Удивительные картины династии Брейгелей. Выставка младших Брейгелей была небольшая, но можно было долго стоять перед каждой картиной, рассматривая разные детали. Также он утверждает, что эта картина была самой лучшей у Питера Брейгеля Старшего. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.
Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях. Именно такой «неправильный» мир изображен в картине П. Брейгеля «Битва Масленицы и поста». Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене.
В семействе Брейгелей напрочь отвергли это утверждение, потому, что вплоть до внука художественный талант продолжал развиваться, что видно на прекрасных картинах. Картины, созданные в конце творческого пути Брейгеля, опять иные. Очень нравятся картины семейства Брейгелей. Его поза напоминает лежащего человека в другой известной картине Брейгеля — «Страна лентяев»3. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» написана маслом по дереву в 1565 году. Для оформления заказа и покупки репродукции картины Питера Брейгеля нужно выбрать понравившуюся картину и нажать на кнопку Узнать цену под изображением. Младших Брейгелей там мало картин, поэтому тоже с удовольствием посмотрела вашу подборку. «жатва» (нидерл. De korenoogst, англ. The Harvesters1) — картина, написанная в 1565 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569).
Это же такая редкость на картинах семьи Брейгелей можно увидеть быт и увлечения людей прошлого. В подавляющем большинстве случаев Питер Брейгель Младший вдохновлялся работами своего отца, чего нельзя сказать о его картине «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)». В России картин Питера Брейгеля Старшего нет.
Картины Брейгель можно рассматривать долго, здесь много деталей и про самих людей и про быт. Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника.
Это единственная картина Питера Брейгеля, написанная на мифологический сюжет, где-то во второй половине 50-х годов XVI века. Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть и "Охотники на снегу" соответствуют декабрю и январю.
В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали – более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства. Брейгель показывает в картине многие отрицательные свойства человека. Крестьянская свадьба – одна из самых радостных брейгелевских картин.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. Поскольку названия картин не принадлежат Брейгелю (придуманы музейными работниками и позднейшими искусствоведами), в разных языковых традициях (и даже в пределах одной традиции) они могут различаться.
Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах. Творчество Брейгеля — автора живописных произведений, очень разнообразно по тематике. Зачем Брейгель это делает, почему он это делает – это отдельный интересный вопрос. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Босх оказывается более ренессансным художником в своей живописи, поскольку вместо того, чтобы представить грехи в виде аллегорических фигур (позднеготическая традиция), предпочитает изобразить несколько жанровых сцен.
В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Весна, Возвращение стад. Охотников трое, за ними следует множество собак.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. И можно было бы назвать эту работу «Зимний пейзаж с конькобежцами» и тогда ее смысл как бы ускользнул от нас. По всей видимости, Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ -- «Крестьянский танец».
Две другие— «Жатва. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. И вам будет казаться, что эта картина, в общем-то, про этого пахаря, условно говоря. На горизонте за пастухом (в котором можно увидеть намек на Доброго пастыря) видна ветряная мельница -- символ Фортуны.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Казалось бы, смысл картины ясен. Это все-таки некое нарушение нормы, за которым следует расплата. Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. Искусство Брейгеля не имело непосредственных продолжателей среди крупных художников, хотя разные стороны его творческих достижений оказали плодотворное воздействие на отдельные жанры живописи — пейзаж, бытовую картину, натюрморт. Медальон символизирует око Господне, о чем свидетельствует латинская надпись, поясняющая изображение.
Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца.
Вот он взлетел выше, не послушал совета отца лететь средним путем и был наказан. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. А вот есть надежная крестьянская жизнь, устойчивый уклад. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Художник создал несколько картин на этот сюжет.
Но в данном случае речь идет о народной традиции имеющей свои особенности. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает опущение стылого воздуха в «Зиме». Это занятие напрямую граничит с Фортуной.
Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». она написана уже после «Падения Икара». Это очень важные слова.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. И оставил после себя – уникальное творческое наследие и двух сыновей – Питера и Яна. Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым.
Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Картины из собрания Константина Мауергауза». И если он не прочтет название, если он не поймет, что это картина «Обращение Савла на пути в Дамаск», то он не увидит, конечно, никакого упавшего Савла, который становится с этого момента апостолом Павлом. Это та самая куропатка, которая упомянута и у Овидия.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Вообще это точная календарная примета, так как свиней как раз режут зимой. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Картины, созданные около 1562 года, — Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Безумная Грета (Антверпен, Музей Майер ван дер Берг), Обезьянки (Берлин, Государственные музеи) — отличаются друг от друга, но всем им присуще чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие в разумное устройство мира. Но скажем так: он прячет смысл. Это единственная добыча, которую они несут с охоты. Своё творчество художник начал графиком. О них мы расскажем в соответствующих разделах.
Сюжет взят из греческой мифологии, что само по себе достаточно редкое явление в искусстве Нидерландов той поры. Зной жаркого летнего дня наглядно передается всей гаммой золотисто-коричневых, соломенных тонов в «Жатве». Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) абсолютно закрывает его лицо. Кажется, что Апокалипсис уже наступил.
В 1568 году Питер Брейгель создал свои последние известные произведения: «Калеки» (Париж, Лувр), «Притча о слепых», «Мизантроп» (оба -- Неаполь, Музей Каподимонте), «Разоритель гнёзд», «Буря» (оба -- Вена, Музей истории искусств), «Сорока на виселице» (Дармштадт, Музей городского собрания). Особого внимания заслуживает его картина «Вавилонская башня». Притча о слепых Дурной пастырь Безумная Грета Разоритель гнезд Страна лентяев). Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. такое нагнетание мотива характерно для эпохи барокко (17 в. ), для которой в целом традиционно настроение томления, религиозного экстаза темы бренности мирской славы и апокалиптические настроения. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь.
Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). В основном картины Яна Брейгеля отражают библейские сюжеты. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
И стоит при этом спиной к месту падения Икара, т. е. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. «Обращение на пути в Дамаск» кисти Караваджо, картина 1601 года, хранящаяся сейчас в римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
Увидим ловушку для птиц, увидим пожар в доме, увидим скользящих и падающих на льду людей. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия. В этой картине Брейгеля, «Падение Икара», Оден тоже, конечно, выделяет вот этот мотив, обращая в первую очередь внимание на пахаря – он идет за плугом спиной к упавшему Икару. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека.
Этот взгляд завершает путь слепцов-- жизненный путь людей. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Следующий уже запнулся за него. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. «Перевернутый» мир карнавала достаточно убедительно описан в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго с его выбором папы шутов и другими кощунственными несообразностями. «Что за баба, что за пьяна. » «Я не баба, я не пьяна – аз есмь Смерть твоя мати, пришла тя забирати». Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Деревню оцепили, спастись негде. Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё.
Здесь есть еще и некий скрытый моральный урок, который можно прочесть, если мы внимательно присмотримся к костру и обдумаем, зачем он здесь, прочтем название на вывеске Ясно, что оно относится к охоте и к оленю, которого как раз нет у охотников. Ну, можно по-разному, разными дополнительными смыслами нагружать эту картину. Русский лубок «Аника воин и смерть» так характеризует сходную ситуацию: «Едет Аника воин по чисту полю, к нему Смерть явлением.
В общем, не передать, с настоящим искусством, наверное, всегда так. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Все торопятся воспользоваться погожими деньками.
Кловио и по возвращении в Антверпен продолжает работу в жанре графики в печатне Кока, для которого он создает серии гравюр для массового потребителя. В Триумфе смерти (ок. Две гравюры Брейгеля «Пиршества» как бы пародируют одна другую и относятся друг к другу как смеховые двойники.
Охотники несут острые пики и ягдташи. Карнавальная эстетика и мировоззрение проявляется у Питера Брейгеля не только в рассмотренной картине, но также, например, в таких гравюрах как Пиршество толстых и Пиршество тощих (1563 г. ), которые изображают искаженный ненормальный мир, мир наизнанку – мир глупости.
Обратите внимание на птицу, которая сидит на ветке на фоне моря между рыбаком и ногами Икара. Лето» и «Сумрачный день. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Один человек поставил лестницу и полез уже на крышу, второй несет лестницу.
Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Огромная башня занимает большую часть площади картины. Интересно, что глупость во времена Брейгеля понималась исходя из книги Премудрости царя Соломона (Притчи) то есть в смысле неведения Бога. Именно это и изображено на переднем плане картины. Прозрачная сфера имеет множество символических значений, но в данном контексте, вероятно имеется в виду суетность жизни (известна фламандская пословица: Чтобы пройти сквозь мир, человек должен согнуться). Он не дает нам сразу понятного и удобного ключа. Именно по этой причине «Падение Икара» невозможно проинтерпретировать сугубо в одном ключе: ни как чисто трагическое произведение, ни напротив, как высмеивание трагического пафоса.
Они сидят на туго связанных снопах. На самом деле-здание неровное, стены рушатся. Охотники фактически возвращаются с очень бедной добычей, можно сказать ни с чем. Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки». Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Т. е.
Две другие— «Жатва. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Молодая горожанка, примеряющая украшения и наряды, – тщеславие.
Она называется «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц». Картины его хранятся во многих музеях мира. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. На этот раз художник обращается не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян ибо именно их существование органичнее «вписывается» в годовой природный цикл. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Где же Икар и при чем здесь его падение.
Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием.
Произведение Босха могло возникнуть под влиянием книги «Молот ведьм», опубликованной в 1487 г., где приводится идея о существовании на земле секты ведьм и колдунов. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Ну, в данном случае не на землю, а в море. В доме внутри пожар.
В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. Брейгель прячет смысл. Питер Брейгель Младший известный как Брейгель «Адский» начинал с того, что живописал картины Страшного суда в манере Иеронима Босха, за что и получил свое ужасное прозвище. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на два его произведения — Крестьянский танец и Крестьянская свадьба (оба — 1568, Вена, Музей истории искусства).
В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Это было окончательно подтверждено при расчистке картины, когда была отделена 2, 5-дюймовая (примерно 6, 35см) деревянная планка, приделанная к нижней части картины, под которой была обнаружена подпись (BRVEGEL) и дата (LXV), в точности совпадавшие с тем, как подписывал свои произведения Питер Брейгель Старший4. Ох не запутаться бы в этих Брейгелях. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель.
Иными словами и глупость и слепоту автор «Книги Благой Любви» приписывает себе, однако, не впадает от этого в уныние, но надеется на милость Божию. О принадлежности обеих картин кисти Брейгеля до сих пор идут споры. Древние сельскохозяйственные ритуалы дохристианского времени формально состояли из так называемого «агона» – сражения сил хаоса и космоса, представляемого людьми и сопровождающегося реальным жертвоприношением в архаической традиции или символической заменой этого жертвоприношения (ряжение в крестьянской традиции в жертвенных животных в сценках, представляемых ряжеными, например, в Святочный период). Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Это не просто пересказ мифа, не просто рассказ о том, почему Икарийское море стало Икарийским называться или как появилась куропатка. Т. е. И здесь мы видим еще один интересный сюжет, вставленный внутрь этого большого сюжета. Брейгель трактует данную тему более сдержанно.
Но не будем торопиться. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Жизнь идет своим чередом. К этому пожару бегут люди: один уже перебежал мост, а двое еще подбегают к мосту. На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров.
это такое падение с небес на землю. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов».
Этот канон П. Брейгель дополняет смысловой градацией объектов первого и второго планов изображая впереди сельскую, «одомашненную» человеком природу, а в дали – море, туманные неприступные замки, символизирующие чуждый мир. Второе прозвище Брейгеля — «Мужицкий» — характеризует именно этот круг его художественных открытий. И вот теперь, прочитав внимательно Овидия, вернемся к картине Брейгеля «Падение Икара».
Т. е. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.
Но ничего не меняется. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы». Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Смерть – это не только излюбленный карнавальный герой, но и персонаж народного и мистериального театра живых актеров и кукол, распространенного по всей Европе. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству.
Поскольку о народной карнавальной культуре Европы написано много книг и одной из них является труд выдающегося русского исследователя М. Бахтина, достаточно сказать о ней несколько слов, чтобы понять в каком ключе следует понимать такие произведения Питера Брейгеля старшего как «Битва Масленицы и Поста», «Триумф смерти», «Нидерландские пословицы» и некоторые другие картины. Икар не просто невинный страдалец, как можно заключить из стихов Одена – несчастный мальчишка, упавший с неба, кричащий отцу «почто мене оставил», т. е. мы видим, что там горит дом и люди пытаются его тушить. На этом основании картину относят к аллегориям Перевернутого мира (см.
Корабль, как было уже отмечено, удаляется от места падения Икара. Но первые дошедшие до нас картины, датируются уже второй половиной 1550-х годов. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии. Да еще человек несет к этому костру стол зачем-то. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности -- качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Музей Лиссабона). В этом смысле Брейгель вполне в русле своего времени движется. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на совершенно бытовом фоне. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Таким образом, возникает узнаваемый стиль Брейгеля Старшего, в котором высокое (идеалы Возрождения) и низкое (народное, мужицкое здравомыслие) не столько противопоставляются, сколько пребывают в динамике и взаимном дополнении.
Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Однако это довольно узкое истолкование произведения. Наметившееся противоречие между жизнью природы и человеком получает острое трагическое завершение в картине «Слепые» (1568, Неаполь, Музей Каподимонте) изображающей вереницу уродливых слепцов, вослед за поводырем падающих в воду. Два Питера, Два Яна.
Через год после ее написания Питер Брейгель умер. Конечно, подобная идея не является канонической или освященной Церковью того времени. Вообще, главные герои картин Брейгеля – представители низов, обычные деревенские жители. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Не даром в одном из текстов вертепного театра Смерть говорит о себе: «аз есмь монархиня – сильнейший воин».
Глядя на эти произведения, зритель проникается чувством глубокого единения человека и природы, сознанием того, что подлинная ценность бытия и состоит в этом единстве мироздания. По заснеженному холму шагают охотники со сворой собак, они возвращаются с охоты домой, в деревню. Тут кирпичный дом и скаты крыш, а справа отвечают им далекие скалы. Ну, во-первых, конечно, за счет перечисления, через запятую, разных зимних занятий людей.
Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший. Именно так дан пейзаж в живописной притче П. Брейгеля «Падение Икара»: вдали над блистающим морем можно видеть едва заметную точку – падающего Икара, который, возгордившись, приближается слишком близко к солнцу в своем полете (известный античный сюжет). И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.
Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. Реальность их -- в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном. В-третьих, каракка, направляющаяся то ли в город вдали, то ли в открытое море. В частности, не буду касаться темы мельницы на скале, это отдельный интересный сюжет.
Третий вот-вот оступится. Он разглядывает какую-то группу людей, которые сквозь этот пейзаж двигаются. Среди этих людей мы видим представителей разного возраста, там есть и дети и взрослые. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Тема духовной слепоты занимала Питера Брейгеля в течение всей его жизни, о чем свидетельствует многократное повторение в живописи и гравюре шествия слепцов иллюстрирующее притчу Спасителя из Евангелия «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». А чтобы мы имели нужду вглядываться в его работы.
Вот конь, вот под ним лежащий человек, руки подняты вверх, ясно, что он только что упал. В русской барочной анонимной поэзии читаем: «Александр Македонский славны воин бяше, уби цари крепкия, смерти не можаше» Кроме жертв смерти П. Брейгель изобразил многочисленные фигуры самой смерти – скелеты, управляющие колесницей с мертвецами воинство голых человеческих остовов со щитами и т. д. Весна». А эта лампа погасла. Он погиб. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва.
На картине изображено пшеничное поле на холме. Интересно, что в «Книге благой любви» Хуана Руиса – испанского гуманиста 14 столетия, являющейся настоящей энциклопедией распространенных народных сюжетов, понятых в христианском контексте, все человеческие страсти и грехи имеют аллегорическое выражение через животных (алчность – пес, конь – гордость, скупость – волк, орел, гибнущий от стрелы, которую сам же оперил – любострастие и т. д. ). Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду.
В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Однако в целом по своим смыслам с большой долей вероятности можно утверждать, что «Падение Икара» когда-то было задумано (и, возможно, написано) Питером Брейгелем Старшим. Брейгелю и его зрителям хорошо понятно зачем. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год.
«Пляски смерти» Гольбейна представляют собой серию гравюр, которые имеют сюжетные прототипы в изобразительном искусстве средневековья и послужили образцом для европейских и даже славянских лубочных картин и популярных гравюр 17 – 18 вв. Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно. Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения.
Поле зрения художника заметно сузилось. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Интересно, что дерево (его визуальный образ) используется в современной психологии для тестирования, поскольку образ дерева является неким архетипическими элементом человеческого сознания.
Данная символика в то время была почти интернациональной, связанной с культурой интернациональной готики, вот таким образом нет ничего удивительного, что Иероним Босх в своем триптихе «Сады земных наслаждений» использует зооморфные образы для определения человеческих пороков. Филипп II, король испанский, был ярым католиком.
Многим отрубают головы. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. И вот он берет за основу своей картины фрагмент из VIII книги «Метаморфоз».
Обе версии, вероятно, (даже с инфракрасной рефлектографией искусствоведение – наука неточная) являются копиями с одной картины, предположительно написанной Брейгелем. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. Зооморфные герои близки по функции упомянутым представителям карнавального мира.
Люди живут своей обычной жизнью, говорит он и не замечают страдание.
Вторым источником считается голландская пословица «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Дерущиеся простолюдины – гнев и ярость и т. д. Брейгель оказывается более традиционным. И зима. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека.
Ну, в первую очередь, конечно из первоисточников. По сравнению с небольшими коггами и неуклюжими галерами, составлявшими основную часть флотов средневековья, каракка (со временем превратившаяся в галеон) – это просто космолёт. Здесь нет пестроты и дробности предыдущих картин. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида.
С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. Все мы помним предание: Икар ослушался отца своего Дедала, подлетел слишком близко к солнцу, воск, крепивший крылья, расстаял, Икар свалился плашмя вниз. Крупные цветовые пятна фигур первого плана определяют их колористический строй. в целом характерна миниатюристическая тенденция в живописи: яркие краски (розовый, голубой, золото) и прихотливые остроконечные очертания фигур обнаруживают долгую жизнь готических канонов изображения в станковом искусстве Севера в целом и в нидерландской живописи в частности. Сама земля служит им мягкой постелью.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии. Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году.
В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Взгляните на его картины. Произведения исполненные в самом конце 1550-х годов, носят уже иной характер.
Некий кавалер, облаченный в часть рыцарских доспехов и устроившийся под навесом, который сплошь усеян сладкими пирогами, глотает жареного жаворонка -- лакомая птичка свалилась ему в рот прямо с неба. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Это очень важная, повторяющаяся у Брейгеля из картины в картину мысль. Одним словом – жизнь простых нидерландцев.
словами Христа. За спиной у одного из них – убитая лиса. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы.
Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.
Эта картина у современников Брейгеля имела второе название -- «Пляска под виселицей». По левую сторону от Мадонны Валтасар. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. И было за что. Я не буду сейчас ни подробно ее анализировать, ни пересказывать основные идеи, связанные с этой работой.
Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Все застилает едкий дым.
И дальше Овидий коротко рассказывает историю происхождения куропатки. И теперь давайте мы взглянем на, казалось бы, никак не связанную с ней, относящуюся к абсолютно другой теме знаменитую картину Брейгеля из Вены из Венского музей истории искусств – «Путь на Голгофу» или «Несение креста» она еще по-другому называется. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми.
Это, конечно, напоминает нам известные слова из «Гамлета» Шекспира о том, что король может проделать путь по кишкам нищего. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Когда мы смотрели на картину «Падение Икара», мы могли предположить, что некоторое, скажем так, негативное, пренебрежительное отношение художника к герою – ну, Икар просто наказан за гордыню, за то, что ослушался советов отца, он взлетел высоко, вот и поплатился, поделом тебе как бы.
И действительно, в этот период было принято беднякам рядиться королями, богатым – нищими. В буквальном прочтении речь идет о том, что ничто не должно быть важнее выживания тех, кто еще жив и главной угрозой для большинства оставался голод. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Ниже, несколько поодаль — стадо овец с пастухом, взирающим на небеса. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением.
Осень, Охотники на снегу. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг).
Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Это очень важный мотив, очень глубокая, серьезная мысль. На эту картину хочется просто смотреть, как в окно, — ни о чем не думая, только остро ощущая, что ты жив, что ты стоишь и смотришь на то, что сейчас зима. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. То же видение посетило и Губерта.
В ситуации карнавала мир нормы как бы переворачивается для того, чтобы слабый человек мог посмеяться над самим собой, уничижить себя перед другими и, таким образом, юродствуя, пройдя путь карнавальных «искушений» войти в подвиг поста. Они возвращаются обратно в город, ну или там в деревню, это неважно и добычи у них нет. Вот поучительная история Икара. Борьба проходила с переменным успехом. Оден выделяет в этой картине несколько важных для него, для его стихотворения тем. Ну, название, понятно, условное.
Впрочем, полный отход от прежних надежд совершился несколько позже, когда мастер создал ряд мрачных и жестоких картин («Мизантроп», 1568, Неаполь «Калеки», 1568, Лувр «Разоритель гнезд», 1568, Вена, Музей) и в том числе знаменитых «Слепых» (1568 Неаполь, музей Каподимонте). Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Лед скользкий, на нем легко поскользнуться и упасть. Люди откормили свинью, сейчас они ее зарезали, судя по всему, а теперь готовятся свинью опалять. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. В этом смысле картина Брейгеля – прямой антипод картине Караваджо.
Они близки между собой и общностью композиционного решения и фольклорной основой сюжетов. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. Все трое в беспамятстве лежат вокруг пародийного «древа жизни» – одноного стола с едой и выпивкой, который словно «мировая ось» вертит целой вселенной мира глупости и слепоты. Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека.
даже не обязательно персонажа прячет Брейгель. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Но главная его особенность заключается не в выборе сюжета, а в его трактовке. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. В «Свадьбе» событие происходит в замкнутом в пространстве деревенской риги, заполненной людьми, сгрудившимися вокруг длинного стола.
Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах» дал простодушно-наивное истолкование сюжета: Своей жене он отказал картину изображающую сороку, сидящую на виселице, где под сорокой он разумел сплетниц, которых обрекали на виселицу. Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет.
Скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. Весна». 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Так, например, в русской школьной драме «Страшное изображение второго Пришествия Господня» (1702 г. ) в сцене суда появляются около дюжины скелетов с разными инструментами: кто со стрелами, кто с мечем, кто с граблями. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Источник сюжета -- Евангелие от Матфея (15, 12-19). Центральная для понимания сюжета фигура как бы прячется Брейгелем.
Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Таким образом, появление здесь куропатки в каком-то смысле говорит об отношении к Икару. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками.
Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» -- последняя картина Питера Брейгеля. Борьба феодализма и католицизма. Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой.
Т. е. Продолжается строительство. Итак, Питер Брейгель Старший известный также под прозвищем «Мужицкий», — отец-основатель. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. В картинах Битва поста и масленицы (ок. Художник изобразил полдень.
Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Культура европейского карнавала всецело основана на философии самопародии.
Ну, конечно, ответов может быть несколько. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. В первых двух произведениях ощущается явственное следование традициям искусства Босха. И тут же — вечная прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью.
Падение Икара – это показательное наказание Дедала. Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Свершившуюся трагедию не замечают люди, занятые своим обычным делом. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный «карнавал жизни» сменяется ощущением трагических сторон бытия. В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством.
Главные персонажи её -- представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Это известный факт, картина эта написана по мотивам отрывка из «Метаморфоз» Овидия. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей.
Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем, а также сцен Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. В Италии он сотрудничал с известным миниатюристом Дж. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями.
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Обычная жизнь течет как всегда. Исходя из этого, понятно, что путешествие через Альпы не обогатило Брейгеля никакими новыми навыками монументального видения (Италия в то время особенно славилась своей монументальной живописью). Давайте разбираться.
Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества или живописность отдельных групп, но сами крестьяне -- их обличье, черты лица, повадки, характер жестикуляции и манера двигаться. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Отсюда художниками позднейшего времени берется композиционный канон ландшафта, представляющий собой диагональное построение, разделяющее передний план с древесным или скальным мотивом сбоку в виде «кулисы» и задний план, данный как миниатюрная панорама – объемная географическая карта. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».
На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Что, разумеется, было полнейшей выдумкой.
«Пейзаж с падением Икара» — так называется одна из них (1555—1558, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств). также Суета сует). Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Картина «Перепись в Вифлееме» -- яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени.
Глубочайшее впечатление произвели на художника работы Иеронима Босха. Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу -- нидерл. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Ну, вы понимаете, что в ту эпоху не было книжек вроде книжки Куна «Мифы и легенды Древней Греции и Рима», всем нам хорошо знакомой и подобных изданий.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. Осень», «Охотники на снегу. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Его картины – это правда и вымысел. Антония, молящегося и истязаемого демонами.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Об этом можно только догадываться. По одной и той же модели выполнены не только «Охотники на снегу» П. Брейгеля (одна из картин серии «Времена года»), но и пейзажи Ван де Блеса, Кейнинка и др. Если мы посмотрим теперь не по оси «правое – левое», а по оси «близкое – далекое», то мы увидим, что передний план стремительно падает вниз, охотники выходят на вершину, на некий обрыв, на кручу.
Мистика, яркие краски, леденящие кровь ужасы — это, конечно, круто, но Брейгель «Адский» довольно быстро устал от этого и вернулся к тому, что завещал ему отец – к честной и глубокой живописи. Т. е. Последнюю мысль иллюстрирует сравнение «Искушение Св. Т. е. Небольшой островок, освященный Божиим присутствием (маленькую фигуру кроткого и погруженного в полумрак Христа можно видеть рядом с престолом) – является точкой, концентрирующей все напряжение картины. Но зима написана так, что кажется более настоящей, чем только что прошедшая, чем все зимы, которые ты прожил.
Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Осень», «Охотники на снегу. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов.
Цикл этот посвящен временам года: Сумрачный день. Действие происходит в жаркий летний день. Картина «Притча о слепых». Антония» П. Брейгеля (1557 г. ) и Великого триптиха Босха на ту же тему (Нац. Например, в гравюре «Зависть» можно видеть аллегорическую фигуру смертного греха в виде худой женщины в остроконечном колпаке возле дуплистого дерева. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие.
И каждая фигура кажется остановленной -- в танце, споре или поцелуе. Следующий за ним слепой, падает на него.
На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях. Они спят в мире и покое -- вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. О чем говорит Брейгель. Картина «Крестьянский танец». Проходит еще несколько лет и в искусстве Брейгеля вновь происходят серьезные изменения. Обращался он и к светским произведениям аллегорического характера.
Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Аника хвалится своей мощью, но Смерть оказывается сильнее его. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Напомним, что восставшие крестьяне, боровшиеся с католичеством, громили католические церкви. ). За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Никто не придет им на помощь. В картине Питера Брейгеля мы видим сухопарую Четыредесятницу (или Пост у Хуана Руиса – донья Куаресма), устремившуюся сразиться с персонажами из свиты Масленицы (у Хуана Руиса – это дон Мясоед или дон Карналь). Все они – четверо – жили в одно время, все – талантливые художники и родственники.
Рыба, конечно, съест упавшего в море Икара. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Башня Брейгеля стала самой узнаваемой и символичной картиной в мире. И нарушение правила золотой середины приводит к гибели. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок.
Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Его кисти принадлежит и большое количество аллегорий и картин на мифологические темы. Повествовательность картин Брейгеля особого рода: могучий пластический талант художника сочетается с его необычайным даром занимательного рассказчика, умеющего ставить свои персонажи в самые разнообразные «игровые» ситуации. При этом на плечах у них пики, ну или копья.
Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю — августу или августу — сентябрю).
В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок -- осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Впрочем, в его таланте, несмотря на откровенно «не знатную» натуру, сомнений не возникало — у Брейгеля старшего были богатые заказчики, писал он много и его картины теперь украшают музеи европейских столиц (большинство работ находятся в Музее истории искусств в Вене). В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Эта картина 1561 г. примыкает к общеевропейской традиции «Плясок смерти» известной еще в искусстве готики (росписи Кампо Санто в Пизе). Можно по-разному этот смысл понять.
В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Справа мы видим снопы соломы, на них сверху лежит топор. Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. К этой же теме обращались немецкие художники Ганс Гольбейн (1523 – 1526 гг. ) и Ганс Бальдунг Грин (1539 г. ).
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Таким образом, здесь нам Овидий рассказывает миф о происхождении куропатки, а заодно еще и вводит очень важный момент.
Необычайно разнообразие иногда диковинных бытовых сцен, поступков, жестов и поз. Вера в человека и вера в познаваемость мира придает Возрождению напор и задор, характерный юношеству. Современники дали ему прозвище Питер Брейгель-Мужицкий. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер).
Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Сопоставим серию гравюр П. Брейгеля «Семь смертных грехов» с одноименным произведением И. Босха – расписанной столешницей, на которой все семь грехов изображены одновременно вокруг медальона с образом Христа. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. И в этом смысле можно было бы интерпретировать то, что Икар так мало заметен на картине «Падение Икара» именно тем, что он как бы незначительный персонаж или персонаж, к которому негативно относится художник. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.
«Три возраста и Смерть» и «Красота и Смерть» Ганса Бельдунга примыкают к дидактической традиции позднего средневековья, учительный пафос которой оказался близок немецким художникам в эпоху реформации М. Лютера, когда церковные священные изображения были заменены дидактическими рассудочными картинами, поскольку идеи Лютера содержали в зародыше программу иконоборчества. Перу Брейгеля Мужицкого принадлежат такие известные картины как «Охота», «Играющие дети», «Зимний пейзаж» и многие другие. 1480 – 1550).
А люди заняты своими повседневными делами. Итак, в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялась выставка «Младшие Брейгели. Этот пейзаж очень гармонично и красиво замкнут. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Средневековый смех имел объектом своего субъекта – то есть шутник времен Брейгеля никогда не смеялся ни над кем другим, кроме как над самим собой.
Здесь мы видим человека с подвязанным брюхом играющего на музыкальном инструменте это традиционная маска дурако-шута, главной характеристикой которого является невоздержанность. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Вавилонская башня – была популярным религиозным сюжетом. Картина 1564 года, т. е.
Мы забываем о том, что мы смертны, что жизнь полна опасностей. У одного охотника – того, который выше всех виден между деревьями – на спине висит лисица. Нет, он явно хочет нам сказать нечто иное. Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Теперь давайте посмотрим еще на одну работу Брейгеля, тоже из Венского музея истории искусств. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд «Осени».
«Три возраста» Бальдунга перекликаются с позднейшими лубочными листами безавторского народного искусства под названием «Возрасты человеческой жизни», где представлено 7 возрастов, смерть человека и Страшный суд. В 1565 году были написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. 410).
Они ходили за крупной добычей – за кабаном или за оленем – но идут ни с чем. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки.
Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. И тут интересный момент возникает. «Триумф смерти» Питера Брейгеля продолжает тему духовной глупости и слепоты, конец которым – вечная смерть. Икар упал в море и погиб.
Перед Марией – трое волхвов. Море в символической системе Брейгеля иногда ассоциируется не только с житейским морем мирской суеты, но даже с адом и смертью, что видно на примере его картин «Безумная Грета» (аллегория алчности) и «Триумф смерти». Впрочем, бурная фантазия художников всегда пользовалась спросом. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Таким образом и по оси «правое – левое» и по оси «близкое – далекое» мы видим структуру, напоминающую нам чашу.
Дальше мы посмотрим на интересную композиционную особенность. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Это сразу вычитывается. По некоторым версиям, он сам оступился и упал, но все равно в его смерти все винили Дедала. - Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала).
Вторит строкам Бранта и картина Босха – «Страна лентяев (земля обетованная)» Брейгеля 1567 г. в живописи и гравюре. Лето (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена.
В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Доктор-Гробокопатель в очках и с баснословными «лечебными» орудиями в руках дополняет образ дурако-шута новым смыслом. Здесь можно привести пример его картины «Корабль дураков» из Лувра иллюстрирующую сатиру Себастьяна Бранта с таким же названием. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице.
И они не случайны. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Под фигурами крупными буквами по-фламандски написано: Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах (предполагается позднейшее происхождение надписи). На лицах – беспомощность и ужас. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. По преданию, Евстафий был римским военачальником.
На стенах полуразвалившейся башни, где молится святой аскет, запечатлены символические сюжеты из Ветхого Завета, рассказывающие о торжестве веры над ересью: изгнание поклоняющихся золотому тельцу, получение скрижалей завета Моисеем, ниспровержение идолов, сошествие Святого Духа и т. д. неподалеку от Св. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии. Икар явно не является главным героем картины. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Для нидерландского искусства 15 – 16 вв.
Косвенно они связаны с первым кризисом в развитии нидерландской революции. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. И главным из таких первоисточников был как раз Овидий – очень популярный, очень читаемый и активно иллюстрируемый автор. Маска доктора или гробокопателя (что в контексте народной культуры – одно и тоже), наделяемая в архаической традиции неограниченными полномочиями является наименее скромной из всех перечисленных персонажей и также символизирует порок.
Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Заметим этот мотив на будущее. Европейский карнавал во многом примыкал еще к языческой традиции особого празднования, происходящего на границе времени (например, Масленица разделяет обычные дни и постные). Поводырь уже упал в пруд. И эта солома уже приготовлена для этого костра, для опаления свиной туши.
Их укачивает легкий ветерок сиесты. А журавль в свою очередь пригласил лису на встречный пир, да и выложил свои угощения в кувшин с узким горлышком. Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. «Возвращение стад. Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля -- «Крестьянская свадьба» (Вена).
Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Вдали виднеются пастух и овцы.
Искусство стало его работой. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе. Особенного сочувствия к Икару здесь, судя по всему, нет. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей. Наибольшую известность, однако, приобрели работы, отображающие «труды и дни» его родного народа. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Если в ранней картине «Пейзаж с падением Икара» трагедия космического масштаба — гибель человека, впервые взлетевшего в небо, — проходит как незаметный эпизод повседневного бытия, то в последней — неминуемое падение нищих слепцов становится символом трагической судьбы всего человеческого существования.
Из трубы поднимается столп яркого пламени. Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения. Таковы «Фламандские пословицы» (1559, Берлин, Государственные музеи), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1559—1560 обе — Вена, Музей истории искусства). А рядом на лугу его собирают в стога.
Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. Но, в отличие от Овидия, Брейгель по-другому решает этот мотив. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. По существу, Брейгель берет реальный факт.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Ненадежное занятие. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. «Страна лентяев» -- сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Элементы брейгелевского пейзажа абсолютно неожиданно принимают антропоморфные очертания, но это, судя по всему, мало смущает Св.
Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Она невероятно детально прописана, потрясает масштабностью замысла и трагичностью судьбы. Наверное, правильней сказать – пики.
И мы снова видим вот этот прием. Например, вот есть охота. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564 – 1638) и Ян Брейгель (1568 – 1625), стали известными художниками. На построенной госпитальерами в 1522 году каракке «Святая Анна» была кузница, ветряная мельница, печи, столовые, цветочный сад. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве. На горизонте виден морской берег. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры.
И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Перед стариком-монахом (имеющим толстый кошелек) на дороге -- три металлические колючки. Не удивительно, вот таким образом, что «Книга Благой Любви» Хуана Руиса заканчивается песнями слепцов и гимнами, прославляющими Деву Марию. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв".
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. И понятно, что на лисицу с таким количеством собак и с пиками как-то странно охотиться. Питер Брейгель – был одним из первых средневековых живописцев, кто опустил свой взор с небес (художники того времени в основном рисовали на религиозную тематику) на землю. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками.
Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш -- небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Видно, что это вооруженные люди, воины, всадники. И увидел там массу всего интересного. Что те, кто на льду, — они, конечно, рискуют как минимум упасть. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Одна женщина тащит другую. Родная природа как бы увидена не только глазами внимательного, но стороннего наблюдателя, но и зрением тех, кто находится внутри картины — это озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища, усталые пастухи, что гонят стадо к домам, косцы, которые трудятся возле тучных хлебов. Они рассказывают правду о мире.
Человечна природа, а не люди. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший.
Героями его картин чаще всего были никому неизвестные нидерландцы из сельских низов, что для той эпохи было очень нехарактерным, видимо, вот таким образом его и прозвали «Мужицким». Их гибель предначертана. К примеру, картина Яна Брейгеля «Четыре элемента и пять чувств», написанная в 1617-1618 году. Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок -- уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс. Хотя зло рассеяно в природе повсеместно у Брейгеля, демонические силы воспринимаются, скорее, в контексте античного пантеизма, нежели как противоестественные, механические силы, превышающие своей мощью человека.
Моя любимая картина Брейгеля «Мужицкого» — это, конечно же, «Охотники на снегу» (1565). Его считают наиболее самобытным и талантливым среди всей своей семьи художников.
Природа Питера Брейгеля и грандиозна и абсолютно близка человеку, достоверна. Обилие деревьев с негативным оттенком смысла в картинах И. Босха свидетельствует, таким образом, о смятенном состоянии души художника. В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль. Мир (даже если и познаваем) велик, а жизнь человека коротка и всякая юность, красота и острота ума – довольно часто мимолетны.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Противопоставляются возвышенное и обыденное.
Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва» другую пространственность -- как бы сокращающуюся, сжимающуюся -- осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. «Танец» весь пронизан разнонаправленным движением, в стихии пляски есть что-то самозабвенное, но и заученно-ритуальное. Что же мы увидим. Вообще надо сказать два слова о «Метаморфозах» Овидия.
Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias). В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). А зачем эта солома лежит справа. Овидий говорит нам о золотой середине и о том, что нарушение этого мудрого правила приводит к гибели.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху.
Страдание происходит как бы в гуще самой жизни и окружено обыденными вещами. Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
можно предположить, что этого он как раз не видел, он провожает глазами летящего отца. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. В этой картине действие также происходит в городе. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Слева мы видим на переднем плане у нижнего края картины, как характерное некое зимнее занятие – крестьянин режет свинью, женщина стоит с такой сковородкой или противнем, на длинной ручке и, судя по всему, готовится собирать кровь. До него нужно как бы дойти, нужно вглядеться в работу, нужно вдуматься в нее. Образы смерти, обжорства, крайнего богатства и славы или крайнего (то есть ненормального) голода и нищеты должны были разрушить мир Нормы с тем, чтобы потом построить вновь мир правильный и даже преображенный. Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна).
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Нидерландские пословицы.
Облака скрывают ее вершину. Мы забываем о грехах, которые тянут нас в пропасть. Посмотрим на еще одну работу 1565 года, находящуюся опять же в Брюссельском королевском музее. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Обращая внимание на то, что из воды торчат только ноги Икара.
Крестьянский быт, заботы и веселье горожан. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Но в какой именно день происходит действие.
подъему на переднем плане соответствует подъем на заднем плане. В средневековой Европе они производились из костей животных. 1560) изображена толпа на деревенской площади.
Идентичность композиционных формул в пейзажах П. Брейгеля (серия «Времена года» например) побудила некоторых исследователей предположить, что серия была создана для специального помещения и должна была «читаться» во всей совокупности элементов ансамбля. В изображении инфернальной (адской) реальности Брейгель близок Босху: он заимствует у последнего мотивы мертвого дерева с рассевшейся «утробой» рыб, поглощающих различных монстров химер, напоминающих членистоногих и земноводных. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Найдешь ты зверя, не найдешь ты зверя – как повезет.
Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Конкретная реальность события поднята до общечеловеческого синтетического уровня. В 1567-1569 годах Питер Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни («Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба» -- обе в Музее истории искусств, Вена).
Здесь мы видим важные мотивы, уравновешивающие в каком-то смысле основной рассказ. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражение их лиц крайне жестоко. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.
Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. «Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие3. Вот охотники, а вот по мосту несет человек вязанку хвороста. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность.
Везде бурлит жизнь. Обращая внимание на то, что корабль удаляется, поднявши паруса, от места падения Икара. Лето» и «Сумрачный день. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы.
В то же время на картине присутствует целый ряд образов, показывающих, что сам автор не отказывается от идей Возрождения, а лишь указывает на трагизм существования (особенно легкомысленного, как у Икара). Именно такую башню мы представляем, когда речь заходит о Вавилонском столпотворении. На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Итак, родоначальник у нас – Питер Брейгель старший – нидерландский художник 16 века. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. И так совершенно о каждом герое картины. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему.
Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Мир спокоен и вечен. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Питер Брейгель прожил довольно долгую по средневековым меркам жизнь – он умер в возрасте 44 лет. 1485 – 1524) и Херри Мет де Блес (ок.
с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». «Возвращение стад. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду -- дань происхождению притчи.
перед нами левое и правое как бы очень хорошо уравновешивают друг друга. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. Брейгель, выбравший сюжет о наказании за гордыню, явно отсылает не только к традиции христианского порицания этого греха, но и буквально изображает судьбу тех, кто возомнил себя титанами духа.
«Вавилонская башня» -- знаменитая картина художника Питера Брейгеля. 1559), Детские игры (ок. Этот смысл не сразу, не с первой секунды вычитывается. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Но интересно, что сам Брейгель, создавая эту картину, в свою очередь, тоже интерпретировал художественный текст. Вдали виднеются картины гордого Вавилона.
Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. При этом, смотрите, Икар – Христос – апостол Павел.