Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Рококо – художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие.
Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Он не скрывает театрального приема в композиции.
создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
стиль Людовика XV. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Перед камином — каминный экран, столик, кресла. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Ножки мебели выгнуты изящной линией. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных.
Чаще всего у него встречаются сюжеты типа Компания в парке, Пастораль, Купание, Ловцы птиц. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). И здесь рококо ждало открытие.
Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Обвивая обрамления зеркал, филенок, атектоничный сам по себе, такой орнамент еще более маскирует тектонику архитектуры, которая и без того ослаблена скругленными углами стен и падугами. Налицо повальное увлечение т. н.
Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. в Майссене). В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.
Изящностью отделки и тонкостью прорисовки орнаментов он превосходит все известные образцы французского Рококо. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий). Мебель эпохи рококо очень изящна.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу реачиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. пустяк, безделушка). Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса).
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. по документу из РГИА). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа).
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Лепной орнамент рокайля в технике стукко обычно оставляют белым с частично вызолоченными деталями. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй.
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Иллюзия торжествует. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. В 1750-х гг.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Интересным фактом является прием использования в интерьерах рококо китайских мотивов, живописи, предметов декора, в частности посуды. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи.
Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Сюжет пьесы сводится к следующему. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Картелль (франц. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной некоторой расплывчатости и вялости стиля. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. — Нескромные сокровища Д. Дидро.
Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям. Рококо смакует фантастику и экзотику, как пряную приправу к обыденности, наскучившей им, любуется ими, как пышной декорацией, которая соткана из причудливых арабесков. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр.
Особую роль стали играть зеркала. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль».
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения.
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
Были легализованы откровенно эротические сюжеты — натурщицы в вызывающих позах, лишь слегка замаскированные с помощью малозначащих атрибутов под Диан и Венер. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Вот таким образом и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение – странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное сокращенно-иронично – "рококо". На полу — ковер мануфактуры Обюссон. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства.
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Его использовали с негативным оттенком. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
(см. Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. по документу из РГИА). План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини.
Так изменились критерии физической красоты. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся).
Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет). В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. в Петербурге. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ).
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов.
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Приложение 5). Но удивительная гармония красок и мастерство исполнения позволили Шардену показать материальную сущность предметов, сделать их осязаемо реальными. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. К тому же сама падуга с десюдепортами, весьма неудобного формата для живописца, усложнена множеством рокайлей. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1.
А. С. (см. Приложение 7). В России в начале XIXв. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало. Меняется и формальный строй его работ.
Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
китайщиной – шинуазери (от фр. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка, не столь торжественного. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Музей изобразительных искусств им.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Существуют сведения о том, что в XVIIIв. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. С началом нового, XVIII столетия абсолютно очевидно обозначился процесс разложения французской совершенной монархии. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
ниже). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Остров Цитера обретает космические очертания.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. Под него надевали камзол.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. На карманах— огромные клапаны.
Приложение 3). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Так родилось название нового стиля. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Еще В. В.
(иллюстрации см. Модным словом становится bagatelle (фр. Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. – рококо в его французском варианте, т. е. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Архитектор французского Неоклассицизма Ж. Ф. Блондель Младший употреблял слово rocaille в 1770-хгг. Мейссонье. На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз.
Декор расставляется в пространстве гармонично, не перегружая какой-то один угол или сегмент комнаты. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. В 1721г. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв.
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»).
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля.
Античные буколики — сцены пастушеской жизни — превратились в обычные сюжеты соблазнения: пастухи и пастушки, одетые в пышные бальные наряды, среди цветов и барашков заняты чтением игрой на свирели. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Чаще всего художник писал знатных лиц. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Приложение 6).
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Фрагонар. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Меняется и формальный строй его работ. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло.
Приложение 8). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В жанровом разнообразии, которое проявилось в стиле живописи рококо, особенно выделялись натюрморт, портрет, бытовой жанр и пейзаж.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. В одном ряду с эротическими произведениями живописи и графики можно поставить и многие изделия малых форм. Но теперь её форма резко изменилась.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры искусство обнаружило тягу к психологии своих героев их чувствам и переживаниям. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Разнообразие предметов мебели в стиле рококо велико – это и диванчики, табуреты, стулья с высокими спинками, кресла, кровати, кушетки и скамейки. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра.
В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. mise-en-abme — положения в бесконечности). Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Roc). На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.
Французские мастера внесли не самый значительный, но необходимый компонент в формирование оригинального стиля петровского барокко первой четверти XVIIIв. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Приложение 8). Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Испытал сильное влияние А. Ватто.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Поэты не мыслят о вечности вовсе, о мраморе и бронзе из которых поэты-классики высекли свои поэтические монументы. Фрагонара). Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. ниже). Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
Приложение 6). Кроме фарфора— в моде серебро. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. А. С. Пушкин, великий классик и запоздалый романтик, увлекался в молодые годы скабрезными стихами Э. Парни. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. С 1759г. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Стилю Рококо 1730—1740-хгг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. На рукавах были широкие обшлага. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники.
chinoiserie – китайщина). Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV, скончавшегося в 1715 г. искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Но однажды, когда Венера отлучилась, отправившись на свидание к Адонису, бог войны Марс наслал на остров войско диких скифов. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Одна из нимф предложила скифскому царю пронзить ее сердце, но он, сам сраженный ее прелестями, выронил из рук оружие. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц.
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг.
bagatelle — безделица, пустяк). Стены оформляются деревянными панелями. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года.
ниже). 1709). Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Видным художником является Пьетро Лонги. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх, Сатир и нимфы из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи история любви Аполлона и Клитни, гедонические и любовные мотивы из античной мифологии.
Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г. (см. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. В 1754г. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Приложение 6). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
В 1736г. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. (иллюстрации см. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. Однако до середины XIXв. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Реалистично и живо повествующая о XVIII в. и людях, живших в эту эпоху, картина предвосхитила появление реалистического искусства во Франции.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. 1767). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Приложение 1). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Ланкре. На рубеже XVIII-XIX вв.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). (до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Мебель изящна и легка. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность.
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. по документу из РГИА). Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. cartel – карта, свиток бумаги). Есть только настоящее, без прошлого и будущего.
Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Основное его призвание – небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Чаще всего художник писал знатных лиц. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Жесты и движения персонажей сохраняют театральную и ставшую уже банальной наивно-влюблённую щепетильность. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. В 1726г. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Женщина стала главным объектом искусства. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Рококо – стиль, основанный на детали. За стилем барокко следует стиль рококо.