Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Флоренция. И это напоминает поединок за новорожденную.
Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 471 день. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ).
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова".
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. И все же это так.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. 1 ВЕНЕРА. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Но это правда. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Дивную богиню повели на Олимп. Дерево, темпера. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).
До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Сандро родился в семье кожевника. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Западный ветер Зефир, который находится в левой части вместе с женой Флорой, бережно доставляет Венеру в раковине к берегу, где ее встречает грация. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Умер Боттичелли в безвестности. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. События эти так потрясли мастера, что он отошел от дел и в скором времени обнищал настолько, что если бы не помощь Медичи, он мог бы умереть с голоду. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Варнавы работы Боттичелли). Галерея Уффици.
И эта поза и мягкая линия бедра и целомудренный жест рукой и мечтательный взгляд и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Она не стоит, а парит. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. Капли крови Урана упали в море и образовали пену из которой и родилась стоящая на раковине Венера. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Его дыхание наполняет ветер цветами. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 471 день. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. «Легенды и мифы Древней Греции»).
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
В мифе события разворачивались стремительно. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.
Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи – первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Италия.
В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры). В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты».
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Возрождение. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Образ Венеры – очень мощный и запоминающийся, постоянно отражающийся в современной культуре. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Что же.
В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Громко приветствовали её боги.
Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Тем не менее, остаётся весьма вероятным, что эта картина Боттичелли была заказана для какой-то загородной резиденции. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Богиня возникла из морской пены. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. 203 x 314 см. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Особую прелесть придает картине то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ – от нимф до богинь. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. «Рождение Венеры» (итал. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано.