После смерти Эндрю Меллона в 1937 году его коллекция перешла к государству и составила основу собрания живописи создаваемой Национальной галереи искусства, в составе которой картина «Венера перед зеркалом» и находится до сих пор6. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. До начала 19 века картина «Венера перед зеркалом» находилась в Испании в частных коллекциях, не предавалась огласке. «женщина перед зеркалом» (итал. Donna con uno specchio)— картина Тициана, написанная около 1515 года.
Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. И зритель, как бы «входя» в картину, видит Веласкеса, пишущего портрет королевской четы.
А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем просто изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, — тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ремесле Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место. Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет. А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. На полотне изображена молодая богиня любви.
Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Однажды, когда художника спросили. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Таким образом, главенство инфанты в картине становится по сути фиктивным.
Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Это — общественная собственность. «На старости лет. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Отражение лица в зеркале толкуется как вызов времени.
Но я о другом. Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Когда же фортуна отвернулась от этого гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Морритт.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Интересно ещё и то, что реальный мир здесь раздваивается. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать. зачем ему столько, он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», — гласит испанская пословица.
но еще и горда. Однако повторим главные аспекты. Лицо ее видно лишь в зеркале. 1918 и 1920 годы, когда были написаны картины – это время революционных настроений, время борьбы советской власти и коммунистов с давно установившемся образом жизни в России.
В трехметровом холсте Диего Веласкеса «Менины» (1656), превосходном групповом портрете, своеобразной жанровой сцене из жизни королевского двора: фигуры изображены почти в натуральную величину, зеркало играет чрезвычайно важную роль. Однако черты его напоминают о том, что она была когда-то очень хороша. Но не последний. Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и позировала Веласкесу для его Венеры. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Для нее любить — значит не сдаваться, а побеждать.
И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху».
«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», — говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария. На ней красивое платье и шёлковая шаль.
Веласкесова Венера -изящна и тонка, грациозна и оболь-стительна. Её глаза, отраженные в зеркале, выглядят совсем иначе. Это лицо обтянуто обвисшей и морщинистой кожей. Художник использовал остроумный прием: в зеркале король и королева отражаются как тени. Необычна композиция картины. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором.
Она лежит на покрытом в сине-белых тонах шелковом покрывале и, облокотившись на правую руку, с удовольствием смотрит в зеркало. Кроме того. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято.
Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает.
На столике – шкатулка с драгоценностями. Банкиры – чувствительный народ. Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и — скучно.
Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Картина «Купчиха с зеркалом» по своему замыслу и настроению несколько схожа с другой картиной Кустодиева «Купчиха за чаем», которая была написана ранее – в 1918 году. Они полны страха перед вечностью. Это вызвало возмущение при дворе и в церкви. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Картина написана красочно и с преобладанием декоративных эффектов.
Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства. Теперешний владелец картины, банкир из Биркенхеда Джордж Рэй уверяет, что от такой красоты его каждый раз бьет, как электрическим током. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Старая женщина не желает мириться с беспощадным временем, она бросает ему вызов.
Вельможи уговорили Маргариту принять короля, но девушка в последний момент испугалась и во всем призналась настоятельнице. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Вскоре полотно приобрел владелец кабаре на Монмартре. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе. И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал.
Картины в детской комнате не стоит вешать под прямыми солнечными лучами для предотвращения пагубного влияния солнца на них и разрушения красок. В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, — сюжет философско-поучительный. В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Стоящая рядом молодая служанка рассматривает дорогие меха. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное — по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например Дюрера.
Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю». В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Во-первых, картины в этой комнате должны быть уютными и нарядными. И тогда та решила отомстить королю — когда монарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие.
Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. На полотне Бернардо Строцци «Старая кокетка» изображена дама, прожившая долгую жизнь.
Вот таким образом подбирать зеркала, картины и их обрамление нужно под каждую комнату индивидуально. Все было подчинено вере. Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем.
До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Именно тут мы и разим врага». В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял. Борис Михайлович Кустодиев написал свою работу как раз в этом стиле: декоративное изображение различных элементов, обилие орнаментов, классические «ковровые фоны», скульптурная чёткость лиц и фигур, яркие и бросающиеся в глаза расцветки. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы.
В-третьих изображения должны настраивать на добрые и совершенные действия. В те годы о существовании полотна знали немногие, но, когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили его продать, о картине заговорила вся Британия. Высокомерная публика. Через месяц и у него случился пожар, но картину успели спасти. В течение почти трёх веков картина оставалась в собственности семьи Барбариго в их дворце на Гранд-канале — палаццо Барбариго5. Полотно опять уцелело.
Диего Веласкес продолжает начатые Тицианом манипуляции с пространством. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Однако стоит напомнить, что это всего лишь шутка.
Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного церковью. Так им не позволялось изображать голое тело. Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. В 1581году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo). Это дама и её отражение в зеркале. Следовательно, настраивает хозяина на удачу и достаток. Женщина в мехах прихорашивается перед зеркалом.
И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Картина является ностальгией художника по временам спокойствия изобилия и достатка. Так и случилось: король пожаловал ему звание королевского обергофмаршала дворца. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии.
Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Это одно из самых потрясающих полотен великого испанца, поскольку он сочетал в своем мастерстве детальный портретизм и религиозность. После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio). Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов.
Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Внезапно там начался пожар, который, правда, удалось быстро потушить вином. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. В это время в русском искусстве наблюдается расцвет модерна. Дизайн современной квартиры может быть абсолютно разным.
Оформлению детской комнаты нужно уделить особо пристальное внимание. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Иначе говоря, сладко ничего не делать.
«Время – великий пожиратель всего сущего», – писал Леонардо да Винчи. Обе картины «Купчиха за чаем» и «Купчиха с зеркалом» являются приятным воспоминанием самого художника о навсегда ушедшей эпохе, красивой жизни русского народа и, в частности, купеческого сословия. На картине изображена, всего скорее испанка.
Во-вторых, они должны заставлять работать воображение юных жителей и думать. Конечно, Веласкес принял это предложение. Место действия – старый королевский дворец Алькасар. Молодая служанка, бросив взгляд на зеркало, понимает, что время неумолимо.
Веласкес был главным ассенизатором дворца. 6 августа 1660 года художника не стало. Ранее мы привели некоторые рекомендации. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти.