И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. Обработка в графических редакторах (Photoshop).
Несмотря на свою значимость и интерес со стороны публики, по мнению академий искусств, натюрморт занимал в общей иерархии жанров последнее место. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно.
Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Кто о чём, а я снова о цветах.
Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Световые блики есть на столешнице, блюдце, стакане с чаем, преломившейся серебряной ложечке.
Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Ипполит Байяр в 1839 году составил композицию из гипсовых слепков, Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками, небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов, Генри Фокс Толбот — с раковинами и ископаемыми. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта.
Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Результатом стали множество картин в очень приятной технике. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией.
Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Манипуляции с диафрагмой и максимальное использование возможностей оптики при фотосъемке в этом жанре дают массу вариантов для воплощения идеи фотографа.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Технические параметры съемки так же очень важны. За исключением последнего уточнения, данное определение вполне соответствует тому, которое используется по отношению к живописи. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина.
Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Ван Гог писал много необычных натюрмортов. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». Знания первой позволят придать требуемое настроение.
На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Проучившись довольно долго, он выбрал классический стиль живописи, вне модных течений. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Американский художник Дэвид Грей представитель современного искусства, ему 45 лет.
Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения.
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». И вот почему. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть».
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»).