Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Весна художника Сандро Боттичелли – это сосуществование разных стилей, разных мифов, разных религий и взглядов на жизнь. Сегодня я хочу Вам представить одну из работ Фоминова Виктора, это копия картины Сандро Боттичелли Весна. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Работа находится в частной коллекции. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
Фигура Зефира – бога холодного западного ветра (с правой стороны) олицетворяет животворящие силы природы. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Затем рисунок был переведён на холст и обведён тушью.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Исследователи предложили несколько толкований. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
От его полета согнулись стволы деревьев. На этой стадии решаются основные тонально-цветовые отношения. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Это – гимн и природе и человечеству. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Эту метаморфозу Боттичелли передаёт интересным образом. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Картина написана темперой на дереве.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Меркурий (слева) нарциссически красив.
Интересна внутренняя интонация этой работы. Копия с этой работы была сделана мною в технике масляной живописи. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Картина висела над софой, называемой летуччо.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Меркурий (слева) нарциссически красив. Месяц считался концом весны и началом лета. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В центре противоположной группы в темном плаще стоит Джулиано, младший брат Лоренцо и его соправитель.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Движение в картине устремлено справа – налево.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. По другой трактовке, Меркурий охраняет сад Любви, разгоняя облака невежества. Это тщательная проработка каждой фигуры по отдельности. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Выполнение работы на холсте заняло у меня 1, 5 года. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она не просто богиня любви и красоты.
7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Следующий этап – самый длительный. Такие подарки были в то время обычным явлением. Но, это неединственноеповторение в картине.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Эту идею символизирует Меркурий – посланец богов. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Фигуры расположены волнообразно. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. И, конечно, это породило особое искусство. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Сандро Боттичелли. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Движение в картине устремлено справа налево. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Над богиней парит Амур. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Зефиром.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Что их связывает. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения.
И как поэтично показано превращение. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). На самом деле это несколько противоречит истине.
Персонажи античной мифологии здесь несут определенную смысловую нагрузку. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Над фигурой Венеры мы видим купидона, который своими стрелами вызывает страстную любовь. Жест заботливый, опекающий. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В центре произведения фигура Венеры, которая своей позой и одеждой напоминает мадонну. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Фигуры расположены волнообразно. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
«Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. К сожалению, росписи не сохранились. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Основа картины – холст на подрамнике форматом 204 х 123 см. Исследователи предложили несколько толкований. Но это не единственное повторение в картине. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. От его полета согнулись стволы деревьев. После этого вся работа была отрисована в тоне коричневой краской. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. А с правого края художник изобразил и себя. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Основной идеей картины считается Любовь и супружеское соединение.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Каково же содержание картины. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Выполнение рисунка заняло 6 месяцев. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. На картине мы видим, как Зефир наполняет нимфу своим дыханием. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. обе выполнены с грацией и выразительностью».
В тоже время, Венера своим жестом указывает на трех граций (справа) Это Красота, Целомудрие и Наслаждение. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Движение в картине устремлено справа – налево. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Размеры оригинала картины 315 x 205см. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Сколь приятна для любования. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Композиционно полотно делится на три части. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Она показана простой, тихой и скромной. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. обе выполнены с грацией и выразительностью». Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Расходящиеся ветви вокруг её головы, образуют как бы нимб.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Каково же содержание картины.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле это неоплатонический образ. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Жест заботливый, опекающий. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Своим жезлом-кадуцеем, он пронизывает облака. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Они символизируют возвышенную Любовь, которая призвана быть проводником в горний мир.
О том, как весной расцветает природа. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Картина Боттичелли «Весна» – один из ярких примеров аллегорического произведения. Но, это неединственноеповторение в картине.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Она стала богиней в пышном одеянии.
Всё изменила вечная весна. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Из её рта падают цветы, которые превращаются в узор на платье Флоры.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Картина написана на основе древнеримской мифологии. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Всё это действо происходит в саду Любви, обильно украшенном цветами и плодами. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение).
Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Месяц считался концом весны и началом лета.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но давайте попробуем.
В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами.