Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Убийство свершилось. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Мне минутами становилось страшно». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Третьяков»109. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Иужэто одно можно поставить ввеличайшую заслугу художнику.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Они словно противопоставлены друг другу.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Степень его владения мастерством была столь высока, что он практически не смотрел на холст, не глядя, подбирал нужную кисть и краски, переключив всё внимание на позирующего для картины человека. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В его глазах читается печаль, тоска.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Этот жанр был особенно любим художником.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Стасов присылает ему все, что он просит. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. «Крестный ход в Курской губернии». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. " Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. К счастью, не был утрачен архив. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Поставленная перед художником задача была очень трудной. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». В эту минуту в комнату вошел Христос.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Отэтого вся артель находу покачивалась.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В его взгляде осуждение и тревога. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Не доносчик ли. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года.
Первый факт. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Если кто-то сбивался сшага, люди сталкивались плечами ишишка давал команду «сено— солома», возобновляя движение вногу.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Она ушла из жизни в 1931 году55.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Среди его педагогов оказался и Крамской. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Пятый факт. Вегетарианцем стал и сам Репин. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Америка—Франция—Россия. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. «Бурлаки на Волге» – одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930).
Каждый шаг бурлаки делали синхронно справой ноги, затем подтягивая левую. Работа над ним доставила Репину огромную радость.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Каждый персонаж переживает что-то своё. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Силу человеческого духа увидели в картине современники. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. О чем эта история. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Картина была создана в период 1870-1873 гг. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Весной он был зачислен на первый курс. Так ли это – судить зрителям. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Репин никуда не делся. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Вартели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Его чуткая кисть позволяла создать яркий и пронзительный образ, точно передать психологическое состояние героя. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Он идет прямо к матери. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Этюд получился превосходный.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма. Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, оночень обрадовался, что художник невложил внее никакого социального протеста. В«Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:«бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. О картине появилось много статей в периодической печати.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел.
Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. "Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Бригадир чалился, тоесть крепил свою лямку, впереди всех изадавал ритм движения. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
художественный музей им. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Имя Репина стало широко известным. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Какой простор. Имя Репина стало широко известным. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Она была закончена только в 1891 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Л. Н. Толстого». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Все заняты. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Портрет производит яркое и сильное впечатление.
За окном летний день. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Солдатик хитрит ифальшивит, хочет набить трубочку. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
О картине появилось много статей в периодической печати. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Работал весь день, не замечая времени.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Имстановился ловкий, сильный иопытный человек, знавший много песен. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Удача следует за удачей.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Репин встречал их по средам. Внимание художника тяготит их. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Публике картина понравилась.
Казалось, она спит. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.
В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Арест пропагандиста. Репин считал сам эту картину красивой. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Глаза ясные и добрые. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1878 году он вступает в общество передвижников. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. И вот уже перед нами не царь, а отец. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. я работал завороженный.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Он и Вера уже семь лет женаты.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Берег Волги. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Рассмотрим "ближний круг". Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой.
Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вся центральная часть написана самим Репиным. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.