Набросок картины Завтрак на траве, первая работа в натуральную величину, написанная Моне на природе. В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке. Публика картину Завтрак на траве так и не увидела.
Картина также была большой (2 на 2, 5 м), но все же уже не такой огромной, как Завтрак на траве. До глубокой старости Моне хранил часть своей картины Завтрак на траве в мастерской и рассказывал о судьбе неоконченной картины посетителям. «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году.
«завтрак на траве» – картина великого французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане (1832-1883). Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике. Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну Завтрак на траве.
После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном» (холст, масло, 231 151 см Бременская картинная галерея), для которой моделью снова послужила Камилла. Импрессионизм. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления». Вот таким образом, несмотря на редкое для него обращение к многофигурной композиции, в действительности для «Завтрака на траве» ему позировало всего нескольких человек. Замысел картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» сложился во время прогулки.
Биографические сведения не позволяют точно утверждать, что возлюбленная Моне, Камилла Донсье, ездила с ним в Шайи, где был написан «Завтрак на траве» и все же по самой распространенной версии это именно она (другие кандидатуры — некие «молоденькая Габриэль» и «маленькая Эжени», упоминающиеся в документах). В этом смысле завтрак (и неважно, русский он или французский) – время благодатное, время относительного покоя в стремительном ритме жизни. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб.
Косвенное доказательство — то, что в более поздней работе «Девушки в саду», для которой абсолютно точно позировала Камилла, можно увидеть те же самые платья.
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см6. Однако «Завтрак на траве» (1865–1866) еще ранняя работа, что заметно, в частности, по активному использованию в палитре черного. Написание такого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году5. Примечательно, что часто изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было. Не признанная современниками, в ХХ веке картина не оставила равнодушными некоторых великих мастеров: в своем стиле не раз «переписывали» картину Пабло Пикассо и Йин Ксин.
Одеты мужчины — как денди. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». Вот и весь завтрак.
Мане использует композицию произведения «Сельский концерт» Джорджоне (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), где во первых, присутствует мотив сопоставления одетого и обнаженного тела во – вторых, сама идея произведений схожи (на картинах изображены мужчины, не обращающие внимание на женщин, где мужчины – одеты, а женщины – обнажены). Весной 1865 года, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 6м для заявки на Парижский салон 1866 года56. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205 см Музей Орсе), на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья. Женщина на заднем плане непропорционально большая. В итоге в «Завтраке» показана целая гамма чувств и характеров.
Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Купил он работу в ноябре 1904 года, отдав за неё 30 тысяч франков через арт-дилера Пауля Кассирера. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)22, на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. А вывернутый наизнанку кошелек, кусок хлеба, нелепое выражение лица героя – предательски раскрывают всю «правду жизни».
Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра». Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по кравней мере, четырёх. Женские фигуры также, очевидно, списаны с одной и той же модели. В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»2425262728.
Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8 см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду». Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Так же сама тематика произведения характерна для этого направления, так как импрессионисты стремились шокировать общество, внести в ее быт «глоток свежего воздуха». Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181 см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором абсолютно не замечают женщины. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне.
Клод Моне (1840 – 1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве», картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба.
Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. На картине «Завтрак на траве» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) (выставленном в первом «Салоне отверженных») изображен загородный современный пейзаж, где сидят два парижанина в современных костюмах, то есть денди (так как XIX в. – век денди) и с ними две женщины (рядом с мужчинами сидит обнаженная, вторая плещется в ручье невдалеке). Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов.
Разгадка этого «несоответствия» кроется в жизни семьи Серебряковой, где придерживались французского режима питания. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. В сравнении с оригиналом их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5 см Музей Орсе), отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности». «Завтрак гребцов» – это групповой портрет и участники его – реальные люди. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру.
После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины. Доподлинно известно, что свою картину «Завтрак гребцов» Пьер-Огюст Ренуар написал во французском ресторане Maison Fournaise («Дом Фурнез») в Шату. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы.
Во избежание дальнейшей путаницы Моне уже на следующий год стал подписывать свои работы, включая и «Завтрак на траве», не просто фамилией, как это было заведено, а полностью, вместе с именем. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Позже импрессионисты откажутся от черного как от цвета, не существующего в природе в чистом виде: любая тень в действительности куда более натурально передается рефлексами иных цветов (например, темно-зеленого на траве или темно-серого на асфальте).
В фильме «Амели» сосед главной героини Рамон Дюфаэль («стеклянный человек») на протяжении 10 лет делает копии этой картины, пытаясь понять суть каждого персонажа. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе (холст, масло, 207 325 см Музей Вальрафа-Рихарца). Холст, Масло.
Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской. Картина Чашка чая. Замысел картины был навеян луврским «Концертом» Джорджоне, но, как и во многих других ранних работах Мане, следование традиции сочетается и даже борется здесь с остросовременным миропониманием и видением.
«Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день. А мы видим сцену пикника двух мужчин и двух женщин, одна из которых, на заднем плане, купается в озере. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Что касается собственно завтрака, то он являет собой пример великолепного натюрморта. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле ню Парижскому Салону.
На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию.
Главные герои «Завтрака на траве» — не люди, участвующие во вполне рядовой галантной сценке и даже не пейзаж как таковой, а солнечный свет. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов. Создать детский (да еще и групповой) портрет задача не из легких, ведь дети не могут долго сидеть на одном месте их настроение быстро меняется и портретисту нужно мгновенно запечатлеть выражение лиц детей их душевное состояние.
Чего только стоят удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»4. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Целью этого мероприятия – защита творчества.
Не случайно кувшин изображен четким, глянцевым, фактурным. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались.
Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном.
Кузьмина. Как писал в своём дневнике граф Гарри Кесслер, в ноябре 1903 года вместе с Рейссельберге посетивший мастерскую художника в Живерни, Моне рассказывал, что по совету Курбе начал переделывать женские платья и в результате окончательно испортил холст. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. Восходящее солнце» (по-французски — «Impression, soleil levant», 1872 год). Кажется, что «Завтрак гребцов» написан легко и даже несколько небрежно.
В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части. Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности».
Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5 см Музей Ордрупгаард), «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59 см Музей Орсе), «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2 см Метрополитен-музей). Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» — то ли «купание», то ли «завтрак на траве».
Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. Стоит обратить внимание на сервировку стола – белая скатерть, фарфоровая посуда, прозрачный графин – все говорит об аристократизме, размеренном и спокойном укладе жизни. На переднем плане находится корзина с фруктами.
Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник, при этом его интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление свободным мазком игры рефлексов солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34 см музее Мармоттан-Моне). Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне.
Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин. Но главное на картине, конечно, не стол, а дети. Мэри Гедо в своей книге «Моне и его муза» встраивает «Завтрак на траве» в контекст личной жизни художника и его романа с Камиллой Донсье, девушкой более низкого социального статуса, союз с которой до поры до времени Моне приходилось скрывать от родственников. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. Музей Орсэ.
Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. Какибрат самого художника Густав. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе.
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду». Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом.
В рамках года культурного туризма Россия – Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру.
Боже, какое неприличие. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся.
Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал.
Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве. Где это видано. Одеты мужчины — как денди. Париж.
Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть». В картине «Завтрак слепого» внимание главным образом сосредоточено на слепом человеке и стоящем на столе кувшине.
Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — всё это характеризуется импрессионистической техникой, получившей сильное развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем21104. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Ковер на полу, полированный столик изящное кресло, картины на стене, античная ваза – этот минимум «аксессуаров» обеспечивает ему видимость роскошной жизни. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой29261730. После русской революции Щукин эмигрировал во Францию, а его коллекция в 1918 году была национализирована по декрету Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства.
Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. «Завтрак на траве» Моне — парафраз одноименной картины Эдуарда Мане, которая вызвала скандал в художественных кругах Франции несколькими годами ранее. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью. В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Сюжет картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком» необычайно прост: трое детей сидят за накрытым столом в ожидании еды. Картина «Завтрак слепого» была написана Пабло Пикассо в ранний период его творчества, который позже критики назвали «голубым» – по господствующему цвету его картин. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Там выставлялся и «Завтрак». Созвучие фамилий Моне и Мане приводило к тому, что художников порой путали и при их жизни (на Салоне 1865 года старший, Эдуард, с раздражением вынужден был принимать поздравления по случаю успеха своих морских пейзажей, которые на самом деле написал младший, Клод, — тогда как работы Эдуарда, в том числе знаменитая «Олимпия», наоборот, были встречены критически). Самый показательный пример — картина Ренуара «Девушки в черном», в которой художник вообще не использовал этот цвет.
Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Сам художник считал голубой цвет «цветом всех цветов». Вместо просиживания в Лувре за копированием полотен старых мастеров, что было традиционной практикой для молодых художников, Моне обратился к работам старших современников, в частности Эдуарда Мане, Камиля Коро и Гюстава Курбе.
В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Стиль импрессионизм угадывается сразу.
Двое мужчин – это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить».
В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. и передал ее в дар Лувру. Местами пробиваются светлые лучи солнца.
Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон. Вот таким образом и супница изображенная на картине, совершенно оправдана. 208 x 264 см. Героями полотен этого периода становились нищие, убогие, калеки, странствующие.
Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см.
В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций. Его друзья специально приезжали в Шату и позировали ему по отдельности. По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».
Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65 см Музей Орсе). В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки», а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины. Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. В картине «Завтрак аристократа» (второе название «Не в пору гость») он высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего целое состояние, но все еще стремящегося к внешнему блеску. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья.
Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3 см Чикагский институт искусств). Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9 см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале.
На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Сюжет взят, думается изжизни.
Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.
Холст, масло. Восходящее солнце» 1873 года, в настоящее время находящейся в музее Мармоттан-Моне в Париже. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
Здесь Камилла позировала уже для трёх женских фигур, в связи с чем их лица не могут сравниться с настоящими портретами. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке.
Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем412. «В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. Сердце, вырезанное на стволе дерева — символ довольно загадочный. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. 208 264, 5 см. Сверхъестественно чуткие пальцы слепого, ощупывающие кувшин, вступают с этим обыкновенным предметом в «контакт».
Но за этой легкостью стоят месяцы кропотливого труда. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля.
Франция. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума».
Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость».
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. Зимой 1865 – 1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном.