Эрмитажная картина, украшавшая в XVII в. алтарь церкви Капуцинского монастыря в городе Льере, является репликой центральной части монументального триптиха, созданного Рубенсом в 1611-1614 гг.
— 1692), сына итальянца Я. Б. Вэникса Яна (1640 — 1719) и Я. Вейка (1640 — 1702), а также превосходного специалиста по цветам (к этому времени знаменитое увлечение голландцев цветами достигло высшей степени) Абр. Нэр известен как специалист по лунным эффектам и изображениям пожаров и, вероятно, с этими задачами он познакомился по картинам или гравюрам Эльсгеймера. Эрмитаж обладает семью превосходными картинами А. Кейпа, рисующими его с разных сторон.
Уже первые картины юного мастера обращают на него внимание. Освобождение Голландии совпало с моментом торжества натурализма в Италии. Рюисдаль и Нэр, но зато с более определенным знанием форм облаков. время — Св.
И какая жизнь во всей этой мертвой натуре. Старшим представителем живописи церквей в Эрмитаже является Геррит Гоукхест (1600 — 1655), сверстник Гойена, но писавший еще в суховатой манере Стэнвейков и Нэффсов. Милее всего беспритязательные картины вроде какого-то итальянского пейзажа с мостом на жердях или полная искреннего чувства картина Жнецы или неправильно названная картина Голландский берег (какая это Голландия с горами. ) или еще Зимний вечер, где так превосходно переданы несущиеся холодные тучи.
В то же время корпоративный гонор бюргеров, зародившийся еще во времена средневековой борьбы городских сословий с феодалами, вырос до чрезвычайности благодаря тому, что эти корпорации сыграли видную роль в спасении отечества и церкви от иноземного рабства и от папизма. Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном. Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой.
Последнее можно объяснить тем, что оба мастера в Голландии и во Фландрии имели одного и того же вдохновителя — Броувера, переселившегося, правда еще до приезда Терборха из Гарлема в город Тенирса, в Антверпен, но успевшего уже насадить приемы своего искусства в Голландии. Однако нас может интересовать лишь старший в этой семье, Франс Мирис, сверстник Метсю (1635 — 1681), тогда как трое других принадлежат к скучным, ремесленным эпигонам Доу. Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года. Эрмитажный Карл не лучший по живописи из нам известных, но, быть может, это самый характерный, самый жуткий.
На выставке «Питер Пауль Рубенс Воскресение Христа. Практика эта оказалась в то же время удивительной школой художникам. Этому художнику не было даже суждено кончить свою жизнь на родине он умер в Венеции.
В его творчестве можно найти следы влияния и этих двух художников и Рембрандта и Сафтлевена.
Ах, если бы не политика, какая бы чудная могла получиться выставка.
Самая манера письма, несколько упрощенная, не в духе голландских пейзажистов (за исключением разве Гойена). Воуверман самый, быть может, техничный из голландцев. Однако Кейп был в то же время и хорошим портретистом и первоклассным знатоком животных. Вторая – Тарквиний и Лукреция из собрания Владимира Логвиненко, ставшая поводом к большому реституционному скандалу (Ъ писал об этом 01. 10. 03 и 06. 10. 04) и переданная коллекционером Эрмитажу на временное хранение в 2004 году. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) – знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения.
Абсолютно так же, как он писал латы, горшки и склянки, писал он и людей и лица их. Но и в картине Пейнакера изображающей девушку спиной, наблюдающую за тем, как крестьянин нагружает осла Двор в итальянской деревне, задача света, тихое струение вечерних лучей, легкие длинные тени переданы с исключительным совершенством. Прообразом эрмитажной картины считается работа Корреджо «Поклонение пастухов», которую Рубенс мог видеть в церкви Сан-Просперо в Реджо-нель-Эмилия (ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене), которая и по композиции и по выстраиванию отдельных элементов очень близка к рубенсовской. Теперь он достигает таких высот, которые наводят на сравнение его с Шекспиром, с Эсхилом, следовало бы еще сказать — с Достоевским. Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему.
Сам Мушерон бывает часто очень декоративным (особенно прелестны его рисунки и акварели), а его последователь, Иоганн Глаубер, достигает иногда и подлинной красоты, но Я. ван дер Мэр-младший (1656 — 1705) и Я. де Гейсх (1657 — 1701) впадают в совершенный шаблон и теряют всякую прелесть. Еще Рубенс был в полном блеске и никто не думал о новых веяниях, когда ван Дейк, до тех пор покорный его ученик, уехал в Италию и стал там, в Генуе, писать портреты, в которых неожиданно проявилась черта, дотоле незнакомая Фландрии: самая подлинная grandezza — в связи с какой-то нежной меланхолией, пришедшейся по вкусу аристократам, желавшим казаться пресыщенными и усталыми. О том, что Менгс был хорошим знатоком своего дела, говорят его строгие портреты (их много в Мадриде и в Дрездене, где он прожил по несколько лет), среди которых особенной живостью и непринужденностью отличаются автопортреты (1752 год). Позже, вероятно, написан Иаков, получающий одежду Иосифа. Им образовано много учеников, как в Антверпене (между прочим, его учеником был одно время Питер Брейгель-мл. ), так и в Голландии, куда он бежал после взятия города герцогом Пармским в 1585 году. Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней.
В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года. В картинеЛунная ночь над морем он ближе подходит к сумрачной поэзии Нэра.
Солнечные лучи, рассеянные легкой дымкой, проникли всюду и бросили мягкие нежные тени. Они заполняют все. Рембрандт здесь уже весь, во всем своем великолепии и глубине. Исключительной красоты красок, ясных, несколько металлических (зеленых, черных и розовых), картина изображающая веселую компанию офицеров и легкомысленных дам в костюмах 1630-х годов. Затем наступает увлечение Броувером и Тенирс перенимает у него горячий, бурый тон. Удивительно характерны два дальнейших портрета: бритого францисканского монаха, взирающего своими острыми глазами прямо на зрителя (писан около 1615) и приготовленное для воспроизведения на гравюре изображение цесарского генерала Шарля де Лонгваля, павшего в 1621 году при осаде Нейзаля в Венгрии.
Видеоролик, посвященный появлению картины фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды» в Эрмитаже. Наконец из трех остальных портретов один — Сусанны Фоурман (Фурмен) с дочерью — принадлежит к самым колоритным произведениям мастера (божественно написана верхняя часть лица, особенно светящийся бледный лоб и недоверчиво поглядывающие глаза) два других — только этюды, но они стоят лучших картин-портретов. Она остается замкнутой и таинственной. Обе картины выставлены после проведенной в Эрмитаже реставрации.
Среднее же положение занимает Стэн. Рембрандт за этот период почти не пишет заказных портретов. Реформация прервала религиозную живопись в Голландии, но какая-то пантеистическая религиозность проснулась именно в голландских пейзажистах. Пятая картина Венера и Адонис, самая среди них ранняя, красиво скомпонованная, но в красках она хуже других (пейзаж написан Вильденсом). В церквах эти меннониты и анабаптисты видели лишь голые стены, жесткие скамейки, слышали лишь тоскливые проповеди и усердный рев общего пения. Одними из самых значимых произведений, которые представлены здесь, являются: Персей и Андромеда, Союз Земли и Воды, Портрет камеристки, Вакх (Бахус), Снятие с креста и многие другие.
Мордвинова, Внутренний вид церкви на Голгофе М. Н. Но и это вряд ли определенное место, существовавшее когда-либо на итальянском побережье. Рембрандт в своих картинах и офортах создал параллельную Библию. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет.
Едва ли советы этого художника были Рембрандту в пользу. О красоте Данаи забываешь справиться, так красиво все в целом. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью.
время — Накренившийся парусник). Миньона (1640 — 1679). Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности.
Их картины всегда чудесные красочные украшения для стен. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Бент (1650 — 1690), лейденский художник, кончивший жизнь в Берлине, А. Бегейн (1637. Благовещение ван Эйка и Св.
Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Вообще фламандцы нарядны их правда всегда расцвеченная, роскошная. В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).
Но и не одни лошади, которыми поистине художник злоупотреблял до утомления (и опять вину этого можно поставить на счет любителей и знатоков, всегда завидующих друг другу и желающих иметь непременно то же, что у другого), не одни лошади — сила Воувермана, но и пейзаж. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Поколение Адриана ван де Вельде — художники, родившиеся с 1635 по 1640 год и начавшие, следовательно, работать к концу 1650-х или в начале 1660-х годов, в эпоху уже полного расцвета французской моды, но еще и во время доживания традиций национальной техники, поколение это дало в сыне фламандского пейзажиста Гилиса де Гондекутера, Мельхиора (1636 — 1695), лучшего изобразителя одушевленного животного мира в голландской живописи и, кроме того, нескольких специалистов по охотничьим трофеям, вроде А. Д. Гондиюса (1638. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова Последний день Помпеи.
Самый тон изложения имеет в картине что-то подлинно патриархальное, древнее и вечное. Реставрацию огромного полотна (482 278 см) осуществляли восемь реставраторов во главе с заведующим лабораторией научной реставрации Виктором Коробовым. Это картины Питера Пауля Рубенса, которых мир не видел шестьдесят лет. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Искусство Йорданса отражает, как в чистейшем зеркале, его душу. Он становится быстро знаменитым, главой целой школы и богатым.
Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. Апофеоз искусства барокко. Но и в Эрмитаже в двух картинах мастера можно, несмотря на известную сухость живописи и красок, понять его поэтичную прелесть, скромный трогательный характер которой остался непонятным для знатоков того времени (драгоценный художник умер в бедности), но которая производила колоссальное впечатление на его товарищей.
Семейство и Ce человек), — скучнее и мертвеннее всего остального. время — Парнас) 1761 года к знаменитой некогда Фреске в вилле Альбани. Лишь Рембрандт роскошен в тоне как любой венецианец или фламандец.
Среди них почетное место принадлежит сверстнику Рембрандта, роттердамскому уроженцу Корнелису Сафтлевену (1606 — 1681), одному из самых разносторонних художников голландской школы, находившемуся одно время под влиянием Эльсгеймера и писавшему всевозможные сюжеты, начиная от фантастических сцен, кончая табажиями во вкусе Броувера. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Такая обширная коллекция может открыть для вас все грани гениальности этого художника. В Эрмитаже имеется приятная в своем коричневом тоне картина Пустая кружка (в авторстве ее Боде почему-то сомневается) и менее характерный Пустынник, носящий пометку 1660 года.
Но Я. ван Гейде больше работал для кунсткамер и в своем изощрении доходил иногда до пределов вкуса, тягаясь с доуистами в мелочной передаче невидимых простым глазом подробностей (одним из его фокусов было изображение всех кирпичей на зданиях, хотя бы стоящих на последнем плане). Сам Лэресс вовсе не плохой мастер. Небесные лучи льются потоками.
Он сам едва ли был завсегдатаем шинков и кутилой. Но только этот интерес не носил временного, локального и национального характера. В искусстве это выразилось разнообразно — в аристократизме ван Дейка, пришедшем на смену плебейской роскоши Рубенса, в велеречии Лебрёна, вытеснившем простоту Пуссена, в жеманности Маратти и Долче, начавшей новую печальную эру в итальянской живописи, в сентиментальности Мурильо, водворившейся в религиозном искусстве Испании, только что имевшей таких силачей, как Рибейра и Сурбаран. Он еще лучше, нежели Корреджо, понял самую природу света, его законы, его жизнь.
Начиная с Менгса, немецкая колония в Риме считается на многие годы твердыней суровой школьной правильности и даже Л. Давид подпадает влиянию Менгса. Прекрасен еще пейзаж, украшенный посторонней рукой (в XVIII веке) фигурами Дианы, нимф и Актеона. Однако значение Рубенса выходит и за пределы узко церковных вопросов. Он любил изображать мощные крупы, стойкие ноги фрисляндских мастодонтов и делал это с величайшей маэстрией, без того упорного педантизма, который портит создания его знаменитого собрата Поттера. Краски Метсю более ярки, его колористические намерения более определенны.
Спрос этот шел как от обладателей кунсткамер, любивших хвастать картинами, выписанными до малейших подробностей, так и вообще от зажиточных людей, желавших видеть на стенах своих столовых изображения, дразнящие аппетит или на стенах своих кабинетов собрания предметов имеющих известный символический смысл. Это целый вакхический балет, целое действо. Но неприятно переходить от изучения самого светодателя к сателлитам.
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Винкбоонс украшал свои картины и гравюры прелестными фигурками, в которых рассказывал забавные анекдоты и которые очень ценны в бытовом отношении. С этих пор начинается история двух государств: Фландрии, оставшейся провинцией испанского (позже австрийского) дома и Голландии, превратившейся в республику (в которой не переставала царить военная диктатура штатгоудеров). Где такой порт.
Многое в его работах напоминает Гонтгорста, Ластмана. Портфели были переполнены рисунками мастеров и драгоценными гравюрами. 740 (В наст. Гонтгорст и Ластман — его ближайшие предтечи.
Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего ученика), оказал в короткий срок огромное и глубокое влияние на всю голландскую школу, но в 1631 году вернулся обратно в Антверпен, где он буквально прожег остаток дней своих (1638) в кутежах и безобразиях. Они даже воспользовались изобретенным им соблазном, будучи, главным образом, заинтересованными в том, чтобы иметь возможно большее количество душ, какими бы средствами это ни достигалось. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению. Умер Гойен в конце апреля 1656 года.
Обе картины носят сизый свинцовый оттенок и исполнены сурового и даже щемящего настроения. Не умер вполне в стране и католицизм. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса. Но именно этот стиль сохранил за собою значение лучшего выражения фламандского гения. У Стэна психология иная. О природе отношений, существовавших между ней и мужем, в выразительной форме говорит в Эрмитаже картина Рубенса, (относимая к 1635 году) известная под названием Le croc en jambe (Подножка) и изображающая в виде пастуха и пастушки самого гения фламандской живописи и его вторую жену.
Сюда принадлежат Корнелис де Вос (1585 — 1651), Схют (1597 — 1655), Г. Крайер (1584 — 1669), Ян ван ден Гуке (1611 — 1651), Т. ван Тюльден (1606 — 1676), Янсенс, бывший на 10 лет старше Рубенса и Дипенбек (1599 — 1675). В настоящее время авторство Рубенса считается бесспорным6. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. В этом искании вездесущности света Кейп дошел даже до какой-то блеклости и тусклости. В то же время Притча одна из вдохновеннейших живописных страниц Рембрандта.
Можно при этом вспомнить, что Остаде был сыном ткача и сам иногда украшал такие картины своих учеников фигурками рабочих (в Эрмитаже картина Оуденрогге Ткач, в которой интересно проследить далекие отголоски Рембрандта). Действительно, его аллегорические и религиозные композиции написаны в круглом, чисто орнаментальном бездушном характере. Но чаще он бывает скучно официален и даже небрежен. время — Коровы на берегу реки) изображающем горячий закат над Мерведе и коров, пришедших на водопой. Дальнейший тон ей дали Питер ван Лаар и Миль — караваджисты в миниатюре.
Здесь мы видим свойственную немцам вычурность композиции (особенно странными кажутся ангелы, летящие перед Мадонной) изощренность разнообразных форм, вносящую некоторую растерзанность в общий эффект и при всем этом абсолютно зрелое понимание красоты, сказавшееся как во всей чисто орнаментальной стороне, так и в отдельных деталях, а также в мастерской широкой живописи и богатом светлом колорите. Но Блумарт не был живописным темпераментом. Наступает счастливейший период жизни мастера. Картина эта смущает некоторой своей безжизненностью.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах. Рубенс был самым гениальным из художников эпохи полного расцвета фламандской живописи, но далеко не единственным. Момент духовной борьбы патриарха только что миновал он роняет занесенный нож и еще не совсем понимает, что происходит.
Айвазовского, Вид Большого канала в Венеции А. Н. Академизм стал просачиваться и становиться все более и более властным. 759), в которой прежде хотели видеть мать художника (умершую еще в 1640 году), но в котором, как теперь толкуют, мы имеем портрет (помеченный 1643 годом) Геертье Диркс, няньки маленького Титуса, особы, стоявшей очень близко к самому Рембрандту, но покинувшей его несколько лет спустя со скандалом и кончившей жизнь в доме умалишенных. Никому так не удавались небеса, как ему.
Все, что случилось с ним, должно было случиться по каким-то верховным законам. Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского (Портрет Бертеля Торвальдсена), Рейтерна (Авраам приносит Исаака в жертву), А. А. Но в тесной близости с мастером чудесная сторона его техники была более очевидной и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.
Ни одна из сотен тысяч фигурок Тенирса не живет настоящей человеческой жизнью. Редкая фламандская картина лишена таких деталей, как фрукты, овощи, птицы, звери или рыбы.
Странно констатировать в этой картине 1650-х годов какие-то черты романтизма 1830-х годов. Всюду она кажется каким-то лукавым, лакомым, красивым зверьком и нигде не видишь ее души. Не избегла общей участи и Голландия. Его творчество — грандиозное искушение, направленное на дразнение обжорства.
Особняком стоит Возвращение с охоты, тонкий этюд утопающего в золотистом свете дня. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Анекдот ее самый обыденный.
И не было художника или поэта, который бы так грандиозно и убедительно воспевал низменные (но подлинные) радости животной чувственности и сладкой насыщенности. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Эрмитаж особенно богат портретами Рубенса и эти портреты очень разнообразны.
Другие жемчужины коллекции — диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Только что упомянутый гарлемец Филипс Воуверман (1619 — 1668) был на год старше Кейпа и на два года старше Исаака ван Остаде, но его искусство, представленное в Эрмитаже с абсолютной полнотой 53 картинами, скорее говорит об ином времени, об иных вкусах. Особую отрасль видописи составляют архитектурные видопись картины.
Однако и эта картина заслуживает самого подробного изучения тех, кто пожелал бы проникнуть в жизнь высших сословий первой трети XVII века (она помечена 1621 годом). Первый длится приблизительно до 1632 года, до его переселения в Амстердам. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Живопись же Ватерлоо вообще большая редкость и он скорее известен как гравер.
Выставка продлится до 2 октября 2016 года. Вероятно, мы видим здесь кого-то из самых близких к мастеру лиц. Преследование же чистой красоты идеальных форм было им отложено.
И хотя никакой принудительной реституции в данном случае быть не может (кенигсбергский Рубенс по российским законам вообще вне дискуссии, так как в 1945 году был вывезен официально, а Рубенс потсдамский присужден российскому коллекционеру немецким же судом) известная неловкость в плане музейного политеса остается. Сын порядочного буржуазного семейства, женившийся на девице, опекуном которой был сам Рубенс, Тенирс скорее должен был помышлять об устройстве своих дел (отец его был разорен спекуляциями), нежели о том, чтобы ходить по вонючим, накуренным притонам. Обе эти части одного целого, отныне со столь разными историческими и культурными судьбами (Фландрия была возвращена католичеству, в Голландии окончательно утвердилась реформа), дали два очень разных, но равноценных, в смысле красоты и великолепия искусства. название — Молодая женщина, угощающая кавалера вином). Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Банальные фигуры Лингельбаха лишь портят настроение. Они бы с большим удовольствием позировали Верспронку или Флиту, нежели такому барину, как Гельст.
Тому же мастеру приписана лучшая из всех эрмитажных церквей Внутренний вид старой церкви в Делфте, но о ней мы будем говорить ниже. Несколько небрежным, к сожалению, он является и на эрмитажной картине (к тому же сильно испорченной реставрацией) изображающей пикник придворных в роще. Вообще же влияние Эльсгеймера обозначилось меньше всего на немецком искусстве. Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения. Четыре художника носят фамилию Мирис.
Иванова (Явление Христа Марии Магдалине) и А. И. Рубенс женился на ней, будучи уже 53 лет. Однако рядом с этими явлениями в Нидерландах, как Северных, так и Южных, не переставала развиваться простая реалистическая живопись, непосредственное изображение действительности. Главными двумя группами являются: светские художники, с одной стороны и табажисты, преимущественно изображавшие быт простонародья, с другой. Это одна из поздних работ Рубенса.
Шел ли этот стиль от Рубенса — самого старшего среди них или от его учителя ван Ноорта (об искусстве которого приходится лишь догадываться ибо достоверных произведений его не сохранилось) или же, наконец, стиль этот явился как естественный продукт почвы и данного фазиса культуры — это останется под вопросом. Пожалуй, отдаленные черты сходства с художником носит еще крестьянин, со смехом поглядывающий на зрителя, но и в этом изображении, так же как и во всей обстановке, нельзя видеть документ, освещающий нам житье-бытье Стэна. Это тем более удивительно, что все сверстники Халса и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля. Лучше других простой женский портрет, носящий поддельную подпись Рембрандта и мрачный портрет молодого человека (также с фальшивой подписью учителя). Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Тенирс, вероятно и обратился к табажиям только потому, что они были в моде.
Указывали на искусственность его мотивов, на театральность его эффектов, на мрачный, непрозрачный колорит, на суховатое письмо. В то же время это художники, больше всего разработавшие проблемы света. Внутренний вид старой церкви в Делфте).
В одном нельзя сомневаться, это в единственном красочном блеске этого праздника, в изготовлении декоративной части которого приняли участие лучшие из товарищей Рубенса и целые полчища его учеников под непосредственным его наблюдением. Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649). Отсутствие Дюрера в Эрмитаже отчасти вознаграждается приобретенным недавно диптихом его ученика и помощника Ганса Зюса из Кульмбаха, пользовавшегося перед тем, как сойтись с Дюрером, руководством одной из замечательнейших личностей конца XV и начала XVI века венецианца Якопо де Барбари, переселившегося в Германию и кончившего свою жизнь придворным художником при управительнице Нидерландов Маргарите Бургундской (в 1515). Абсолютно прекрасен пейзаж с сенокосом слева.
Оуденрогге, подобно Бельту и Деккеру, специализировался на изображениях ткацких мастерских. Остальные картины Яна в Эрмитаже (1607 г., 1610 г. ) также прелестны, содержат массу бытовых деталей, но страдают известной шаблонностью, явившейся следствием преувеличенного успеха мастера и постоянных требований повторений.
Младшему брату Франса — Дирку (1591 — 1656) обыкновенно приписывают основание голландского жанра и действительно, его специальностью были костюмные картины, на которых изображены пирушки и прочие развлечения высшего общества или военной молодежи. Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. в 1564), Миревельт (род. Из девяти достоверных картин Гейде в Эрмитаже особенно хороши вид в Кельне, в котором с громадным мастерством передан трудный эффект contre jour (солнца, светящего в лицо художнику) и Замок, восхитительная, полная поэзии передача тусклого, теплого осеннего дня.
В моду у итальянских голландцев входит чернота и серость, все более и более они заражаются условностями эпигонов Пуссена, величественным стилем Лоррена. Все свои образы он выхватывал из окружающего, все у него живет для данного случая, родилось для данной мысли. Действительно, трудно себе представить более иллюзорное впечатление глубины и озаренности в полутемной комнате.
Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников. Подобные картины Венне, а также гравюры Гольциуса, Яна ван дер Вельде, Криспина де Пасса, Якоба де Гейна и ставшие из третьих рук известными в Голландии пирушки ландскнехтов Караваджо породили целую школу специализировавшихся на изображениях кутежей и игр военной молодежи, кордегардий и (реже) просто семейных пирушек в высшем обществе. Доу (1613 — 1675) был учеником или, скорее, товарищем Рембрандта в самом начале его карьеры и то, чему он тогда научился, осталось его специальностью на всю жизнь. С 1658 года, года публичных торгов, когда он лишился за бесценок своих драгоценностей и обжитого гнезда, сумерки эти приобретают все более и более страшный характер. Сюда относятся и художники, получившие свое развитие в Риме.
Искусство Лара отличается от искусства таких итальянских голландцев, как Пуленбург, тем, что он определеннее примкнул к Караваджо, нежели к Эльсгеймеру. Даная Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга, спускающегося на нее золотым дождем. Мужской портрет, носит какой-то русский характер.
М. Я. Варшавская писала: «динамика и эмоциональность образов Корреджо чувствуются сильнее, чем в готовой картине: подчеркнута диагональ общего движения слева в глубину, фигуры теснее сдвинуты вокруг яслей и целиком включены в поток света исходящий от младенца, тогда как в алтарном образе фигуры, выхватываемые светом из темноты, воспринимаются каждая отдельно»2. Конинкслоо в свое время был очень известен. Хочется думать, что настоящим заказчиком ее был молодой, подводящий супругу к своим родителям.
Абсолютного великолепия достигли в том же искании света, тепла и особой, полной неги музыкальности четыре художника, принадлежащие к одному поколению и являющиеся наиболее популярными из итальянских голландцев: гарлемец Клас Берхем, амстердамец Ян Батист Вэникс, ученик Блумарта, Карель Дюжарден (1622 — 1671) и, наконец, Адам Пейнакер, родом из окрестностей Дельфта (1622 — 1673). В том же году умирает Саския и оставляет ему единственного годовалого сына. Гравюры с его произведений он (а также его ученики, рассеявшиеся по разным городам Голландии и Германии) распространили этот стиль повсеместно.
Здесь и колорит Рембрандта заметно теплеет, а живопись становится более яркой и широкой. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова (Последний день Помпеи) и Бруни (Медный змий) поступили в Эрмитаж для усиления русской галереи. Венне достигает иногда удивительной тонкости (Празднество мира в Лувре) и тогда его хочется причислить к первым величинам голландской живописи.
Но исключительно для удобства, мы все же разделим эту группу на два отдела: в первый войдут пейзажисты-анималисты, во вторую — чистые пейзажисты. Но в этом чувстве не было уже ничего духовного. Любимец широкой публики, Фердинанд Боль (1616 — 1680) в общем скорее холодный и вялый мастер, тип оппортуниста, угождавшего всем вкусам, удостоился быть представленным в Эрмитаже двенадцатью произведениями.
Милая вещица Гагена (замок, выглядывающий из-за деревьев, с эффектной поддельной подписью Hobbema 1663), также не вполне характеризует этого тихого вдумчивого художника. Реализм голландцев, будучи с одной стороны явлением общим всему европейскому искусству первой половины XVII века (вспомним еще раз Караваджо, Розу, Фети, Кастильоне, Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Йорданса, Броувера, Эльсгеймера, Ленэнов, Вуэ, Валентена, французских портретистов и иллюстраторов всех стран), был, с другой стороны, явлением, коренившимся не столько в требованиях голландского общества в широком смысле слова, сколько в особых увлечениях тесного художественного мира. Лишь в иллюстрациях Матиаса Мериана встречаешь еще отголоски его поэтичного творчества. Каким прекрасным жанровым мастером мог быть Экгоут, доказывает его прекрасная картина Концерт в собрании герцога Михаила Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого.
Зал русской школы Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя. В этом отношении Лар означает и шаг дальше на пути реализма в сравнении с Караваджо. Нечто подобное искал уже его отец (эрмитажные пейзажи), но ему мешала непреоборимая склонность к черноте (наследие Рима.
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Зал искусства Фландрии В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Время его учения у Ластмана в Амстердаме было крайне непродолжительным (он у него пробыл всего 6 месяцев) и, однако, как мы уже указывали, прошло оно не бесследно в творчестве Рембрандта. Портрет второй жены художника — Елены Фоурман (Фурмен) — абсолютно в ином характере. В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок.
Первая является тонким, полным уютности этюдом крестьянина, курящего свою трубочку. Что это — Ливорно, Генуя, Анкона. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Рядом с оргиастом, поэтом и гениальным безумцем Броувером, Тенирс-младший (1610 — 1690), постаравшийся связать в одно целое прециозную элегантность своего тестя Брейгеля Бархатного, световые пленэрные завоевания своего отца и кабацкое искусство Броувера, может показаться робким, салонным, раздушенным, — немного даже скучным, как все чересчур приличное.
Зато очень любопытна круглая картинка Винкбоонса 1623 года Проповедь Христа на озере.
Аскетизма в Рембрандте не найти и следа. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255–257) и Романовская галерея (261–263). Ныне экспозиция знакомит с произведениями фламандских художников XVII в. В числе хранящихся в Государственном Эрмитаже десяти работ Якоба Йорданса следует отметить один из лучших вариантов картины Праздник бобового короля, а также Аллегорический семейный портрет и Портрет старика.
Йорданс был односторонним в отношении своем к делу, но творчество его обнимало очень широкие и многообразные сферы: религию историю, мифологию, аллегории, портреты. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде Постоялый двор. Но праздничный свет обливает его и точно наполняет все веселыми звуками труб и цимбал. Такие гении от искусства рождаются раз в сто лет, а может быть намного-намного реже.
Сюзерен их, фанатик Филипп II, пожелал искоренить и здесь ересь Реформации. Вторично он был приглашен в 1632 году и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Но слабости в них нет. Его технические завоевания послужили на пользу другим и мы видели сейчас, что и некоторые внешние черты его творчества, его стиля были переняты с различной удачей рядом художников. Рубенса нужно или всего принять или всего оставить.
Не то замечательно, что они стали писать печальные дюны, плоские равнины, чахлые деревья, те или иные всем знакомые виды своей родины, а то, что они в своем творчестве разгадали и доказали божественную красоту простейших вещей, божественность всего мироздания. В сущности, магия этой картины необъяснима.
Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог. Гораздо приятнее два последних ученика Рембрандта — Николас Мас (1632 — 1693) и А. де Гельдер (1645 — 1727). Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Свои дела Тенирс и привел очень быстро в великолепное состояние, купил по соседству с рубенсовским замком и себе поместье, зажил синьором и, наконец, поступил на службу к правителю Фландрии эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму, который приблизил его к своей особе, сделал хранителем своей знаменитой художественной коллекции (составляющей ныне главное основание Венского музея) и, наконец, возвел Тенирса в камергерское достоинство.
Окончательно сгущаются они в 1661 году, когда умерла Гендрике.
Иероним), 1288), баталист Кверфурт очень близко подражал Бургиньону и Воуверману (Военный лагерь, Приготовление к отъезду, 1740) дрезденский мастер Дитрих (1712 — 1794) всю жизнь имитировал голландцев, особенно Рембрандта и Остаде, не выходя, впрочем, за пределы чисто внешних заимствований (Отдых на пути в Египет, 1292 Положение во гроб, 1293 Дети играющие с белкой, 1294 Странствующий раешник, 1295 Вид, Римской Кампании, 1296 Итальянский пейзаж с мостом, 1726 Бегство в Египет). Это тривиальная, но и гениальная речь. Интерес к нему выходит за тесные пределы живописи.
Рембрандт, удрученный горем, оскорбленный отношением сограждан, уединяется, видится лишь с некоторыми друзьями и со своими соседями-евреями, беседы с которыми, вероятно, открывают ему еще полнее смысл Библии, любить которую его научила еще мать.
Остаются непредставленными лишь его (преимущественно конные) портреты. Смелая живопись и удивительно светящиеся краски при сочных темных тенях, общий глубокий тон и оригинально выбранный мотив (так удачно передающий высоту здания), цветистый блеск расписных стекол и внушительная грандиозность испанских трофеев, свешивающихся над могилой адмирала Гэпа, наконец, на фоне всей этой древности, всей этой исторической пыли, яркие фигурки одетых по моде 1650-х годов дам и кавалеров — все делает эту картину прелестным куском живописи и придает ей, кроме того, подлинно поэтичное настроение. В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205).
Это уже не только красивая панорама, но какой-то синтез всей Голландии. Обыкновенно его принято характеризовать как скучного итальянизирующего маньериста.
Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Темным, но не тусклым и не мертвым. Из них Дюсарт бывал самым близким подражателем своего учителя (красивая) картина Ферма 1681 года но абсолютно манерен Странствующий музыкант). Третья картина, Утро кавалера, может быть приписана Гооху лишь с большими оговорками. Караваджо. ).
Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Венецианова, Водопад Иматра в Финляндии Ф. М. Рубенс в портретах часто бывал несколько декоративным, поверхностным. Лишь портреты Филиппа IV испанского и его первой супруги, (написанные в 1628) носят условный, фантастический характер и в этом легко убедиться, если сравнить первый со строгим портретом того же короля, приписываемым нами Maco, в зале испанской живописи.
Ведь их не могли выручить ни нарядность костюмов, ни известный шик. К тому же в XVII веке Германия переживает время полной культурной разрухи (из-за 30-летней войны) и искусство пребывает в состоянии какого-то паралича. Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха. При этом Воуверман был меньше всего заинтересован правдой. Рембрандт считается голландским художником.
Иванова (Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г. ). Забавно, что картина эта была поднесена Александру I кн. В этом происходило учение художников.
Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности. Вообще же он восхитительный мастер и — явление редчайшее — не уступает своему образцу. Рембрандт, при всей своей любви к чистой отвлеченной форме (например, к Рафаэлю), сам к ней не прибегал ни разу.
— 1693. ) и, наконец, уроженец Франкфурта-на-Майне Иоганнес Лингельбах (1623 — 1676), самый верный последователь Лаара, с которым его часто смешивают.
Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 — 1667), которого пытались охарактеризовать как буржуазного Терборха, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу. Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна.
Но почти несомненно, что, пробыв некоторое время в университете своего родного города Лейдена, Стэн переехал затем, следуя непреоборимому влечению к живописи, в Гарлем, город Халсов и Остаде и что здесь он получил свое художественное воспитание. Вэникс из всех итальянизирующих голландцев самый захватывающий. Это характерно и для всего его искусства.
Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приемам декорировки. Михель Янсон Миревельт (1567 — 1647) открывает собой ряд типичных голландских портретистов.
Но Лейден был в то время художественным центром (в нем работали два лучших художника Гойен и Эзайас ван дер Вельде) и имел уже славное прошлое (Лукас Лейденский). Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают. Произведения его встречаются лишь в немецких галереях.
Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. Важно отметить источники, общие почти всем названным художникам. Однако и странность эта лишь кажущаяся. Елена была не подругой мастера, а его любовницей.
Будучи на 13 лет моложе Терборха, он и в своем колорите, сформированном, быть может, под влиянием Рембрандта (в Амстердаме Метсю жил с 1656 года), обнаруживает принадлежность к более позднему поколению. Стэн — самый голландский из голландцев — был католиком.
Эта картина имеет более, чем многие другие, характер чего-то редкого, драгоценного. 1642 год ознаменовывает фатальный перелом — начало Голгофы. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). И в этой картине светится какое-то обещание общей милости, общего прощения.
От драматизации сюжета Рембрандт на сей раз воздержался. Это целая поэма. Произведения Бриля в Эрмитаже не дают о нем выгодного представления.
Надо при этом сказать, что общей чертой табажийных художников была живописность. Однако сейчас же нужно выяснить значение этих подходов. Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне.
Павла, стряхивающего ехидну в огонь, — поступок, вызывающий изумление у окружающих. Можно бы провести, впрочем и такое деление: колористы и рисовальщики но последнее сделать труднее ввиду того, что все голландские художники более или менее были колористами или хоть временами задавались колористическими задачами. Но эти черты он довел, действительно, до единственного мастерства, до совершенства. Манера его письма гладкая, мелкая, почти до излишества утонченная, тон холодный, серебристый. Снейдерс же специализировался на животных и живностях и это явление вполне естественно в такой среде, как Фландрия, обращавшей едва ли не главное свое внимание на удовлетворение желудка.
При этом символизм искусства и жизни Рембрандта носит роковой характер. Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена. Raison dapostre их творчества отчасти кроется в юморе (серьезных или мрачных изображений крестьянской жизни почти не встречается), но, главным образом, она заключается в красочной прелести, которую они умели придавать самым незатейливым и даже отталкивающим сюжетам. Уже раньше существовали корпоративные и бюргерские портреты (вспомним Оостзанена, Бруина, Скореля), но к концу XVI века производство их становится прямо какой-то манией. Черты различия выражаются, во-первых, в сюжетах.
Это было большее, нежели триумф (едва ли заслуженный) чужеземного принца, — это была кульминационная точка целой культуры, целой эпохи истории искусства какой-то апофеоз роскоши изобретательности, разнузданных форм, красочной сочности и блеска. Художники захотели научиться элегантности и идеальным формам.
Все улыбается, все несколько прикрашено. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Каждая его картина — зависть любителей.
Но без политики, увы, никак нельзя. В этих чертах и причина его успеха в XVIII веке. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника.
Обыкновенно выставляют дело так. Эрмитаж обладает пятью картинами мастера и кроме того на двух картинах (Птичий двор и Пейзаж с домашними птицами) обычного сотрудника мастера, специалиста по куриному царству Дирка Вейнтрака (1625. Несколько лет тому назад у одного антиквара в Петербурге продавалась прекрасная его подписная картина Пир в Кане, как бы предвещавшая радужное великолепие Тьеполо. Что должно было представлять из себя торжество, устроенное богатым Антверпеном в честь вновь назначенного управителя Фландрии, кардинала инфанта Фердинанда (брата Филиппа IV), совершившего свой триумфальный въезд 17 апреля 1639 года. В итоге красочный слой местами был утрачен почти полностью, причем в таких ответственных частях, как лицо и плечи прекрасной Лукреции.
Эти вдохновенные строки А. С. Его интересуют не только действующие лица (которых он изображал с величайшею типичностью), но и вся среда, вся обстановка их жизни. в 1571). в 1567), Равенстейн (род.
Первые его картины означают годы учения на натуре. Мужской портрет, Автопортрет входят в число шедевров музея. Даная прекраснейшая картина Рембрандта и это прекраснейшая картина в Эрмитаже. Аванзал или парадная прихожая, первоначально предназначался для цикла монументальных росписей, посвященных истории Российского государства. Так что реставраторы буквально спасли шедевр.
Про Нэра известно еще, что он сотрудничал иногда с А. Кейпом, который был намного моложе его, что сын Нэра — Эглон, с которым мы уже познакомились выше, пошел абсолютно другой дорогой, в сторону великосветской прециозности и что несчастный художник, после ряда неудачных предприятий, умер в абсолютной нужде в Амстердаме 9 ноября 1677 года. Произведений Дюка мы имеем, пожалуй и чересчур много. Она вся terre terre, вся обращена на воспроизведение простой видимости. В них нет хотя бы какой-либо уютности (как, например, в картинах с подобными же сюжетами Тенирса или Остаде).
До общественной суеты ему было мало дела, но смыслом вещей он был заинтересован неустанно и этот смысл развертывался для него из тесного общения с небольшой группой лиц, которых мы выучились любить через его любовь, которые нам близки и дороги, как близки и дороги символические фигуры древних мифов. Хороши итальянские голландцы, но действительно не они создали славу голландского пейзажа (хотя, несомненно, они немало способствовали его развитию). С красками он справлялся с трудом и сейчас впадал в условность. Особенно прекрасны в это время его офорты, в которых, впрочем, уже все сильнее сказывается увлечение декоративными приемами. Воробьева.
Если же и в его искусстве живет (как в каждом подлинном искусстве) мистическое начало, то и это начало освящает наиболее материальный порядок вещей, самые примитивные из жизненных сил. Но картина Рубенса в целом все же божественного порядка. С одних творений Рафаэля Рембрандт собрал целых четыре тома воспроизведений. Все это современники Рубенса, но уже между ними и фламандцами разница колоссальная. И однако глаз не устает разглядывать эту сцену — и то любуешься абсолютной жизненностью голов (особенно взглядом и легкой усмешкой кавалера), то переходишь на околичности и восхищаешься передачей костяного ножичка, лимонной корки, складчатых панталон офицера, его чулок, его засаленного башмака, позумента на юбке больной, мягкого сверкания ее палевой кофты.
И все портреты Елены носят в себе отражение этого отношения. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Однако специальные любители на морские виды не столько искали передачи световых и других эффектов, сколько любили видеть в раме, на стене портреты знакомых кораблей или точные изображения знаменитых событий морской жизни, вроде баталий, смотров и маневров. Кампгейзен был на три или четыре года моложе Кейпа и на год или два старше Поттера. Гейде и Беркгейде превосходные мастера и их значение выходит за пределы образцовой топографии.
Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Совершенными пастиччо под Рембрандта являются Старушка, помеченная 1651 годом, театральный старец ученый (и здесь подпись: Rembrandt F. ) и две знаменитые картины: эффектный, но неприятный и малоубедительный портрет военного (. ) и портрет так называемой принцессы Нассау-Зиген в окне. Обе картины подписаны и первая помечена 1639 годом.
Но живопись Терборха не французская. Их значение на родине можно видеть как в выдающемся, основанном на школе Караваджо, знании человеческой фигуры, так и на их великолепном владении светом и воздушной перспективой.
Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст. Это поистине чрезмерно. Особенно отличаются этой чертой знаменитые лунные ночи мастера. Прямой противоположностью гладкой, суховатой (но высоко мастерской) технике, скромной, сдержанной гамме, всей чопорной осанке этих портретов являются пышные портреты фламандцев их золотистый тон их развязность или (у позднего ван Дейка) их элегантность.
Это лишенное даты Посещение трех ангелов Авраама (другие, напротив того, относят картину к 1650-м годам). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В них художник, главным образом, старался разрешать задачи композиции, света, красочных сочетаний и это как будто указывает на то, что жизнь его, благодаря Гендрике, несмотря на начавшееся отречение от него общества и на постепенную запутанность дел, протекала скорее в духовном равновесии и довольстве.
Более самостоятелен венский художник галантных праздников И. Г. Плацер (1702 — 1760), величайший виртуоз, до полного, однако, пресыщения щеголяющий своей фокуснической ловкостью, вообще же немец с головы до ног — как в наивной прециозности своих измышлений, так и во всей своей слащавой манерности, которым до подлинного изящества и мастерства Ватто как до неба. Фламандского происхождения был и Броувер.
Особую группу составляют еще итальянизированные голландцы, о которых мы будем говорить дальше, но из которых глава течения Питер ван Лаар и его ближайший последователь Миль принадлежат к поколению, также на несколько лет предшествующему Рембрандту. Резкий зимний ветер баламутит воду и рвет паруса судов. Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 — 1674) и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 — 1664). Не то у него на родине, не то в Италии.
В персонажах этой картины также принято видеть отца Стэна, его жену и его самого. Картина эта относится к концу 1640-х годов. Что же касается Отцелюбия римлянки (дочь, утоляющая жажду отца, заключенного в темницу), то она характерна для раннего периода мастера (написана едва ли после 1610) — холоднее, суше прочих картин и лишена того бешеного брио, которое составляет главную прелесть расцвета искусства Рубенса. Кейпа называют голландским Клодом Лорреном и действительно, при его имени сейчас же возникают в памяти солнечные оргии: пастбища, залитые светом, закаты над тихими речками, пропитанные светом облака, сложная игра горячих рефлексов.
Об искусстве Яна Брейгеля писать цветы и фрукты дают в Эрмитаже понятие венок, которым он окружил Мадонну Йорданса (В настоящее время автором цветов считается Андрис Даниельс), а также гирлянда на картине Церера Рубенса. Рассказы о его безобразном образе жизни опровергаются количеством его восхитительно написанных картин прозаическая тень, которую бросает на него голое сведение о том, что он был трактирщиком, в достаточной мере рассеивается, когда мы узнаем, насколько этот лейденский патриций был неспособен к доставшемуся в наследство от отца занятию.
За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Если вы пройдете через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидит фламандские пейзажи и зимние сцены. Б. Деннер (1685 — 1749) перещеголял всех доуистов выпиской мельчайших деталей (знамениты его однообразные старики и старухи в Эрмитаже Портрет старика (В наст. Там же видишь его духовную связь с Караваджо в преследовании иллюзии, достигаемой им, при крошечных размерах, посредством остроумной комбинации света и теней. И вот еще что.
Итальянцы изображали блудного сына в виде итальянца, фламандцы — в виде фламандца. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы. В таком же роде прелестна по своему грустному желтовато-бурому тону картина Замерзшее озеро 1642 года, вся насыщенная серым холодным туманом. Сам Халс не знал уютности. Тенирс прошел через несколько красочных стадий.
Но и Йорданс тем не менее Италии обязан своим развитием. Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. В том же характере второй женский портрет Морельсе. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи.
В таком же роде Коровы на водопое. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме. Недаром зачитывался он самой страстной поэмой в мировой литературе — Библией.
1630-е годы увидали и расцвет величайшего художника вики Рембрандта Голландии — Рембрандта, но прежде чем подойти к нему, необходимо покончить с первым периодом голландской живописи, с остальными прерембрандтистами. Широким потоком вливается из окна белый утренний свет. Разумеется, полной правды в этом изображении лесной чащи не найти. Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена. Первый изображает камеристку принцессы Изабеллы испанской (бывшей правительницей Нидерландов) — анемичную, слегка грустную особу. Характерно для него то, что треть жизни он провел вне Фландрии и то, что он кончил жизнь в качестве придворного английского короля, самого утонченного, но и самого жалкого из государей XVII века. От пейзажей Рубенса мы можем перейти к его видениям античности. На севере все меньше и меньше пишут религиозные картины, если же и пишут их, то придают им чисто бытовой характер (из протестантских церквей они были изъяты). Фламандцы стали стыдиться своей грубости и простоты.
Это точно герой романа Тургенева или Достоевского из эпохи пробуждения интеллигенции. Наконец, картина Лошади — один из характерных сюжетов Кейпа. Мартынова, Крестьянский мальчик, надевающий лапти А. Г.
Не будь года — не сказать, что это произведение человека 25 лет, — такая во всем зрелость. Одни из них пошли вслед за Караваджо, другие — за Эльсгеймером. Художниками зажиточной буржуазии были Гендрик ван дер Флит, Сантвоордт, де Брай, некоторые из рембрандтистов: Флинк, Боль художниками аристократии — Гельст и Темпель.
И в Италии он остался тем же тихим, вдумчивым поэтом, тем же тонким (иногда лишь чересчур, до мелочности тонким) живописцем, каким он был на родине. Связывающим звеном между Сафтлевеном и Поттером является Альберт Кейп. Такой настоящий король, каких не было с тех пор в истории. К этим первым жанристам (по большей части размещавшим свои фигурки среди тонко разработанных пейзажей) принадлежат Дрохслот, Адриан ван дер Венне, Ян ван дер Вельде, его брат Эзайас, Бейтевег, Аверкамп, Кабель и переселившиеся фламандские пейзажисты Ганс Боль, Конингслоо и Саверей.
Наконец, восхитителен и общий тон глубина тонущей в сумраке комнаты (обыкновенно источник света у Терборха впереди — в противоположность Мирису, Гооху, Вермеру и другим, любившим изображать окна из которых льется свет). время — Г. Хаукгест. Они принадлежат даже к первейшим техникам истории живописи.
Чтобы судить об Эльсгеймере, нужно видеть его картины в немецких музеях, где поражаешься разнообразию замыслов, романтическому изгибу его воображения и, наконец, абсолютной его искренности. В Миревельте мы найдем черты сходства с Поурбусами, с Мором, с Горциусом. На репутации Марса и Венеры, правда, тоже есть пятнышко.
Зато процветают все области реализма: портрет, пейзаж изображение быта, мертвая натура. Рембрандт покинул Ластмана готовым художником, но первые его картины исполнены в характере учителя (вернее, всей римской школы — в них мы встречаем отражения Гонтгорста, Эльсгеймера и других). Традиция, однако, клевещет на бедную Маргариту Гойен, на которой женился в 1649 году Стэн. Еще более односторонен другой великий современник (и зачастую сотрудник) Иорданса и Рубенса — Снейдерс (1579 — 1657).
На картине Драка (1637 г. ), абсолютно по рецепту Блоота и Броувера изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер. Гельдер был самым последовательным и самым глубоким из рембрандтистов, а иногда почти достигал высоты искусства своего учителя. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Изменились условия жизни изменились нравы. Кажется, точно слышишь в кристаллическом осеннем воздухе негромкий говор, мирную суету.
Мрачная, полная дикого настроения картина Ромейна Скот на пастбище и ряд произведений Лингельбаха, рисующих с занятными подробностями уличную жизнь портовых городов и самого Рима (например, Piazza di Spagna, помеченная 1666 годом), уступают произведениям вожаков направления лишь менее гибкой виртуозностью и менее горячим колоритом. Художники эти оказали немаловажную услугу развитию световых эффектов на родине и в Италии. Да и подобные картины их носят тот же грандиозный характер, как и их исторические картины. Это были тогда и самые модные художники, сказавшие последние слова в искусстве. Из трех остальных картин Дюка две (одна необычайных размеров) изображают подобные же кордегардии, третья — общество куртизанок и кавалеров.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Но еще полнее рисуют нам отношение Брейгеля к природе его восемь достоверных пейзажей. Полны еще сильного художественного чувства амстердамский художник Якоб в. д. Дус (1623 — 1673), Иог. Какое понимание существа вещей.
Этот шедевр помечен 1631 годом, однако здесь следы связанности и робости уже исчезли. Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт. Здесь ничего лорреновского нет. Солнце скрылось за густыми слоями холодных туч.
Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность. Моды на картинах Терборха — французские, жесты и манеры французские, мебель, посуда — и та не имеет ничего специфически голландского. Он же первый научился с полной убедительностью передавать разные составы почвы (особенно ему удавались песчаные овраги и изъезженные глинистые дороги). Указать точную их зависимость друг от друга трудно.
Да и голландский реализм XVII века развился под влиянием итальянского искусства, особенно Караваджо. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Шаг огромной смелости, столь смелый, что все эти новаторы, кроме двух-трех, должны были принести себя в жертву идее, прожить печальную жизнь в нужде или же кормиться посторонним заработком. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Но как раз это все выдает (не совсем доучившегося) ученика Поттера, тогда как в итальянских своих пейзажах Дюжарден приобретает более широкую технику и более гармоничную красочность. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Вот почему многие его портреты похожи между собой и малоубедительны.
Впрочем, художники эти не пользуются большим уважением современной критики. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. В целом голландская живопись лишена страстности, лишена полета. — 1678), пейзажная часть также написана Вейнантсом. Картина имеет выцветший, но едва ли не преднамеренный характер.
Инв. Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь актером играющим роль.
Поразительно передано таяние воздуха, пропитанность всего радостным светом. Это Большой Бахус, Маленькая Вакханалия, Персей и Андромеда и Союз земли и воды.
Кажется, что ничто не сможет устоять перед этим величием. Их незаконченность позволяет ознакомиться с его приемами техники и последовательностью их. Что же касается до ее эрмитажных картин, служащих иллюстрациями к Сентиментальному путешествию (Безумная Мария Монах из Кале) Стэрна и к переписке Абеляра и Элоизы (Прощание Абеляра и Элоизы), то будучи вставленными в стены комнат луисезного стиля, они могли бы служить пикантными украшениями, но взятые сами по себе они лишены художественного интереса. Если здесь и не божество вина, то здесь апофеоз самого пьянства. Это было явление, гораздо более профессиональное, нежели это обыкновенно думают и лучшим доказательством этому служит то, что так мало сохранилось сведений о голландских живописцах (следовательно, сколь малую роль играли они в общей жизни) и что сведения эти или глупые анекдотические наговоры или документальные данные о том, какой ничтожной поддержкой общества пользовались художники.
Здесь Терборх создает свою знаменитую картину Заключение Вестфальского мира и с этих пор, поселившись (после трехлетнего пребывания в Испании) в Девентере, он становится изобразителем светских нравов, наблюдать которые ему было легче, чем кому-либо из художников, так как он сам принадлежал к лучшему обществу. Он представитель динамического начала голландской народной души. Мы можем разложить на составные элементы художественную образованность Рембрандта, но не его самого как художника.
Вся картина — сплошное золото ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком. В его легкости есть что-то импровизаторское. Но все же такое освещение голландского искусства страдает односторонностью.
Но Рембрандт исключение, а вовсе не представитель типично голландской живописи. Это художник для кабинета редкостей, для кунсткамеры. Очень близок к Болю по характеру своего творчества Гербрандт ван ден Экгоут (1621 — 1674), также насиловавший свое воображение, чтобы приблизиться к Рембрандту и также разменявший великое искусство своего учителя. Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704).
Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног. Во втором замечательна бурая мягкая светотень. — 1697), гарлемский мастер В. Ромейн (1624. Для истории одежд и нравов она настоящий клад.
Заметна разница и во всем отношении к делу. Даже в чудесной эрмитажной картине, в самом строгом из всех этих портретов по краскам и позе, она представляется, несмотря на свое темное платье и на свою скромную позу, шаловливой, костюмированной гетерой, а не супругой престарелого и знаменитого гражданина. Количество английских портретов ван Дейка баснословно. При этом забывают о том, что не все в Голландии свелось к бюргеру.
Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. В это время он выказывается уже совершенным и, мало того, передовым техником, но творцом еще довольно робким. Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы.
Оно исключительно историческое.
Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя. В их однообразии есть что-то даже фотографическое. Это Изабелла — официальная хозяйка роскошного дома (позади нее видны триумфальные ворота, украшавшие двор дома Рубенса в Антверпене), это тактичная, внимательная, умеренно веселая, приветливая собеседница. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту.
Резкие краски не лишены приятности. Однако искусство Рембрандта при этом не падает. Матвеева, Девятый вал И. К.
Даже во всем воздержанный архиепископ миланский Федериго Борромео (племянник св. Принято говорить, что Рубенс населил Царствие Небесное жителями Олимпа. В глазах Бахуса светится что-то царственное. В некотором отношении, подобно старческим картинам Тициана и эти произведения стареющего художника лучшее из того, что им создано.
Эти эскизы настоящее объедение, настоящие блюда, приготовленные на скорую руку, но с поразительным знанием дела, гениальным поваром. С возникновением группы мы познакомились уже в творчестве эльсгеймеристов. Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. Но только Лар отнесся к Караваджо так, как впоследствии Рембрандт отнесся к Гонтгорсту.
Чистенькие, гладкие, точно на фарфоре писанные, картинки мастера раздражают отсутствием всякого чувства и навязчивой своей рассудочностью. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Уже в начале 1640-х годов он пользовался некоторой известностью и возможно, что его достижения сыграли роль в развитии Кампгейзена и Поттера, если только допустить, что художественные произведения в то время могли сразу получить такое распространение и влиять на художников, безвыездно живших в разных городах. И удивительно, какими волшебными средствами Рембрандт достигает этого впечатления. Самый даровитый из учеников Остаде, Бега, представлен четырьмя подлинными картинами из которых в особенности одна: Раненый крестьянин (любимейшая еще тема Броувера), написана в прелестных плотных красках. Нэр родился в 1603 году в Амстердаме об его художественном развитии ничего не известно. Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру.
Комментирует АННА Ъ-ТОЛСТОВА. Все искусство Кейпа носит характер удивительной жизненности. Также в картине заметно влияние Караваджо: старушка с молитвенно поднятыми руками является переработкой фигуры старушки с картины «Мадонна ди Лорето» (церковь Сант-Агостино, Рим).
Их присутствие не нарушает тишины и меланхолии, разлитых в картине. Для иллюстрации специфической психологии и вкусов немецкого высшего общества в эпоху париков и мушек картины Плацера незаменимы (Оргия и Концерт). Брат невесты, 8-летний мальчик исполняет роль шаловливого амура и толкает красавицу к лестнице, со ступеней которой сваха и слуга усерднейшим образом зазывают обвенчанную пару. Течение это продолжается и в XVIII веке, но превращается в ремесленное повторение задов.
Прелестной, но не разгаданной художественной личностью представляется амстердамец Говерт Кампгейзен, бывший одно время придворным живописцем в Стокгольме. Но все же Дирк не был основателем голландской бытовой живописи, которая (не говоря уже о предтечах в XVI веке) дала в самом начале XVII века, в картинах или в гравюрах, очень полную иллюстрацию нравов своего времени. И опять-таки это не был интерес отвлеченный, холодный, академический, а жгучий, страстный. И другая табажия Стэна в Эрмитаже в своем роде настоящий перл.
Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Но ни то, ни другое отношение несправедливо. Беркгейде же относился к делу шире, свободнее.
И весь пейзаж такой же сытый, жирный, пьяный, как действующие лица. Снейдерс не списывает рабски, следуя натуре. Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам.
Но смерть спасла его от этого и остановила его в тот момент, когда его стиль стал превращаться в шаблон. Это неточно. Инв. Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру.
Самые странные из этих произведений — подписанная картина Река Mac (В наст. Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641). Св. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Итальянская поездка прервала это пребывание и службу.
Известно, что он прилежно изучал произведения венецианцев и Караваджо, коих к тому времени набралось значительное количество во Фландрии и культ которых чрезвычайно усилился с момента возвращения Рубенса из его странствований. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ.
Всплыла картина в 1999 году, когда через третьи руки и как работа неизвестного художника (так как была в неузнаваемом виде из-за варварских условий хранения) попала к московскому коллекционеру Владимиру Логвиненко. Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. И в то же время король с головы до ног. Одним из немногих блестящих немецких мастеров за это время был художник Иоганн Гейнрих Шёнфельдт (1609 — 1675), посетивший Италию и Францию и работавший последнее время в Аугсбурге, бывшем все еще художественным центром Германии.
Но красочные созвучия на этой картине бесподобны. Люди у Тенирса вообще встречаются редко. В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). Рубенс — фигура не случайная.
И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. Две из них изображают любимые художником мотивы Норвегии, куда Эвердинген, как гласит предание, попал случайно испытав кораблекрушение у берегов Скандинавии (около 1640 года).
Прелестен также пейзаж позади Мадонны, на котором так красиво выделяется листва и улыбающиеся, крепкие, зардевшие яблочки. Впервые за 80 лет в Государственном Эрмитаже можно увидеть картину Питера Пауля Рубенса «Воскресение Христа» (1610 – 1611). В 2012 году после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне» реставраторы смогли снять картину с вала и приступили к ее восстановлению. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
Фламандцы вот таким образом декоративнее. В собрание Эрмитажа вошло более сорока картин Рубенса. В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи. Превосходен этюд облаков на картине Переправа через ручей.
Прекрасная картина последнего изображает любимый мотив художника — дорогу извивающуюся среди холмов (фигуры писаны В. Схеллинксом). В ней все эти впечатления преломились особым образом и превратились в нечто новое. Впрочем, одна отрасль была безусловно нужной — это портрет. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).
Броувер является настоящим основателем кабацкого стиля в нидерландской живописи XVII века. А принять его необходимо ибо не было волшебника красок более чарующего, не было виртуоза более умелого, фантаста более изобретательного, нежели он. Но всего не перечтешь. Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм.
Где происходят его сцены — зачастую трудно сказать. Абсолютно зато ясным представляется Кейп на картинеЗакат солнца (В наст.