Главное место занимает изображение жатвы. Основой его является рационализм. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей.
Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано.
При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. Как это часто бывает у Ватто, характеристика здесь полна юмора и даже иронии. Именно в XVII веке появились художественные мастера, которые решили впервые отойти от прижившихся канонов и попробовать что-то новое, еще не прижившееся, но удивительное. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков.
В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех умных тварей и вещей. Здесь все характерно для его темпераментной, субъективной манеры — преувеличенно вытянутые фигуры монахов в белых одеждах их подчеркнуто экспрессивные позы и жесты, пейзаж с полуразрушенной аркадой и беспокойным, призрачно освещенным небом. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. Не существует какого-то единого стиля в живописи.
Все становилось более светским и жизнеподобным. Выдающимся иконописцем того времени был Симон Ушаков (1626-1686). В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи.
Портрет предельно сдержан по цвету. С этим можно согласиться, но можно и поспорить. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Как всегда, Хальс использует все богатство фактурных приемов.
Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру.
Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. Настоящим певцом интерьера был Питер де Хоох. «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма.
Жанровые картинки Терборха (1617 — 1681), к прекрасным образцам которых относится,, Бокал лимонада, отличаются остротой и ясностью сюжета, тонкой характеристикой действующих лиц, продуманностью и простотой композиции, состоящей обычно из двух-трех фигур. Европейская живопись 17 века идет вслед за эпохой Возрождения. Пропорции ее фигуры далеки от классического совершенства. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609).
Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления.
Его творческий диапазон был необычайно широк. Большое влияние вносит Итальянское искусство. В качестве одной из причин такой датировки выдвигалось заметное здесь влияние фламандцев. В 17 веке произошло еще одно не маловажное событие. Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. Во главе неё был поставлен один из наиболее образованных людей того времени боярин Б. М.
1628 Венеция, церковь св. Лиризм в сочетании с композиционной построенностью позволяет Лоррену с большой поэтической силой воспевать,, блаженный покой аркадских сцен фантастической страны (Рейнольдс). Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу. Картина написана молодым Риберой в Неаполе, где он прожил до конца жизни.
Ириной, подобравшей его тело и промывшей раны, нанесенные стрелами римских лучников. Заслуга «строгановских» мастеров в том-то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. Он учился у Пуссена. С. Ф. Щедрин (1745 — 1804). Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи.
Ярославские фрески артели Гурия Никитина и Силы Савина или Дмитрия Григорьева (Плеханова) — самый яркий тому пример. Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Ушаков расписывал стены Коломенского дворца Алексея Михайловича.
Изображению человека он тоже уделяет большое внимание. Хитрово. Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века.
Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России. Потому так трудно дать четкую стилевую характеристику многим итальянским художникам того времени. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре.
За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Хотя фигуры персонажей в композициях значительно меньше, чем в более ранних росписях, художники достигают необходимого единства всей росписи четким делением ее на ярусы и отдельные композиции в них, а также цветовым решением, в котором преобладают теплые охряные тона. Так, в композициях, повествующих о пророке Елисее, содержится множество подробностей и побочных эпизодов. Оружейная палата играла роль своеобразной школы, где находились лучшие мастера различных видов искусства, в том числе и живописи 17 века.
В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвий, полковых знамён, шитья, ювелирных изделий.
У каждого брата был разный уровень мастерства. Сицилианец Орацио Борджанни (ок. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии).
На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Ромуальда», ок. Ушаков был новатором.
Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло. Язык тел (выражение самого художника) здесь предельно красноречив: в напряженную неподвижность фигур Танкреда и Вафрина патетической нотой вторгается резкое движение Эрминии. Эрмитаж). Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма.
Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности. Позднее эти тенденции усиливаются. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Изменения также затронули и иконопись.
В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации. Тем самым художник положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Достаточно заметно пристрастие художника к постоянным иконографическим типам изображения.
Под стать ему изрядно подвыпившие, восторженно приветствующие его домочадцы. Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры.
Среди них Слово к любителю иконного писания, в котором он изложил свои мысли о том, что художник должен, подобно зеркалу, правдиво отображать окружающий мир. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. Не малую роль во французской живописи сыграл Шарль Лебрен.
Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Эрмитаж) имеет важное значение. Он делал упор на религиозную тематику. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план.
В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Известные нам произведения этого стиля иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличаются тщательностью отделки с использованием драгоценных металлов. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой. В ней рассказывается, что царь Давид взял в наложницы жену одного из своих военачальников, затем вызвал его к себе и отправил к войску с письмом, в котором приказал послать его в самое опасное место. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла.
Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое. Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Терборх — великолепный мастер сюжетного построения.
1630). Фресковая живопись XVII века с большой оговоркой может быть названа монументальной. Им был выполнен для царя чертёж «Течение Дона от Воронежа до Азова».
На плоской поверхности потолка зала художник изобразил безграничный простор голубого неба, в котором прямо над головой, в резком ракурсе снизу вверх, несется колесница Авроры, возвещая о наступлении утра. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера.
Красочный слой тонок, он весь соткан из полутонов и цветовых переливов. Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы.
Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Ирины и мрачной темноты фона.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Аннибале Караччи создавал торжественное монументальное искусство, особенно применяемое в росписях церквей, дворцов и алтарных образов. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание. Картина,, Юноша с лютней принадлежит к раннему периоду творчества Караваджо (1573 — 1610).
Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты.
Но некоторые из них заслуживают специального внимания. Среди других голландских жанристов творчество Яна Стена (1626— 1679) отличалось наибольшим демократизмом, живостью, а подчас и некоторой грубоватостью. Правда, отдельные элементы реалистического восприятия можно видеть уже значительно раньше. Он часто обращается к мотивам ожидания, предстояния, выхода, шествия.
В его работах, как было принято в классицистическом пейзаже, существуют и сюжеты (чаще библейские иногда античные), но значение маленьких фигурок людей, написанных, кстати, не Лорреном, а итальянцем Филиппо Лаури, не выходит за пределы стаффажа. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Южное солнце, пронизывая напоенный морской влагой воздух, освещает каменные плиты дворика, согревает стены старых домов.
Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). Ему предстоит скрестить оружие с Ахиллом и исход единоборства заранее предрешен (младенцем мать Ахилла окунула в воды Стикса, что сделало его тело неуязвивым).
Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности. Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей).
(«Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Она еле заметно склонила голову, руки ее неподвижно покоятся на коленях. Еще необычнее композиция «Обращение Павла». 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им.
Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Меняетсяобразныйстрой картин. Русское искусство этого столетия – явление крупное, художественно яркое и противоречивое. Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668). Ушакову, несомненно, были знакомы некоторые основы перспективы.
Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. На стенах фрески расположены в семь рядов. При пожаре в 1547 года в Москве сгорело множество древних икон. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. Эрмитажный портрет представляет собой прекрасный образец зрелого, наиболее плодотворного периода творчества Гейнсборо (1727—1788). Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. Наиболее сильной стороной творчества Йорданса (1593—1678) были жанровые картины.
Во Франции создается Академия живописи и скульптуры. В таких жанровых картинках Шардена (1699—1779), как,, Молитва перед обедом, явственно проступают его прочные связи с мелкобуржуазными кругами Парижа. Продолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомиться с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художник-графика Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi).
Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. С особенным размахом декоративный талант Пьетро да Кортона проявился в его дворцовых росписях. Ряд работ был приобретен в 1980-е – 1990-е годы у коллекционеров, некоторые из них подарены. Живопись почти вся, за немногими исключениями, сосредоточена в одном из залов постоянной экспозиции русского и западноевропейского искусства в Шаламовском доме. В собрании галереи представлены картины художников голландской, фламандской итальянской, немецкой, французской, бельгийской и швейцарской школ живописи XVII – XIX веков. Преобладают картины голландских художников XVII – начала XVIII веков это композиции на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены, пейзажи и натюрморты, выполненные как признанными мастерами: Яном Ботом («Итальянский пейзаж» 1640-е), Яном Минзе Моленаром («Сельская пирушка» 1650-е), Герардом де Лерессом («Нахождение Эрихтония», до 1690), так и неизвестными художниками. Основоположник национального пейзажа Швейцарии – знаменитый художник и гравер Александр Калам представлен типичной для его творчества картиной «Ущелье» (1850-е). Бельгийскую живопись характеризуют работы художников XIX века популярного у себя на родине анималиста Луи Роббе («Овцы», 1847) и пейзажиста Аугустуса ван ден Стена («Вид Брюгге», «В окрестностях Брюгге», обе 1857). Итальянская школа представлена картиной «Дорога в дождь» (1878) импрессиониста Антонио Лето и мраморной скульптурой «Портрет девушки» (1899), выполненной в стиле модерна малоизученным скульптором Пьетро Баццанти. Из произведений декоративно-прикладного искусства наиболее интересны каминные часы с бронзовой скульптурой «Торквато Тассо, сидящий на скале», созданной в 1847 году французским скульптором Виктором Эвраром. В фондах ВОКГ хранится свыше 400 произведений западноевропейской графики XVII – XIX веков. Это в основном репродукционная гравюра художников Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, Голландии, среди которых есть произведения ряда знаменитых граверов: Франческо Бартолоцци, Джаванни Баттиста Пиранези, Эгидия Саделера, Жерара Одрана, Джаванни Вольпато, Рафаэля Моргена, Гюстава Доре, Поля Гаварни и других. Эта коллекция формировалась с основания галереи, ряд работ был передан из Вологодского областного краеведческого музея, экспонаты поступали впоследствии также из фондов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Министерства культуры РСФСР. Большинство наиболее ценных гравюр были приобретены в 1980-е – 1990-е годы и поступили в дар от ленинградских коллекционеров М. В. и Я. Д. Гликиных, И. Б. Семенова, Л. С. Разумович. Наиболее богатой и разнообразной по характеру и количеству произведений является коллекция М. В. и Я. Д. Гликиных, сформированная большей частью известным петербургским коллекционером В. И. Трапициным, собиравшим в основном гравюры итальянской, французской и английской школ. В его собрании были не только отдельные эстампы высокого качества, но и серии и альбомы гравюр, такие как с рисунков итальянского художника Франческо Барбьери да Ченто, прозванного Гверчино (Рим, 1764), с фресок Сикстинской капеллы в Ватикане (Рим, 1860), «Сувенир Иерусалима» (Париж, 1862). Произведения западноевропейской графики экспонируются, как правило, на временных тематических выставках в Центральном выставочном зале, Шаламовском доме, музейно-творческом центре «Дом Корбакова» ВОКГ. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско.
Среди полотен, найденных тогда в его доме, была и Сводня. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок. Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет. Киевское полотно,, Похороны монаха относится к типичным произведениям Маньяско (1667 —1749).
Новые веяния в русской живописи 17 века отчетливо проявились в «парсуне» (происходит от слова «персона»), ставшей начальным этапом становления реалистического портрета. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). Выражено это не только тончайшей светотеневой разработкой черт лица, но и очень спокойной позой женщины, немного откинувшейся назад, опирающейся на спинку кресла. Он придерживался этого в своих работах и обучал этому своих учеников. Но, судя по всему, он не был издан или же не сохранился. Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Ушаковым.
Это одна из самых лирических композиций Рубенса. В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Декоративизм — одна из отличительных особенностей фресковой росписи XVII столетия.
Стиль барокко, возникший в начале ХVII века не имел своей развернутой эстетической теории. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи.
Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок. Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
В данном случае показательно творчество Трухменского. Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). Излюбленной темой его становится Спас Нерукотворный.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Но еще остаются сильны религиозные сюжеты из эпохи Возрождения. Колорит картины выдержан в золотистых тонах. Художники начали испытывать свое мастерство изображая людей, таких какими они были с их пороками и качествами. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства.
И в этой борьбе света и тьмы рождается ощущение такой напряженной трагичности, какую не найти во всех предшествующих произведениях мастера. Поцелуй украдкой — одно из лучших произведений позднего периода творчества Фрагонара (1732 — 1806). Для них более важно действие, сюжет. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. Основной темой искусства стал именно человек.
Главное место отведено композиции на тему «Премудрость созда себе храм». Скромные "Завтраки" Класа и Хеды уступают место богатым "десертам" Абрахама ван Бейерна и Виллема Кальфа, которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины. Упрямство, кокетство, обидчивость молодой женщины легко угадываются зрителем не только в мимике ее лица, в надутых губках, пухлых щечках и рассерженном взгляде, но и во всей ее позе — и напряженно выпрямленной спине, повороте головы, в раздраженном жесте руки, комкающей ткань платья. Они облачены в праздничные разноцветные одежды.
Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал.
Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Можно найти черты, сближающие Рябушкина и с художниками «Мира искусства». они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи.
Композиция картины очень жизненна и непринужденна. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. 1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. Писать картины требовалось в стиле классицизма.
Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. Развитию живописного мастерства Креспи способствовало его широкое знакомство с художниками 16 в. и Рембрандтом. А. С. Пушкина — обе ок.
Помешивая правой рукой, лимонад в бокале, юноша в лихо надвинутой набекрень шляпе другой рукой как бы невзначай касается пальцев девушки, одновременно бросая на нее красноречивый взгляд. Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме.
Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Обращает внимание изысканность сочетаний красок, тщательная проработка деталей и миниатюрная выписанность лица и рук. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи».
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко.
Вскоре Урия был убит. 1600—1660), работавшего в Виченце. Есть изменения и в языке изображения.
Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Художник выбирает момент после свершившегося подвига. Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Такая ситуация возникла в результате социальных, экономических и религиозных изменений, происходивших в последней четверти XVI века.
Ее фигуру озаряет струящийся из -за занавески свет и кажется, что она начинает светиться изнутри. Венецианец Карло Сарачени (ок. Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление.
Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование». 1600—1665). Возможно ли это вообще. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св. Терезы» Бернини.
Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве.
Светотень не имеет караваджистской конкретности иногда кажется, что одежда и лица людей сами излучают свет. 1635 Эрмитаж). Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. краеведческий музей, город Истра).
В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы. Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания.
Живописная техника Гейнсборо артистична и непринужденна. Матфею. Себастьяна Рибера (1591—1652 гг. ) избирает редко изображавшийся момент— спасение мученика св.
Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. Простые и наивные, они поражают силой, с которой Караваджо утверждает предметную материальность бытия своих образов. Портрет графа Оливареса герцога Сан-Лукар де Барракудо создан Веласкесом (1599—1660) в пору зрелости его творчества. Три верхних ряда посвящены притчам о святой премудрости, в среднем, основном, цикле рассказано житие Иоанна Предтечи.
Живописи барокко присуща известная театральность. Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Среди немногочисленных портретов Креспи (1665 — 1747) встречаются выдающиеся произведения, к которым относится и его,, Автопортрет.
Не случайно XVII век называют иногда веком живописи. Лишенный аксессуаров и барочной помпезности Портрет камеристки подкупает чистотой и внутренней прозрачностью образа, которые были свойственны нидерландскому портрету эпохи Возрождения. Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». В нем призыв и неуверенность, стыдливость и колебание. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты.
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи.
Эти росписи погибли вместе с дворцом.
Реформация полностью изменила культурный климат страны католическая церковь потеряла свои позиции и художники были вынуждены искать новых покровителей. Портрет — парсуна (от искаженного слова «персона» латинское «регsona», личность) — родился еще на рубеже XVI— XVII вв.
Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. Тут остаётся довольно много места для того, чтобы каждый думал сам.
1595 Лувр). «Строгановская» икона – небольшая по размеру, не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. Однако одно событие повлекло за собой полное реформирование иконописного жанра.
Колорит лишь на первый взгляд может показаться монохромным. Другая отличительная особенность барочной живописи — преувеличенно эмоциональное, динамическое решение образа, его чисто внешняя патетика. Но движение как бы замирает перед красотой целомудренно склонившейся Андромеды. Судя по описям имущества, дома богатых горожан были увешаны десятками, а иногда даже сотнями картин. Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей).
Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Эмоциональный ключ этого пейзажа Гварди (как и парного к нему в том же музее) — любовь к своему родному городу, прекрасной Венеции. У Йорданса им становится отец семейства, почтенный, но безудержно веселый старик.
Попытка оправдания простого, «земного» человека особенно отчётливо выражена в изображении Страшного суда, занимающего западную стену храма. Лукой», 1592, Лувр). Его позднее «Видение св.
Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694).
семейство», ГМИИ им. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Фрески этой церкви также являются выдающимся памятником монументальной живописи Ярославля.
Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей).
Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Жирными пастозными мазками лепит он лицо, достигая необычайной рельефности. Жест ее правой руки выражает целую гамму чувств.
Однако даже его постоянный соперник строгий академист Рейнольдс признавал, что,, незаконченная манера (как он называл технику Гейнсборо),, именно и содействовала созданию разительного сходства, отличающего его портреты. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов.
Считается, что Юбер имел хорошее воображение и многие свои полотна он рисовал лишь со своих многочисленных фантазий о величественных руинах, но так ли это на самом деле. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Лосенко).
Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников. От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль.
Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков (1626—1686). 1616), а около 1619 г. появился в Италии. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Хотя Хальс (1580— 1666) не стремился, подобно Рембрандту, к глубокому проникновению во внутренний мир человека, его портреты наделены исключительной характерностью и индивидуальностью.
Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Трогателен бродяжка – савояр (уроженец провинции Савойи) с флейтой и ящиком из которого ручной сурок должен вытаскивать билетики со счастьем. Главное в его произведениях – не повествование о событии, а характерный типаж. Обыски на его вилле на юге Франции и дополнительные экспертизы доказали правоту слов подсудимого. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы.
Однако кисть художника облагораживает все тончайшим плетением живописной ткани. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни бывает». «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью — романизмом — смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка.
В ней нет буйного, чувственного веселья его вакханалий. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери. Тот, кому доставался кусок пирога с запеченным в нем бобом, считался королем праздника. В 1580—1590-е гг. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана).
Он стал тщательно изучать биографии и творчество голландских художников XVII века их манеру письма и особенности техники. За несколько лет творчество Лисса проделало быструю эволюцию от бытового жанра к барочной живописи в ее самых крайних формах. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. Вот таким образом всех любителей искусства в 1932 году порадовало сообщение искусствоведа Абрахама Бредиуса о том, что на рынке художественных произведений в Гааге объявилась картина Дама и кавалер у спинета, принадлежащая кисти художника художников Яна Вермеера.
В пользу этого мнения говорит, в частности, зрелое мастерство, с которым написан,, Савояр. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером. Богородица лежит в алых одеждах, руки безвольно обвисли, глаза закрыты, бледный вид, подчеркнутый примененным алым цветом, типичным для работ Караваджо. В помещении столпились пришедшие попрощаться с покойницей.
Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св.
Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу.
Шарль Луи Клериссо (Charles-Louis Clerisseau, 1721-1820) очень интересный художник, вернее весьма интересны его картины. Россия стояла на пороге нового времени. 1597 — ок. Несмотря на то, что их творчество часто смыкается с иконописью, в то же время техника росписи на стенах требовала особых приемов изображения.
Картина изображает трояенского героя Гектора, уходящего сражаться с врагом, осадившим город. Ошибочно арестованный испанской пограничной стражей, ограбленный перевозчиками, художник заболевает малярией и умирает в Порто Эрколе в 1610 г., тридцати шести лет от роду. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя).
Об этом наглядно свидетельствует вся предшествующая история древнерусского искусства. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. В распространенном христианском сюжете — мученичестве св.
Ранее эта картина называлась,, Падение Амана. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). А. С. Пушкина). Такова, например икона «строгановской» школы Прокопия Чирина «Никита – воин» (1583 год). Они становятся спокойнее, камернее, в них появляется больше лирической созерцательности, тихой задумчивости.
Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. С этого времени живопись начала развиваться, а не стоять на месте.
1700 Эрмитаж). Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней.
Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана.
Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи. Рембрандт (1606—1669) трактует его абсолютно по – новому.
К лучшим произведениям данного направления можно отнести изображения царя Федора Иоанновича (вторая четверть XVII века, ГИМ), князя Скопина-Шуйского (вторая четверть XVII века, ГТГ)», Ивана IV (вторая четверть XVII века, Копенгаген, Национальный музей). А. С. Пушкина).
Изображения измельчены, с большим трудом читаются на расстоянии. Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. На темном фоне некрасивое лицо герцога предстает во всей своей значительности. Мастер обратился к древнегреческому эпосу. Это сказалось и в пристрастии художника к изображению красивого человека, окруженного столь же красивым пейзажем и богатой архитектурой и в том, что в этих фресках с необычной для древнерусского искусства смелостью дано изображение нагого тела («Блудница на Звере», «Жена Пентефрия», «Купающийся Нееман», «Непорочная Сусанна», «Вирсавия» и др. ).
Вся картина проникнута динамикой. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать возможно более похожими. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво.
Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. Самые главные направления – это барокко и классцизм. Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати. Об этом свидетельствуют не только изображение Кремля в иконе («Насаждение древа»), но и подробно и тщательно разработанные архитектурные фоны некоторых гравюр исполненных на меди по его рисункам гравёром Афанасием Трухменским («Давид», «Варлаам и Иоасаф»). Главное достоинство Вермеера-художника – в передаче света и воздуха. Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом.
Заказчик не мог бы пожаловаться на недостаток импозантности в портрете. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа. Коллекция западноевропейского искусства в Вологодской областной картинной галерее (ВОКГ) невелика, в ней преобладает гравюра. Луи Ленен (1598 —1648) умел, как никто другой, сообщать своим скромным крестьянским жанрам значительность, серьезность и подлинную монументальность. Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык.
Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. Художник А. П. Постепенно происходит дифференциация жанров у художников.
Но возможно ли это вообще. Портрет старушки из собрания Музея изобразительных искусств, выполненный Рембрандтом в поздний период творчества, принадлежит к самым,, успокоенным и умиротворенным образам его стариков. Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. Художник стремится подчеркнуть красоту материального мира. Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св.
Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Это Балансная школа (братья Караччи) и караваджизм Микеланджело Меризи да Караваджо. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Но больше всего у Маньяско монахов. Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша».
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Примечательно, что на формирование стиля Креспи большое влияние оказал ранний Гверчино, наименее академический из всех академических мастеров. Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке». Маратта пользовался исключительной популярностью у своих современников как мастер монументальных алтарных образов, в которых он подражал Карраччи и Корреджо.
Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты.
В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651). Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». Рябушкин в своем «историческом романтизме» оказывался на грани символистского мышления. Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом.
Он занимался восстановлением икон в Благовещенском соборе. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Петр и Павел Эль Греко (1541 — 1614) принадлежит к тем произведениям, которые в равной степени можно отнести к двум жанрам — групповому портрету и религиозной картине. Он имел разные проявления — в символическом пророчестве Врубеля, в портретной остроте Серова, в стилизованном ретроспективизме художников «Мира искусства». Это полотно принадлежит к лучшим портретным работам Рубенса.
«Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. Исключительный живописный темперамент Креспи, его реалистические стремления вступают в непримиримый конфликт со всей системой академической живописи, в традициях которой он был воспитан. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок.
Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Однако он считал ее лучшим своим произведением. Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века.
В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных. Реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами "высокого искусства". Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. 1578—1616) побывал в молодости в Испании и создавал произведения, проникнутые горячим религиозным чувством он был вполне самостоятельным мастером и лишь отчасти соприкасался с художественными принципами караваджизма, увлекаясь сочной светотенью, более живописной, чем у других римских художников.
Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. Темный фон благодаря горячим красноватым пятнам приобретает глубину и воздушность. Изображённые люди вообще по масштабу не вписываются в грандиозные постройки. Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей.
Основные черты развития монументальной живописи на стенах XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. В Италии появляются две школы, протестующие против маньеризма (стиль это характеризуется утратой гармонии между природой и самим человеком, духовным и телесным). Жестокий и надменный вельможа написан с гениальной беспристрастностью, которая говорила больше, чем иная обличающая сатира. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св.
Из этого следует, что картин тогда было в избытке. Предвестником искусства будущей эпохи становится портретный жанр. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом.
Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Ильина Т. В. Росписи насыщены занимательными подробностями.
Эскизы знамён тоже принадлежат С. Ушакову. Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме).
С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»).
С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. Художники пробуют, экспериментируют. В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. Подобная художественная организация не была новостью.
Примерно к 30-м гг. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. В культуре отчётливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви. Венчаемый богиней славы Персей помогает освобожденной красавице спуститься со скалы.
Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм.
Во фресковых циклах XVII столетия отсутствует тектоника. Сюжет картины наполнен духом высокой гражданственности, пронизана любовью к родине. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Обрёл новую форму светский жанр – портрет. Период творческой зрелости художника (конец 16 — первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике.
В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. После реализма обороты начинает набирать классицизм. Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием. А. С. Пушкина).
Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Персонажи росписей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи бурно жестикулируют и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Оказывает влияие на голландсую живопись творчество Караваджо, а так же немецкого художника Адама Эльсхеймера. Огромные фигуры заполняют собой весь холст.
С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Иеронима» (ок. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть – в западноевропейском. Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение».
В его «Распятии Петра» нет ничего героического. В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. Необходимо было восстанавливать утраченное. Она помогла централизовать французскую живопись.
В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). Так нам говорит официальная история. Голубоватые тона проникают и в кружева платья и в серебристую пудру прически.
Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью. Рейсдаль (1628/29—1682) был одним из самых значительных мастеров не только голландского, но и европейского пейзажа XVII века. Не случайно мирискусники старались приблизить Рябушкина к своему объединению. Андреа Поццо, не обладая колористическими способностями Гаулли идет по пути дальнейших иллюзионистических ухищрений в области плафонной живописи, осуществляя на практике то, что было изложено в его известном трактате о перспективе. В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов.
Это важный шаг на пути развития реалистического метода. Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой. Огромное влияние навевалось с запада. Правда в некоторых городах, например, в росписях Ростова этого периода все еще преобладают плавные, гибкие линии, свободно очерчивающие силуэты фигур. В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. С апреля по сентябрь 2014 года большая подборка классической западноевропейской гравюры XVIII-XIX века будет представлена на специальной выставке в коммерческом банке «Вологжанин» – постоянном благотворителе ВОКГ.
Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. Прекрасные мосты и обелиски, башни, колонны гармонично сочетаются с естественной природой. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века.
Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. Вокруг датировки этого маленького шедевра Ватто (1684— 1721) среди исследователей было много споров. Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц.
Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства. Выявлению противоположных типов личности художник подчиняет все средства живописи. К сожалению, до сих пор ни одного из этих портретов обнаружить не удалось. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко. Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении.
Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Жена его заснула прямо за столом. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. Расписывали много, но иначе, чем раньше.
Особенно изыскано в этом отношении икона 20-30-х годов XVII века «Иоанн Предтеча в пустыне». Талантливый художник-самоучка, он с успехом подвизался как музыкант-импровизатор, актер и поэт. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте).