Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях. Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году. Перед нами одна из картин Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». «утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого.
Рассмотрите репродукцию картины И. И. Шишкина «Зимний лес». Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Одной из самых знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей.
Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. И. Есаулков Слайд 9 «Утро в сосновом лесу» (1889) Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Айвазовского, С. Ф. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой зверьком землей, на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, – все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Невероятная тишина царит в пейзаже. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру.
Они выделяются на фоне соседних деревьев. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Крамской) академического направления. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Сосны придают картине величественное звучание. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Прекрасные произведения создали А. К. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Религия имеет силу убеждения и влияния на человека искусство располагает этими же качествами, выраженными в специфической форме прекрасного. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Крамской) академического направления.
Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Внушительные дубы достойны восхищения. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Куинджи и, чуть позднее, И. И.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
На ветках лежит пушистый снег. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Крамским. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик».
В лесу всё замерло. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Характерен его «научный» подход к написанию пейзажей, который иногда, по мнению некоторых дотошных критиков, перекрывал собственно художественное вдохновение. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям).
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Левитаном и К. А. «Рожь» дает уже чисто шишкинское ощущение широкого размаха русской природы. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика.
Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Работа над картиной происходила в 1889 году. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Картина эта называется «Первый снег» (1875).
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. И тут я заметил, что кто-то.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г.
Замысел картины подсказал Шишкину друг и художник К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». в классе, объяснить причину своего поступка.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. На переднем плане видна заснеженная лесная поляна. кажется прогретой до самого дна. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Вертикали пересекаются косыми линиями. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи медведица и три медвежонка. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно.
Здесь ощущаешь запах смоляной. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов».
Нагнусь к ручью и из него напьюсь. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
И когда он перед натурой. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Но если внимательно посмотреть, можно увидеть на одной из веток птичку. Последнюю свою работу он так и не закончил. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Не изменяя делу всей своей жизни. Он тонко чувствует природу и воспевает ее красоту.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. год создания: 1889размеры оригинала: 139x213 см. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. И. И. Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», абсолютной в своем живописном решении – когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», Но развитие стремительное русской художественной культуры нуждалось в большем. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», совершенной в своем живописном решении. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
Благодать. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Левитан и К. А. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, сырой воздух, сухие ветки и гнилые коряги, застоявшаяся вода – все это единая, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности.
Крамской писал Ф. А. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы.
Дремлет лес под сказку сна. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Коровин. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Иван Есаулков. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Все вокруг погружено в зимний сон. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Слайд 1 Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Шишкин – художник народный.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Крамской писал Ф. А. III. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Художник одушевляет деревья. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега.
Точно определенной в цвете, Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то том в же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Венецианова и И. К. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Мачтовый лес в Вятской губернии". Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Все это достигается благодаря правдивости и точности изображения. Крупнейшей фигурой русской пейзажной живописи второй половины XIX века является Иван Иванович Шишкин (1832–1892). Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. На картине изображена зима.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
Облик этот был многолик. Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Он не останавливался в своем развитии. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Он не останавливался в своем развитии. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Член-учредитель ТПХВ (см. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Над землёй летают ласточки. Саврасов, Ф. А. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Картина "Полдень. Чувствуется глубина оврага, глушь. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, в лучших картинах поднялся до широкого обобщения (Корабельная роща, 1898, ГРМ). Его отец был купцом, культурным человеком. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». К ним относятся "Уголок заросшего сада. Венецианова. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. – Вы тоже попали под дождь. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Так, он умеет рисовать без прикрас, в точности передавая реальность. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Мелкая, скрупулезная техника уступает место мягкому обобщению форм. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Приближается страшная гроза.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Урок русского языка 3 класс.
Картину Березовый лес приобрел Александр III, эта покупка решила его судьбу. В бору ослабевает летний зной –Здесь царство полумрака и теней. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Ближе всего к зрителю – просторное поле. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека.
Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. И справедливо — вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Иным произведением является вторая картина. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856).
В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. – спросила она. Идеи эти были глубоко восприняты Шишкиным., 1883, Киевский музей русского искусства Утро в сосновом лесу, 1889, ГТГ), совершенствует светотеневое решение картин (Сосны, освещенные солнцем, 1886 Дождь в дубовом лесу, 1891, обе – в ГРМ). Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). Васильев, А. И.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума.
Иным произведением является вторая картина. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Большую часть картины занимают серые облака. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Раздолье, простор, угодье. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Левитан и К. А. – Гроза застала меня дома.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Несмотря на раннее утро, лесные жители уже давно проснулись. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. У него умерли сыновья. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне. Только весной 1862 года он уехал за границу.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. В 1856 году, уже имея определенные творческие интересы, Шишкин поступил в Академию художеств. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям).
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина. В этот солнечный зимний день ничто не нарушает тишину холодного леса. И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Только весной 1862 года он уехал за границу. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Их ветви покрыты блестящим инеем.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство.
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Савицким (написавшим в картине медведей). Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Русское богатство".
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Эта картина – очень светлая и яркая. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Это было время тесной дружбы двух художников. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Быть грозе. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Какая необычайная картина.
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Щедрина и А. А.
Как хорошо. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Природа – сама благородство. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
С этими мастерами был и Шишкин. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы.
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Какая необычайная картина.
Природа насыщена сырым воздухом. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных и набросках эскизах Шишкина. Последняя работа автора является наиболее известной.
По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Шишкин не облагораживал природу. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил.
Картина «Лес» приведет вас к летней лесной опушке. Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Слайд 6 «Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Рожь.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Парит.
В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь».
Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Как сладка желтоватая вода.
Эстетика в то время понималась по-иному, нежели простое копирование «натуры», несмотря на то, что участь художника определялась исключительно как возможность «копировать». Для него, казалось, не было трудностей. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Человек Шишкина прикреплён к земле. Перед глазами зрителя раскинулся зимний лес. Передвижники).
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Течёт промеж деревьев ручеёк, Ведёт с травой и мхами разговор. Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Интерес и любовь к своему краю отец Шишкина передал своему сыну – будущему художнику.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Его занятия имели самостоятельный характер. Но облачное небо уже начинает светлеть. Возникает ощущение, что недавно прошла буря.
Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. «Иван Иванович. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе.
Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Могучий дуб, одиноко стоящий на фоне огромной долины, за которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, – это образ мужественной и проникновенной красоты, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. Однажды зимой мы с мамой прогуливались по зимнему парку.
«Сосновый бор. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
С помощью отца – любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь».
«Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. » «Нет, я вышел под дождь. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. С этими мастерами был и Шишкин. За полотно Вид в окрестностях Дюссельдорфа (ГРМ) в 1865 г. получил звание академика, за картину Лесная глушь (ГРМ) в 1873 г. – профессора. Задний фон мрачен.
Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Таинственно шумит сосновый бор. Природа выражает музыку человеческой души.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В этой картине Шишкин как бы ведет зрителя в лесную чащу, где. Сочинение-описание класса, кабинета русского языка и литературы Сочинение-описание «Лес весной».
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Савицким (написавшим в картине медведей). «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Описать картину устно, а затем письменно. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса.
Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Ручей, журча, течёт среди камней. – взволнованно ответил художник.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И.
Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем».
Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Саврасов, Ф. А. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. В «Полдне» Шишкин был еще связан с венециановской традицией и в полужанровом мотиве и в композиционном решении картины. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Савицким (написавшим в картине медведей). Из лесов Вологодской губернии»).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.