Примечательны художественные картины в злотых рамах и правильно подобранное в соответствии с требованиями стиля ампир освещение. Одинаковый золоченый орнамент на креслах и диване, на багете картин и зеркал Конечно, воплощение стиля «ампир» было непростой задачей, но на то он и императорский стиль. Красивый ковер с роскошным ворсом и экзотическим рисунком станет отличным дополнением целостности картины стиля ампир.
Стены в ампире – это не просто неприметный фон для картин и зеркал, это драгоценная огранка.
На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление. Если у платья были короткие рукава, то оно обязательно дополнялось длинными перчатками. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. В моде были спальни, оформленные в виде военного шатра. Авторами были Персье и Фонтен.
XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. также арматура трофеи фасции). Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения. Тяжелые портьеры, как занавес сцену, прикрывали созданный маскарад, не позволяя реальности разрушить королевство «зазеркалья».
Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. Адмиралтейство, Казанский собор, здание Главного штаба, Михайловский и Елагинский дворцы и, особенно их интерьеры представляют собой удивительные по своей завершенности и ясности архитектурные композиции и художественные ансамбли. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). В 1806 – 1836 гг. Масштабному ампиру требуется пространство: объёмные залы, холлы, гостиные.
Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок. Центральный объект гостиной – ладьевидной формы диван, декорированный накладной плоской резьбой в виде пальметт, лир, бабочек, веток плюща, розеток. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей. Настолько был силен гипноз французской моды. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный.
Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены. В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах.
Причем если в эпоху главенства классического стиля делались некоторые заимствования из древних культур, то «ампир» иногда грубо копирует те достижения былых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Давиду. Секретеры в это время по-прежнему принадлежат к числу наиболеё популярных предметов меблировки помещений. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п.
Это будет дорого. Шили его чаще из однотонной ткани, хотя могли быть и в полоску, «в мушку» и т. д. А. Д. Захаров Горный институт, арх. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна. Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Дверные панели декорируются лепниной с изображениями женских фигурок или ваз с букетами цветов. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. Вновь было возрождено строительство тиумфальных арок (Ж. Ф. Шальгрен. Но стиль ампир со счетов я сбрасывать все равно не стала.
В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.
Ширмы, каминные экраны обтягиваются гобеленовыми другими дорогами тканями, украшенными вышивкой. Общая стилистика интерьера оставляет впечатление некого иллюзорного мира. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы).
Томира и его мастерской. От подлокотников до ножек шли изображения животных или мощные завитки. Настолько был силен гипноз французской моды. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Великим французским живописцем эпохи позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867).
Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Он много работает над интерьерами создаваемых им и реконструируемых зданий, проектируя, в том числе мебель, светильники, обивочные и драпировочные ткани, декоративные хрустальные вазы и т. д. Он оставил миру мало выдающихся произведений искусства. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка. Название стиля ампир происходит от французского слова Empire, что означает «империя».
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. В франц. Он был мягче и пластичнее. Каррузель в Париже, 1806, арх. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма».
Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. За несколько лет я сделала 4 ремонта и каждый ремонт был выполнен в новом стиле. Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Свои корни «наполеоновский» стиль берет в «классицизме» с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими нововведениями. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ). Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Однако свой расцвет стиль ампир, развивавшийся в Италии в период с 1815 до 1840 гг., достиг уже после свержения Наполеона. Театральность ампира – как искусства дворцового, парадного – обуславливает специфику организации пространства помещения, где элементы интерьера располагаются как бы по периметру, превращая его в своеобразную театральную площадку. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
Ампир в пору своего расцвета характеризуется прямым заимствованием некоторых архитектурных типов и форм предметного мира древности. Фактура платья зависела от его назначения. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Прежде всего, ее должно быть много. В период 1812 – 1814 годов носили шляпы, напоминавшие военный кивер. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины).
Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Пика. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Пуговицы к фраку зачастую были серебряные или фарфоровые.
Давиду. В дворянских домах появляется т. н. Атмосфера комнаты, выполненной в стиле Ампир, окунет Вас в эпоху Древнеримской империи, захватит процветанием Помпеи. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. В отличие от стиля предыдущей эпохи – стиля Людовика XVI – для мебели ампира характерно прямое заимствование античных форм.
Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. Ампир переводится с французского как «имперский». Важным предметом обстановки становится клавир.
Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Для уличных платьев использовали легкую шерсть независимо от времени года. Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». В Англии в период 1812 – 1830 гг. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п. В первой четверти XIX в. на первые роли выдвигается придворный мебельщик Г. Гамбс, ученик Д. Рентгена. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями.
Стиль наоборот интересный, богатый и величественный. Задние ножки искривлены. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма».
Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В качестве обивки подбирали ситец. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. меблируются авторской мебелью.
Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Например, колонны, пилястры, карнизы. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Каждый лист сопровождается названием и комментарием.
золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами.
Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками.
Здесь применяется военная геральдика, веночки из лавры, мечи и копья на стенах. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Кваренги, Тома де Томон, К. И.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810).
Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Шальгрена. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Модные фасоны менялись часто, особенно с 1804 по 1814 год (в сравнении с прошлыми эпохами – молниеносно). Получивший широкую популярность в начале XIX века интерьер ампир представляет собой парадное военно-триумфальное торжество имперского стиля во всем его великолепии. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н.
После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи».
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере. Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. Добротная столярная основа, наличие различных технических устройств изящество форм ставят австрийские изделия этой эпохи в один ряд с английскими образцами.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы). Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми.
Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи).
Получают распространение кушетки своеобразной формы с двумя, как правило, развернутыми наружу торцовыми спинками, выполненными в форме буквы S. Кресла делаются весьма похожими на древнеримские. Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. При всей дороговизне материалов орнаменты были слишком правильными и однообразными. Помещение должно быть так оформлено так, чтобы интерьер был достоин королевских личностей. В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора.
Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками.
Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. imperium – власть). Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу. Именно на эти её качества опирался ампир. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.
Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Летние платья шили из светлых легких тканей: кисеи, батиста, шелка. Это влияние проявилось в общей тенденции к целесообразности, простоте и стремлении освободить мебель от влияния архитектурных форм и принципов их построения. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Стасов, О. И.
Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Росси, В. П.
В итоге решила пока его отложить и сделала квартиру в стиле минимализм. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной.
Воронихин, А. Д. Император желал больше пышности и великолепия. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см.
во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. стиль цопф.
Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ). С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу. Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). Нижний край часто отделывали блестками.
В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Это была декларация последующей эклектики. Ампир рождает новые типы мебели.
Прмечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными.
И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др.
Вот так иногда забавно и бывает, что из крайности в крайность кидает. Михайловский дворец, ныне Государственный Русский музей, строительство которого К. Росси закончил в 1825 г., поражает великолепием своих просторных, украшенных лепниной и росписью залов, праздничность которых дополняет парадная бело-золотая мебель, которая и сегодня частично стоит на отведенных ей зодчим местах.
Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида». По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». В это время появляется новый класс – буржуа. Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. Этот стиль подчеркивал могущество власти.
И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Шальгрена.
Ампир оказался востребованным и в создании театральных декораций во времена, когда стиль уступил свое место другим стилевым направлениям – романтизма, реализма импрессионизма, сецессии. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (арматура, ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ).
Фасоны дамских шляпок менялись часто, одним из основных же оставался фасон «кибитка». Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, вот таким образом ему присущи показная парадность и величие.
Теперь мужской костюм включает фрак темной расцветки (синий или коричневый), белую рубашку со стоячим накрахмаленным воротничком, однотонный светлый жилет (иногда сразу два) и галстук в виде шарфа, повязанного вокруг шеи. Этот стиль возник во Франции в начале XIX в. на основе классицизма. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона.
empire – империя и лат. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Всего в серии 82 листа. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н.
Это уже была декларация эклектики. Он предвосхитил современные Дома моды, выпускающие одежду в комплексе с аксессуарами. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир.
– 1849 гг. ). Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала.
Главным образом он подчеркивает торжественный пафос, блеск и некоторое театральное великолепие, стремясь к ореолу славы императоров Римской Империи. Эти отношения были прерваны войной.
Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Захаров, М. Ф.
В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Формы ее выходят более мягкими и пропадает эффект «монументальности». Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети XIX века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, стиль Регентства и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Творцом большинства нарядов был парижский портной Леруа, которому она покровительствовала.
А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. Образцом ампира в Петербузи стала застройка Дворцовой площади (здание Генерального штаба, арх.
В это время весьма модными становятся т. н. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Стулья делаются проще, чем кресла. Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке.
Эти отношения были прерваны войной. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Мебель изготавливалась на основе античного мотива. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу.
В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Огюст Монферран). Русская ампирная мебель отличается от французской и английской.
Давиду. Персье и Фонтен издав собрание эскизов интерьеров ампира, поставили на I место «величественный стиль римлян», но допустили использование стилей всех времён. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Часто его именуют классицизмом времен Наполеона. Для обивки использовали шелк или бархат. В своей мебели А. Н.
Ш. Персье и П. Ф. Л. Женское тело было хорошо видно. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф.
Воротник обычно обтягивали бархатом иного цвета, чем цвет фрака. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух.
Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). В 1802-1813 гг. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.
Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Но силуэт и пропорции оставались неизменными: маленький лиф, очень высокая талия (под грудь), декольте, ниспадающая складками юбка. Но теперь эстетические идеалы античности эпохи просвещения должны были прославлять вновь народившуюся империю и лично первого императора Франции Наполеона I и его воинские доблести. Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность.
Высокая мебель избегается. Потолки выглядят как произведения искусства. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п. ), нарочито парадных и холодновато-торжественных исполненных театрального пафоса. Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны.
В каждом мебельном объекте массы строго пропорционально рассчитаны, что усиливает и подчеркивает статичную и монументальную их композицию. в петербургских мастерских И. Баумана, который начал свою деятельность еще в конце XVIII в. Там же делались и гарнитуры, окрашенные в белый цвет с золочёной резьбой. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Это уже была декларация эклектики.
Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Казаков, Дж. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Ампирные канделябры во всем схожи с помпеянскими имеют подставки в виде звериных лап или сфинксов.
В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии искусство Третьего рейха в Германии, неоклассицизм в СССР). Карниз, обычно подчеркнутый фризом, украшенным гирляндами и фигурами лебедей и сфинксов, четко отделяет окрашенный в белый цвет и декорированный по углам потолок от стен. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии.
Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Декольте тоже были максимально открытыми. Диктат, схематизм лишали искусство ампира креатива, дыхания жизни.
Деноном. Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. диванная комната. Дерево и бронза стали характерными для Ампира отделочными материалами. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски) золотятся обязательно.
Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов.
Среди этих картин — «Суд инквизиции». Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. В 1809-1813 гг.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. На мой взгляд данный стиль любит большое пространство и много света.
Скульптор А. -Д. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. породы.
Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Авторами были Персье и Фонтен. Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании.
Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается, прежде всего, воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Ведь, к примеру искусство Древнего Рима также нельзя назвать высшей стадией искусства Древней Греции. жил и работал в Италии. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч.
Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Ткани украшали символы империи: ордена, орлы, пчёлы, звёзды. Спинки стульев повторяли форму лиры. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда.
и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве – ампир. Также, часто в таких интерьерах можно было увидеть белые, декоративные вазы. Рукава у плеч представляли форму фонарика.
Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Парадные – из атласа, тафты, бархата.
Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Влияние ампира во 2-й половине XIX века, несомненно, в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (Эдвардианский), Италии, Кайзеровской Германии. Ампир представлял собой поздний классицизм, так как сохранял общую ориентировку классицизма конца XVIII в. на образцы и формы классического искусства античности.
Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Ампир (от франц. Настало время фраков и цилиндров. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. К 1810 году они вновь надели корсеты для создания соответствующей осанки, юбка же приобрела вид колокола с пышно украшенным подолом.
Обивка мебели выбирается самим архитектором, а её рисунок им проектируется заранеё в полном согласии с композицией мебельного объекта и декором стен. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных.
кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Применяются также и светлые породы дерева: лимонное дерево, ясень, клён, вишнёвое дерево и др.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Если и стоит его использовать, то для оформления большой комнаты в загородном доме.
оссианизм). Такое сиденье делается трапециевидной формы. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Шею и руки оставляли открытыми.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Это не так. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Ж. -Ф. Однако ампир уже коренным образом отличается от известного и получившего широкое распространение и развитие классицизма. В императорском доме интерьер должен быть достойным королевских особ.
Кресла обильно декорировались. Зато смотрится шикарно. Отделка пестрила многоцветием и отличалась сочетанием разнообразных экзотических пород древесины. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Металлические украшения, старинные чеканки, напольные светильники, картины в богатых рамах и другие атрибуты роскоши также характерны для стиля «Ампир».
Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками. Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой имитирующей лиру. Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Парадные одежды богато расшивали античным орнаментом.
Качество резьбы русских резчиков было безупречным – их мастерство опиралось на вековые традиции народной резьбы. Скульптор А. -Д. Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски.
Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. Стиль становится официальным и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Идя на балы, надевали тюрбаны из кисеи.
Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Опорные части кресел и стульев, а также диванов и столов, делаются в виде уже упомянутых выше герм, сфинксов, кариатид, атлантов, грифонов, тритонов, львиных лап и колонн. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Объем зала разделен колоннами на три части.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье.
Особой популярностью пользовались крохотные веера бризе из слоновой кости, плющеного рога, панциря черепахи, обильно украшенные росписью, гравировкой и сквозной резьбой. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
Триумфальная арка на площади Карузель в Париже, 1806-1807). Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике. Часто художник использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского) образы его героинь навеяны мифологией историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»). Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками.
Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Большое распространение получили портики классических ордеров, которые решались на контрасте с гладью малорасчленённых стен и геометрических объёмов. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. массивны, прямоугольны, замкнуты.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма— московский стоял к нему ближе. Такие парадные помещения как гостиные, кабинеты, диванные комнаты обставлялись, в основном, удлиненными овальными или восьмигранными столами, стоящими перед диванами на ковре и рядом стульев или кресел. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль.
Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Например, сестра Наполеона Элиза Бачиоки выписывает из Франции мастеров-мебельщиков и декораторов для отделки дворца Питти во Флоренции, покровительствует местным итальянским мастерам, работающим в этом стиле. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда.
вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат.
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Игра света поддерживалась отблеском свечей в хрустальных люстрах. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Ампир в интерьере получил известность еще в самом начале девятнадцатого столетия. Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
на культуру Древнего Египта. Основная черта ампирной мебели, в т. ч. -Л. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы:черешня, клён, ясень, лимонное дерево.
На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Триумфальная арка в Париже, 1806 Ш. Персье, П. Ф. Фонтен. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ).
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. В тесных помещениях претенциозные вещи будут выглядеть нелепо, загромождать пространство, свидетельствовать о проблемах со вкусом.
Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Бове. Например, нередко можно было встретить употребление фанеровки из красного дерева в контрасте со светлыми породами туи, палисандра глянцевые мозаичные конструкции в виде деревянных пластин, яркоокрашенных в красный, зеленый, голубой цвета. Его оформление, разработанное в 1880-е годы архитектором А. П.
Архитектурные элементы обильно декорировались. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты изображения сфинксов. диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н.
Прекрасно выполнены золоченые кресла и диваны для Греческого зала с ажурными спинками, украшенными грифонами и резными передними ножками в виде орлов, крылья которых соединены со спинками и служат локотниками. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. В 1806-1836 гг. Большинство русской мебели, кроме некоторых образцов дворцовой, парадной, не декорируется золоченой бронзой.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Стены могли быть обклеены панорамными обоями с изображениями фантастических пейзажей. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Шею и руки оставляли открытыми. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. С этой целью вслед за «классицизмом» продолжается обращение к прошедшей проверку временем древней культуре, но упор преимущественно делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг.
Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. В центре будуара ставили зеркало, напоминающее арку размером с человеческий рост. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в помпеянском стиле. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». В провинции допускалось использование ясеня, ореха или липы. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». К стилю ампир я присматривалась достаточно длительное время.
боковой рамой и вкладным сиденьем. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж.