Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). Значимое место в творчестве Юрия Петровича Пантюхина занимает исторический жанр.
М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). Е. Маковский) и салонно-академические античные сцены (Г.
Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. Художник А. П.
Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Он создал исторические картины, наполненные духом героизма. Холст, масло. Оформился и тип торжественной идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др.
Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале. Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен.
Вот только он имеет свой особый путь развития. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пювиса де Шаванна (Франция), Ф. Ходлера (Швейцария). «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. Провизия быстро иссякала.
П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Б. Тьеполо в Италии). Д. Розенталь).
Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры. Все эти подробности потрясли общественное мнение некомпетентностью капитана судна и недостаточностью попыток спасения потерпевших. Жерико соединил в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние.
Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). В 17—18 вв.
Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). Рост политического сознания художников, успехи революционного преобразования страны, путь искусства к социалистическому реализму определили появление этапных произведений советского Исторический жанр: в живописи — «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928), «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, И. Э. Грабаря, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе в скульптуре — обобщённые исторические образы «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра (1927), «Октябрь» А. Т. Матвеева (1927). («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия.
К историческому жанру обращались многие художники. История народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881 «Боярыня Морозова», 1887 «Покорение Сибири Ермаком», 1895) показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца. 2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
ВТОРАЯ — поведение. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности. В конце 20 века источниками сюжетов исторического жанра вновь становятся Священное Предание, античная мифология. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII. Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу.
Любой человек, не лишённый нравственности, не может видеть в императрице Екатерине II только Екатерину Великую. Пуссен известен в основном как исторический художник.
Обычно пишут, что он был противником отцовских реформ. Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю).
Новый тип исторической картины создал А. Менцель (Германия), который как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха II. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. В 15 — начале 16 вв.
В 1892 г. он писал в своих «Записках»: «Две картины: «Петр I с царевичем Алексеем» и «Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы» — измучили меня. И. Семирадский). В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.
Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории. Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности.
Иконопись в переводе с греч. Дерево, масло. Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. В России основой развития исторического жанра, его предысторией стали иконопись и средневековая храмовая монументальная живопись, основным содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания.
Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Это граничит с возникновением нового направления – реализма. Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, многие художники 20 в., борющиеся за гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям прямое политическое современное звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагической экспрессии (антифашистские произведения немецких художников О. Дикса, Ж. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско) наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) определяется тяготение к отчётливости политических идей, свойственной плакату (картины Р. Гуттузо, А. Фужерона). Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. История непрерывна и всеобъемлюща, в ее недрах спрятаны глубочайшие тайны человечества, все помыслы и события.
В первые годы Советской власти революционные события находили часто символико-аллегорические воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в. «Церковь воинствующая», после 1552) и миниатюрах («Кёнигсбергская летопись», конец 15 в. «Лицевой летописный свод», 2-я половина 16 в. ). 491 х 716 см. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г.
Лебрен и П. Миньяр). К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет.
А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». В России Исторический жанр начал развиваться в 1-й половине 18 в., с появлением русского светского искусства и исторической науки сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64). Идеи национального возрождения, освободительной борьбы питали Исторический жанр Польши (Я.
Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль). С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000. Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан.
Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). Драма столкновения двух противоположных (хоть и родственных) личностей и жизненных ценностей.
Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. В картине ощущается это сильное эмоциональное напряжение, хотя внешне герои спокойны. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). в Исторический жанр входит тема революционной борьбы, движений пролетариата и крестьянства (графические циклы немецкой художницы К. Кольвиц «Восстание ткачей», 1897—98 и «Крестьянская война», 1903—08 картины С. В. Иванова, И. И. Бродского, В. Е. Маковского, А. В. Моравова, посвящены событиям Революции 1905—07 или революционерам прошлого). В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф.
Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Накануне Великой французской революции строгие, мужественные картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к борьбе («Клятва Горациев», 1784). П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. Михаловский), Румынии (К. Матейко), Чехии (М.
История здесь показана в движении. И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы.
Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. К античной теме обращался А. Альтдорфер.
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). В историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности.
Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений. Мадарас), Польше (А. Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно.
Прогрессивные искания, наметившие будущие пути Исторический жанр, связаны с творчеством крупнейших художников 17 в. : Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этического пафоса образы благородных античных героев («Смерть Германика», 1626—27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии («Сдача Бреды», 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорических композициях (циклы «История Константина», «История Марии Медичи», около 1622—25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход (так называемый «Ночной дозор», 1642) и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов («Заговор Юлия Цивилиса», 1661). Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело).
Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Юродивых на Руси почитали. Идеями воскрешения средневекового искусства руководствовались немецкие назарейцы и позже английские прерафаэлиты. до н. э. известна по римской копии).
В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ). Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политическими сюжетами («Казнь Савонаролы»). Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. Оставшиеся жители были обращены в ислам.
Матейко), Чехии (М. 500 х 770 см. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам исторических деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о древнерусских героях в скульптуре — «Минин и Пожарский» И. П. Мартоса, 1804—18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814—36). Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел.
Д. Флавицкий) и развлекательные «костюмные» изображения древнерусского быта (К. В своих работах художник использует образы эпох русской истории. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.
Собственно Исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Особой эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола («Иван Грозный и сын его Иван», 1885) и могучего вольнолюбия народа («Запорожцы», 1878—91). Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование.
Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии.
Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Широко распространялись гравюры исторического содержания. — в японской живописи, с 15—16 вв. Мадарас), Польше (П.
(«Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). Айес), Чехии (Й.
Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона).
Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. К концу 19 в. в Исторический жанр стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1884—86).
Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи. Рафаэль «Афинская школа» (1511). Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море.
Надо делать массу изысканий, так как люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. В Исторический жанр часто находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.
Его большое полотно «Метель. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). 196, 4 х 145. И. Козлов) и античные (М. В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (так называемый ковёр из Байё, около 1080 миниатюры в исторических хрониках).
Рядом с ним — трое его детей. Какая деталь обстановки призванная объединять семью на картине разъединяет героев. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф.
В советском искусстве сложилась и заняла почётное место историко-революционная тематика. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Многочисленны были и группы консервативных романтиков искавших в средневековом прошлом свой исторический и эстетический идеал.
Манес), Венгрии (В. Уэста привлекала не только античность. Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения). В Германии к сюжетам национальной истории обращались Ю. Шнорр фон Каросфельд, П. фон Корнелиус, К. Ф. Лессинг, В. фон Каульбах сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы, свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом искали назарейцы.
«Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно.
Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Тинторетто). Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет. Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В. М. Васнецов («Богатыри», 1881—98), облик московской старины разных эпох — А. М. Васнецов. Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали немецкие художники дюссельдорфской школы.
В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147—163). Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Подобное явление характерно для живописи XIX века. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Романтические веяния сказались и в русском Исторический жанр трагические события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1830—33), посвященной судьбе античной цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушительной стихии. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э.
Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. Об этой картине Вы можете прочитать здесь. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). Трамбалл). В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв.
Вслед за В. Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16—17 вв., художники-передвижники (Н. 121 х 154, 5 см. Но в то же время он не стремился её осуждать.
В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). К конце 19 — начале 20 вв.
Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием».
Аман), Венгрии (М. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
И. Семирадский, В. С. Смирнов). Лосенко). В этой картине также на первом месте психология.
Так, знаменитый английский пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер написал ряд картин на сюжеты античной истории. Холст, масло. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. д. ), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). Эта линия в развитии исторического жанра наблюдается и в творчестве многих русских художников.
Месонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Рейнолдса в Великобритании и др. ). После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж») особенно тесно с Исторический жанр смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. И. Пучинов) сюжеты. В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события («Клятва в зале для игры в мяч», 1791 «Смерть Марата», 1793). Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают.
Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Д. Розенталь). Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж.
Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. Гротгер), Румынии (К. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). Романиста вы можете увидеть на фото выше.
Графики «Мира искусства» (А. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие». Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных.
Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). Так, в III веке до н. э. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории.
Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. Вапперс Л. Галле), Италии (Ф. (живопись и графика Ф. Гойи). Исторический жанр в искусстве других социалистических стран посвящен эпизодам национальной истории, борьбе с фашизмом, победе социалистических общественных отношений: картины И. Петрова (Болгария), М. Лингнера (ГДР), А. Чукуренку (Румыния), Ф. Коварского (Польша) скульптура К. Дуниковского (Польша), Ф. Кремера (ГДР).
Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». В нём сочетались мелодраматические картины (К. Исторический жанр классицизма, закостеневший в отвлечённых античных сюжетах (Д. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Аман), Венгрии (М.
В скульптуре 17-18 веков историческая тематика была представлена рельефами П. Пюже, памятниками и надгробиями с портретными и аллегорическими фигурами (Ф. По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). так как я человек грешный. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ).
Они представлены Древней Русью, Императорской Россией, Революционной Россией, Россией времен Великой Отечественной Войны. Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. После этого остров потерял своё хозяйственное значение.
К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Дальнейший ход политической жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро).
Мункачи). Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). О ней Вы можете прочитать здесь. Н.
Стол – обычный символ объединения в данном случае разъединяет. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались «колорит эпохи», повседневная жизнь в точных деталях (Э. Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи.
Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777). Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». Байё).
Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. Пафосом революционной романтики овеяны картина «Свобода, ведущая народ» Делакруа (1830), горельеф «Марсельеза» Ф. Рюда (1833—36), композиции О. Домье на темы классовых боев ярко выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные характеры участников революционных битв. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». 23 сентября он посылает к Кутузову, который в это время находился в Тарутино, своего генерал-адъютанта Лористона для предложения мирных переговоров.
означает «молитвенный образ». Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов и в документальных повествовательных фризах (колонна Траяна в Риме, 111—114), где роль символических и мифологических фигур незначительна. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути Но надежда есть. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н. В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев — образцов гражданской доблести (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477 до н. э., рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, около 420 до н. э. ). Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в китайской, с 11—12 вв. Был построен плот длиной 20 и шириной 7 м. 17 человек решило остаться на фрегате, а 147 человек перешло на плот. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. В послевоенные годы художники посвящают свои произведения В. И. Ленину и революционной истории страны, подвигам советских людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории («Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона и др., 1950 картины Вл.
События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»).
И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов. Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др. Он одной веры с боярыней. В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ).
В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», около 1814). Андреевич-Кун (Сербия). Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной.
были православными греками, остальные католики, турки и евреи. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II». Что же происходило. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм.
Б. Тьеполо). Великая Отечественная война 1941—45 побудила художников обратиться к событиям мужественной борьбы советского народа против фашизма и к героическому прошлому народов СССР (картины П. Д. Корина, Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова). Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр.
Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Посмотрим, как это у него получилось. В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность. Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. Алеш Я. Чермак), Румынии (Т. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка.
С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков).
Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. ВЫВОД — счастие или несчастие.
К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин. Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Манес), Венгрии (В.
создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло), торжественных событий современной жизни (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). В послевоенный период большую популярность приобретают жанры исторического портрета и исторической композиции, посвящённые жизни великих исторических деятелей.
Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных воззрений на историю (полностью лишь в 18—19 вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. В основе сюжета – древняя эпическая легенда. Писать картины требовалось в стиле классицизма. Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России. Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать.
— в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Средней Азии, Индии («Бабур-наме», конец 16 в. ). В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. академизм выдвинул Исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. С 1980-90-х годов темы и образы отечественной истории получают ироническое истолкование в произведениях художников соцарта и постмодернизма. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й.
Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов.