Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Скрытое драматическое столкновение предательства и благородства в картине Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Они темные. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Он использовался многими художниками.
1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Беззаботное время художника длилось недолго.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры — тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. почти не сохранилось.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Дела шли все хуже. В 14 лет он успешно закончил школу и стал студентом университета Лейдена, который в то время славился на всю Европу. Картины Аристотель с бюстом Гомера и Заговор Юлия Цивилиса особенно характерны в этом отношении. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Кто они — неизвестно.
Родители его были люди просвещенные. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре.
А что же случилось с Гертье Диркс. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.
В них вы видите печаль. Пушкина). «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. В 1635 – 1640 –х гг.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Проучился он у него недолго и в возрасте 18 лет вернулся в Лейден, где открыл мастерскую с помощью местных общественных деятелей-гуманистов. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Реставрация картины длилась 12 лет. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Так что это не был брак по расчету. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Это самая известная картина Рембрандта. Лучше всего юноше давалась живопись и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. 1669 год.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Сюжет взят из Нового Завета.
Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Родился он в семье зажиточного мельника. Фотограф может применить это к фотографии. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»).
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. Смерть Рембрандта была очень печальной. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины.
Здесь видны особенности обоих стилей. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. На этой картине мастер изображает себя вечным странником, который вынужден скитаться по трудным дорогам изменчивой славы. Но их усилия оказались тщетными. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Популярность автора начинает падать. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Дела Рембрандта шли плохо. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Написана она была в последние годы жизни мастера. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Повреждения затронули около 30 шедевра. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. А. С.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт стал его последним протеже. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. На картине вместе с фигурами стрельцов виден силуэт девушки, так напоминающей жену мастера. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Самая известная из картин Рембрандта.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. Господня». Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. А. С.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Объясняется это просто.
(За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Новых заказов почти не появляется. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Картина полна нежности и сострадания. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Интересен и еще один факт. Заказов становилось все меньше. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Встал и пошел к отцу своему. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. 1643, Кассель, Картинная галерея). Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»).
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. На холсте появились посторонние лица. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Проучившись несколько лет дома, юноша поехал в Амстердам брать уроки у знаменитого живописца Ластмана. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
По-видимому, это эскизная работа. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. А. С. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Освободившись, умерла через год. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Краска немедленно начала пузыриться. Сын повёрнут к нам спиной. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Она отдалась ему и зачала.
Еще бы. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.