистических традиций Батальный жанр, советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе.
Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи. Дуниковский в Польше, Дж. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. К документальной точности тяготеют А. И. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич. 2109 «Черчение изобраз. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье.
Батальное искусство – не только область видения. войне 1812 (Н. П. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.
— М. : ТК Велби, 2010. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. сближается с историзмом (Я. Матейко). художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. ПушкаревС. Г.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания народа.
зап. -европ. Наполеоновские войны питали Б. ж. В 18в. циклы создали Н. И. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33).
и 2-й пол. 20вв. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон.