В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Облик этот был многолик. Но сам пейзаж с освещенным лунным светом, высоким облачным небом, с серебрящейся водой и чернеющими во мраке деревьями полон красоты и значительности.
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. В 1984 -85 г. г.
Над землёй летают ласточки. Вдчуваться глибина ярв, мць вкових дерев.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Мачтовый лес в Вятской губернии".
Полотно Шишкина показывает могучую обновляющую силу природы. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Затосковав по батьквщин, Шишкн, в 1866 р. повернувся в СПб. Быть грозе.
Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Благодать.
Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина.
Сосны придают картине величественное звучание. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Реалистическая направленность и высокая одухотворенность романтических пейзажей этого классика голландской пейзажной живописи XVII века не могли не захватить молодого художника.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Контрастами.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Картина И. И. Шишкина «Полдень. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. В окрестностях Москвы. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Рожь.
А их было немало. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. И это важно отметить, поскольку подводит нас к пониманию истоков раннего творчества Шишкина.
Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Важко назвати людей, як писали природу так само добре, як художник Шишкн. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Ведмедв написав Савицький в самй картин. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931). Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В картине «Корабельная роща» Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым благодатным солнцем. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность.
Невероятная тишина царит в пейзаже. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Мастер смело экспериментировал. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше). Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Смарагдов вдтнки ми бачимо на верхнй частин крон сосен злва вдалин.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Це такий похмурий, що називаться, ведмежий кут, в якому дуже страшно опинитися.
В отношении к современным западным художникам, внимательно изучавшимся Шишкиным в Германии и Швейцарии, начинают сказываться те эстетические позиции, которые будут характерны для него и в поздние, зрелые годы. «Дождь в дубовом лесу» В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин предстает мастером станковой живописи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Ученик и друг Саврасова, близкий ему по духу, по восприятию природы, он предстает как художник лирического склада. Эти страшные невзгоды надломили художника. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.
В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Спустя семь лет после того оказавшись за границей, он мечтает вернуться сюда для натурной работы. Внушительные дубы достойны восхищения. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Вряд ли Шишкин мог видеть эту картину, полученную Эрмитажем из коллекции Саксен-Альтенбургских только в 1923 году, но он мог знать другие, близкие ей работы, которые остались нам неизвестными.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Завдяки такому поднанню кольорв, композиця вигляда дуже гармонйно одночасно яскраво.
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Три – досить рдксний випадок.
Пейзаж носит пространственный характер. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Взагал вдомому колекцонеров дуже мпонував Шишкн ван ванович. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. У работы было очень много положительных отзывов.
Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Цей феномен картини свого часу вразив Петра Третьякова – збирача живопису. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Работа над картиной происходила в 1889 году. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Природа насыщена сырым воздухом. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Густые кроны бросают на них тень. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Приближается страшная гроза.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Колорит здесь играет решающую роль. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. «Рубка леса» Картина И. И. Шишкина «Рубка леса» – одно из самых ранних произведений художника. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г. ), «Утро в сосновом лесу» (1889 г. медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г. ) и многие другие. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Возможно, причина этому – трепетные тени, скользящие по стволам и веткам. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.
Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Можно лишь предположить, что он остался равнодушным к барбизонцам, чьи произведения казались в ту пору многим молодым русским пейзажистам недостаточно законченными, удивляли пренебрежением к детальному выписыванию подробностей. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. У цьому ункальнсть «Ранку в сосновому лс». Он кропотливо изучает натуру. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. За полотно «Лесная глушь» художник получил звание профессора пейзажной живописи.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые. Полотно поражает сочетанием монументальности с документальной проработкой деталей. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Така палтра виклика в душ радсть вдчуття спокою. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. «Дубовая роща» В картине Шишкин вновь возвращается к своему любимому мотиву – изображению русского леса. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Важное достижение художника в полотнах этих лет – создание образов природы, которые отражают психологическое состояние человека, его чувства и настроение. Это одно из самых совершенных произведений художника.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Для повноти вдомостей про «Ранку в сосновому лс» треба додати, що Костянтин Аполлонович написав на полотн ведмедицю двох ведмежат, а третього праворуч для гармон домалював сам Шишкн. Он попробует найти счастье еще раз.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878).
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Шишкн ван ванович (1832-1898)ван ванович Шишкн народився 13 счня 1832 року в маленькому мстечку лабуз в см небагатого купця, . В. Шшкна.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. В произведении «Сосны, освещенные солнцем» на первое место Шишкин поставил попытку создания общей атмосферы пейзажа.
до закнчення термну свого пенсонерства. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. На севере диком.
Показаний не глухий дрмучий лс, а сонячне свтло, що пробиваться крзь колони велетнв. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Сосновый бор».
Картини художника займали цлий зал його галере. Валаам, явившейся прекрасным образцом достигнутого Шишкиным к этому времени мастерства, все изображенное строго соответствует натуре, но в ее композиции тем не менее продолжает ощущаться некая эффектная картинность.
Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Ему недостает отличающей работы этих живописцев удивительной чистоты и звучности красочной гаммы, ее светоносности, свободной динамики мазка, создающей ощущение подвижности воздушной среды, особой прозрачности цвета, широкого и смелого применения цветных теней, рефлексов. Художник в нем решил очень трудную для исполнения задачу: он дает туман-испарину среди солнца, после дождя. Казалось бы, написав картину Рожь, он достиг уже зенита славы, но впереди его ожидали новые свершения.
Мастером пленэра Шишкин не стал, но в то же время он довел до совершенства разработанную им систему, основанную на точном рисунке и цвете, подробно характеризующим натуру. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Много картин И. И.
Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Музей мп. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Богато нюансирован цвет.
Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Всего лучше вода и вся правая сторона и что удивительно – небо, действительно легкое и светлое небо, – словом, картина хорошая и производит впечатление здоровое. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Колористическая насыщенность и смелые сообщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Розбавляють все це клька холодних вдтнкв, як Шишкн майстерно розподлив по картин.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Полотно «Полдень. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Крм того, ван Шишкн отримав можливсть похати за кордон на пенсю вд Академ Мистецтв. Картина Вид на околицях Дюссельдорфа (1865) була прихильно прийнята на виставц в Академ, на Паризькй Всесвтнй виставц через два роки. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным.
Сюжет их – жизнь русских лесов. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890).
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
Картини ц людини дуже натуралстичн, контрастн яскрав. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Природа выражает музыку человеческой души. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Спочатку пд «Вранц в сосновому лс» стояло два пдписи – Шишкна та Савицького, але Третьяков порахував, що за цю роботою слд закрпити повне авторство вана вановича. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
На другой выставке в 1893 году демонстрировались этюды, сделанные в течение лишь последних летних и осенних месяцев. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Его восхищение природой с годами не притупляется. Шишкин же был пока что на пути к этому. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Дика, краса суворих валаамских островв, прикрашених скелями вковими деревами-велетнями. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения.
По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Раздолье, простор, угодье.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Впереди художника ждали новые достижения.
Член-учредитель ТПХВ (см. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Эта картина – очень светлая и яркая.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Надо отметить, что полотно «Дождь в дубовом лесу» выпадает из череды картин художника, написанных в последние годы жизни, – эпических и даже несколько суровых по складу. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. 1.
Академчне кервництво так пишаться свом випускником, що навть нагороджу його орденом Станслава III ступеня в 1868 роц. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Ц малюнки вже не скут, вони написан вльно широко. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину.
Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В год окончания Академии Шишкин даже тревожился, не близки ли по манере каламовским его собственные литографии. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Картина Полудень.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Петергоф», созданная в 1891 году. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Полотно «Лесная глушь» относится к тому периоду творчества художника, когда в его искусстве начинают звучать эпические ноты.
Все сковано морозом и погружено в тень. Валаам (1858, 59.
Картина користуться популярнстю завдяки цкавому сюжету. Однако дюссельдорфский пейзаж, как и дюссельдорфская школа живописи в целом, были весьма традиционны, недостаточно самобытны и по сути немного дали такому пытливому художнику, как Шишкин. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Все частше бльше в картинах Шишкна зявлялося мудре спокйне ставлення до природи.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Цкаво, що в природ у ведмедиц народжуться один-два малюка. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Он носит романтический характер. Удивительный старик этот Шишкин. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Много работал Шишкин и за границей.
Художнику недостало умения передать далекую перспективу лесов, тающих, как у Шишкина, в голубоватой дымке. Именно в новаторском творческом методе прежде всего и выразились индивидуальность художника, своеобразие его эстетических принципов, что определило вклад Шишкина в искусство, позволивший И. Н. Крамскому еще в 1872 году назвать его верстовым столбом в развитии русского пейзажа1. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Автор словно утверждает значительность темы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Тн вд дерев дуже довг темн, художник зобразив х майже чорними. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Приберть ведмежат – ви здивутеся похмурост, занедбаност небезпеки мсця. Парит. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Вступивши пзнше до Академ мистецтв у Петербурз, Шишкн продовжував листування з колишнм учителем, тепер писати про те, щоб молодий художник бльше думав про предмет, а не про «способ». Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В полотне «Рубка леса» еще нет тех обобщений, которые будут присутствовать в более зрелых картинах Шишкина. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. А чуть раньше скончался его отец. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику.
Передвижники). Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Лучшей вещи он не писал1. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Картина «Сосны, освещенные солнцем» была написана И. И. Шишкиным в 1886 году.
В околицях Москви (1869), що зобража золот поля встигала жита, з детально прописаними далекими планами високим, ясним небом, затягнутим легкими хмарами. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Домотканово (1888). В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. У Цюрху Шишкн спробував вперше граврувати рукою водкою.
Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Вдчувають наближення ранку Граються ведмежата.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
Мж знаменитим збирачем живопису художником-передвижником Савицьким були яксь тертя. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных.
Создавая крупные картины, он продолжал интенсивно писать на натуре, все более настойчиво занимаясь проблемами цвета, света и воздуха. У Шишкна це вийшло совершенно нетривально. Полотно «Дубовая роща» – не просто изображение уголка леса, а художественный образ, обобщающий в себе весь опыт многолетнего изучения природы. Большую часть картины занимают серые облака. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Возникает своеобразный пейзажный интерьер. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. 60. ).
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». «В лесу графини Мордвиновой. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Шишкна в училище вдноситься тльки одна збережена робота Сосна на скел (1855). Вступивши до Академ мистецтв, ван Шишкн майже вдразу ж привернув до себе увагу хорошою пдготовкою, працездатнстю талантом. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга. Особенный, тихий, погожий выдался день. Ми спостергачами за дикою природою мешканцями. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе.
Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
Картину «Сосны, освещенные солнцем» недаром называют одной из самых поэтичных работ Шишкина. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Для «Ранку. » вн вибрав совершенно не типовий для себе пейзаж. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. сонячне свтло як би боязко загляда в цей дрмучий лс. Одно из них – Сосна.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Картина Хвойный лес. Картина "Полдень.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Як можна показати настрй. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Сейчас эти мечты стали явью. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Мы видим вековые стволы, покрытые «морщинами» кору, пышные кроны изогнутые ветви.
Мери-Хови. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Задний фон мрачен. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкну задум картини пдказав Савицький. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Разнообразнее становятся приемы изображения: от свободных линий и легких штрихов до довольно сложной светотеневой моделировки с применением растушки.
Их изобразил К. А. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В произведении «Рубка леса» художник с упоением описывает красоту северного хвойного леса. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
– один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Шишкн був рзнобчною людиною, якого багато цкавило.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Картина «Лесная глушь» написана Шишкиным в 1872 году.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Русское богатство". Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Изображена Кама близ Елабуги.
Шишкин не облагораживал природу.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Думается, что можно. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями.
Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Один из самых совершенных – Берег моря. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Художник стремится к реалистическому изображению природы – в рисунке угадывается не только порода дерева, но и другие его особенности, например, возраст. В окрестностях Москвы» недаром часто называют настоящей песней радости.
Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Ще одне помилкове повсякденне назва – "Ранок у сосновому бору" (тавтологя:бор- це сосновий лс). В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Художник одушевляет деревья. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Русское богатство.
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Природа – сама благородство. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Он суров, величествен, но доступен. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Окрестности Москвы.
Виявляться, можна зобразити самого небезпечного звра росйського лсу в такому вигляд, що це пдйде для дитячо кмнати, для обгортки шоколадних цукерок. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Однако подобное живописное решение, несмотря на новизну в приемах тонального колористического изображения природы, привносило в произведения элемент условности. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. К ним относятся Уголок заросшего сада. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Моделируя их форму, художник буквально лепит ее, нанося мелкой кистью мазок за мазком, насыщает цветом, наполняет жизнью, пишет многослойно, пастозно, придавая большое значение и фактурному решению полотна. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. 1 Точнее, пожалуй, считать эту картину завершающей ранний этап деятельности Шишкина – этап затянувшегося ученичества.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. «Обличчям пейзажу» тут служить хвойний лс, точно виписан улюблен живописцем папорот та мохи, смарагдова трава яскравий контрастний мухомор передають вдчуття тамничого чарвност енерг рослинно стих. Художник их штудировал прямо в лесу. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Написанные в Мюнхене без предварительной натурной работы четыре картины не удовлетворяют его. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Все полно жизни. Все багатшими ними московська Третьяковська галерея. В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей.
Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Шишкин был членом кружка аквафортистов. На косогоре (1880). Вид на острове Валааме (1860). Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания.
Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Мокрицкий всячески поощрял любовь Шишкина к природе, стремление к точному воспроизведению натуры, развивал наблюдательность. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Их он стремился передать как можно конкретнее. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Стежки туди не ведуть, грибники мисливц не забрдають. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Напоенный ароматами и запахами природы, пейзаж пленяет нас очарованием и наполняет ликующей радостью, бодростью.
Она была написана в 1867 году во время второй поездки живописца на Валаам. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В набросках биографии, останавливаясь на вопросе о своих художественных интересах в эти годы, Шишкин пишет: Идеал – Рейсдаль и его старая школа3.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Окрестности Москвы.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Последняя работа автора является наиболее известной.
Все вокруг погружено в зимний сон. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Все они были написаны под Петербургом. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди долины ровныя. А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Взору открываются огромные массивы лесов. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Критик В. В. Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Божия Благодать.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. У него умерли сыновья.
Чувствуются глубина оврага, глушь. Досить буде згадати про Шишкнський творах, перебувають у публчних колекцях. ван Шишкн – один з найвдомших живописцв графкв, який зображував природу. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Ц ведмед з деякими вдмнностями в позах клькост (спочатку х було дво) фгурують в пдготовчих малюнках ескзах.
Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. На всем словно лежит серый налет. В картине 1867 года В церковной ограде. Его отец был купцом, культурным человеком.
Они давали богатый натурный материал.
До пероду навчання. «Сосновый бор. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Ей художник всегда придавал важное значение изучая свойства тех или иных красок их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало).
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Наличие в ранних работах Шишкина элементов романтизма было следствием не только влияния академической школы, но и той общей атмосферы, которая господствовала в западноевропейском и русском пейзаже середины XIX века.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. При всей заметной здесь робости исполнения, Шишкин все же сумел создать впечатление простора возделанной крестьянином земли. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже – в 1870-х годах – с Архипом Куинджи. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. вн купив щльно для сво колекц. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Вн всляко заохочував ранню любов сина до малювання. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Рожь. Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. В природе нет для него крупного или мелкого.
Воздух словно напоен теплом. Картина «В лесу графини Мордвиновой. Однак тльки в такому мсц можна розраховувати помилуватися грою маленьких ведмедикв. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Однако за таким своеобразным «протоколизмом» всегда видна высокая поэзия и проникновенность автора. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Художник мастерски использует различные приемы, давая, по его выражению, почувствовать музыку карандаша. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Путешествие началось с Мюнхена (1861 г. ), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые., нарешт, у 1860 р. – велику золоту медаль за два виду мсцевост Кукко, на Валаам. «Корабельная роща» «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» – последнее крупное произведение И. И. Шишкина, его «лебединая песня». Этюд Полдень.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Сиверская (1883. ).
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В окрестностях Москвы» была написана в 1869 году.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Природа наделяется художником мощной силой, поглощающей все низменное, случайное, мелкое. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.