В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»).
Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. 8 (20) марта 1898, Иван Шишкин скончался, работая над новой картиной.
Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Картины Шишкина производят потрясающие впечатление, даже на людей далеких от живописи. Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.
Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». В Дюссельдорфе Шишкин, по заказу Н. Быкова, написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Эта картина была очень благосклонно встречена в Петербурге – Шишкин получил звание академика.
Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях. Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.
Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Эта картина – одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина.
На картинах Шишкина, дубы появляются очень часто.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Большую часть картины занимают серые облака.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Русское богатство". Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Крамским.
Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Шишкин не облагораживал природу. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Последняя работа автора является наиболее известной. Парит. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Благодать. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". Природа выражает музыку человеческой души. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Быть грозе. Член-учредитель ТПХВ (см. Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.
Задний фон мрачен. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Природа – сама благородство.
Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. У него умерли сыновья.
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Таковым является Иван Иванович Шишкин. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Картины с названиями – в количестве двенадцати полотен – расположены в помещении Третьяковской галереи, которую стремятся посетить туристы со всего мира и москвичи – истинные ценители искусства. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Над землёй летают ласточки.
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Работа над картиной происходила в 1889 году. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Передвижники). В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Особенный, тихий, погожий выдался день. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. «Сосновый бор. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Облик этот был многолик. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Раздолье, простор, угодье.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Вертикали пересекаются косыми линиями. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Его отец был купцом, культурным человеком.
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Рожь. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Внушительные дубы достойны восхищения. Сосны придают картине величественное звучание.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Эту технику художник освоил еще за границей. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Человек Шишкина прикреплён к земле. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст.
Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Эта картина – очень светлая и яркая. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Картина "Полдень. Художник одушевляет деревья.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Мачтовый лес в Вятской губернии".
.