Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Музей изобразительных искусств им. Существуют сведения о том, что в XVIIIв.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Двусмысленность подобных аллегорий усиливалась призывами к вечному наслаждению и намеками на быстротечность жизни, скорую пресыщенность удовольствиями, призрачность земного счастья. Фрагонара).
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Чаще всего художник писал знатных лиц. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733).
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Женщина стала главным объектом искусства. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. в Майссене). Но удивительная гармония красок и мастерство исполнения позволили Шардену показать материальную сущность предметов, сделать их осязаемо реальными.
Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). «осколки раковины». На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов.
Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами.
Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
На карманах— огромные клапаны. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема.
Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. Меняется и формальный строй его работ. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т. д. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Приложение 6). Но у рококо имеются существенные отличия. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Само название стиля рококо граничит с упомянутым термином. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Отсюда родилось название нового стиля – рококо. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа.
Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Это интересно.
ниже). Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Особую роль стали играть зеркала. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей.
Модным словом становится bagatelle (фр. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. по документу из РГИА).
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). по документу из РГИА). Архитектурное пространство деструктивно, оно создает зыбкий образ зеркала в зеркале, мнимость, ощущение эфемерности границ (франц. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Рококо (фр.
для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Традиционная французская куртуазность, культ Прекрасной Дамы, воспетый средневековыми трубадурами, принимают иной характер. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Так изменились критерии физической красоты. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных.
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. Рококо – стиль, основанный на детали. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора.
В 1721г. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно. Рококо (франц.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. А. С.
За стилем барокко следует стиль рококо. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Он носит название «рокайль».
Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой изысканной роскошью. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
А использование в композиции рисунка изгибающихся линий позволяет придавать произведениям живописи особую вычурность и нарядность. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Тонкий, полупрозрачный, звонкий, с белоснежной поверхностью, этот материал кажется самой природой создан для искусства Рококо. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Искусство мастеров Майссена и Севра было дополнено своеобразной орнаментикой руанских фаянсов. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Есть только настоящее, без прошлого и будущего.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными.
Рококо — ближайший родственник помпезного итальянского барокко, который также поклоняется роскоши и охотно выставляет её напоказ. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. chinoiserie – китайщина). В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны.
В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Еще в период Регентства, в 1704г., Ж. А. Галлан начал публиковать собственный французский перевод сказок Тысячи и одной ночи.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). cartel – карта, свиток бумаги). Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце.
Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет). Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. ниже). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Мейссонье. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство.
На рукавах были широкие обшлага. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое изящное течение помпезного барокко — стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален). Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции. Однако до середины XIXв. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Французское слово rocaille переводится как «скальный». Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Живопись не несла морали, она была оптимистичной, радостной, светлой, где не было места социальным и политическим проблемам общества.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи.
(до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Приложение 8). В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Сюжет пьесы сводится к следующему.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало.
В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо.
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Под него надевали камзол. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа).
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). В России в начале XIXв. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй.
Одним из значительных полотен Ж. А. Ватто называют Отплытие на о. Киферу или другое название Паломничество на о. Киферу из серии картин Галантные празднества, колорит которой весьма характерен для стиля рококо. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации.
Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Однако все попытки подобного рода заранее были обречены на неудачу, так как события термидора и империя основательно подорвали патриотизм и гражданскую доблесть республиканцев. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Однако это искусство представляло собой не новый стиль, а дальнейшее развитие особенностей венецианской школы. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит.
Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. Roc). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Его использовали с негативным оттенком. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Приложение 5).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Видным художником является Пьетро Лонги.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Новые веяния проникли в Академию. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Мебель изящна и легка.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. 1767).
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Мебель эпохи рококо очень изящна. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов. стиль Людовика XV. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Стены оформляются деревянными панелями. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Видным художником является Пьетро Лонги. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. В 1754г. Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Но теперь её форма резко изменилась. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Однако мастера заботились не только о качестве мебели.
Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся). Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. – рококо в его французском варианте, т. е. И здесь рококо ждало открытие.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Кроме фарфора— в моде серебро. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. На полу — ковер мануфактуры Обюссон.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Характерные черты самого «нарядного» стиля — тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства. китайщиной – шинуазери (от фр.
Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. в Петербурге.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Налицо повальное увлечение т. н. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). bagatelle — безделица, пустяк). Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г.
годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. 1709). Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние.
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Остров Цитера обретает космические очертания. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Давид. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. С 1760-х гг. (см. (иллюстрации см.
Будучи в Неаполе, молодой художник стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). пустяк, безделушка). С 1759г.
На рубеже XVIII-XIX вв. Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. А. С. Пушкин в Арапе Петра Великого писал, что в период Регентства нравственность гибла, а государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей.
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз.
В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже).
Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. rococo, от фр. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. А. С. Пушкин, великий классик и запоздалый романтик, увлекался в молодые годы скабрезными стихами Э. Парни. предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Стилю Рококо 1730—1740-хгг.
Но так ли это. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Он возник в камерном искусстве периода Регентства, в интерьерах аристократических гостиных, салонах и будуарах.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Он не скрывает театрального приема в композиции. Главное внимание теперь уделяется художником не достижению художественного образа как целого, а отдельным способам и приёмам композиции.
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
Теперь оно стало обозначать странную, причудливую форму не только раковины, но и всего вычурного, беспокойного извивающегося. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Рококо (франц. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). — Нескромные сокровища Д. Дидро.
Приложение 1). В 1726г. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
В 1750-х гг. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Духовная опустошенность, эмоциональная усталость на закате Рококо породила сентиментализм, который плавно перешел из эпохи маркиз в век демократических идеалов Просвещения. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Иллюзия торжествует. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Во-вторых, обустройство помещений в духе галантного века потребует довольно внушительных финансовых вложений. mise-en-abme — положения в бесконечности). Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Фрагонар. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Ведь современная интерпретация этой стилистики несколько упрощена, а при возникновении трудностей всегда можно рассчитывать на помощь профессионалов.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе.
Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Вновь стали актуальными небольшие столики с круглой столешницей, основой которой служили черные фигурки невольников-мавров. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).