На картине Святое семейство Рембрандт изобразил библейские персонажи, знакомые с раннего детства каждому христианину. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.
Дела шли все хуже. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.
Особенно трогательны сцены, когда члены семьи собираются перед постелью умирающего главы рода, а он дает свое последнее наставление. 175, 5 x 210, 5 см. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Эту пословицу можно встретить, пожалуй, в любой книге, посвященной Голландии ибо действительно значительная часть ее территории буквально создана руками трудолюбивых людей, ведущих героическую борьбу с морем. Сусанна отказывается и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу.
Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Она отдалась ему и зачала. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
«Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Заказов становилось все меньше. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Но внешне он совершенно спокоен. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. В 1665 году он достиг абсолютнолетия и если по закону стал распоряжаться деньгами Саскии, то, несомненно, был финансовой опорой в семье. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». В 1635 – 1640 –х гг.
Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.
Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Бог создал море, а голландцы – берега. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.
Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Несколько сдвинутый от оси изображения влево, на черном фоне, на третьем плане, стоит лицом к нам Христос, в длинном до полу одеянии, босой, с ярким ореолом вокруг обнаженной головы, образующим как бы светящуюся арку вокруг верхней половины его фигуры. Любовь привела его сюда. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Картина маленькая.
Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Одни солдаты спокойны и уверены, другие волнуются в ожидании неизвестного, но все образы полны общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Он является смыслом жизни для матери. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. И вот таким образом в большинстве офортных портретов Рембрандта есть нечто общее, делающее столь различных людей, как смотритель тюрьмы Харинг, врач Бонус, гуманист и патриций Сикс издатель гравюр де Йонге, неуловимо похожими друг на друга. Можно проследить бег кисти. Художник прибегает к диагональной композиции.
Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
Это вовсе не светлый квадратик, окаймленный тысячами штрихов на светлом листе так, что края его лучатся и фосфоресцируют с удивительным искусством. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Кассель. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Кепи сидит несколько набекрень.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Освободившись, умерла через год. Он старается умерить силу ударов своего топора. Так, он дважды пишет «Святое семейство».
Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век. В поздних пейзажах Рембрандт отказывается от травленой гравюры и переходит к существовавшей до него резцовой технике, технике сухой иглы, то есть процарапывания иглой непосредственно по металлу. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Таким образом, Рембрандт сознательно нарушил наметившуюся было внутреннюю психологическую связь между надвигающейся из глубины справа нищей и болящей толпой и высоким человеком, облаченным в грубую власяницу, словно пронизанную сиянием. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости.
Но пылающие блики, фосфоресцирующие переливы, бегающие языки пламени, – весь мощный ритм света, торжественно поднимающегося вверх от седой головы пророка, магически трепеща на полосатом нагруднике и громадном тюрбане стоящего к нам лицом главного первосвященника, погруженного во тьму и тревожно вспыхивая на металлическом султане его великанского посоха, который он держит, распахнув верхнее священническое одеяние, в правой руке – все это создает ощущение идущего из глубины внутреннего горения, наполняет заполненную мраком сцену потаенным и непрерывным движением.
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.
Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Это тень ее плеч и головы. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. По-видимому, это эскизная работа. Она сама стала зимой. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Всех сковал холод. Не через драматизированный рассказ о поступках, а через драматическую сконцентрированность духовной жизни и душевного состояния.
Борода подстрижена характерно, залихватски. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.
Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Дела Рембрандта шли плохо. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
Удивительна ее судьба. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
У него внимательный и веселый вид. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
Первая картина, написанная в 1645 году и вытянутая в высоту, представляет собой крестное знамение. Совершенство живописного языка Рембрандта сказывается и в трактовке фигур и в тех огромных возможностях, которые он извлекает из сравнительно ограниченного количества цветов. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Сюжет взят из Нового Завета. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. В мастерской на Блумграхт, как уже говорилось, регулярно проходили сеансы, на которых позировали обнаженные натурщики – мужчины и женщины.
Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Этот свет отражается не только на колыбели, он озаряет лицо Богоматери, которая отвлекается на несколько секунд, чтобы поправить красное одеяло своему ребенку. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Все свидетельствует о том, что Рембрандт пожелал изобразить себя таким, каким он бывал в часы наибольшего творческого напряжения.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Из-под повязки видны его гениталии.
Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Картинная галерея. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. На протяжении 1640-х гг.
Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.
В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Младенец стал старше.
Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. Поток людей кажется бесконечным. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам.
"Подобно гладкой зеркальной поверхности тихого озера, – говорит один из новейших критиков Рембрандта, – покоится эта фаза рембрандтовского развития между бурно несущимся потоком его раннего периода и величественным прибоем последних, затихающих волн". Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров).
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. На лице – улыбка. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Обе сцены выражают одинаковое любопытство.
Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь. Господня». После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима.
Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти.
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. На нем написано лишь равнодушие. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.
Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется.
Всю левую треть офорта занимает изображение ярко освещенного проема за большой распахнутой дверью, как бы разделяющего офорт на две неравные части. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Безмерная одинокость, трагическая заброшенность, горькая угнетенность переполняют душу царя-псалмопевца. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.
Действие происходит ночью в темной спальне. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.
Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.
Скоро гроза пойдет и здесь. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Перед зрителем предстает картина, характерная для популярного у голландских художников бытового жанра. Линии перспективного и видимого горизонта, проходящие посередине листа, практически совпадают.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Нидерланды (Голландия). С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.
Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Вертикальная линия пересекает горизонтальную в центре полотна в делении на квадраты, повторяющемся по всей поверхности холста: Наименее причудливая конструкция, классическая в своей манере подчеркивать регулярность организации фона, подобна музыкальному ритму. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет – силы женщины иссякают. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Он просил за них сто гульденов. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Еще более яркий свет струится под центром изображения от гордо поднятой головы Симеона этот свет озаряет окружающих. Рембрандт стал его последним протеже. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Изображенный по пояс, в профиль, в правом нижнем углу тщедушный старичок Авраам, склонившись перед могучими гостями в раболепной позе, с кувшином вина в левой руке, покорно внимает рассуждениям Господа.
Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Такова сила света снаружи. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Смерть Рембрандта была очень печальной. Здесь видны особенности обоих стилей.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью.
Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Совокупление изображено с необходимой точностью. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Холст, масло. Вот вам диалог неба и земли.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. Так что это не был брак по расчету. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. А что же случилось с Гертье Диркс. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Но их усилия оказались тщетными. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Хорошо известные формулы почти не принимают в этом участия, не видно никаких технических приемов и все-таки переданы все – и смутные и определенные черты действительности. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Но Христос обращается не к этим обеспеченным лицемерам, а к тем, справа от нас, обремененным заботами и духовно нищим.
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. То же сверкает в уголках глаз. Ниша сдвинута от оси картины влево, оставляя справа место для дверного проема, частично срезанного краем изображения.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
На нем дымится жертва. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.
Простое действие с четырьмя участниками – Христос, два ученика и слуга – развертывается в небольшом, но высоком интерьере на фоне монументальной ниши, высокого углубления в стене с гладкими столбами по бокам, смыкающимися наверху посредством арочного свода. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вот почему, свободный от всех пут и руководимый необычайной восприимчивостью своих органов, он мог воспроизвести не только общую основу и отвлеченный тип человека, которыми довольствуется пластическое искусство, но и все особенности и бездонные глубины отдельной личности, бесконечную и безграничную сложность внутреннего мира. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Во взгляде де Йонге, в его закрытом рте чувствуется трудно сдерживаемое напряжение и Рембрандт-психолог показывает нам не только внешнее сходство, но и саму жизнь человека. Оно доносит до нас человеческие эмоции.
Поднимая взгляд от основания офорта к этой точке, пройдя между пышными деревьями через горизонтальную полоску тени дерева справа, мы всматриваемся в кажущуюся бесконечной даль окрест точки схода и ничего не можем различить, кроме неясных очертаний каких-то построек и кажущейся крошкой далекой колоколенки. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Природа этого света таинственна и непонятна. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Кругом все застыло – конькобежец, сидящий на земле игроки в кольф, сидящие или стоящие со своими высокими клюшками, корова и пастух – все недвижны на льду. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. В то время Рембрандту было все интересно. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Эта Семья – неколебимая постройка. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Барокко. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Критики обращают огромное внимание на светотени. Мост через канал пуст. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Взгляд скользит поверх него. Все в глубине помещения между нами и окном – фигура распрямляющегося Фауста, книги и глобус справа от него, череп и штора слева – расплывается в зыбкой полутьме. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Как раз такой характер художественного замысла в обращении к евангельской и библейской сюжетике позволяет Рембрандту вскрывать внутренний смысл темы, наполнять каждую сцену лирической одушевленностью, утверждать общечеловеческое значение воплощаемых им образов. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Итак, перед нами – Голландия. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Краски грязные и в то же время прозрачные, манера письма тяжелая – и вместе с тем воздушная, колеблющаяся и решительная, вымученная и свободная, очень неровная, неуверенная, в некоторых местах расплывчатая, в других удивительно отчетливая. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж.