Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. «Ар деко» с его резкими и порывистыми линиями был, по сути, полной противоположностью модерну. Декоративные элементы, такие как фигурки с капотов автомобилей, являются сейчас предметом коллекционирования, а на современных выставках «ар деко» можно нередко увидеть тщательно и целиком восстановленный интерьер, например, железнодорожного вагона. Удовольствие испытываемое от соседства современности и ностальгии, помогает объяснить глубокое и не иссякающее и по сей день очарование «ар деко», остающегося одним из наиболее ярких стилей дизайна XX столетия. Хотя у этого стиля был явный привкус шика (лишь очень богатые люди могли позволить себе, к примеру, черные лакированные ванны), характерные черты «ар деко», получившего огромную популярность, стали использовать и в товарах широкого потребления.
Сегодня этот интерьерный стиль можно читать, будто книгу. Пластик окрашивался в яркие цвета и, так же, как и хром, полировался до блеска. Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. Наиболее запомнившимися среди созданных ими образов стали символы путешествий и скорости – ипподромы и велотреки от Маргита до Ривьеры, лондонская подземка, – Синий поезд» и «Восточный экспресс», авиакомпания «Импириэл эйруэйз» и гигантские лайнеры, такие как «Нормандия» и «Иль-де-Франс». Возрождение интереса к Арт Деко в 1980-х гг.
Крупнейшая коллекция скульптуры из бронзы и слоновой кости в России принадлежит Русскому Дому Art Deco и насчитывает более 700 уникальных произведений. Очень часто встречаются клавиши – контрастное чередование полос. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках. Смелые, красочные костюмы и декорации Леона (Льва) Бакста поразили парижан и, подхваченные кутюрье Полем Пуаре, стремительно завоевали симпатии публики. Абстрактные вкрапления и геометрические формы – о новациях в искусстве. «Геометризм» стал также отличительной чертой моды. Внешний вид и даже образ американского города Нью-Йорк, при создании был подвержен сильнейшему влиянию арт-декора – жилые здания, школы, дворцы, небоскрёбы, скульптура на улицах городов, оформление фасадов – причудливое и грандиозное в одном флаконе.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Гладкие сияющие поверхности стали одним из основных признаков «ар деко». Кроме того, шляпы в форме колпака, платья прямого покроя и короткие юбки создавали зрительный эффект более высокого роста даже четкие контуры и смелый цвет помады, наносившейся в форме «лука Купидона», могут рассматриваться как чистое проявление стиля «ар деко». До сих пор это направление в искусстве является очень популярным среди дизайнеров.
Рамы в стиле ар-деко характеризуются легким, элегантным узором декора. Сегодня вещи в стиле «ар деко» становятся редкими и дорогими экспонатами коллекций, здания перестраиваются или сносятся, однако интерьеры 20-х и 30-х годов еще можно увидеть во многих старых фильмах. Лоренцль (Австрия). Термин Арт Деко произошёл от французского art deco. Детали из металла и стекла расскажут об индустриализации. В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Геометрия «ар деко» прослеживается во многих зданиях 1920-30-х годов, например, в очертаниях и декоре небоскребов (Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке) и штаб-квартиры Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си) в Лондоне.
Простые, обтекаемые формы автомобилей, поездов, самолетов и морских лайнеров стилистически были весьма в духе «ар деко» и в то же время градация транспорта по классам (уровням комфортабельности) привела к расцвету убранства салонов самолетов, кают пароходов и купе поездов. Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline— «линия обтекания»— термина из области аэродинамики). Многие первоклассные художники плаката этого времени занимались рекламой.
В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Сами здания кинотеатров часто храпят детали характерных интерьеров того периода. Плакаты были одними из наиболее ярких порождений «ар деко».
Смелые геометрические формы «ар деко» были последним словом в дизайне на протяжении 1920-30-х годов. Чаще всего – черного и белого.
Изобилие светильников напомнит о том, как распространялось электричество. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. Лоренцль (Австрия). Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х— 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».
Всё это испытало на себе воздействие нового стиля XX века. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). было граничит с графическим дизайном, а ассоциации Арт Деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг.
Использовался хром, пластмасса, металл и другие промышленные материалы для среднего класса. Данный жанр искусства был распространён в XX веке в Америке и Западной Европе. Отличавшийся роскошью и изысканностью, стиль «ар деко» повлиял на внешний вид почти всего – от пудрениц до океанских лайнеров. Название стилю «ар деко» дала прошедшая в 1925 г. в Париже Выставка декоративных искусств, по-французски – «arts de cоratifs». В советской архитектуре в период постконструктивизма были позаимствованы многие элементы ар-деко (например гостиница «Москва»). Попав в Голливуд, это направление в искусстве быстро завоевало титул Стиль Звёзд. Сложно себе представить хоть одно направление оформительского искусства, на которое бы не повлиял Арт Деко – архитектура интерьеры, драгоценные украшения, живопись, скульптура и многое-многое другое.
Ар-деко был роскошен и считаетсяисточник не указан 1923 дня, что эта роскошь— психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны. В то время как формы модерна отличались филигранностью исполнения, линии «ар деко» были строгими и сдержанными – настолько сдержанными, что походили на геометрические фигуры, особенно в архитектуре. Поверхности нередко обрамляют в контуры и рамки, что подчеркивает форму. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников. На смену модерн пришел стиль «ар деко». Декоративные элементы (изображение зигзагов, окружностей, солнца).
Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». В результате, в 1920-30-х годах стиль проник практически во все сферы повседневной жизни. Этнический орнамент (африканский мотив, египетская архаика, греческий меандр) поведают не только о том, что ХХ век – время путешествий, но также об открытии гробниц и других археологических сенсациях. В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.
Его главными чертами стали смелые, упорядоченные формы, яркие, чистые цвета и – что немаловажно – современные материалы, такие как полированный хром и пластик (в то время, как правило, бакелит).
Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в то время, как в странах с тоталитарными режимами (Третий Рейх, СССР и др. ) ар-деко превращается в «новый ампир». Со временем картины кубистов и архитектура модернистов также оказали влияние на уже ставший популярным дизайн, сделав модной тенденцию к простым и строгим линиям. Эти тенденции вместе с послевоенным стремлением ко всему красивому и новому сложились в 1920-е годы в оригинальный стиль «ар деко». Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.
Широко применялись также стекло, кафель, эмаль, бронза и кованое железо. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде. Здесь наблюдаются яркие цвета и экзотика. Даже их вступительные кадры, представляющие логотип киностудии, могут быть типичным «ар деко» – например, вращающийся стеклянный глобус и Солнечная система компании «Юниверсал пикчерс». Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.
было граничит с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. Абрисы стиля изогнутые, геометрически-резкие и энергичные. «Ар деко» зародился накануне Первой мировой войны, когда преобладали тонкие, гибкие формы, присущие модерну или «ар нуж» (по-франпузски «Art Nouveau» – «новое искусство»).
В Art Deco можно найти элементы модерна, кубизма, экспрессионизма и других. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде. Если поначалу это было искусство рисования иллюстрации (впервые появилось как изящное оформление балета Русские сезоны), то потом art deco практически полностью переквалифицировался в дизайн помещений, декупаж мебели для начинающих, оформление различных отделочных работ, рекламной и журнальной графики и др.