Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Всё изменила вечная весна. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть.
Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Фигуры расположены волнообразно.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Вернулась она в Уффици в 1919. Композиционно полотно делится на три части. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.
Но давайте попробуем. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. обе выполнены с грацией и выразительностью». Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Над богиней парит Амур.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Художник применил архаичный для своего времени приём — тончайшую штриховку золотом некоторых деталей, среди них — цветы, плоды, лучи, венцы, рисунок тканей. И как поэтично показано превращение.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. В 1537 она была перевезена в Кастелло. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Это – гимн и природе и человечеству. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). И, конечно, это породило особое искусство.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. А с правого края художник изобразил и себя. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Такие подарки были в то время обычным явлением. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Картина висела над софой, называемой летуччо. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Жест заботливый, опекающий. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. О том, как весной расцветает природа. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари.
В 1982 году картина подверглась реставрации. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Сколь приятна для любования.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Такие подарки были в то время обычным явлением. Движение в картине устремлено справа налево.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). От его полета согнулись стволы деревьев. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. Такие подарки были в то время обычным явлением. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Исследователи предложили несколько толкований. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Но, это неединственноеповторение в картине. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Она показана простой, тихой и скромной.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
На самом деле это несколько противоречит истине. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Картина висела над софой, называемой летуччо. «Она, — отмечает Фичино, — есть нимфа красоты великой, рожденная небесами и более от всех отмеченная любовью Богом Всевышним. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Эта интересная картина, называется Клевета. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Картина висела над софой, называемой летуччо.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Месяц считался концом весны и началом лета.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Зефиром. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Движение в картине устремлено справа – налево. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. По прошествии этого срока он будет скован и повержен.
От его полета согнулись стволы деревьев. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Семя будет томиться в замерзшей земле, подобно Душе, заключенной в физическом теле и утратившей свою божественную сущность. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Белое платье Оры – нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления, - покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в Весне на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Каково же содержание картины.
Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Такие подарки были в то время обычным явлением1. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Она не просто богиня любви и красоты. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но это не единственное повторение в картине. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Больше всего в этой картине нравится, как изображена сама Венера, ее невинный взгляд, ее руки, которыми она слегка прикрывает части своего тела. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди изучавшиеклассическую мифологию и историю античности. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.