Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Работу отличают цельность и ценность деталей. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею».
Закончив «лепку» (позднее художника называли «гениальным гончаром»), он наносил на картину маленькие единичные мазки, точнее, светлые точки, в данном случае они видны на посуде, хлебе, женской кофте, отчего поверхность предметов выглядит светоносной. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. В 1642 – 45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной.
При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета. Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. Круг тем Хоха очень узок. Особенно сильно привлекал его Вермеер Дельфтский — художник, который, как никто другой, умел передавать очарование подлинного дневного света и прозрачных серебристых теней.
Она поистине удивительна по замыслу и воплощению. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Деньги таяли с угрожающей быстротой, а жители Амстердама не спешили заказывать Хоху картины. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Как обычно и бывает с явлениями искусства такого уровня, картина Вермеера «Молочница» за три с лишним века своего существования сохранила, возможность уникального свежего субъективного восприятия для любого, увидевшего её впервые и простор для нового толкования исследователями новых поколений. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
С. 58—60). Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса.
Рассудок его начал мутиться. В своем полотне Хозяйка и служанка художник запечатлел типичную для Голландии сцену. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».
В 1648 году Хох вышел из мастерской Берхема и вплоть до 1650 года, работал в Харлеме, совершенствуя свое живописное мастерство и зарабатывая на жизнь писанием жанровых картин. Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха.
Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и одухотворенные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой.
Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Государственный Эрмитаж. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Замешивает тесто или взбивает масло. В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, – ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом.
На картине Яна Вермеера фигура женщины с кувшином молока изображена на фоне пустой белой стены — именно эта композиционная простота придает картине выразительность и выделяет ее среди других полотен золотого века голландской живописи. 53 x 42 см. Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. bodegon — трактир, харчевня), сочетающем в себе элементы бытовых сцен и натюрморта. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Свои дни Хох, некогда писавший удивительно светлые и одухотворенные картины, окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам.
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. Но это мало что меняет. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Автор: Хох Питер де 1629-после 1684.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины мастера, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Но в начале 1660-х годов были полтора-два года, когда Хох пытался перенять у Вермера некоторые стилистические новшества. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей.
Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620 – 1684). В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Нидерланды (Голландия).
Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Эти краски еще раз выступают в нижней части картины — зеленая скатерть, коричнево-красный кувшин, синий платок на столе. Да и о богатстве в более ранних произведениях Хоха речь не шла – то была лишь небольшая зажиточность.
«Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце.
Кстати, что именно она делает — не очень понятно. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. Одним из вариантов скрытого автопортрета считается веселый господин, расположенный на левой стороне картины «Сводница». Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Продолжение рассказа о знаменитом голландском художнике Яне Вермеере от Татьяны Ткаченко, начало его – в статье Ян Вермеер – «Делфтский сфинкс»20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год.
Несчастья пошатнули здоровье художника. Методы, техника: холст, масло 53 х 42см. Несчастья пошатнули здоровье художника. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
В 1889 году художник много путешествует, его картины изображают виды Голландии. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. «Хозяйка и служанка» – важная веха творческой судьбы Хоха. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.
В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир.
Чаще всего его героями становились женщины и дети. Но Веласкесу, следующему советам своего учителя Франсиско Пачеко, важно было научиться точно воспроизводить натуру. Глядя на картину, видно как плетется ткань человеческого бытия.
Верх платья – по скромному черный. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Разбросанный на столе натюрморт помещен Вермеером в полосу наиболее яркого освещения: свет играет отблесками на ноздреватых кусках хлеба, на лежащей в коричнево-желтой корзине шершавой булке, на гладкой и блестящей поверхности кувшинов, на медленно стекающем густом молоке. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание.
Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась.
К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив.
Но это мало что меняет. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Формой мазка он дает даже возможность почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока. В работах мастера нет торжества материального мира. Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Рассудок его начал мутиться. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха – его «одушевленность».
Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» – сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой – своя интонация. Картина Молочница поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве.
Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и мертвенными, когда они сухие, но погрузите их в воду – и они оживают: откуда берется яркая, богатая игра поверхности. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Картина Вермеера «Молочница» – это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета.
Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Барокко. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером.
Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658 – 60 гг. ). За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов.
В обстановке царит благополучие и чистота. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении.
Картину «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописи Питера де Хоха после переезда в Амстердам. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине.
В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Отныне Хоху больше незачем было оставаться в Делфте, где на большой успех рассчитывать не приходилось.
По-разному относились к искусству Яна Вермеера не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Санкт-Петербург.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка.
Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Интересны и легенды создания этой картины. Одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, — излюбленная тема Вермеера Дельфтского. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.
С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца».
Огромное здание, которое в 1648—1655 годах построил Ян ван Кампен в духе голландского классицизма, было крупнейшим для этого типа общественных сооружений в Европе. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. «Интерьер голландского дома» – картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха.
Годы создания: после 1660. Всё искусство де Хоха – это невероятно точные картины, в своей скрупулёзности доходившие порой до гиперреализма. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Она стала одной из первых живописных работХоха, в которых появились изображения людей более высокого уровня социальной иерархии.
О развитии художественных способностей речи не шло. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. В данной работе проявился весь живописный талант Вермера.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. После окончания своей учёбы в 1896 году художник уезжает вместе со своей семьёй в курортное местечко Клаузен в Южном Тироле, которое он впервые посетил «на пленэре» еще в 1891 году.
Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом». Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Здесь же художник написал свои лучшие работы.
Открытый пролет двери был излюбленным приемом де Хоха он часто писал темный передний план с открытой дверью, ведущей в ярко освещенные внутренние покои. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Однако в этом деле все было не так.
Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни».
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск – хирургом. Как и другие картины севильского периода, она выполнена в жанре бодегонес (исп.
Питер де Хох не был избалован богатством и известностью. В сущности, лучшие картины художника – лишь около тридцати полотей. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.
Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Работу отличают цельность и ценность деталей. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. В работах мастера нет торжества материального мира.
В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Картина относится ко времени полного расцвета таланта художника. Его привлекала живопись харлемских художников – жанристы круга Франса Хальса. Он захотел доказать своим критикам, что умеет не только подражать великим, но и в состоянии полностью в них перевоплотиться. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Круг тем Хоха очень узок.
Катарина, жена художника пережила его на 12 лет. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
И Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека».
Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине Хоха «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. О развитии художественных способностей речи не шло. Он стремится связать фигуры людей в неразрывное единство с их окружением, с обжитом ими, напоенным светом и воздухом, пространством. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. 4.
Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. Последние годы жизни Хоха сложились трагично. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Холст, масло.
Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка».